Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)
Оценка 5

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Оценка 5
Конкурсы
docx
математика
9 кл
12.02.2017
Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)
Урок обобщающего повторения по теме "Системы уравнений" с использованием приёмов технологии критического мышления. Акцентирует внимание учащихся на возможность решения систем разными способами. Поможет обучить умению планировать самостоятельную работу, освоить информацию и логически её переработать , определить собственную позицию,обосновать её и защитить.методическая разработка урока
1УРОК ПО АЛГЕБРЕ 9 класс СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ.docx
Урок алгебры, 9 класс Тема урока: « Системы уравнений»  Учитель: Булекова  Ирина Игоревна Тип урока:   урок  обобщающего повторения        Цели:  1.   повторить способы решения систем уравнений; 2.  акцентировать внимание на возможность решения систем различными способами; 3.   научить, при решении систем  уравнений, записывать верный ответ 4.   продолжить обучать умению ∙         планировать самостоятельную работу; ∙         осваивать информацию и логически ее перерабатывать; ∙         вырабатывать собственную позицию, обосновывать ее и защищать      ( обосновывать свой способ решения, свой результат); Оборудование: 1. 2. 3. 4. 5. 6. компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, карточки с тестами, бланки ответов ГИА, карточки для дополнительной работы сильным ученикам Ход урока  I.                   Организационный момент      Учитель сообщает тему урока, цели. В тетради записать число, тему урока.  Слайд 1.2 II . Актуализация знаний Слайд 3,4 Установите  соответствие между формулой и графиком a) 1. у= кх+в(к>0) 2. у= кх(к<0) 3. у=кх+в   (к<0) 4. 5. y=   IxI              у=кх (к>0) b)                1 1.    у =  ax2  (а<0) 2. у = 3. у = k x      (к>0) −k x      (к<0) 4. у =  ­ax2  (а<0) 5. у =   √x                    III . Повторение 1. Как вы понимаете выражение ­  «система уравнений»? 2. Что значит: решить систему уравнений? – Решить систему – это значит найти пару значений  переменных,  которая  обращает каждое уравнение системы в верное равенство. 3. Какие способы решения систем вы знаете? – подстановки, сложения и графический. Слайд 5 Нажимая на ссылки: способ подстановки, способ сложения, графический способ переходите на  соответствующий слайд способ подстановки (Слайд 6­7)     х 3 у  5 7  2 у ; 5 Отв:( ­3;2) Способ подстановки: 1) из одного уравнения системы (все равно из какого) нужно выразить одно неизвестное через другое, допустим у через х;   2) полученное выражение подставить в другое уравнение системы ­ получится одно уравнение с  одним неизвестным х;   3) решив это уравнение, найти значение х;  4) подставив найденное значение х в выражение для у, найти значение у С решением систем уравнений  этим способом познакомит нас: Евстифеева Настя способ сложения ( Слайд 8­9) Способ сложения:    2 3 х х  7  5,0 5 2 у Отв:(­1,5;2) 1) уравнять модули коэффициентов при одном из неизвестных;  2) складывая или вычитая почленно полученные уравнения , найти одно неизвестное;  3) подставляя найденное значение в одно из уравнений исходной системы, найдем второе  неизвестное. С решением систем уравнений  этим способом познакомит нас:   Точиленко Вася.  графический способ( Слайд10­11) Графический способ: ух y  4  2x 3    Отв:(1;4) 2 1) строится график каждого из уравнений системы (для этого надо выразить у через х); 2) 3) Координаты точки пересечения графиков записывают в ответ (они являются решением   находятся координаты точек пересечения построенных графиков (если они пересекаются); системы этих уравнений).    Графический способ применяется при решении практических задач для нахождения приближенных  решений. Беседа с учениками: 1.  Что нужно сделать для решения систем графическим способом? – Построить графики функций и  найти координаты точек пересечения графиков. Для этого из каждого уравнения нужно выразить  переменную у. 2.   Выразим из обоих уравнений переменную у. 3.   Что можно сказать о первом уравнении? – это уравнение функции обратной пропорциональности. График – гипербола, состоящая из двух ветвей, расположенных в первой и третьей координатных  четвертях. 4.    Как построить гиперболу? (строим на доске, проверяем с помощью слайда) 5.   Что можно сказать о втором уравнении? – это уравнение квадратичной функции. График –  парабола, полученная из графика функции  путём  перемещения на три единицы вверх по оси  ординат. 6.    Сколько точек пересечения получили? – 1. 7.    Как найти её координаты? 8.   От чего зависит количество решений системы уравнений?­ От количества точек пересечения  графиков функций. ∙         Алгоритм решения систем графическим способом IV . Тренажер для глаз (над доской 3 голубя разного цвета: посмотреть на каждого из них, затем  закрыть глаза и мысленно перенести их на другую стенку) V. Отработка навыков Выполняем несколько заданий из материалов ГИА (по слайдам) Задание №1. На рисунке изображена парабола и три прямые. Укажите систему уравнений,  которая не имеет решений. (Слайд 12) 3 Задание №2. (Слайд 13) Задание №3. (Слайд 14)  5 у 2 у 25 х     2 х  5  75 Ответ: Задание №4 (Слайд 15) 4 VI . Решение систем второй степени (Слайд 16) Решить систему уравнений    2 õ õ   5 ó 2 ó 25  5  75 Разложим левую часть второго уравнения системы на множители, используя формулу разности  квадратов а2 –b2 = (a+b)(a­b):  х2 ­25y2 =(x­5y)(x+5y)   После этого наша система уравнений примет вид: x­5y=5, (x­5y)(x+5y)=­75. Используя первое уравнение системы x­5y=5 , заменим во втором уравнении x­5y на его значение 5 x­5y=5,  5(x+5y)=­75.   Разделим левую и правую части второго уравнения системы на 5:            x­5y=5,           x+5y=­15. (3) Таким образом, мы получили линейную систему уравнений. Вычтем почленно из 1­ого уравнения 2­ рое: ­10y=20.Выразим отсюда y: y=­2.  Теперь подставим у=­2 в одно из уравнений системы (3),  например во второе: x+5*(­2)=­15, x=­5.   Ответ: x = ­5, y = ­2. На боковых досках два человека решают системы и вместе с ними на местах два ученика В1) Решить систему уравнений 2x+3y=­8, 4x2 +5xy+9y2 =50. (1)   Возведем в квадрат обе части первого уравнения: (2x+3y)2=(­8)2   Используем формулу квадрата суммы: (a+b)2  =a +2ab+b (2x+3y)2 =4x +12xy+9y   После этого наша система уравнений примет вид: 4x+12xy+9y=64,  4x+5xy+9y=50. (2)  5 Вычтем почленно из первого уравнения второе: 7xy=14,  xy=2.   Воспользуемся первым уравнением системы (1): 2x+3y=­8. Выразим из этого уравнения x через y:  2x=­3y­8 x=­1,5y­4   Теперь подставим в уравнение xy=2 вместо x полученное выражение: y(­1,5y­4)=2 ­1,5y2  ­4y­2=0    Найдем корни полученного квадратного уравнения: y1=­2 и y2=­2/3.   Подставляя полученные значения в уравнение x=­1.5y­4, найдем соответствующие значения x: x1=­1,5*(­2)­4 x1=­1 x2=­1,5*(­2/3)­4 x2=­3  Ответ: x1 = ­1, y1 = ­2; x2 = ­3, y2 = ­2/3. В2) Решить систему уравнений 2x ­xy=­8,  y ­2xy=32. (1)  В первом уравнении вынесем за скобку x, а во втором y: x(2x­y)=­8, y(y­2x)=32.   Домножим второе уравнение на ­1: x(2x­y)=­8,  y(2x­y)=­32.   Домножим первое уравнение на y, а второе на x: xy(2x­y)=­8y, xy(2x­y)=­32x.    Мы получили два уравнения, с одинаковой левой частью, следовательно, их правые части равны:  ­8y=­32x   Выразим отсюда y: y=4x  Подставим в уравнение x(2x­y)=­8 вместо y, полученное выражение:     x(2x­4x)=­8     x(­2x)=­8 ­2x =­8 x=4 x1=2  x2=­2   Подставляя полученные значения в уравнение y=4x, найдем соответствующие значения y:  y1=4*2 y1=8 y2=4*(­2) y2=­8  Ответ: x1 = 2, y1 = 8; x2 = ­2, y2 = ­8.  В3) Решить систему уравнений  x+4y=­2,  x3 +64y3 =­56. Используя формулу суммы кубов a3+b3=(a+b)(a2­ab+b2), разложим на множители     x3+64y3: x3 +64y3 =(x+4y)(x2 ­4xy+16y2 ).  После этого система  примет вид:  x+4y=­2, (x+4y)(x2 ­4xy+16y2 )=­56. Подставляя во второе уравнение системы вместо x+4y его значение ­2, мы получим: 6 x+4y=­2, ­2(x2 ­4xy+16y2 )=­56. x+4y=­2,  x2 ­4xy+16y2 =28.    Возведем в квадрат обе части первого уравнения x+4y=­2.    По формуле квадрата суммы (a+b)2 =a2 +2ab+b2 :  (x+4y)2 =x2 +8xy+16y2 Таким образом, мы получим систему уравнений: x2 +8xy+16y2 =4, x2 ­4xy+16y2 =28. (3)   Вычтем почленно из первого уравнения системы (3) второе: 8xy­(­4xy)=4­28 12xy=­24 xy=­2   Воспользуемся первым уравнением системы (1) и выразим одно неизвестное через другое, допустим x через y:  x+4y=­2 x=­4y­2    Подставим теперь в уравнение xy=­2 вместо x полученное выражение: y(­4y­2)=­2 ­4y2 ­2y+2=0 2y2 +y­1=0   Найдем корни полученного квадратного уравнения: y1=­1 y2=0,5  Подставляя полученные значения в уравнение x=­4;y­2, найдем соответствующие значения x: x1=­4*(­1)­2 x1=2 x2=­4*0,5­2 x2=­4  Ответ: x1 = 2, y1 = ­1; x2 = ­4, y2 = 0,5 VII . Выполнение самостоятельной работы (Повторить  оформление бланков) ( Слайд 17,18) 7 8 VIII . Проверка самостоятельной работы (Бланки собрать, а проверить в тетрадях в которых  решали)(Слайд 19)  Ответы:I­вариант 1) а 2) 0;­1/3.                                                                                   3) 1)б 2) 0;5 II­ вариант 3) 1 б 2 а 3 в 1 б 2 а 3 в 4) 3 решения                                                     4) 3 решения 5) √2                                                                    5)+ + ­ √3 ­­ +­ 2 ; IX . Домашнее задание (Слайд 20) Средний уровень: 1.Повторить п.п.12­24 (учебник Ю.Н.Макарычев,9 класс); 2.Решить из сборника заданий (автор Л.В.Кузнецова)     № 949, № 957 Повышенный уровень: 3.Решить из сборника заданий (автор Лысенко)     Вариант №15 (часть 2) X . Рефлексия   ( Слайд 21) 9 «пр име ­ рз» 10 0  ­ 5 0   «рав ноду 0 шен»  «за кип +1 ел» 00   +5 0  10

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)

Методическая разработка урока по алгебре "Системы уравнений"(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017