Урок в 5 классе
Оценка 4.6

Урок в 5 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
06.06.2018
Урок в 5 классе
урок в 5 классе по теме «Роль изобразительно-выразительных средств при описании ночи в прозаических произведениях В.И.Белова «Весенняя ночь» и В.Г.Распутина «Век живи – век люби». Природа… она окружает нас повсюду. Как часто мы не замечаем её красоты, проходим мимо. И как же счастливы должны быть люди, которые успевают её увидеть, восхититься ею. И как благодарны должны быть мы тем писателям, которые стараются донести до нас, читателей, необычайный мир природы.урок в 5 классе «Роль изобразительно-выразительных средств при описании ночи в прозаических произведениях В.И.Белова «Весенняя ночь» и В.Г.Распутина «Век живи – век люби».
Белов и распутин.doc
Тема: «Роль изобразительно-выразительных средств при описании ночи в прозаических произведениях В.И.Белова «Весенняя ночь» и В.Г.Распутина «Век живи – век люби». Цели: - продолжить отрабатывать навыки нахождения средств изобразительности в лирической прозе; объяснять их роль в произведении; воспитание любви к родному языку, эстетических представлений об окружающем мире; развивать аналитическое мышление, устную речь (монологическую и диалогическую). Оборудование: Тип урока: урок совершенствования знаний умений и навыков; урок практических работ исследовательского типа. Методы: диалогический, исследовательский, монологический. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. Природа… она окружает нас повсюду. Как часто мы не замечаем её красоты, проходим мимо. И как же счастливы должны быть люди, которые успевают её увидеть, восхититься ею. И как благодарны должны быть мы тем писателям, которые стараются донести до нас, читателей, необычайный мир природы. - Где чаще всего мы можем встретиться с этим волшебным миром? ( стихи) Верно. Но есть и так называемая лирическая проза, где писателя рисуют нам мир природы. Одними из таких мастеров лирической прозы являются писатели В.Белов и В. Распутин. - А с помощью чего писателям удаётся представить природу зримой, осязаемой? ( с помощью изобразит-выразит средст). 2. Формулировка темы урока, постановка целей. 3. Актуализация. Какие же средства выразительности могут быть использованы писателями в произведениях? ( Слайды ) 4. Краткая информация о В.Белове. Работа с портретом. Работают консультанты ( Слайды ) 5. Чтение отрывка учителем. 6. Анализ прозаического отрывка из произведения «Весенняя ночь»: - Докажите, какое время года и суток описано в отрывке. - Какое впечатление остаётся после прочтения? - Как удаётся автору так воздействовать на нас? Текст насыщен поэтическими средствами. Автор старается возбудить наше воображение, фантазию, помочь ощутить звук, цвет, запах. Найдём эти поэтические средства, подумаем об их роли. - Найдите эти средства, каждая группа в своём абзаце и определите их роль. 7. Самостоятельная работа учащихся в группах. 8. Коллективное обсуждение: Работаем вместе с первой группой, и заполняем рабочий лист урока. - 1 абзац метафоры - «встают на дыбы», «выходят из своих берегов», «топят душу» - Что они подчёркивают? ( безграничность пространства, вокруг ничего нет кроме этой ночи, человек просто слился с природой). - эпитеты - «безжалостное счастье», «радостно-страшная ночь». Чем они необычны? ( построены на противопоставлении – оксюморон- они помогают ещё острее почувствовать всю гамму чувств и эмоций. Они переплетены и изменчивы и очень хорошо ощущается это счастье и эта бездонная ночь). - 2 абзац - О чём он? ( начало дождя ) - Поэтому в этом абзаце преобладают глаголы. Найдите их, прочитайте. Какое действие они передают? -А есть ли необычные слова? ( «Изморилась», «сшиблись», «сиганула» - просторечия ). - Зачем просторечия в художественном тексте? ( предают тексту особый колорит, рисуют действие более ярко и зримо ) Эпитеты – «всесветное», «не слоистое», а тугое, плотное», «мощный», «широкие». Олицетворение - одушевлена вся природа. Она живая, чувствует, меняется. - 3 абзац - Как изменилась природа? Что произошло? ( после дождя ) - Словами какой части речи показаны эти изменения? Выпишите их. - Найдите эмоционально окрашенные слова. Что они передают? ( обильно, коротко) - Эпитеты – «несметном», «странная», «исчезающей». - Олицетворения - «тишина томится», «земля сопит». - Какие звуки мы слышим и запахи ощущаем, читая этот отрывок? ( шелест листьев, гром, звуки дождя; запах дождя, сгнившей травы). - Как показано пространство в отрывке? - Что можно сказать об авторской позиции и об авторе этого произведения? ( автор очень любит природу, он очень внимателен и наблюдателен, чувственный и эмоциональный человек. Позиция его такова – нужно любить природу, радоваться её изменениям, видеть прекрасное даже в самом казалось бы обычном). 9. Краткая информация о В.Распутине. Работа с портретом. Работают консультанты. ( Слайды) 10. Чтение отрывка. 11. Коллективный анализ прозаического отрывка из произведения «Век живи – век люби»: - О чём этот отрывок? Где происходят события? ( тема – ночь, происходит в тайге ) - Какой показана ночь? ( тёмной, загадочной, таинственной) - Найдите слова этой лексической группы. Выпишите их. ( тьма, тёмный, чёрный ) - Какие средства используются для описания ночи: Метафоры: «тьма упала» … Сравнения: «хоть ножом режь»… Олицетворения – дождь примолк, костёр шипит … Эпитеты – «могучих», «исполинская»… - Какова их роль? - Как изображено пространство в обоих отрывках? Выпишите ключевые слова. - При помощи какой части речи автор описывает дождь? - Какие глаголы образованы одинаково? Что придаёт им эта приставка? ( неполнота действия) - Какие звуки вы слышите и запахи ощущаете в этом отрывке? 12. Подводим итог: - Что же общего между этими двумя отрывками? И чем они отличаются? - Лирический герой обоих отрывков, какой он? - Итак, что же придаёт этим прозаическим текстам поэтичность, напевность, чувственность, яркость, эмоциональность? ( изобразительно-выразительные средства) Рабочий лист урока «Весенняя ночь» «Век живи – век люби» Тема: Пространство Дождь Звуки Запахи Средства изобразительности Общее Разное Роль изобразительно-выразительных средств: Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье. Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала. Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в тревожной темени родилось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые распуститься деревья. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами тёмные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. Будто раскалилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани. Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, всё замирает. Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки. Это была первая Санина ночь в тайге – и какая ночь! – точно взявшаяся показать ему один из своих могучих пределов. Тьма упала – хоть ножом режь, в ней не видно было ни неба за кругом костра, ни сторон, сплошным шумом шумел там дождь. Он то примолкал ненадолго, то припускал сильней, и сильней начинал шипеть костёр, сопротивлявшийся воде, с досадой выстреливая вверх угольками, и принимающийся время от времени для острастки поддувно и сердито завывать… Когда он поднимал глаза к небу, там всё так же стояла исполинская тьма, начинавшаяся сразу от земли и поднимавшаяся до неизвестно какой бесконечности. Дождь, проходивший сквозь неё , казалось, мог быть только чёрным… Дождь опять стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донёсся запах багульника и кедровой смолы… И ещё тише стал дождь, он висел над костром на тёмном фоне парящим бусом. Саня замер, приготовившись, почему-то предчувствуя, что вот сейчас… И вдруг тьма единым широким вздохом вздохнула печально, чего-то добившись ,затем вздохнула её раз.

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе

Урок в 5 классе
Скачать файл