Дополнительная образовательная программа "Калейдоскоп наук"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Дополнительная образовательная программа "Калейдоскоп наук"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
docx
математика +2
4 кл
19.02.2020
Дополнительная образовательная программа "Калейдоскоп наук"
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Калейдоскоп наук.docx

 

 

 

 

 

 


Дополнительная образовательная программа

«Калейдоскоп наук»

 

 

 

 

 

 

Срок реализации -  1 год (8, 5 месяцев)

Возраст обучающихся -  10-11 лет

Количество часов в неделю - 1 час

Количество часов в год -  34 часа

 

 

 

 

Нижний Новгород

2017 год

 

Пояснительная записка

          Дополнительная образовательная программа курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.

 Новизна данной дополнительной образовательной программы: развитие творческого воображения методами «мозгового штурма» и «придумывания».

Метод придумывания – это способ создания неизвестного воспитанникам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Воспитанников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Дополнительная образовательная  программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку, окружающему миру (ФГОС НОО). Реализация дополнительной образовательной программы «Калейдоскоп наук» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы, диктанты и т.д. На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.

Цель: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.

Задачи программы:

обучающие:  формирование общеинтеллектуальных умений; углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру; создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие: формирование и развитие логического мышления; развитие речи и словарного запаса учащихся; развитие внимание, памяти;

воспитательные: формирование положительной мотивации к учению; формирование умение работать в группе.

Место курса во внеурочной деятельности

        Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 45 мин.

Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах. В рамках кружка по подготовке к ВПР предусмотрена оценка сформированности УУД.

Планируемые результаты освоения

дополнительной образовательной программы «Калейдоскоп наук»

Личностные УУД

Будут сформированы:

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности;

·         учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;

·         способность к оценке своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

·         осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

·         ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·         основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·         осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·         проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·         устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

·         строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·         обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

·         владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         задавать вопросы;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

Блок «Математика»

Обучающиеся научатся:

·         устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

·         группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

·         читать, записывать и сравнивать величины;

·         выполнять письменно действия с многозначными числами;

·         выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

·         выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

·         устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

·         решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

·         измерять длину отрезка;

·         вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

·         сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

·         интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Получат возможность научиться:

·        находить неизвестный компонент арифметического действия

·        выбирать наиболее эффективный способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        контролю и оценке процесса и результатов деятельности

·        анализу объектов в целях выделения признаков;

·        синтезу, в том числе самостоятельному достраиванию с восполнением недостающих компонентов;

·         выбору оснований и критериев для сравнения;

·        подведению под понятие, выведению следствий;

·        установлению причинно-следственных связей;

·         построению логической цепи рассуждений.

Блок «Русский язык»

Обучающиеся научатся:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами;

• применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Получат возможность научиться:

·        поиску и выделению необходимой информации;

·         структурированию знаний;

·        осознанному и произвольному построению речевого высказывания в письменной форме;

·         смысловому чтению, осмыслению цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели.

 

Блок «Окружающий мир»

Обучающиеся научатся:

·         узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·         описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

·         сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·         проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

·         обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·         определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·         узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.

Получат возможность научиться:

·         извлечению необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

·         определению основной и второстепенной информации;

·         моделированию, преобразованию модели;

·         умению выделить нравственный аспект поведения;

·          различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·          находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу

 

После изучения курса дополнительной образовательной программы обучающиеся научатся:

- формулировать тему занятия;

- найти и выделить необходимую информацию, используя разные источники;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- осмыслить цель чтения;

- анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

- выбирать основания для сравнения;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказательств;

- выдвигать гипотезу;

- самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.

При изучении курса дополнительной образовательной программы обучающиеся получат возможность научиться:

- овладеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- использовать основные приемы мыслительной деятельности;

- самостоятельно мыслить и творчески работать.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением. Для занятия необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребёнку необходимо иметь: рабочие тетради по подготовке к ВПР: окружающий мир, русский язык, математика, ручка, линейка, простой карандаш.

Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.

Формы подведения итогов: выполнение ВПР.

 

Тематическое планирование

Русский язык

№ п/п

Разделы. Темы занятий.

Количество часов

Теория/практика

Пособие «Готовимся к Всероссийской проверочной работе».

1.

Фонетика. Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ.

1/1

Раздел «Звуки и буквы» (с. 5-7) Мини-работа 1 (с. 8)

2.

Словообразование. Состав слова. Форма слова. Родственные слова.

1/1

Раздел «Состав слова» (с. 9-11) Мини-работа 2 (с. 12)

3.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические признаки различных частей речи. Разбор слова как части речи.

1/1

Раздел «Части речи» (с. 17-18; №№ 1-4) (с. 18-19; №№ 5-9) Мини-работа 4 (с. 2-23) (с. 20; №№ 10-13) (с. 21; №№ 14-17)

4.

Орфография и пунктуация. Решение орфографических задач. Корневые орфограммы. Орфограммы в других частях слова.

1/1

«Орфография и пунктуация» (с. 32 – 37)

5.

Синтаксис. Предложение. Словосочетание. Вид связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор предложений.

1/1

Раздел «Словосочетание. Предложение» (с. 24-29; №№ 1-18) (с. 29; №№ 19-22) Мини-работа 5 (с. 30-31)

6.

Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь.

1/1

Раздел «Лексическое значение слова» (с. 13-14) Мини-работа 3 (с. 15-16)

7.

Развитие речи. Тема. Главная мысль текста. План текста. Языковые средства. Нормы речевого этикета. Мини-сочинения. Сочинения по картине.

1/1

Раздел «Развитие речи» (с. 41-45) Мини-работа 7 (с. 46-49)

 

Итого

14 часов

 

 

Математика

№ п/п

Разделы. Темы занятий.

Количество часов

Пособие «Готовимся к Всероссийской проверочной работе».

1.

Числа и величины. Нумерация многозначных чисел. Классификация многозначных чисел. Разрядный и десятичный состав многозначных чисел.

1/1

Раздел в тетради «Числа и величины» Тренировочные задания: №№ 1-5 (1.1) №№ 6-11 (1.2) №№ 12-15 (1.3) №№ 16-21 (1.4) Мини-работа 1
(1.1, 1.2, 1.3, 1.4)

2.

Арифметические действия. Анализ числовых выражений. Преобразование числовых выражений. Применение правил порядка выполнения действий.

Вычислительные умения и навыки.

1/1

Раздел в тетради «Арифметические действия «Тренировочные задания: №№ 1-6 (2.1) №№ 7-12 (2.2) №№ 13-16 (2.3) №№ 17-22 (2.4) №№ 23-26 (2.5) Мини-работа 2
(2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5)

3.

Работа с текстовыми задачами. Решение арифметических задач с величинами. Практические ситуации. Решение арифметических задач разными способами.

1/1

Раздел в тетради «Работа с текстовыми задачами «Тренировочные задания: №№ 1-7 (3.1) №№ 8-12 (3.2) №№ 13-17 (3.3) Мини-работа 3 
(3.1, 3.2, 3.3)

4.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Плоские и кривые поверхности. Плоские и объемные фигуры. Конструирование.

1/1

Раздел в тетради «Пространственные отношения. Геометрические фигуры «Тренировочные задания: №№ 1-5 (4.1) №№ 6-8 (4.2) №№ 9-11 (4.3) №№ 12-16 (4.4) №№ 17-18 (4.5) Мини-работа 4
(4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5)

5.

Геометрические величины. Соотношение единиц длины, массы, площади. Действия с величинами. Решение задач.

1/1

Раздел в тетради «Геометрические величины «Тренировочные задания: №№ 1-5 (5.1) №№ 6-13 (5.2) №№ 14-16 (5.3) Мини-работа 5 
(5.1, 5.2, 5.3)

6.

Работа с информацией. Моделирование. Перевод графической модели в символическую. Перевод символической модели в графическую. Схематическая модель. Работа с диаграммой.

1/1

Раздел в тетради «Работа с информацией «Тренировочные задания: №№ 1-5 (6.1) №№ 6-9 (6.2) №№ 10-12 (6.3) Мини-работа 6
(6.1, 6.2, 6.3)

 

Итого

12 часов

 

 

Окружающий мир

№ п/п

Разделы. Темы занятий.

Количество часов

Пособие «Готовимся к Всероссийской проверочной работе».

1.

Человек и природа. Путешествия – источник знаний. Земля – планета Солнечной системы

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю. Объекты и явления живой и неживой природы. Природные зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Природные сообщества.

2/1

Раздел в тетради «Человек и природа» «Тренировочные задания» с. 4-41 №№ 1-7 Мини-работы (1-7)

Обучающие проверочные работы

2.

Человек и общество. Государственная символика. Российская Федерация. СССР. Российская империя. Важные исторические события.

2/1

Раздел в тетради «Человек и общество» «Тренировочные задания» с. 43-54 №№ 8-9 Мини-работы (8-9) Обучающие проверочные работы

3.

Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни. Организм человека. Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения в общественных местах, в природе.

1/1

Раздел в тетради «Правила безопасной жизни» «Тренировочные задания» с. 58-61 №10 Мини-работа (10) Обучающие проверочные работы

 

Итого

8 часов

 

Итого 34 часа

 

Список использованных источников

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);

3 Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

4 Подготовка к Всероссийской проверочной работе. Итоговые тесты за курс начальной школы. Л. С. Ольховая, Н. М. Резникова, Е.Ю. Сухаревская.

 5 Готовимся к Всероссийской проверочной работе. РТ по окружающему миру. М. Ю. Демидова. Москва «Просвещение»

6 Готовимся к Всероссийской проверочной работе. РТ по русскому языку. М. И. Кузнецова. Москва «Просвещение»

 7 Готовимся к Всероссийской проверочной работе. РТ по математике. О. А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Москва «Просвещение»

8 Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова, К. А. Краснянская и др.

9 Итоговая аттестация за курс начальной школы по окружающему миру. Е. Г. Каткова.

10 Итоговая аттестация за курс начальной школы по русскому языку. И. В. Щеглова.

11 Итоговая аттестация за курс начальной школы по математике. Л. А. Иляшенко.

12 Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная образовательная программа «Калейдоскоп наук»

Дополнительная образовательная программа «Калейдоскоп наук»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время

Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 10-11 лет

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 10-11 лет

Познавательные УУД Обучающиеся научатся: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации…

Познавательные УУД Обучающиеся научатся: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации…

Предметные результаты Блок «Математика»

Предметные результаты Блок «Математика»

Получат возможность научиться: · находить неизвестный компонент арифметического действия · выбирать наиболее эффективный способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · контролю и оценке…

Получат возможность научиться: · находить неизвестный компонент арифметического действия · выбирать наиболее эффективный способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · контролю и оценке…

Получат возможность научиться: · поиску и выделению необходимой информации; · структурированию знаний; · осознанному и произвольному построению речевого высказывания в письменной форме; · смысловому чтению,…

Получат возможность научиться: · поиску и выделению необходимой информации; · структурированию знаний; · осознанному и произвольному построению речевого высказывания в письменной форме; · смысловому чтению,…

Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края

Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края

При изучении курса дополнительной образовательной программы обучающиеся получат возможность научиться: - овладеть навыками поисковой и исследовательской деятельности; - использовать основные приемы мыслительной деятельности; - самостоятельно…

При изучении курса дополнительной образовательной программы обучающиеся получат возможность научиться: - овладеть навыками поисковой и исследовательской деятельности; - использовать основные приемы мыслительной деятельности; - самостоятельно…

Теория/практика Пособие «Готовимся к

Теория/практика Пособие «Готовимся к

Математика № п/п

Математика № п/п

Мини-работа 4 (4.1, 4.2, 4.3, 4

Мини-работа 4 (4.1, 4.2, 4.3, 4

Человек и природа . Путешествия – источник знаний

Человек и природа . Путешествия – источник знаний

Готовимся к Всероссийской проверочной работе

Готовимся к Всероссийской проверочной работе
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей