Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
17.03.2017
Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"
Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки" по программе Критской, Сергеевой. Учащиеся познакомятся с предшественниками скрипки, с ее строением, с выдающимися скрипичными мастерами., с инструментами струнно-смычковой группы. Познакомятся с музыкой П.И.Чайковского, А.П.Бородина, Н.Паганини. В конце урока выполнят проверочные задания.
тайна скрипки.doc
МБОУ БГО  СОШ №10 Методическая разработка урока музыки «Тайна скрипки» Автор: Топчий Марина Николаевна, учитель музыки высшей квалификационной категории Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами поговорим об одном удивительном музыкальном инструменте. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив звучит издалека,  Поёт под вечер лунный. Как ясен звуков перелив! В них радость и улыбка, звучит  Мечтательный мотив,  Я называюсь – скрипка. Ни про один инструмент не сложено столько легенд, сколько про скрипку, ни один  инструмент не окутан таким количеством тайн, как она. И для того, чтобы приоткрыть  завесу тайны, которая окружает этот инструмент, нам придется многое узнать и услышать,  а также попутешествовать по временам и странам. Можно  смело сказать, что скрипка – один из самых загадочных и таинственных  инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и  тщательно, как  скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы,  музыкальные мастера, музыканты. Кое­что они поняли и объяснили, но многое так и  осталось непостижимо. Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную даму».  Она очень хрупкая и изящная. Скрипку носят только в футляре, который повторяет  изгибы инструмента. Посмотрите, ее, как маленькую, обязательно закутывают в пеленку и  бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет своё удобно оснащенное место.  Скрипка очень боится влаги. Ударов, резкого перепада температур. Но музыканты  прощают этой неженке все капризы из­за её чарующего голоса. Вспомните, как называют группу инструментов, к которой относится скрипка? ( Группа  струнно­смычковых инструментов) Верно. А почему? (Есть струны и смычок, которым извлекают звук) Молодцы. Обратите внимание, на смычок натянут конский волос. А для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают канифолью.  Коробочка с ней тоже всегда находится под рукой, т.е. в футляре.  Теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите ее. ( Инструмент небольшого  размера. Имеет 4 струны, на корпусе две прорези. Верхняя и нижняя части  соединяются узким ободком, есть крепления для струн) Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.) Верно. Одна из сложностей исполнения на скрипке ­  отсутствие  разметки на грифе, т.е.  нельзя «определить на глаз», где какая нота находится. Поэтому главные помощники  исполнителя – слух и мышечная память. Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.  Давние предки скрипки появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее  предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют  музыканты Индии и острова Шри­Ланка. Маленький барабанчик в роли резонатора,  длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или  жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиголового бога­ дракона Раваны, как гласит легенда. В Европу смычковые инструменты попали в XVIII веке, и музыканты Средневековья уже  довольно уверенно играли на всяких вертикальных скрипках. Почему вертикальных? Да  потому, что держали такие инструменты не у плеча,  «в длину», как нынешние скрипки, а  вертикально, «в высоту». Бытовали подобные инструменты и в славянских странах. На  Руси с давних пор существовала скрипка­гудок. В руках бродячих скоморохов­потешников часто можно было увидеть небольшой струнный инструмент, похожий на половинку груши. Гудеть струны такой груши заставлял смычок. С гуслями, домрами и трехструнной  скрипкой­гудком скоморохи бродили по Руси, потешая публику озорными песнями,  плясками, байками. На гудке играли, поставив его на колено. Но развеселому музыканту  иногда хотелось пуститься в пляс. Вот скрипачи­гудошники и придумали класть скрипку­ гудок на плечо, чтобы ноги были свободны для пляски. Музыканты считают перенос смычкового инструмента с колена на плечо величайшим  событием. Ведь до тех пор ни один инструмент не держали у плеча. Оказалось, что это в  тысячу раз удобнее. За скрипкой утвердилась репутация инструмента грубого, достойного внимания только  простолюдинов. А в то время как по пыльным дорогам бродила простушка скрипка, в  богатых гостиных слух почтенных любителей музыки услаждала виола. Внешне она  напоминала скрипку и даже состояла с ней в родстве, правда, очень далеком, в таком же  примерно, как сказочные герои – Золушка и ее сестры. Виола бала изящной светской  дамой, нежной и аристократичной. И как же было музыкальным аристократам не  подчеркнуть ее превосходства над простушкой скрипкой! Но музыка улиц врывалась в  гостиные богатых домов. На скрипку обратили внимание композиторы. Им давно  недоставало такого голоса в оркестре. И вот композитор Клаудио Монтеверди осмелился  поместить рядом с виолами скрипки. Долгое время они соседствовал, и наконец виолы  окончательно уступили скрипкам свое место в оркестре. Это случилось, когда скрипичные  мастера, как и композиторы, обратили на скрипки серьезное внимание и «поставили» им  голос. А петь скрипку научили знаменитые итальянские мастера. Скрипки великих итальянцев дожили до наших дней. Они звучат так же прекрасно, как  сотни лет назад. Многие мастера пытались создать подобные инструменты, но достичь  совершенства скрипок Амати, Страдивари, Гварнери им до  сих пор не  удалось. Особенно мастерам хотелось повторить успех Страдивари. Но скрипки Страдивари  остались непревзойденными. Возникла даже легенда о секрете Страдивари, великой и  непостижимой тайне старого мастера. Было это давным­давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц  итальянского города Кремона мальчишку, который не знал куда ему деваться.  Свирепая болезнь чума, от которой когда­то вымирали целые деревни и города,  погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел паренька к себе в  мастерскую и сделал одним из помощников. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало. Как особую  награду получил он разрешение  самостоятельно сделать скрипку от начала до конца. Было ему тогда всего 13 лет. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий  Страдивари сделал, когда ему перевалило за девяносто. Вырезать детали скрипки ­ дело нехитрое. Но собрать их в единый инструмент, чтобы он  запел, ­ дело непростое. Сначала нужно выбрать подходящее дерево. На верхнюю деку  мастер подбирает еловую дощечку с ровными слоями. На нижнюю деку идет  белоствольный клен, лучше всего горный, который растет на солнечном склоне. Да чтобы  без сучка без задоринки. А срубить дерево нужно весной, когда оно после зимней спячки  оживает. А если спилить дерево со смолистыми соками внутри, звук в смолистом теле  будет тяжелым и глухим. Где только не ищут мастера старое сухое дерево! Рассказывают, что знаменитый мастер Иван Батов, которого более века назад прозвали русским Страдивари ,все  свои заработки пускал на покупку старой развалившейся мебели, дверей и даже  ворот от старых домов. А почему у скрипки такая затейливая форма? Оказывается, в таком изогнутом корпусе  голос струны отражается в разные стороны. Эхо получается не одно, а дробится на десятки маленьких. Вот тогда­то появляется не только звук, но и призвуки­тембры. Как строгать  деки  и подставки под струны, как шлифовать, чем грунтовать, как и каким покрывать  лаком – всему этому научился у Амати старательный Антонио. Теперь он сам мастер, своя  мастерская, свои ученики. И только одного до сих пор нет – своей скрипки. Ведь все  инструменты он делал по образу и подобию скрипок своего великого учителя. И  Страдивари решил сделать свою скрипку. Шестьдесят лет было великому мастеру, когда  зазвучали его  самые лучшие, новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели  скрипки человеческим голосом. Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа»  С.Рахманинова.  Термин  «вокализ» относится к вокальной музыке и означает «пение без слов». Но разве можно  сказать, что в этом произведении скрипка не поет? ( Звучит «Вокализ» С.Рахманинова) Но ведь сама собой скрипка не звучит. На ней играют музыканты.  И одним из лучших  скрипачей считается Николо Паганини. Да, это был блестящий музыкант, значительно обогативший приемы игры на скрипке и  скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же как и скрипка,  с которой он не расставался до самой смерти.  Например: мастерство маэстро было так  велико, что многие говорили, что он продал душу дьяволу.  Как у каждого талантливого  человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы  объекту ненависти. Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения  они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне. К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из  множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней.  Все неполадки с инструментом  Паганини  воспринимал так, будто болел сам… …Из зала еще доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в  артистической комнате Ливорнского театра утомленный, без сил. В двери  постучались и вошел француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини сделал  невольное движение, точно не желая отдавать ее, но тут же вскочил и угловато,  униженно кланяясь, протянул ему черный футляр. Он бормотал изменения и  благодарности. Но француз отвел его руку. ­ Оставьте ее себе, ­ сказал он, ­ и не благодарите. Не мне, скромному музыканту ,  играть на ней после вас. Паганини было тогда семнадцать лет. С того времени он не расставался со скрипкой. …Музыкант старел, скрипка была все та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он  потерял голос. Это было во время концертов в Париже. Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был  тусклым и неясным. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному  скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых  инструментов. Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую.  Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой. Через неделю зашел к Вильому. Мастер протянул ему скрипку. Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам: звук был старый, тот же, знакомый. Он  бросился обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями. ­ Примите ее от меня. У меня были две одинаковые. Одну я подарил моему врачу, другую  дарю вам; одну – исцелившему мое тело, другую – исцелившему мою скрипку… …Паганини до конца жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещает ее  музею Генуи, города, в котором он родился. Она лежит там, в музее, под стеклянным  колпаком, и зовут ее: «Вдова Паганини». Николо Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его  произведения, написанные для скрипки – соло, еще раз подчеркивают удивительные  возможности скрипки. ( Звучит  «Каприз №24» Н.Паганини.) ­ А теперь послушаем ту же тему, но предназначенную для исполнения на рояле в сопровождении  оркестра. (Звучит фрагмент «Фантазии на тему Паганини») ­ Легко узнается тема? ( узнается легко, т.к. сначала звучит почти без изменений, а дальше   тема  постоянно меняется) Скрипка стала любимым инструментов многих композиторов. Сегодня мы познакомимся с  произведением П.И.Чайковского «Вариации на тему рококо». Вариации (от лат. Variatio – изменение) повторение одной  и той же темы несколько раз, но в  измененном виде. Рококо   – раковина) – художественный стиль в искусстве   XVIII    Rocaille    ( фр.        пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым формам, во многом напоминающий  силуэт раковины. (Звучит произведение П.Чайковского «Вариации на тему рококо»)   века. Характерно  Есть в симфоническом оркестре инструменты, похожие на скрипку, но большие по размеру. В народе сотни лет известные,  Далеко не новые Инструменты струнно­смычковые. Со скрипкой инструменты схожи – На них смычком играют тоже. Мы назовем их все сейчас: Альт, виолончель и контрабас. Скрипка  самый высокий и подвижный из смычковых инструментов. Это королева оркестра. Альт размером чуть больше скрипки. Тембр у этого инструмента более тусклый, похож на низкий  женский голос. Такой же мягкий, грудной, выразительный. В настоящее время альт получает все  большее распространение в качестве концертного инструмента. Всем известно имя современного  музыканта Юрия Башмета. Виолончель. Звук виолончели густой, певучий, напоминает мужской голос – баритон. Исполнитель держит инструмент между колен, остроконечной подставкой – шпилем. Контрабас – самый большой в этой группе. На контрабасе играют стоя. Струны на нем толстые,  поэтому звучание у него низкое. Послушаем «Ноктюрн» А.Бородина для струнного квартета, в состав которого входят две  скрипки, альт и виолончель.

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе"Тайна скрипки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017