Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
08.07.2018
Цель - ознакомить обучающихся с элементом музыкальной речи – ритмом;
Задачи:
1. развивать чувство ритма обучающихся в процессе исполнения ритмической партитуры с помощью применения «звучащих жестов»;
2. развивать звуковысотный слух обучающихся, а также вокально-исполнительские навыки в процессе вокально-хоровой работы;
3. способствовать развитию музыкальных и творческих способностей обучающихся;
4. создать радостную, творческую атмосферу на уроке, развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Методическая разработка урока музыки.docx
Методическая разработка урока музыки
Класс: 3
Тема: «Мелодия и ритм»
Цель ознакомить обучающихся с элементом музыкальной речи – ритмом;
Задачи:
1. развивать чувство ритма обучающихся в процессе исполнения
ритмической партитуры с помощью применения «звучащих жестов»;
2. развивать звуковысотный слух обучающихся, а также вокально
исполнительские навыки в процессе вокальнохоровой работы;
3. способствовать развитию музыкальных и творческих способностей
обучающихся;
4. создать радостную, творческую атмосферу на уроке, развивать
эмоциональную отзывчивость детей.
Планируемые результаты:
предметные:
иметь представление о мелодии и ритме
использовать музыкальные образы при создании театрализованных
композиций
исполнять сольные и хоровые номера, импровизировать
метапредметные:
понимать поставленную учебную задачу и находить средства ее
осуществления
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе
овладения учебными действиями
личностные:
раскрытие индивидуального творческого потенциала в процессе
коллективной работы
проявлять чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости
уметь оценивать собственный вклад в работу группы Музыкальный материал: музыкальное приветствие, «Марш» из балета
«Щелкунчик» П. И.Чайковского, «Улыбка» (из мультфильма «Крошка Енот»)
слова М.Пляцковского, музыка В. Я. Шаинского.
Методы обучения:
«Фонопедический метод развития голоса»
В. В.Емельянова, приёмы по развитию чувства ритма К.Орфа и З.Кодая,
игровой метод ритмического развития, музыкальнодидактические игры,
применение пластического интонирования
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, фортепиано.
Технологическая карта урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
ЭОР
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к
уроку. Обращает внимание
на особую расстановку парт
в классе.
Побуждает учащихся
вспомнить ранее изученный
материал. Предлагает
провести их сравнение и
установить, в чем их
схожесть и различие?
Приветствуют
учителя.
Настраиваются на
процесс сотворчества
Дают развернутые
устные ответы на
поставленные
вопросы.
Сегодня мы познакомимся с
новым понятием
ритм.Создает
эмоциональный настрой на
восприятие нового
материала. Опираясь на
жизненный опыт учащихся,
формулирует понятие
ритма.
Подводит обучающихся к
выводу о важности умения
работать в команде,
прислушиваться к мнению
друг друга, быть
(Ответы детей)
Высказывают свои
предположения,.
Отвечают на вопрос
учителя,
аргументируя свою
точку зрения.
Коллективно
1
Этап урока
№
п/
п
1 Организацион
ный момент
2 Актуализация
опорных
знаний
3 Мотивация и
актуализация
субъектного
опыта
Уметь
организовывать
ся к работе
Формирование
навыков
развернутого
речевого
высказывания с
использованием
музыкальных
терминов и
понятий.
Участвовать в
обсуждении,
уметь слушать
других
учеников
4 Создание
проблемной
ситуации
Уметь
формулировать
собственное
мнение и
позицию доброжелательными.
Подкрепляет сделанные
выводы басней
Делит учащихся на группы
и ставит перед каждой
группой учебную задачу.
Подводит учащихся к
мысли о необходимости
составления плана работы и
целесообразности
распределения работы в
группе.
Организует учебное
взаимодействие учеников в
группе. Контролирует и при
необходимости
корректирует выполнение
работ
формулируют правила
работы в группе,
команде
Проводят
коллективное
исследование,
определяя объем
работы и вырабатывая
план действий.
Распределяют
обязанности
Осуществляют работу
по выполнению
порученных им
заданий.
Завершает процесс
подготовительных работ.
Подводит итог урока.
Побуждает учащихся к
самоанализу произведенной
деятельности
Представляют песню с
использованием
пластического
интонирования
Отвечают на вопросы
учителя, делают
выводы о достигнутых
результатах и их
соответствии
поставленным целям
5 Постановка
учебной
задачи
6 Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й по эталону
7 Представлени
е полученного
результата
8
Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Понимать
поставленную
учебную задачу
и находить
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата.
Умение
работать в
группах,
оценивать
результаты,
оказывать и
принимать
помощь
Уметь
организовывать
ся к работе и
представлять
полученные
результаты
Осуществлять
познавательную
рефлексию.
Уметь
анализировать
и оценивать
собственные
результаты
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вход обучающихся в класс под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных
солдатиков» из балета «Щелкунчик».
1. Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья!
Обучающиеся: Здравствуйте, учитель! Здравствуй, музыка!
Учитель: Вы сегодня умывались, делали зарядку?
Обучающиеся: Все мы встали очень рано! Всё у нас в порядке!
2 3. Повторение пройденного материала с помощью «Гаммызагадки».
Ребята, сегодня к нам на урок пришла необычная гамма – «Гаммазагадка»,
и с её помощью мы вспомним то, что изучали на прошлых занятиях.
Вопросы к повторению:
1. Что такое жанр?
2. Перечислить названия трёх музыкальных китовжанров.
3. Перечислить известные вам элементы музыкальной речи.
4. Какие лады в музыке вы знаете?
5. Какие темпы ты знаешь?
6. Что такое тембр?
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, не случайно вы сегодня в класс заходили под композицию
«Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, давай те мы с вами ее
послушаем и вы попробуете ответить, что необычного в этом произведении?
(Ответы обучающихся)
Учитель: А как можно представить себе музыку? На что она больше похожа:
на лежащий камень или на бегущий ручеёк?
Ответы: На бегущий ручеёк.
Учитель: Получается, что музыка не лежит как камень на месте, а находится
в постоянном движении, как бегущий ручеёк. Музыка – это искусство,
которое раскрывается перед нами в движении, шаг за шагом. Это зайчик по
лесу скачет (проиграть мелодию, изображающую зайчика), а это медведь
пробирается сквозь кустарник (музыка, изображающая медведя). А раз она
находится в движении, то получается, что музыка живая?
Ответы: Да.
Учитель: Ребята, а что нужно, чтобы музыка двигалась, чтобы она жила?
Ответы: ???
Учитель: Затрудняетесь ответить? Давайте вспомним, что нужно человеку,
чтобы он жил, двигался? Вот возьмите левую руку и положите на запястье два
пальца правой руки. Что вы слышите?
Ответы: Тук – тук –тук.
3 Учитель: Вы слышите пульс, то есть биение сердца, РИТМ нашей жизни. А с
чем можно сравнить биение сердца?
Ответы: С часами.
Учитель: Правильно, прежде всего, с часами, которые отбивают РИТМ
времени. Сегодня мы с вами познакомимся с этим элементом. Ритм
обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются
времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмическое дыхание и биение
сердца. Всё говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он
присутствует везде. А скажите, как у нас ходят маленькие часики?
Ответы: Ти – ти – ти.
Учитель: Давайте прохлопаем этот ритм.
(Все прохлопывают)
Учитель: А как у нас ходят большие часы?
Ответы: Та – та – та.
Учитель: Прохлопаем и этот ритм.
(Все прохлопывают)
Учитель: А сейчас давайте покажем, как будут одновременно ходить
большие и маленькие часы. Делимся пополам на две группы, одна группа
класса будет маленькими часиками, а другая – большими часами.
Похлопывание сначала отдельно по группам, а потом все вместе.)
Учитель: Ой, ребята, а чтото у нас часы не совсем точно идут, одни спешат,
другие отстают. А нука, давайте починим ход наших часиков, а чтобы это
получилось нам надо очень внимательно прислушиваться друг к другу.
(Прохлопывание)
Учитель: Молодцы! А теперь давайте поменяемся часами.
(Прохлопывание)
Учитель: Замечательно! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру
«Эхо», и как раз потренируем свой слух, чтобы наши часики не сбивались. Я
4 вам буду прохлопывать ритм, а вы, внимательно прослушав, должны будете в
точности его за мной повторить.
(Игра «Эхо»)
Учитель: Ребята, так вот, у музыки, также как и у человека, также как и у
часов, есть свой ритм. Давайте ещё раз в этом убедимся. Вспомните начало
русской народной песни «Во поле берёзка стояла».
(Дети поют первые две строчки из песни)
Учитель: В этой песне как и у часов, есть длинные, а есть короткие ноты.
Этом и показан ритм песни. Попробуем его просто произнести словами, без
пения.
(Все произносят словами ритм)
Учитель: А теперь попробуем этот ритм прохлопать.
(Хлопают ритм в ладоши)
Учитель: Усложним задачу: одна часть класса будет хлопать только
короткие ноты, а другая половина – длинные.
(Хлопают)
Учитель: Молодцы! Поменяемся!
(Хлопают)
5.Закрепление пройденного материала в процессе музыкальнопрактической
деятельности: пластического интонирования посредством «звучащий жестов».
Учитель: Ой, какие молодцы! Скажите, теперь вы убедились, что музыка
живая, что у неё тоже есть сердце?
Ответы: Да!
Учитель: А как оно называется?
Ответы: Ритм.
Учитель: Ребята, а что помимо ритма важно в музыке?
Ответы: Мелодия.
Учитель: А из чего состоит мелодия?
5 Ответы: Из нот.
Учитель: Сколько в музыке нот?
Ответы: Семь.
Учитель: Вспомним, как они называются!
(Дети называют ноты, учитель на доске крепит их названия)
Учитель: У каждой нотки есть своё ручное обозначение, давайте вспомним.
(Учитель показывает ручные знаки, дети называют, какой знак
обозначает какую ноту (метод ладовой сольмизации).)
Учитель: А теперь давайте их пропоём. Смотрите, ноты у нас поднимаются
как бы по ступенькам, всё выше и выше. Вы тоже должны показать это своим
голосом, поднимаясь всё выше с каждой последующей нотой.
(Дети поют ноты, показывая их ручными знаками)
Учитель: А теперь наоборот, спустимся вниз по лесенке.
(Поют в обратном порядке)
Учитель: Молодцы, ребята! Садитесь!
Учитель: Сегодня мы с вами исполним очень известную песню, которую
сочинил композитор В. Я. Шаинский и поэт М. Пляцковский «Улыбка».
А для того, чтобы начать вокальнохоровую работу, нам нужно распеться.
6.Вокально – хоровая работа.
Вокальная работа обучающихся осуществляется с использованием
«Фонопедического метода В. В. Емельянова»:
разминка;
артикуляционная гимнастика: массаж головы, массаж лица, брови,
щёки, губы, уши, покусывание языка, «шинкование» языка,
«щёточка», «иголочка»;
интонационнофонетические упражнения:
упражнение «Злая кошка» ( построено на принципах пластического
интонирования);
6 упражнение «Динозаврик»
(сопровождается пластическим
интонированием);
Учитель: Молодцы, ребята! Вот мы и подготовили свой голосовой аппарат к
работе. Итак, давайте же исполним чудесную песню «Улыбка», от которой
нам всем станет весело и тепло.
Исполнение песни «Улыбка» обучающимся предлагается прохлопать ритм
исполненной песни с помощью «звучащих жестов»
Учитель: Как великолепно звучит наша песня, а давайте к ритму прибавим
музыкальноритмические движения (хлопок, притоп, покачивание головой)
(Исполнение песни с применением пластического интонирования)
8.Рефлексия.
Учитель: Молодцы, ребята! Понравился вам наш урок? А какой этап урока
вам больше всего запомнился? За то, что вы хорошо справились с заданием,
каждый из вас получит музыкальный сюрприз.
Обучающиеся оцениваются подготовленными разноцветными нотками
оценками.
9.Д/З самим сочинить какойнибудь ритм, записать его в своей тетради
короткими и длинными палочками и прохлопать его.
Исполняют попевку – «прощание»
Учитель: Вот и кончился урок! Переменка к нам пришла!
Обучающиеся: До свидания, учитель!
Учитель: До свидания, друзья!
7
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Методическая разработка урока музыки "Мелодия и ритм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.