Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
23.04.2018
Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс
Урок открытия нового знания путем работы в малых группах. Целью урока определено осмысление и анализ художественного текста. Урок опирается на тонкие психологические чувства пятиклассников, формируя в них высокие человеческие качества, воспитывая духовные ценности. Дети формируют коммуникативные. личностные, познавательные и рефлексивные УУД.
Девочка на шаре.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение   "Средняя общеобразовательная школа №12"                                    Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского                           «Девочка на шаре».  5 класс                                                    Работа учителя русского языка и литературы                                     высшей квалификационной категории                                     Нуриахметовой  Рузили Мунавировны г. Березники ­ 2018                                       Знание только тогда знание, когда оно                                      приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой Тема урока.    Она мне улыбнулась!  По рассказу В.Ю. Драгунского                           «Девочка на шаре».                Образовательные цели:     1) учить глубокому прочтению художественного текста; 2) добиваться нравственно­эстетического восприятия текста; 3) учить работать над художественными средствами передачи      авторского отношения к героям, событиям;      Развивающие цели:                                                1) развивать навыки осмысления поведения, мотивов мыслей и чувств    героев; 2) учить  развитию перехода от конкретного анализа к художественному     целому;   Воспитательные цели:      1) используя элементы смыслового чтения, понять основную мысль рассказа;  2) увидеть в обыденном что­то особенное, важное; 3) ответить на вопрос «Почему девочка на шаре оказалась необычной,     особенной»? Технологическая карта изучения темы Предмет Класс Тип урока Технология построения урока Тема Цель Литература 5 Урок  «открытия новых знаний»   Проблемный метод, работа  в группах   Она мне улыбнулась!  По рассказу  В.Ю.Драгунского «Девочка на шаре». Создать условия для получения  и  осознания новой учебной информации  по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала  и жизненных ситуаций. Типы УУД Личностные УУД: Регулятивные УУД:  Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Планируемый результат ­ формирование учебной мотивации, ­ формирование адекватной самооценки, ­ необходимость приобретения новых   знаний. ­ самостоятельно формулировать тему    урока;  ­ определять и формулировать цель    деятельности на уроке;   ­ ориентироваться в своей системе    знаний;  ­ проводить анализ учебного материала; ­  извлекать информацию,  представленную    в разной форме; ­ формулировать конечный результат;  ­  слушать и понимать речь других;  ­ уметь с достаточной полнотой и     точностью выражать свои мысли;  ­ договариваться и приходить к общему     решению в совместной деятельности;   Наглядность к уроку:                                         портрет,                                         словарь,                                        карточки по смысловому чтению,                                         таблица с ключевыми словами,                                        таблицы с высказываниями,                                        песня «Куда уходит детство?»,                                         картинки­фото,                                        таблица по ранжированию,                                        таблица с символами. Ход урока. 1. Слово учителя: (1 мин.) Уважайте... чистое, ясное, непорочное святое детство!                                                                                                            Януш Корчак Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым.                                                                                                            Оскар Уайльд 2. Чтение стихотворения учащимися. (2 мин.)     Стихи о первой детской любви. Раньше я с девчонками стеснялся   Говорить и за руку ходить, Лишь вокруг носился и толкался, Дергал за косички и кидался, И боялся что­нибудь спросить. Но теперь, когда тебя я встретил, Ничего я больше не боюсь. Самая ты лучшая на свете, И в тебя, наверно, я влюблюсь. Буду я ходить с тобой повсюду, От любых опасностей спасу, Буду провожать, и верить в чудо, И портфель до дома донесу.                          Анатолий Ушанов Звучит песня «Куда уходит детство?» (1 мин.) 3. Слово учителя:  ­ Вы прочитали рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре». Один из эпизодов –  посещение цирка героем. «Всё было как в сказке». Аргументированный выбор ответов:   ­ Мальчику понравилось в цирке.  ­ Мальчику не всё понравилось в цирке. 4. Ответы учащихся. (2 мин.) 5. Из данного текста создать словесно­художественную миниатюру.  Дать     аргументированный ответ:     1) Озаглавить мини­текст.     2) Выделить ключевые слова, определить их роль.     3) Определить эмоциональное состояние героя.            Работа в группах по 4 – 5 человек.      (3 мин.) 1. «И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие­синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки, она ими взмахнула как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар …  Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая­то особенная. Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная». «И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже закричал  «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперёд, к нам  поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния ... И мне  показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел побежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но  девочка вдруг остановилась как вкопанная, … и она стояла и улыбалась.  И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, … и она помахала мне  рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. А вечером папа спросил: 2.  ­ Ну как? Понравилось в цирке? Я сказал:   ­  Папа!   Там  в  цирке   есть  девочка.  Она   танцует  на   голубом  шаре.  Такая славная,  лучше  всех!  Она  мне  улыбнулась  и  махнула  рукой!  Мне  одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк! Я тебе её покажу. Папа сказал:  ­ Обязательно пойдём. Обожаю цирк! Мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз. …И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и всё равно каждый день думал, когда же придёт воскресенье и мы с папой пойдём в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу её папе, и, может быть, папа пригласит  её к нам в гости. Но в воскресенье папа не смог пойти в цирк. К нему пришли товарищи, они копались в каких­то чертежах... и сидели допоздна. Папа сказал мне:  ­ В следующее воскресенье, даю клятву верности и чести. И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил ещё одну неделю. 3. И папа сдержал своё слово: он пошёл со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что так близко сидим, и представление началось, и я   начал   ждать,   когда   появится   девочка   на   шаре.     Но   девочка   всё   не появлялась.   А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа   увидел,   какая   она   необыкновенная   в   своём   серебряном   костюме   с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:  ­ Сейчас он объявит её! Но   он,   как   назло,   объявлял   кого­нибудь   другого,   и   у   меня   даже ненависть к нему появилась, и я всё время говорил папе:  ­ Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!  ­ Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то! Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоёт, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своём стуле на два метра в высоту. Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором  отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она?  Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может, она упала и у  неё сотрясение мозга? 4. Папа сказал:  ­ В программке указана эквилибристка на шаре Т.Воронцова. Где она? Я стоял и молчал. Контролёрша сказала:  ­ Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала. Что же вы поздно хватились? Я стоял и молчал. Я сказал:  ­ Вот видишь, папа… Он сказал:  ­ Я не знал, что она уедет. Как жалко…  ­ Ну что ж. Ничего не поделаешь… Я сказал:  ­ Пойдём домой, папа. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:  ­ Зайдём в кафе «Мороженое». Смутузим по две порции, а? Я сказал:  ­ Не хочется что­то, папа. Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шёл очень быстро… Отчего он шёл так быстро?   Почему   он   не   разговаривал   со   мной?   Мне   захотелось   на   него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьёзное и грустное лицо. 6. Работа по таблице с ключевыми словами.     (3 мин.) Таблица с ключевыми словами. 1) Какое предложение дано не из текста? Является ли оно «лишним»      по тематике в рассказе В.Драгунского «Девочка на шаре»? 2) Какие предложения с ключевыми словами являются важными     в характеристике  эмоционального состояния героя рассказа?      1) Она мне улыбнулась!   2) Счастье – это когда тебя понимают. 3) Даю клятву верности и чести. 4) Такая славная, лучше всех! 5) Я таких девочек никогда не видел.      Все они были обыкновенные, а эта какая­то особенная. 1 вариант задания.    1) Какая эмблема, на ваш взгляд, является наиболее  важной в раскрытии идейно­тематического содержания рассказа  В.Драгунского «Девочка  на шаре»? Аргументация.                2)   Является ли образ сердца символом? Символом чего?    (3 мин.)    1 2 3 2 вариант задания. Почему это сердце в руках человека можно взять в  качестве эмблемы к уроку?  (2 мин.) 3 вариант задания. Карточка-сорбонка Вопрос:      Почему это сердце в руках человека                       можно взять в качестве эмблемы к уроку? Ответ: Сердце – это путь к пониманию, сочувствию, любви,  его надо удержать в добрых руках, дать ему возможность  взлетать, согревать, любить, чувствовать нужным. 7. Ранжирование. (3 мин.) 1 вариант задания.  Какие цвета, на ваш взгляд, являются наиболее важными в раскрытии темы,  идеи рассказа В.Драгунского «Девочка на шаре»? Распределите карточки,  определяющие значение цвета. Цвета Значение цвета Голубой       Белый       Розовый       Жёлтый        Зелёный Цвет солнца, радости, тепла. Чистота мыслей, открытость, самоотдача и единство. Цвет спокойствия, мудрости, уважения. Цвет доброты, нежности, понимания и надежды. Цвет чистого неба, доверия, безоблачных мыслей. 2 вариант задания.  Какой цвет преобладает в рассказе? Выберите два­три цвета, по­вашему,  подходящие для понимания тематики рассказа. Определите их значение и  подставьте нужную карточку. Цвета Значение цвета 8.   Как бы вы назвали эту фотографию? Показ слайда. Какая связь между рассказом  «Девочка на шаре» и этим фото?   (3 мин.) 9. Определите основные темы рассказа. (2 мин.)     1 вариант задания.     (На доске распределены карточки с разными  темами. Обучающиеся  должны выбрать нужные) Тема взросления.  Тема первой влюблённости.  Проблема понимания мира детей взрослыми.   Тема отцов и детей.  Тема святого детства.  Тема счастья. 2 вариант задания.  Можно воспользоваться карточкой­сорбонкой. Карточка-сорбонка Является ли главной тема детства,  взросления ребёнка,  стремления понять его мысли и чувства в рассказе   В.Драгунского  «Девочка на шаре»? Да.   Тема детства, понимания внутреннего мира ребёнка, осознания его  взросления  является главной в этом рассказе. В этом мире трудно жить без понимания, стремления понять  друг друга, поддержать в нужный момент.  10. Проблемные вопросы. ­ Почему с мальчиком  в цирк пошёл именно отец, а не мать? ­ Почему у отца было «очень серьёзное и грустное лицо»?    Это доказательство  чувства вины?  Или…? ­ Ваша первая мысль, мелькнувшая при чтении этого рассказа? ­ Что вы увидели, услышали и почувствовали в рассказе В.Драгунского     «Девочка на шаре»?  11. Слово учителя: (2 мин.)   ­  Каждый   случай   в   жизни   ребенка,   на   первый   взгляд,   незначимый, оказывается очень важным. А взрослые должны уметь понимать своих детей и помогать им «взрослеть» правильно. Счастлив тот человек, который влюблен, в жизни которого произошла удивительная встреча, он знает, что близкие его всегда поймут и поддержат в любую минуту. Дети вырастают.  И начинается совсем другая  пора – пора взросления. Пора   чувств.   Очень   важно   это   понять,   увидеть,   почувствовать,   услышать сердцем   и   помочь.   Вовремя   оказаться   рядом   и   быть   нужным.   Счастье улыбается людям с открытой душой и любящим сердцем. ­ Я стараюсь вас понять.  (Поднимается эмблема с сердцем) ­ А вы?  (Каждый поднимает эмблемы с сердцем) 12. Д/З.  Кому улыбнулось счастье в этом рассказе? Приложение Януш Корчак «Уважайте... чистое, ясное,  непорочное святое детство!»         Оскар Уайльд –  ирладский поэт, писатель,  аристократ. «Лучший способ сделать ребенка  хорошим – это сделать его  счастливым». Карточка-сорбонка Является ли главной тема детства,  взросления ребёнка,  стремления понять его мысли и чувства в рассказе   В.Драгунского  «Девочка на шаре»? Да.   Тема детства, понимания внутреннего мира ребёнка, осознания его  взросления  является главной в этом рассказе.  В этом мире трудно жить без понимания, стремления понять  друг друга, поддержать в нужный момент.  Карточка-сорбонка                         Почему это сердце в руках человека                           можно взять в качестве эмблемы к уроку?   Сердце – это путь к пониманию, сочувствию, любви,  его надо удержать в добрых руках, дать ему возможность  взлетать, согревать, любить, чувствовать нужным. Голубой Белый Розовый Жёлтый Зелёный Голубой Белый Розовый Цвета Значение цвета Цвет чистого неба, доверия,  безоблачных мыслей. Чистота мыслей, открытость,  самоотдача и единство. Цвет доброты, нежности, понимания и надежды. Цвет солнца, радости, тепла. Цвет спокойствия, мудрости,  уважения. Значение цвета Цвет чистого неба, доверия,  безоблачных мыслей. Чистота мыслей, открытость,  самоотдача и единство. Цвет доброты, нежности, понимания и надежды. Ранжирование. (3 мин.)                1 вариант задания.  Какие цвета, на ваш взгляд, являются наиболее важными в раскрытии  темы, идеи рассказа В.Драгунского «Девочка на шаре»? Распределите  карточки, определяющие значение цвета.                                                            2 вариант задания.  Какой цвет преобладает в рассказе? Выберите два­три цвета, по­ вашему, подходящие для понимания тематики рассказа. Определите их  значение и подставьте нужную карточку. Цвета Значение цвета Голубой                           Зелёный Белый                               Розовый Жёлтый Цвет солнца,  радости, тепла. Чистота мыслей,  открытость, самоотдача  и единство. Цвет спокойствия,  мудрости, уважения. Цвет доброты, нежности, понимания и надежды. Цвет чистого неба,  доверия, безоблачных  мыслей.

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс

Методическая разработка урока литературы. "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». 5 класс

Методическая разработка урока литературы.  "Она мне улыбнулась! " По рассказу В.Ю. Драгунского   «Девочка на шаре».  5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018