урок в 5 классе по теме «Роль изобразительно-выразительных средств при описании ночи в прозаических произведениях В.И.Белова «Весенняя ночь» и В.Г.Распутина «Век живи – век люби».
Природа… она окружает нас повсюду. Как часто мы не замечаем её красоты, проходим мимо. И как же счастливы должны быть люди, которые успевают её увидеть, восхититься ею. И как благодарны должны быть мы тем писателям, которые стараются донести до нас, читателей, необычайный мир природы.урок в 5 классе «Роль изобразительно-выразительных средств при описании ночи в прозаических произведениях В.И.Белова «Весенняя ночь» и В.Г.Распутина «Век живи – век люби».
Белов и распутин.doc
Тема: «Роль изобразительно-выразительных средств при описании ночи в
прозаических произведениях В.И.Белова «Весенняя ночь» и В.Г.Распутина
«Век живи – век люби».
Цели: - продолжить отрабатывать навыки нахождения средств
изобразительности в лирической прозе; объяснять их роль в произведении;
воспитание любви к родному языку, эстетических представлений об
окружающем мире; развивать аналитическое мышление, устную речь
(монологическую и диалогическую).
Оборудование:
Тип урока: урок совершенствования знаний умений и навыков; урок
практических работ исследовательского типа.
Методы: диалогический, исследовательский, монологический.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Природа… она окружает нас повсюду.
Как часто мы не замечаем её красоты, проходим мимо. И как же
счастливы должны быть люди, которые успевают её увидеть,
восхититься ею. И как благодарны должны быть мы тем писателям,
которые стараются донести до нас, читателей, необычайный мир
природы.
- Где чаще всего мы можем встретиться с этим волшебным миром? ( стихи)
Верно. Но есть и так называемая лирическая проза, где писателя рисуют нам
мир природы. Одними из таких мастеров лирической прозы являются
писатели В.Белов и В. Распутин.
- А с помощью чего писателям удаётся представить природу зримой,
осязаемой? ( с помощью изобразит-выразит средст).
2. Формулировка темы урока, постановка целей.
3. Актуализация. Какие же средства выразительности могут быть
использованы писателями в произведениях? ( Слайды )
4. Краткая информация о В.Белове. Работа с портретом. Работают
консультанты ( Слайды )
5. Чтение отрывка учителем.
6. Анализ прозаического отрывка из произведения «Весенняя
ночь»:
- Докажите, какое время года и суток описано в отрывке.
- Какое впечатление остаётся после прочтения?
- Как удаётся автору так воздействовать на нас? Текст насыщен поэтическими средствами. Автор старается возбудить наше
воображение, фантазию, помочь ощутить звук, цвет, запах. Найдём эти
поэтические средства, подумаем об их роли.
- Найдите эти средства, каждая группа в своём абзаце и определите их роль.
7. Самостоятельная работа учащихся в группах.
8. Коллективное обсуждение:
Работаем вместе с первой группой, и заполняем рабочий лист урока.
- 1 абзац метафоры - «встают на дыбы», «выходят из своих берегов»,
«топят душу»
- Что они подчёркивают? ( безграничность пространства, вокруг ничего нет
кроме этой ночи, человек просто слился с природой).
- эпитеты - «безжалостное счастье», «радостно-страшная ночь».
Чем они необычны? ( построены на противопоставлении – оксюморон- они
помогают ещё острее почувствовать всю гамму чувств и эмоций. Они
переплетены и изменчивы и очень хорошо ощущается это счастье и эта
бездонная ночь).
- 2 абзац - О чём он? ( начало дождя )
- Поэтому в этом абзаце преобладают глаголы. Найдите их, прочитайте. Какое
действие они передают?
-А есть ли необычные слова? ( «Изморилась», «сшиблись», «сиганула» -
просторечия ).
- Зачем просторечия в художественном тексте? ( предают тексту особый
колорит, рисуют действие более ярко и зримо )
Эпитеты – «всесветное», «не слоистое», а тугое, плотное», «мощный»,
«широкие».
Олицетворение - одушевлена вся природа. Она живая, чувствует, меняется.
- 3 абзац - Как изменилась природа? Что произошло? ( после дождя )
- Словами какой части речи показаны эти изменения? Выпишите их.
- Найдите эмоционально окрашенные слова. Что они передают? ( обильно,
коротко)
- Эпитеты – «несметном», «странная», «исчезающей».
- Олицетворения - «тишина томится», «земля сопит».
- Какие звуки мы слышим и запахи ощущаем, читая этот отрывок? ( шелест
листьев, гром, звуки дождя; запах дождя, сгнившей травы).
- Как показано пространство в отрывке? - Что можно сказать об авторской позиции и об авторе этого произведения?
( автор очень любит природу, он очень внимателен и наблюдателен,
чувственный и эмоциональный человек. Позиция его такова – нужно любить
природу, радоваться её изменениям, видеть прекрасное даже в самом
казалось бы обычном).
9. Краткая информация о В.Распутине. Работа с портретом.
Работают консультанты. ( Слайды)
10. Чтение отрывка.
11. Коллективный анализ прозаического отрывка из
произведения «Век живи – век люби»:
- О чём этот отрывок? Где происходят события? ( тема – ночь, происходит в
тайге )
- Какой показана ночь? ( тёмной, загадочной, таинственной)
- Найдите слова этой лексической группы. Выпишите их. ( тьма, тёмный,
чёрный )
- Какие средства используются для описания ночи:
Метафоры: «тьма упала» …
Сравнения: «хоть ножом режь»…
Олицетворения – дождь примолк, костёр шипит …
Эпитеты – «могучих», «исполинская»…
- Какова их роль?
- Как изображено пространство в обоих отрывках? Выпишите ключевые слова.
- При помощи какой части речи автор описывает дождь?
- Какие глаголы образованы одинаково? Что придаёт им эта приставка?
( неполнота действия)
- Какие звуки вы слышите и запахи ощущаете в этом отрывке?
12. Подводим итог:
- Что же общего между этими двумя отрывками? И чем они отличаются?
- Лирический герой обоих отрывков, какой он?
- Итак, что же придаёт этим прозаическим текстам поэтичность, напевность,
чувственность, яркость, эмоциональность? ( изобразительно-выразительные
средства) Рабочий лист урока
«Весенняя ночь»
«Век живи – век люби»
Тема:
Пространство
Дождь
Звуки
Запахи
Средства изобразительности Общее
Разное
Роль изобразительно-выразительных средств: Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная
ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. Жизнь и земля со всею
природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье.
Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала.
Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего
холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в
тревожной темени родилось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное
тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые
распуститься деревья. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе
сшиблись широкими лбами тёмные облака. Неяркая вешняя молния сиганула
в лесную тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился
над миром.
Будто раскалилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит
сплошь, всё замирает. Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в
снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это
зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая
прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки. Это была первая Санина ночь в тайге – и какая ночь! – точно взявшаяся
показать ему один из своих могучих пределов. Тьма упала – хоть ножом режь,
в ней не видно было ни неба за кругом костра, ни сторон, сплошным шумом
шумел там дождь. Он то примолкал ненадолго, то припускал сильней, и
сильней начинал шипеть костёр, сопротивлявшийся воде, с досадой
выстреливая вверх угольками, и принимающийся время от времени для
острастки поддувно и сердито завывать…
Когда он поднимал глаза к небу, там всё так же стояла исполинская тьма,
начинавшаяся сразу от земли и поднимавшаяся до неизвестно какой
бесконечности. Дождь, проходивший сквозь неё , казалось, мог быть только
чёрным…
Дождь опять стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донёсся
запах багульника и кедровой смолы… И ещё тише стал дождь, он висел над
костром на тёмном фоне парящим бусом. Саня замер, приготовившись,
почему-то предчувствуя, что вот сейчас… И вдруг тьма единым широким
вздохом вздохнула печально, чего-то добившись ,затем вздохнула её раз.
Урок в 5 классе
Урок в 5 классе
Урок в 5 классе
Урок в 5 классе
Урок в 5 классе
Урок в 5 классе
Урок в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.