Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
08.07.2018
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Цель - ознакомить обучающихся с элементом музыкальной речи – ритмом; Задачи: 1. развивать чувство ритма обучающихся в процессе исполнения ритмической партитуры с помощью применения «звучащих жестов»; 2. развивать звуковысотный слух обучающихся, а также вокально-исполнительские навыки в процессе вокально-хоровой работы; 3. способствовать развитию музыкальных и творческих способностей обучающихся; 4. создать радостную, творческую атмосферу на уроке, развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Методическая разработка урока музыки.docx
Методическая разработка урока музыки Класс: 3 Тема: «Мелодия и ритм» Цель ­ ознакомить обучающихся с элементом музыкальной речи – ритмом; Задачи: 1. развивать   чувство   ритма   обучающихся   в   процессе   исполнения ритмической партитуры с помощью применения «звучащих жестов»; 2. развивать   звуковысотный   слух   обучающихся,   а   также   вокально­ исполнительские навыки в процессе вокально­хоровой работы; 3. способствовать   развитию   музыкальных   и   творческих   способностей обучающихся; 4. создать   радостную,   творческую   атмосферу   на   уроке,   развивать эмоциональную отзывчивость детей. Планируемые результаты: предметные:  ­ иметь представление о мелодии и ритме  ­использовать музыкальные образы при создании театрализованных  композиций       ­ исполнять сольные и хоровые номера, импровизировать метапредметные: ­ понимать поставленную учебную задачу и находить средства ее  осуществления ­ уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;  ­ формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности ­ определять наиболее эффективные способы достижения результата. ­ проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе  овладения учебными действиями личностные: ­ раскрытие индивидуального творческого потенциала  в процессе  коллективной работы ­проявлять чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости ­уметь оценивать собственный вклад в работу группы Музыкальный   материал:   музыкальное   приветствие,   «Марш»   из   балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского, «Улыбка» (из мультфильма «Крошка Енот») слова М.Пляцковского, музыка В. Я. Шаинского. Методы   обучения:  «Фонопедический   метод   развития   голоса» В. В.Емельянова,   приёмы   по   развитию   чувства   ритма   К.Орфа   и   З.Кодая, игровой   метод   ритмического   развития,   музыкально­дидактические   игры, применение пластического интонирования Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, фортепиано. Технологическая карта урока УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся ЭОР Приветствует учеников.  Проверяет готовность к  уроку. Обращает внимание  на особую расстановку парт в классе. Побуждает учащихся  вспомнить ранее изученный  материал. Предлагает  провести их сравнение и  установить, в чем их  схожесть и различие? Приветствуют  учителя.  Настраиваются на  процесс сотворчества Дают развернутые  устные ответы на  поставленные  вопросы.  Сегодня мы познакомимся с новым понятием­  ритм.Создает  эмоциональный настрой на  восприятие нового  материала.  Опираясь на  жизненный опыт учащихся,   формулирует понятие  ритма. Подводит обучающихся к  выводу о важности умения  работать в команде,  прислушиваться к мнению  друг друга, быть  (Ответы детей) Высказывают свои  предположения,. Отвечают на вопрос  учителя,  аргументируя свою  точку зрения.  Коллективно  1 Этап урока №   п/ п 1 Организацион ный момент 2 Актуализация опорных  знаний 3 Мотивация и  актуализация  субъектного  опыта Уметь  организовывать ся к работе Формирование  навыков  развернутого  речевого  высказывания с использованием музыкальных  терминов и  понятий.  Участвовать в  обсуждении,  уметь слушать  других  учеников 4 Создание  проблемной  ситуации Уметь  формулировать собственное  мнение и  позицию доброжелательными.  Подкрепляет сделанные  выводы басней Делит учащихся на группы  и ставит перед каждой  группой учебную задачу.  Подводит учащихся к  мысли о необходимости  составления плана работы и целесообразности  распределения работы в  группе. Организует учебное  взаимодействие учеников в  группе. Контролирует и при необходимости  корректирует выполнение  работ формулируют правила работы в группе,  команде Проводят  коллективное  исследование,  определяя объем  работы и вырабатывая план действий. Распределяют  обязанности Осуществляют работу  по выполнению  порученных им  заданий.  Завершает процесс  подготовительных работ.  Подводит итог урока.  Побуждает учащихся к  самоанализу произведенной  деятельности Представляют песню с использованием  пластического  интонирования Отвечают на вопросы  учителя, делают  выводы о достигнутых результатах и их  соответствии  поставленным целям 5 Постановка  учебной  задачи 6  Самостоятель ная работа с  самопроверко й по эталону 7 Представлени е полученного результата 8 Рефлексия  деятельности  (итог урока) Понимать  поставленную  учебную задачу и находить  наиболее  эффективные  способы  достижения  результата. Умение  работать  в  группах,  оценивать  результаты,  оказывать и  принимать  помощь Уметь  организовывать ся к работе и  представлять  полученные  результаты Осуществлять  познавательную рефлексию.  Уметь  анализировать  и оценивать  собственные  результаты Ход урока: 1.Организационный момент. Вход обучающихся в класс под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из балета «Щелкунчик». 1. Музыкальное приветствие. Учитель: ­ Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Обучающиеся: ­ Здравствуйте, учитель! Здравствуй, музыка! Учитель: ­ Вы сегодня умывались, делали зарядку? Обучающиеся: ­ Все мы встали очень рано! Всё у нас в порядке! 2 3. Повторение пройденного материала с помощью «Гаммы­загадки».  ­ Ребята, сегодня к нам на урок пришла необычная гамма – «Гамма­загадка», и с её помощью мы вспомним то, что изучали на прошлых занятиях. Вопросы к повторению: 1. Что такое жанр? 2. Перечислить названия трёх музыкальных китов­жанров. 3. Перечислить известные вам элементы музыкальной речи. 4. Какие лады в музыке вы знаете? 5. Какие темпы ты знаешь? 6. Что такое тембр? 4. Объяснение нового материала. Учитель: ­ Ребята, не случайно вы сегодня в класс заходили под композицию «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, давай те мы с вами ее послушаем и вы попробуете ответить, что необычного в этом произведении? (Ответы обучающихся) Учитель: ­ А как можно представить себе музыку? На что она больше похожа: на лежащий камень или на бегущий ручеёк? Ответы: ­ На бегущий ручеёк. Учитель: ­ Получается, что музыка не лежит как камень на месте, а находится в   постоянном   движении,   как   бегущий   ручеёк.   Музыка   –   это   искусство, которое раскрывается перед нами в движении, шаг за шагом. Это зайчик по лесу скачет  (проиграть мелодию, изображающую зайчика),  а это медведь пробирается сквозь кустарник (музыка, изображающая медведя). А раз она находится в движении, то получается, что музыка живая? Ответы: ­ Да. Учитель: ­ Ребята, а что нужно, чтобы музыка двигалась, чтобы она жила? Ответы: ­ ??? Учитель: ­ Затрудняетесь ответить? Давайте вспомним, что нужно человеку, чтобы он жил, двигался? Вот возьмите левую руку и положите на запястье два пальца правой руки. Что вы слышите? Ответы: ­ Тук – тук –тук. 3 Учитель: ­ Вы слышите пульс, то есть биение сердца, РИТМ нашей жизни. А с чем можно сравнить биение сердца? Ответы: ­ С часами. Учитель:   ­   Правильно,   прежде   всего,   с   часами,   которые   отбивают   РИТМ времени.  Сегодня   мы   с   вами   познакомимся   с   этим   элементом.   Ритм обнаруживает   себя   повсюду   в   окружающем   мире.   Ритмично   чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмическое дыхание и биение сердца. Всё говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует везде.  А скажите, как у нас ходят маленькие часики? Ответы: ­ Ти – ти – ти. Учитель: ­ Давайте прохлопаем этот ритм. (Все прохлопывают) Учитель: ­ А как у нас ходят большие часы? Ответы: ­ Та – та – та. Учитель: ­ Прохлопаем и этот ритм. (Все прохлопывают)   Учитель:   ­А   сейчас   давайте   покажем,   как   будут   одновременно   ходить большие   и  маленькие   часы.  Делимся  пополам   на  две   группы,  одна   группа класса будет маленькими часиками, а другая – большими часами. Похлопывание сначала отдельно по группам, а потом все вместе.) Учитель: ­ Ой, ребята, а что­то у нас часы не совсем точно идут, одни спешат, другие отстают. А ну­ка, давайте починим ход наших часиков, а чтобы это получилось нам надо очень внимательно прислушиваться друг к другу. (Прохлопывание) Учитель: ­ Молодцы! А теперь давайте поменяемся часами. (Прохлопывание) Учитель:   ­   Замечательно!   А   сейчас   немного   отдохнём   и   поиграем   в   игру «Эхо», и как раз потренируем свой слух, чтобы наши часики не сбивались. Я 4 вам буду прохлопывать ритм, а вы, внимательно прослушав, должны будете в точности его за мной повторить. (Игра «Эхо»)   Учитель: ­ Ребята, так вот, у музыки, также как и у человека, также как и у часов, есть свой ритм. Давайте ещё раз в этом убедимся. Вспомните начало русской народной песни «Во поле берёзка стояла». (Дети поют первые две строчки из песни) Учитель: ­ В этой песне как и у часов, есть длинные, а есть короткие ноты. Этом и показан ритм песни. Попробуем его просто произнести словами, без пения. (Все произносят словами ритм) Учитель: ­ А теперь попробуем этот ритм прохлопать. (Хлопают ритм в ладоши) Учитель:   ­   Усложним   задачу:   одна   часть   класса   будет   хлопать   только короткие ноты, а другая половина – длинные. (Хлопают) Учитель: ­ Молодцы! Поменяемся! (Хлопают) 5.Закрепление пройденного материала в процессе музыкально­практической деятельности: пластического интонирования посредством «звучащий жестов». Учитель: ­ Ой, какие молодцы! Скажите, теперь вы убедились, что музыка живая, что у неё тоже есть сердце? Ответы: ­ Да! Учитель: ­ А как оно называется? Ответы: ­ Ритм. Учитель: ­ Ребята, а что помимо ритма важно в музыке? Ответы: ­ Мелодия. Учитель: ­ А из чего состоит мелодия? 5 Ответы: ­ Из нот. Учитель: ­ Сколько в музыке нот? Ответы: ­ Семь. Учитель: ­ Вспомним, как они называются! (Дети называют ноты, учитель на доске крепит их названия) Учитель: ­ У каждой нотки есть своё ручное обозначение, давайте вспомним. (Учитель   показывает   ручные   знаки,   дети   называют,   какой   знак обозначает какую ноту (метод ладовой сольмизации).) Учитель: ­ А теперь давайте их пропоём. Смотрите, ноты у нас поднимаются как бы по ступенькам, всё выше и выше. Вы тоже должны показать это своим голосом, поднимаясь всё выше с каждой последующей нотой. (Дети поют ноты, показывая их ручными знаками) Учитель: ­ А теперь наоборот, спустимся вниз по лесенке.  (Поют в обратном порядке) Учитель: ­ Молодцы, ребята! Садитесь! Учитель:­   Сегодня   мы   с   вами   исполним   очень   известную  песню,   которую сочинил композитор В. Я. Шаинский и поэт М. Пляцковский «Улыбка». А для того, чтобы начать вокально­хоровую работу, нам нужно распеться.  6.Вокально – хоровая работа. Вокальная   работа   обучающихся   осуществляется   с   использованием «Фонопедического метода В. В. Емельянова»:  разминка;  артикуляционная гимнастика: массаж головы, массаж лица, брови, щёки,   губы,   уши,   покусывание   языка,   «шинкование»   языка, «щёточка», «иголочка»;  интонационно­фонетические упражнения:  упражнение «Злая кошка» ( построено на принципах пластического интонирования); 6  упражнение   «Динозаврик»   (сопровождается   пластическим интонированием); Учитель:­ Молодцы, ребята! Вот мы и подготовили свой голосовой аппарат к работе. Итак, давайте же исполним чудесную песню «Улыбка», от которой нам всем станет весело и тепло.  Исполнение песни «Улыбка» обучающимся предлагается прохлопать ритм исполненной песни с помощью «звучащих жестов» Учитель:­   Как  великолепно   звучит  наша  песня,  а  давайте  к   ритму  прибавим музыкально­ритмические движения (хлопок, притоп, покачивание головой)  (Исполнение песни с применением пластического интонирования) 8.Рефлексия. Учитель: ­ Молодцы, ребята! Понравился вам наш урок? А какой этап урока вам больше всего запомнился? За то, что вы хорошо справились с заданием, каждый из вас получит музыкальный сюрприз. Обучающиеся   оцениваются   подготовленными   разноцветными   нотками­ оценками. 9.Д/З­   самим   сочинить   какой­нибудь   ритм,   записать   его   в   своей   тетради короткими и длинными палочками и прохлопать его. Исполняют попевку – «прощание» Учитель: ­ Вот и кончился урок! Переменка к нам пришла! Обучающиеся: ­ До свидания, учитель! Учитель: ­ До свидания, друзья! 7

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"

Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018