Методическая разработка урока на тему"Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных" В конспекте урока даны цели урока, формируемые УУД, оборудование, этапы урока: оргмомент, минутка чистописания, актуализация знаний, формулировка целей урока и задач, повторение алгоритма правописания безударных падежных окончаний имен существительных, закрепление и систематизация знаний, рефлексия.
Русский язык 4 класс Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.docx
Тема: « Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного
числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»
Цель урока: знакомство с таблицей падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения
единственного числа и способами проверки безударных падежных окончаний имён
существительных
Формируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий, анализ, сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам, синтез;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия, оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал на
карточках для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями для работы в
группах, сундук «мудрости», конверты с заданиями
Предупредительный диктант (текст размножен).
Прочитайте текст, найдите ошибки в написании окончаний имён существительных. Докажите
правильность своего рассуждения.
Когда мы приблизились к дому, солнце уже садилось за деревней. И сразу пропали тени, которые
до этого бежали впереди нас. На озере засверкала золотая дорожка. Она тянулась от света огней,
которые зажглись в деревни. По этой золотой дорожки и приплыли мы к дому.
Образец ответа.
На озере (2е скл, П. п.): 1) проверяю по таблице – окончание –е; 2) подставляю проверочное
слово корабль – на корабле.
После исправления ошибок текст записывается под диктовку.
Ход урока
I Орг.момент
Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Привет, сосед, улыбнись мне в ответ,
Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших
пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
К нам пришли гости. Я вас прошу не стесняться, работать активно, не бойтесь ошибиться,
помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, права на ошибку имеет каждый.
II Минутка чистописания
Записываем в тетради число, классная работа. Чистописание.
Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о. Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:
Прочитайте.
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове
«сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без
постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное
значение, читаются поразному, а пишутся одинаково)
III Актуализация знаний
(об имени существительном, как части речи)
1. Интеллектуальная разминка.
Отвечаем очень быстро!
Вопросы:
Что называется именем существительным?
Как изменяется имя существительное?
Что значит просклонять имя существительное?
Какие существительные относятся к 1 склонению?
Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Какие существительные относятся к 3 склонению?
Вопросы родительного падежа …
Предлоги к, по относятся …
О ком? о чём? – это вопросы …
Вопросы творительного падежа …
Молодцы!
IV. Формулировка цели урока и постановка учебных задач
Что мы изучали на предыдущих уроках?
Чем сложна эта тема?
Какие безударные гласные вызывают сомнения в написании и в каких падежах?
(Сомнения вызывают безударные гласные е, и в родительном, дательном и предложном падежах)
Из этого следует, что окончания е, и в безударных окончаниях Р.п., Д.п., П.п надо проверять
Прочитайте словосочетания. На какие группы можно разделить эти словосочетания? (С именами
сущ. 1, 2, 3 скл). Назовите окончания.
Вспоминать о лет., пригодится в жизн., учиться грамот.,
появились на неб., прожить до старост., сидеть на скамейк..
Так какова же цель нашего урока? (обобщить знания о правописании падежных окончаний имён
существительных, научиться без ошибок писать безударные падежные окончания имен
существительных в единственном числе и способах их проверки)
Сформулируйте учебные задачи:
учиться ставить имя существительное в начальную форму;
научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в
разных падежах;
научиться подбирать словопомощник с ударным окончанием для проверки правильности
написания
V. Повторение алгоритма правописания безударных падежных окончаний.
Сколько способов проверки безударных падежных окончаний существует в русском языке?
(2 способа)
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
1й способ По таблице окончаний:
2й способ
По опорным словам:
1 склонение – луна, земля
2 склонение – конь, окно
3 склонение – печь, степь
– Теперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён
существительных. Есть желающие ответить?
(Обобщение после ответов учащихся)
Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени
существительного?
Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных
1. Поставлю ударение в слове
2. Если окончание ударное, то:
Написание соответствует произношению
3.Если безударное окончание, то:
Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
Подбираю словопомощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по
таблице
Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице
Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий.
Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в парах и группах.
VI Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах
Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать?
(Повторение правил работы в группе)
Умей выслушать своего товарища.
Высказывай своё мнение тихо
Помоги тому, кому трудно
Высказать своё мнение должен каждый
1 задание
Спишите. Вставить пропущенные буквы в окончаниях.
Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан…, выросли в теплиц…, букет черёмух…, ходит без
обув…
Раздал по горстк…, шов на плать…, забота о брат…, подарок для матер…, по законам чест… и
совест…
VII. Физминутка
– Внимательно послушайте слова, которые я буду называть. Если назову слово с ударным
окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если назову
слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключом, с багажом, со шприцем, в зоопарке, на юге, на реке, о труженике, над землёй,
о герое, в тумане, у окна, на барабане, о львенке, в степи, к корове, у рощи
2.Работа в группах.
Откройте конверт, который лежит на столе у каждой группы. Выберите то задание, которое вы
будете выполнять. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте
соответствующие записи в тетрадях.
Задания
(разного уровня сложности): 1. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите
окончания у этих существительных и определите падеж.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)
2.
Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите
падеж.
На ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на
западе пустын…
3. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные
буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й.
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из
других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами
на экране и т. д.)
VIII. Рефлексия.
– Вспомним, какие задачи ставились на уроке.
– Достиг ли наш урок желаемых результатов?
Как помогут, полученные знания, в жизни? (ответы)
Какое задание на уроке было самым интересным?
Я работал(а) с _____________________________ настроением.
Я испытывал затруднения, когда (в чём) .
Сегодня свою работу вы будете оценивать сами.
– Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок?
(Этим детям можно поставить «5»)
Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает «4»,
а те, кто работал мало и допустил много ошибок — «3».
Выставление оценок за урок
IX. Домашнее задание
Методическая разработка урока
Методическая разработка урока
Методическая разработка урока
Методическая разработка урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.