Тема урока: «Что за прелесть эти сказки»
Тип урока: Комбинированный
Методическая цель урока:
Формирование УУД с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения.
Цель образовательная:
Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися особенностей воплощения литературных образов « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина в опере Н.А.Римского – Корсакова.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Способствовать эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения.
- Создать условия для развития творческого потенциала.
- Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально – творческую деятельность.
направленные на достижение метапредметных результатов:
- Создать условия для развития образного мышления.
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение
- способствовать формированию умения владеть своей устной речью
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Конкретизировать знания о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа.
- Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями интонационно - образного словаря композитора Н.А.Римского – Корсакова.
Оборудование:
фортепиано, музыкальный центр, портрет композитора Римского -Корсакова, учебники, музыкальная запись оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане».
ХОД УРОКА
Этапы урока. Цели, задачи |
Художественно-педагогическая деятельность учителя |
Художественно-эстетическая деятельность учащихся |
Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные |
1.Организационно-мотивационный момент
5 мин.
|
Создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение попевки - приветствия. Организует диалог, направленный на повторение пройденного: - С творчеством какого поэта связаны наши уроки? -Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения? - Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина. Какой теме был посвящен последний листок? Организует появление интереса у детей (через побуждающий диалог): - О чем А.С.Пушкин мог сказать следующие строки: « Наперсница волшебной старины, друг вымыслов, игривых и печальных?» |
Коллективно исполняют попевку.
Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания
Проявляют интерес к теме. Обсуждение и поиск правильного ответа.
|
Личностные: Пробуждение эмоциональной отзывчивости, Формирование учебной мотивации
Метапредметные: согласовывают свои действия с действиями одноклассников. проявляют доброжелательное отношение к окружающим, согласовывают пение с музыкой
Предметные: Построение логической цепи рассуждений
|
2.Актуализация знаний
5 мин. |
- Какие сказки Пушкина вы знаете? Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока: -Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина? - А как может начинаться музыкальная сказка, без слов? Показ музыкальных примеров на фортепиано.
|
Используют знания, полученные ранее.
Вспоминают варианты зачинов, начинающих сказки. Слушают муз. фрагмент, анализируют средства музыкальной выразительности, представляют каким персонажам соответствовало музыкальное вступление, подбирают тембры инструментов оркестра, соответсвующие характеру интонации.
|
Познавательные:предметные Общеучебные (умение осознанно строить речевое высказывание) Универсальные (Сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей)
Коммуникативные:метапредметные Вступают в диалог с учителем, учатся точно и полно выражать свои мысли.
Личностные: Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу. |
3.Этап целеполагания
3 мин. |
- Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока: - Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируем музыкальные интонации? ( Подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее «Сказка в музыке»- -Организует через побуждающий диалог формулировку цели : Познакомиться с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно. Как у Пушкина? - Организация беседы о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам Пушкина. |
- Формулируют тему
Участвуют в диалоге, беседе с учителем, формулируют цель.
Работа с тетрадью, актуализация знаний, отвечают на вопросы.
|
Познавательные: Самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей Личностные: Смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью) |
4.Открытие нового знания.
18 мин.
|
- Организует восприятие вступления ко 2 действию и подводящий диалог для ответа на вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь? Использует нотную запись на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию.
- Организует восприятие фрагмента «Три чуда». Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей. -Организует анализ каждого прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в литературной основе. - Организует подведение итогов групповой работы, дети называют описанные образы. ( Белочка., 33 богатыря, царевна- лебедь) |
Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас. Слушают музыку Включаются в сравнительный анализ музыкальных частей,
Овладевают умениями осознанного построения речевого высказывания.
Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент. Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра.
|
Личностные: Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу. Регулятивные: Умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: Логические: анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. Ообщеучебные: умение пластикой смоделировать музыкальную тему, умение осознанно строить речевое высказывание
Коммуникативные: определяют функции участников, сотрудничество, управляют поведением партнера, учатся полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: Общеучебные (извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение), логические: сравнение
Личностные: Нравственно – эстетическое оценивание, эмоциональный отклик на содержание урока .
|
5. Обобщение знаний, связь с ранее полученными.
5 мин. |
- Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания через систему вопросов? - Организует закрепление знаний с помощью сопоставления с литературным текстом. |
Отвечают на вопросы.
Слушают ( или сами читают ) фрагмент « Сказки о царе Салтане» |
|
6. Подведение итогов урока - рефлексия деятельности.
4 мин.
|
Организует подведение итогов урока через организацию вопросов –ответов о полученных на уроке знаниях - Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна? - Что помогло нам понять музыкальные образы? -Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании? - рассказываю о том, что Римского- Корсакова прозвали « Великим музыкальным сказочником»
|
Учатся обобщать свои музыкальные впечатления, облачать их в словесную форму.
Размышляют о том, что они узнали на уроке. Включаются в активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества.
|
Регулятивные: Выделение и осознание того, что усвоено, Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные : Постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество, коррекция ответов и вопросов одноклассников.
Личностные: Формировать эмоционально - нравственное отношение к музыкальному образу.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.