Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»
Оценка 4.6

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
музыка
3 кл
06.08.2018
Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»
Образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе «Баба Яга» из «Детского альбома». Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Обилие увеличенных и уменьшенных интервалов рисует образ «костяной ноги» и придает музыке некоторую «уродливость». Музыкальный язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Мусоргский изобразил мощный динамичный образ жительницы этого «домика» – Бабы Яги. Она у Мусоргского злющая, свирепая. С первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жесткими акцентами. Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится – властная, мощная, страшная, даже с оттенками злобного торжества!В пьесе М. Мусоргского три части. Во второй части, ступа с Бабой Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер, потому что рисует картину зачарованного леса, над которым пролетает ступа.Свыше 200 обработок русских народных песен для различных составов исполнителей было создано Лядовым. Но наибольший успех ему принесли программные оркестровые произведения сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Первая из них «Баба-Яга»- «картинка к русской народной сказке для большого оркестра» -1904. Композитор адресует своим слушателям эпиграф из сказки «Василиса Прекрасная»: «Баба-Яга вышла во двор, свистнула – перед ней появилась ступа с шестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, шестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели». Сравним литературный эпиграф и его музыкальное «описание». По сюжету произведение представляет собой полет Бабы-Яги, данный в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу. У Лядова это оркестровое произведениеДокумент Microsoft Office Word (.docx)
баба Яга.docx
МБОУ  Гимназия № 12  город Липецк                                                                «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»                                                       Проектная работа Выполнил: учащаяся3Б класса Голубков Данил Руководитель: Водопьянова Т.М.                                                                   2018 Цель работы:  Изучение    и сравнение образов Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов Выявление особенностей  этого образа в выборе средств музыкальной выразительности Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней Задачи: Выяснить историю создания этих произведений Сравнить особенности пьесы с одним названием у разных авторов Рассмотреть музыку как произведение искусства, выявить в нём роль автора Выяснить историю музыкального произведения, узнать, что такое музыкальная  интерпретация. Установить, каким литературным произведениям и картинам русских художников близка  музыка каждой из трех пьес Актуальность исследования:       Мои одноклассники не очень хорошо знают, что такое музыка, и мало кто догадывается  о роли исполнителя, как о посреднике между композитором и слушателем. Я надеюсь, что  моя работа поможет им по­другому относиться к творчеству музыкантов — исполнителей  и осознавать их значимость. Определение предмета исследования: Предметом исследования явилась сравнение вариантов  образов Бабы – Яги в музыке трех  русских композиторов Формулировка проблемы: Очень трудно передать слушателю свой замысел. Проблема заключается в том, что  существует возможность,  изображая один и тот же образ, вкладывать в него  оригинальную композиторскую задачу. Выдвижение гипотезы:  Изучение, анализ произведения и составление исполнительского плана  поможет мне  сделать исполнение интересным и  успешным. Я предполагаю, что исполнение  музыкального произведения — это, как второе рождение этого произведения, второе  творение, и роль исполнителя в этом чрезвычайно велика. Ожидаемые результаты: Эта проектная работа привлечет интерес  моих одноклассников к классическому  музыкальному искусству  Методы реализации: Сравнение и слуховой анализ звучания каждого из трех произведений  Исследование средств музыкальной выразительности Беседа и анализ полученных слуховых впечатлений путём сравнения. Систематизация и анализ материалов и источников Написание исследовательской работы Создание демонстрационного видео ролика Подготовка к презентации исследовательского материала. В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.  Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет Введение Есть много вещей, без которых человек не представляет своей жизни. Для меня одной из  таких вещей есть музыка. Если у меня плохое настроение, послушав хорошую музыку, я  возвращаюсь в позитивное состояние. В голову приходят мысли, которые могут мне помочь в любой ситуации. Также с удовольствием совмещаю, как говорится в поговорке, приятное  с полезным, под музыку делаю уборку в комнате. Если я в хорошем настроении включаю  громко веселую музыку, танцую и пою. А если бывает грустно, слушаю спокойную музыку.  Есть такие песни, которые задевают душу. Вся моя семья любит слушать музыку, хотя у родителей свои предпочтения, но есть  композиции, которые слушаем дружно все вместе. Едем на дачу весело, слушаем наши  любимые песни, подпеваем, и время в дороге проходит очень быстро. Любой праздник в  нашей семье, будь то большое событие или маленькие именины, не обходится без музыки и  песен. Мой телефон и компьютер содержат странички с различной музыкой. Так она всегда со мной и от этого намного легче, приятнее и веселее идти по жизни. Больше всего мне  нравится ритмичная, веселая и заводная музыка. Слушаю разные музыкальные  направления, нравятся как русские, так и зарубежные исполнители. Есть и классические  произведения, которые мне нравятся  Баба Яга, Костяная нога, С печки упала, Ногу сломала, Побежала в огород – Напугала весь народ, Побежала в баньку –  Испугала зайку. Об этом сказочном существе и фантастическом герое русских народных сказок пишут и  думают много разного! А.С. Пушкин о ней пишет так: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… Там ступа с Бабою­Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет… А вот как описывает Бабу Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней  культуры славян: «Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшный. Дом ее ­  избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Сия старая колдунья не пешком  ходит, а разъезжает по белу свету в железной ступе. А чтоб не видно было следов её, то  заметаются они приделанным к ступе помелом». Во многих русских народных сказках мы  встречались с Бабой Ягой? «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Василиса Прекрасная», «Гуси­лебеди»,“, «Фитист ­ Ясный Сокол”. Не всегда Баба Яга – не только злая и наводит страх. Есть такие русские народные сказки, где Баба Яга выступает, как добрый советчик и  помощник. То принимает Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему  богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной  работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую  мачеху и ее дочерей. Вот отрывок из сказки «Финист ­ Ясный Сокол». «Ладно, красавица, помогу тебе. Бери серебряные пяльцы, золотую ниточку. Иголочка  сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать – не  продавай. Просись Финиста ­ Ясна Сокола повидать».  Такой яркий образ не мог оставить равнодушным никого и привлек внимание поэтов,  художников, композиторов. 1.«Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского  художника­ архитектора Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые  разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные  проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой  талант художника. В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина  богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был  известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и  музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе.  Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша  переходили они от одного экспоната к другому. Неподвижные картины и макеты ожили в  звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо  представляем работы художника, хотя и не видели их. Так появилась пьеса русского композитора Модеста Мусоргского «Избушка на курьих  ножках. Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки». Фортепианная сюита из 10 пьес была  написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника, архитектора и друга  Виктора Гартмана. Устроители выставки собрали картины, рисунки с натуры, а также  художественные изделия. Композитор по­своему  «озвучил» увиденное на выставке  пьесами, связанными между собой в виде «перехода» (Прогулки) от одной картины к  другой. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А Мусоргский изобразил мощный динамичный образ жительницы этого «“домика» – Бабы  Яги. Она у Мусоргского злющая, свирепая. С первых звуков музыка рисует портрет  свирепой, разъяренной, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими,  внезапными, жесткими акцентами. Сначала она прерывается устрашающими, зловещими  паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится – властная, мощная,  страшная, даже с оттенками злобного торжества! В пьесе М. Мусоргского три части. Во второй части, ступа с Бабой Ягой взвивается в небо,  и музыка меняет свой характер, потому что рисует картину зачарованного леса, над  которым пролетает ступа. Образную картину «нечистой силы» много лет спустя написал русский художник Виктор  Михайлович Васнецов. Им было написано очень мрачное и в то же время динамичное,  мощное полотно «Баба Яга». На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит  страшно оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит босоногого испуганного  мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу валяются кости и скелеты погибших  животных. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трёх ярких пятнах:  лилово­розовом отсвете далёких пожарищ, белой рубахе невинного ребёнка и объёмной  красной юбке ведьмы. Композитор же не просто сделал домик «обитаемым». Он  необычайно ярко нарисовал облик Бабы­Яги ­ персонажа грозного, таинственного и  противоречивого. Любопытно, что однажды на маскараде в Академии художеств  Мусоргский появился в ее костюме: рыжие «космы», мохнатая шапка надвинута на глаза,  ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза  на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая перед собой дорогу  взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских сказок ­ смешную и страшную  изобразил он и в своей музыке. И композитору Мусоргскому и художнику Васнецову  удалось воссоздать образ грубой, жесткой, резкой повелительницы леса. Чайковский  больше ориентировался на детское восприятие и детскую психологию. В результате его  Баба Яга не столь свирепа. Интересный образ Бабы Яги рисует на своих полотнах известный русский художник И.Я.  Билибин, который был одним из лучших иллюстраторов народных сказок. У Билибина это  старая и мощная колдунья, вид у нее страшный, разъезжает она в ступе, дом стоит посреди  мрачного леса. Художник выделяет определенные детали – то помело в руках Бабы – Яги,  то черепа со светящимся глазницами, но, тем не менее, все – таки чувствуется, что колдунья может иногда подобреть, помочь другим героям, хотя и по – особому. Ярко и образно пишет по поводу этой пьесы Д.Б. Кабалевский : «Ни одного простого,  естественного звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в  самых глубоких басах. Музыка, только что куда­то стремительно несшаяся, вдруг почти  останавливается. Мелодия какая­то скрюченная – сперва топчется на месте, потом  движется вприпрыжку или вдруг как­то нарочно преувеличенно хромает. И, в общем, все  это получается каким­то совсем не добрым... Баба­Яга прямо­таки и выглядывает из этой  музыки, словно нарисованная на картинке... И опять она перед нами все время в движении  – летит куда­то, останавливается, хромает, злится, бранится...» Пьеса написана в До мажоре, значительно расширенном за счет введения повышенных  ступеней. Угловатые обороты мелодии, «ломаные» фигурации, форшлаги, непривычные  последовательности аккордов подчеркивают фантастичность образа. И, как всегда у  Мусоргского, выражение разгулявшейся силы связывается с появлением народно­плясовых ритмов. В музыке слышна сама хозяйка избушки, ее колченогие прыжки, удары клюкой,  залихватская песня (совершенно в русском духе), подплясывание и подскакивание ступы.  В пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически­черных красок с одной стороны и  светлых ­ с другой. И интонации здесь двух типов: с одной стороны, злобно­залихватские,  пугающие, пронзительно­резкие, с другой – бодрые, весело призывные.   Баба­Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные  превращения. В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают и сменяются звуками  осторожными, двигающимися как будто крадучись. Настойчиво повторяются  мелодические ходы по интервалам тритона и на хроматическом тремолирующем фоне  звучат, как волшебные заклинания... Но чары быстро рассеиваются. В музыке снова  возникает вихрь резких, скачущих звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий  полет. В музыке чувствуется сила, размах, чисто народный сочный юмор, и потому этот  номер так удачно подводит к могучему, жизнеутверждающему финалу «Картинок с  выставки». 2.Образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский  в своей пьесе «Баба Яга» из «Детского альбома». Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на  клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы  напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Обилие увеличенных и  уменьшенных интервалов рисует образ «костяной ноги» и придает музыке некоторую  «уродливость». Музыкальный язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла.  Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца  отрывистым штрихом придают музыке зловещую причудливость. Пьеса исполняется очень  скоро. При общей тихой звучности, аккорды на сильной доле специально подчеркиваются  акцентом. Тема, олицетворяющая сказочный персонаж, вначале  помещена в нижнем  регистре, и мы сразу догадываемся, что далее будет развитие ­ рост и усиление этого  мотива и всей громкости в пьесе. Форма пьесы ­ трехчастная. Контраст середины практически незаметен из – за непрерывные движения.  Начало репризы является кульминацией всего произведения и звучит на октаву  выше, чем в начале. В непрерывном движении восьмушек средней части, во внезапных  подъемах интонации, сопровождаемых усилением звучности, чудится фантастический  полет, сопровождаемый «свистом ветра» и «выкриками» Бабы Яги.  Благодаря своей яркой характеристике образа, созданного П.Чайковским, пьеса  запоминается надолго. Что касается создания образа, то для передачи «полёта» (пьеса  должна слушаться на одном дыхании) Чайковский придумал в ней неуклонно нарастающую к кульминации и затихающей к концу, динамику. 3.Анатолий Константинович Лядов ­ русский композитор, дирижер, педагог. Он всегда  был поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и  мысли, изящества и законченности художественной формы. А как ученик Н. А. Римского­ Корсакова, Лядов был очень увлечен русской песней и миром русских народных сказок.  Свыше 200 обработок русских народных песен для различных составов исполнителей было  создано Лядовым. Но наибольший успех ему принесли программные оркестровые  произведения сказочного содержания: «Баба­Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Первая из них «Баба­Яга»­ «картинка к русской народной сказке для большого оркестра»  ­1904. Композитор адресует своим слушателям эпиграф из сказки «Василиса Прекрасная»: «Баба­Яга вышла во двор, свистнула – перед ней появилась ступа с шестом и помелом.  Баба­Яга села в ступу и выехала со двора, шестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели». Сравним  литературный эпиграф и его музыкальное «описание». По сюжету произведение  представляет собой полет Бабы­Яги, данный в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу. У Лядова это оркестровое произведение. Инструменты:  оркестр, пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский горн, 2 кларнета бас кларнет 2 фагота,  контрафагот/4 горна 2 трубы ,3 тромбона, туба/литавры, перкуссия (тарелки, бас­барабан), струнные.  Сказочный характер придает музыке низкий тембр фагота, сменяемый звучанием басового кларнета, а струнные инструменты  словно подхлестывают этот полет. Быстрый ритм  создает ощущение скорости: вот с шумом и свистом пронеслась Баба­Яга — и исчезла Г.2. Схожи ли музыкальные характеристики Бабы Яги у  трех русских композиторов? Средства М.Мусоргский форма образ 3 части устрашающий и  зловещий Мелодия Лад Ритм Темп Тембр Регистр Ломанная, изменчивая минор быстрый темп Фортепиано, есть  обработки В 1 части низкий,             2 часть «Полет»­  высокий Громкая ­ в 1 и 3 части,  2­ тихая Интонация злобная Динамика П.Чайковский 3  части беспокойный и  тревожный, образ не  столь свиреп жесткая минор А .Лядов 3 части Более  песенная минор быстрый темп Фортепиано Средний быстрый темп Оркестр, много духовых  инструментов Меняется постоянно Не очень громкая Переменчивая тревожная сказочная,  Сходство: форма­ 3 частная,быстрый темп, динамика контрастная. Отличие: характер  Бабы Яги Мусоргского и Лядова ­ устрашающий и зловещий (как бы картина для  взрослых), а характер Бабы Яги Чайковского – беспокойный и тревожный. В результате  образ не столь свиреп. Это обусловлено замыслом композитора. Пьеса «Баба Яга» вошла в  фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом», написанный П.И. Чайковским и  посвящён племяннику Володе Давыдову. Выводы Мусоргский увидел этот персонаж именно так, в  сказочно­народном понимании. В его  Бабе­Яге есть нечто жуткое, зловещее. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Для  Мусоргского Баба­Яга – мощная «нечистая сила», сметающая всё на своём пути. Классическая музыка, на мой взгляд, это искусство, открывающее целый мир страстей и  эмоций, высоких чувств и благородных порывов. Она делает людей духовно богатыми и  раскрашивает жизнь новыми и яркими красками.       Я считаю, что с помощью музыки  легче выражать любые эмоции. Поэтому я мечтаю научиться играть на гитаре, чтобы петь и создавать музыку самому.  Литература Л.Тарасов "Музыка в семье муз"., Л.: Дет. лит.. 1985. Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” // М., “Просвещение”, 1989. Р. Федякин. Мусоргский. – М., 2009. Источники https://yandex.ru/search/?lr=9&oprnd=8098180473&text=описание%20мусоргский%20баба %20яга http://meta­music.ru/listening/izbushka­na­kurih­nozhkah­baba­yaga https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe­iskusstvo/library/2015/05/20/metodicheskiy­i­ ispolnitelskiy­analiz­proizvedeniya http://открытыйурок.рф/статьи/625568/ http://svlkmuusika.blogspot.ru/2011/05/blog­post.html Приложение 1. В.Васнецов «Баба Яга» 2. И.Билибин «Баба Яга» .  3, 4, 5­ портреты Мусоргского, Чайковского, Лядова 6. ноты из 1 варианта вашей работы Презентация содержит  Титульный лист, цели, задачи.  Дальше – портрет и название пьесы + картина Вставьте  таблицу, фото вашей куклы Выводы Литература, Источники

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»

Проектная работа     «Чем отличается образ Бабы – Яги в музыке трех русских композиторов?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2018