Урок в 5 классе "умножение десятичных дробей"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 16.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока
Иконка файла материала 5 класс урок умножение публикация.docx

 

Тема урока: Умножение десятичных дробей

Дидактическая цель урока: планируется, что по итогу урока ученики будут знать, алгоритм умножения десятичных дробей. Будут обладать практическими навыками в выполнении данных действий.

Форма урока: урок – открытие нового знания.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе PowerPoint, проектор.

Опорные знания: умножение натуральных чисел, запись и чтение десятичных дробей, сложение и вычитание десятичных дробей, перевод из одних единиц измерения в другие, умножение и деление на 10, 100 и тд.

Цель урока: ученики должны освоить алгоритм умножения десятичных дробей.

Структура урока:

1.                 Актуализация опорных знаний;

2.                 Создание мотивации;

3.                 Постановка и решение проблемной задачи;

4.                 Введение новых понятий;

5.                 Закрепление полученных знаний, путем решения задач;

6.                 Формулирование выводов и результатов урока.

Подготовка к уроку: в начале урока раздать детям листы самооценивания (табл.1), лист с заданием на повторение (табл. 2) и чеки (рис.1).


 

Актуализация опорных знаний:

Учитель просит ответить на вопросы и решить задания (после каждого задания дети заполняют лист самооценивания (табл.1)).

Устный счет

(2б)

Заполнение схемы

(2б)

Решение задачи с чеком

(3б)

Задание для отработки

(4 б)

 

 

 

 

Табл. 1

1.                 Для отработки устного счета, рассмотрим математический фокус:

1.1.Выберите число от 2 до 10;

1.2.Найди произведение выбранного числа и двух;

1.3.Прибавь к результату 5;

1.4.Умножь результат на 50;

1.5.Найди сумму полученного числа и 1774;

1.6.Если в этом году у тебя уже был день рождения, то прибавь 1, если нет, то не прибавляй;

1.7.Из полученного результата вычти свой год рождения;

1.8.Получилось трехзначное число. Первая цифра – та, что ты выбрал в начале, а две оставшиеся – твой возраст!

2.                 Давайте вспомним, что мы уже умеем делать с десятичными дробями? Для этого посмотрите на лист с заданием и заполните таблицу (нужно соотнести действие, правило для действия и пример (см. табл. 2).

Правило

Действие

Пример

1)Уровнять, если нужно, у дробей число десятичных знаков, приписав нули справа;

1)  Отбросив запятую, сравнить полученные натуральные числа

Умножение десятичной дроби на натуральное число

6,78 + 1,0002 = 7, 7802

1)  Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

2)  Уравнять количество знаков после запятой;

3)  Выполнить сложение или вычитание, не обращая внимания на запятую;

4)  В результате поставить запятую под запятой.

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

5,6 ≈ 6

1)  К цифре этого разряда добавить 1, если справа от нее стоит цифра 5,6,7,8,9;

2)  Оставить цифру без изменения, если справа от нее стоит 0,1,2,3;

3)  Все следующие за этим разрядом цифры заменить нулями в целой части, а в дробной отбросить.

Сложение и вычитание десятичных дробей

5,67 <  7,5

1)  Умножить дробь на натуральное число, не обращая внимания на запятую;

2)  В результате отделить запятой справа столько цифр, сколько их было после запятой в дроби.

Округление десятичных дробей

2,92 : 4 = 0,73

1)  Делить дробь так же, как натуральное число на натуральное число;

2)  В частном поставить запятую сразу, как только кончится деление целой части.

Сравнение десятичных дробей

89,2  • 6 = 535,2

????????????

Деление десятичной дроби на натуральное число

5,6 • 3,4 = ????

Табл. 2

 

3.                 Вы заметили, что на листах остались знаки вопросов, как вы думаете, что они означают? (Дети озвучивают тему занятия).

4.                 Тема занятия «Умножение десятичных дробей». Озвучьте нашу цель.

 

Постановка и решение проблемной ситуации

Вы с родителями часто ходите в магазин, после оплаты товаров вам выдают чек, бумажный или электронный. Представьте, что мы с вами тоже сходили в три магазина, нам дали три чека, но оказалось, что один из них с ошибкой. Как нам узнать, в каком магазине пробили товар неверно? Рассмотрите чеки, которые лежат перед вами (рис. 1), подумайте, как мы можем найти ошибку?

КАССОВЫЙ ЧЕК №1

 

ЯБЛОКИ (ЦЕНА ЗА КГ)

70.30 0.600       =       42.18

 

БАНАНЫ (ЦЕНА ЗА КГ)

55.20 • 0.550    =   30.36

 

ГРУША (ЦЕНА ЗА КГ)

134.50 • 0.520    = 69. 94

 

КАССОВЫЙ ЧЕК №2

 

ЛУК (ЦЕНА ЗА КГ)

7.30 0.300       =       2.19

 

ВИНОГРАД (ЦЕНА ЗА КГ)

195.50 • 0.320    =   62.56

 

АПЕЛЬСИНЫ (ЦЕНА ЗА КГ)

125.00 • 0.530    = 66. 25

 

КАССОВЫЙ ЧЕК №3

 

ОГУРЦЫ (ЦЕНА ЗА КГ)

41.90 0.400       =       16.76

 

ПОМИДОРЫ (ЦЕНА ЗА КГ)

78.80 • 0.200    =   14.96

 

МАНДАРИНЫ (ЦЕНА ЗА КГ)

167.90 • 0.700    = 117.53

 

ИТОГ                          = 142.48

ИТОГ                         = 131.00

ИТОГ                           = 149.25

Рис. 1

 

 

Учитель задает наводящие вопросы:

1.                 Как вы думаете, в чем могла быть ошибка?

2.                 Что нужно сделать, чтобы проверить итог чека?

3.                 Как определяется стоимость овощей и фруктов?

4.                 В чем у нас возникла трудность?


 

Этап моделирования

Давайте подумаем, первое число на чеке показывает сколько стоит один килограмм продукта, а второе, это вес данного продукта в килограммах. И чтобы вычислить стоимость продукта, эти числа перемножают. (Учащиеся выдвигают предположение, что мы можем перевести килограммы в граммы, и использовать правило умножения десятичной дроби на натуральное число). Но не забывайте, что если увеличили в несколько раз число, то мы должны и уменьшить его потом в это же количество раз, чтобы равенство было верным.

Ученики выполняют перевод и получают:

1.     70,30 • 0,600 = 70,30 • 600 : 1000 = 42,180;

2.     55,20 • 0,550 = 55,20 • 550 : 1000 = 30,36;

3.     134,50 • 0,520 = 134,50 • 520 : 1000 = 69,94.

Сравним, что мы получили:

1)    70,30 • 0,600 = 42,180 и 70,30 • 600 = 42180;

2)    55,20 • 0,550 = 30,36 и 55,20 • 550 = 30360;

3)    134,50 • 0,520 = 69,94 и 134,50 • 520 = 69940.

Посмотрите на оба примера, что вы заметили?

У кого – то появились идеи, как умножать десятичные дроби?

Учащиеся составляют алгоритм умножения десятичных дробей.

Сравниваем алгоритмы, полученные в парах, проводится обсуждение, проверяем его работу на конкретном примере.

Результатом обсуждения является алгоритм умножения десятичных дробей.

На этапе моделирования ученики могут приводить неверные алгоритмы, учитель должен быть готов правильно намекнуть им на ошибочный алгоритм, например, в случае, если ученики запутаются с постановкой запятой, учителю следует показать на примере проверки неправильность их действий.