Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
физика
9 кл
10.02.2017
Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"
Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока, посвящённого изучению явления электромагнитной индукции, которая отвечает всем требованиям ФГОС, хотя в 9 классе этого ещё требуют. Урок проводится с использованием разных форм работы,в том числе фронтальной и групповой экспериментальной работы. На уроке обобщаются знания о свойствах магнитного поля и их практическом применении, используется проблемное обучение.технологическая карта урока-обобщения знаний о свойствах магнитного поля.
технологическая карта урока.doc
Технологическая карта урока  Предмет: физика Уровень образования: базовый Тема: «Явление электромагнитной индукции» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Форма проведения урока: комбинированный урок ­ практикум Дата проведения: 07.02.2017 Участники: учащиеся 9 класса Учитель: Шеенкова М.А. УМК:  составитель Г.Г.Телюкова­ Волгоград.: Учитель, 2013 год. 2.УЧЕБНИК­.А.В.Перышкин,   Е.М.Гутник   «Физика­9»,учебник   для   общеобразовательных   учебных   заведений.   Москва «Дрофа» , 2002 год.   1.  РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИКЕ   ДЛЯ   7­9   КЛАССОВ   ПО   УЧЕБНИКАМ   А.В.ПЁРЫШКИНА,   Е.М.ГУТНИКА/   автор­ Цель:  формирование знаний о явлении электромагнитной индукции,  опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока, повышение мотивации изучения предмета путём показания практической направленности и разнообразия окружающего мира. Задачи урока: 1. Образовательные: восприятие учащимися и осознание нового учебного материала о явлении электромагнитной индукции, понимание свойств магнитного поля. 2.Воспитательные:    показать научную и практическую важность великого открытия    М. Фарадея. 3. Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности,   анализ,   синтез,   способность   наблюдать,   делать   выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты. Оборудование к уроку:  катушка индуктивности, полосовые магниты, магнитные стрелки, гальванометр, провода  соединительные, постоянный магнит, изделия из разных материалов и сплавов (монеты, алюминиевые изделия,  стальная иголка, картон, пластмассовый стакан, спички, спиртовка. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:   Учащиеся  будут: знать основные понятия темы; понимать сущность явления электромагнитной индукции; в состоянии продемонстрировать данное явление и свойства магнитного поля. Основные понятия:    Магнитное   поле,  магнитная  линия,  магнитная   индукция,  сила   Ампера,  сила   Лоренца,  правила правой и левой руки, индукционный ток. Межпредметные связи: математика, русский язык, информатика, биология, химия. Ресурсы:  1.Е.М.   Гутник,   Е.В.Шаронина,   Э.И.   Доронина.   Тематическое   и   поурочное   планирование   к   учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник «Физика 9 класс», Москва «Дрофа», 2008. 2.О.И.Громцева, «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс», Москва, «Экзамен», 2012 г. 3. Л.А. Горев «Ззанимательные опыты по физике», МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1985 Г. 4. С.А.Тихомирова, «Дидактические материалы по физике 7­11 класс»,Москвак, «просвещение», 1996 г.  5.http://metodichkald.ucoz.ru/load/fizika/edinaja_kollekcija_cor_po_fizike/quot_edinaja_kollekcija_cor_quot_po_fizike_9_klass/ 6­1­0­10 Содержание учебного материала.  Деятельность  учителя  Технологическая карта урока Деятельность  обучающихся ФОУД Формирование УУД Коммен тарий,  приме­ чание Этапы урока Орг. момент Проверк а  домашне го  задания Проводит и оценивает письменный  опрос в рабочих тетрадях  в виде  физического диктанта. Проверка  правильности выполнения и оценивания  качества выполнения проводится с  помощью взаимопроверки. (приложение 1) Отвечают письменно в тетрадях на  вопросы Письменная фронтальная работа Работа в парах Осуществляют  Здоровается с учащимися, делит на 3  группы, размещает учащихся, сообщает  о теме урока, знакомит с планом урока. Уточняет значимость данного  учебного материала для успешного  прохождения итоговой аттестации, в том числе ГИА и ЕГЭ. Приветствуют  учителя, садятся,  слушают,  записывают тему  урока в рабочую  тетрадь. Фронтальная беседа Регулятивные: Принимают  познавательную цель и  сохраняют ее при  выполнении учебных  действий. Коммуникативные: Умеют  слышать, слушать и  понимать партнера, Познавательные: Осознанно и произвольно  строят речевые  высказывания в устной и  письменной форме. Критерии оценивания: количество  правильных ответов соответствует  оценке. взаимопроверку. Изучени е нового  материа­ ла. Просит предложить решение  следующих проблем:  1. В сосуд с водой, например в колбу,  уронили монетку. Как её достать, не  выливая воду, не замочив рук и других  предметов? 2.Используя оборудование, проводит  эксперимент по плану: 1. Подвесить стальную иглу над  спиртовкой. 2. При помощи магнита отклонить  иглу. 3. Зажечь спиртовку и нагревать иглу в пламени спиртовки. 4. Предлагает учащимся  размагнитить иглу, не касаясь её. 5. Нагревает её при помощи  спиртовки,  игла отпадает от  магнита. Наблюдают,  предлагают пути  решения проблемы,  анализируют,   формулируют  ответы. Проблемное  обучение. Кратковре­ менная  фронтальная  лабораторная работа Делают вывод: с  увеличением  температуры сталь  теряет свои  Регулятивные: Осознанно определяют  уровень усвоения учебного  материала. Коммуникативные: Умеют  представлять конкретное  содержание и представлять  его в нужной форме. Познавательные: .  Анализируют различия и  причины их появления Регулятивные: Самостоятельно  формулируют  познавательную цель и  строят действия в  соответствии с ней. Предвосхищают результат. Коммуникативные:  Описывают содержание  совершаемых действий и  дают им оценку. Закрепле ние.  1 этап. «Явление электром агнитной  индукции » После охлаждения игла вновь может  отклоняться магнитом.  Дает определение: Температура, выше которой сталь  теряет свои магнитные свойства,  называется температурой Кюри. Задаёт вопрос: Как вы думаете, в какие виды  превращается энергия магнитного поля,  при нагревании выше точки Кюри? Раздаёт указания к фронтальной  лабораторной работе: изучение явления  электромагнитной индукции при  относительном движении катушки и  постоянного магнита (приложение 2),  помещает на доску таблицу для  заполнения по результатам работы и  такие же таблицы находятся на столах у  учащихся. Демонстрирует опыты Фарадея,  используя современные приборы: 1.Вдвигает магнит в катушку, замкнутую на гальванометр; 2.Выдвигает катушку. 3.Меняет полярность магнита. 4.Изменяет скорость движения магнита  относительно катушки. 5.Перемещает катушку относительно  магнита. Напоминает, что ток полученный таким  магнитные свойства. Записывают в  тетрадь  определение. Ответ: в основном  энергия магнитного  поля превращается  во внутреннюю  энергию магнита. Наблюдают  возникновение  электрического  тока. Делают вывод, что  ток возникает  только в процессе  движения магнита  относительно  катушки.(или  катушки  относительно  магнита) Заполняют таблицу. Делают вывод:  индукционный ток  возникает тогда,  когда магнит  вдвигают в катушку, либо тогда, когда  Фронтальная лабораторная работа. Работа в группах. Письменная индивидуаль ная работа  с раздаточным материалом. Для  Антонов а А.  (ОВЗ)  текст  задания  другой  (прилож ение 5) Познавательные:  Осознанно и произвольно  строят речевые  высказывания в устной и  письменной форме. Регулятивные: Выдвигают гипотезу,  предлагают пути ее решения. Коммуникативные: Умеют  представлять конкретное  содержание и представлять  его в нужной форме. движется катушка, а магнит остаётся  неподвижным, т.е.  наблюдается  относительное  движение катушки и магнита. Величина  тока зависит от  скорости изменения  магнитного поля и  направление тока  зависит от  направления  магнитного поля. Применяют правила  правой и левой  руки. образом, называется индукционным, а  явление возникновения такого тока­  явлением электромагнитной  индукции. Предлагает заполнить таблицу и  сделать вывод, с использованием  учебника. Физкуль турная  минутка Предлагает встать, развернуться к доске и продемонстрировать ответы на  следующие вопросы (с использованием  наглядного материала): 1.Что означает точка? (к нам) 2.Что означает крестик? (от нас) 3.Ток в прямом проводнике направлен  вверх. Как направлены линии магнитной  индукции? (против часовой стрелки) 4.Как направлена сила Ампера со  стороны магнитного поля, если ток  направлен вправо, а магнитная индукция направлена вверх?(к нам) 5.Протон влетает вправо в магнитное  поле с индукцией направленной от нас.  Как направлена сила Лоренца? (вверх) Снятие физической и эмоциональн ой нагрузки с помощью физических упражнений. Познавательные:  Устанавливают причинно­  следственные связи в  конкретных ситуациях. Регулятивные: Принимают познавательную  цель и сохраняют ее при  выполнении учебных  действий.  Коммуникативные: Умеют  представлять конкретное Решение задач с избыточным количеством данных; Групповой эксперимент. После проведения  жребия из стоящего  на столах ( в  избытке)  оборудования  выбирают  необходимое,  проводят  эксперимент,  фронтально  проводят  и  объясняют его. Закрепле ние  2 этап.  «Свойст­ ва  магнит­ ного  поля» Предлагает после жеребьёвки  провести групповой эксперимент с  помощью стоящего на столах  оборудования: продемонстрировать и  доказать следующие свойства  магнитного поля (приложение 3): 1.Зависимость сил магнитного поля  от расстояния. 2.Существование ориентирующего  действия магнитного поля. 3.Одноимённые полюса магнитов  отталкиваются, а разноимённые  притягиваются. 4. Магнитное поле действует на  ферромагнетики. 5. Магнитное поле не действует на  диамагнетики. 6. Монеты изготавливаются из сплавов с  разными магнитными свойствами. Демонстрирует опыт: По взаимодействию постоянного  магнита и спички. (До сожжения  серной головки спичка не  притягивалась к магниту, а после­  притягивается). Почему? Какие изменения  произошли со спичкой?  Делают вывод о  том, что  химические  реакции и  нагревание могут  привести к  Проблемное обучение. содержание и представлять  его в нужной форме. Познавательные:  Устанавливают причинно­  следственные связи в  конкретных ситуациях. Регулятивные: Выдвигают  гипотезу, предлагают пути  ее решения. Ставят и  реализуют учебную задачу.  Составляют план и  последовательность  действий при выполнении  лабораторной работы. Коммуникативные: Учатся  эффективно сотрудничать в  группе: распределяют  функции и обязанности в  соответствии с  поставленными задачами и  индивидуальными  С целью  оптими­ зации  учебно­ го  процес­ са и  сокраще ния  затрачен ного  времени  каждая  группа  выполня ет  только  по 2  задания,  затем   фрон­ тально  демонст рирует  результа ты. (химическая реакция­горение) К чему это привело? (к изменению магнитных свойств) Предлагает решить проблему? изменению  магнитных  свойств вещества. возможностями. 2.Как притянуть картон и  пластиковый стакан  к  постоянному магниту?  (расположить между ними и  магнитом ферромагнетик,  например монетку) Рефлекси я Предлагает выполнить задание  «Восстановите текст» (текст с пропущенными словами  находится на столе у каждой группы) Предлагает устно закончить фразы: Сегодня я узнал, что… Сегодня было…(интересно, сложно) Выполняют задание,  сдают работы  учителю. Отвечают на  вопросы учителя.  Индивидуаль ная письменная работа с текстом. Подни  мают  руки,  если  соглас­ ны с  выражен ием. Познавательные:  Ориентируются и  воспринимают тексты  научно – публицистического  стиля. Регулятивные: Выделяют и  осознают то, что уже  усвоено, на каком уровне,  намечают пути устранения  пробелов.  Коммуникативные: Умеют  представлять конкретное  содержание и представлять Записывают  домашнее задание,  выставляют оценки  за физический  диктант в дневник. Итог  урока 1.Задаёт домашнее задание: 1.§49 изучить, ответить устно  на  вопросы к параграфу, подготовиться  к лабораторной работе № 5.(для  всех) 2. Используя Интернет,  подготовить сообщения на  следующие темы (приложение 6):  1) «Действие магнитного поля на  живые организмы» (Морозов А.) 2) «Применение магнитного поля в  медицине и технике» (Петров Д.) 3) Краткие библиографические  сообщения о Фарадее, Ампере и  Лоренце (соответственно Сокол,  Ширалиев, Полякова) 3.Раздаёт задания КИМ. 4.Собирает работы, чтобы после  урока выставить оценки. Проблемное обучение. Проект. Фронтальная беседа. Дифференци рованное и интегриро­ ванное обучение (домашнее задание) его в нужной форме. Познавательные: Выбирают наиболее эффективные  способы и подходы к  выполнению заданий.  Регулятивные: Принимают  познавательную цель и  сохраняют ее при  выполнении учебных  действий  Коммуникативные: Умеют  (или развивают) способность с помощью вопросов  добывать недостающую  информацию. Фёдоров Е.,  Сороки­ на С.,  Филип­ пов В.  Должны  в  качестве дополни тельно­ го  задания   проре­ шать  задания  № №11,17­ 19 (по  пройден ной теме из  вариан­ та КИМ  ОГЭ)  (выбра­ ли  физику  как  экзамен)

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"

Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему "Изучение явления электромагнитной индукции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017