Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
10 кл—11 кл +1
20.02.2017
Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)
Методическая разработка урока по биологии на тему:"Борьба за существование и ее виды" предназначена для студентов первого курса средних специальных учебных учреждений, изучающих общую биологию или для школьников 10-11 классов. В данной разработке указаны основные цели и задачи урока. Представлены основные этапы урока, с указанием времени проведения. Также здесь представлены педагогические технологии, используемые мной на данном уроке.
борьба за существование.docx
ЛИКИНО­ДУЛЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФИЛИАЛ ГОУ ВО МО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО­ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ: «БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕЕ ФОРМЫ». Дисциплина: Биология  Раздел: Основы учения об эволюции Преподаватель общеобразовательных  дисциплин Аниськина О.А. Ликино­Дулево  2016 Цели:    обучающие ­ расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях  эволюции органического мира; сформировать знания о движущих силах эволюции ­  борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между  организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи  организмов с факторами неживой природы. развивающие ­ развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с  учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее  материал. воспитательные ­ воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к  окружающей нас природе. Методическая цель: использование ИКТ ­ как одного из способов формирования  творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта  исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие  информационной и коммуникативной компетенций. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок формирования и систематизации знаний. Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц,  слайдов. Уровень усвоения знаний: частично­поисковый. Межпредметные связи: биология, экология, география. Учебно­методическое обеспечение:   учебник "Общая биология " В.И. Константинов презентация по теме: "Борьба за существование". Материально­техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, компьютер,  проектор, экран, рабочие места обучающихся. Ход урока Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся 1. Орг. момент. (1 мин.) Проверка списочного состава обучающихся.  Довести до обучающихся цели и задачи урока. Рапортичка 3. Изучение  нового  материала. (30 мин.) План урока: (на экране слайд №3) 1. Противоречие между интенсивностью  размножения и ограниченностью средств жизни. 2. Борьба за существование. 3. Формы борьбы за существование. 4. Основа успеха эволюции ­ многообразие  организмов. Изложение нового материала, диалоговое  общение с обучающимися через систему  проблемных вопросов, с использованием слайд  ­ презентаций. Все живые существа потенциально способны  производить большое количество себе  подобных. (Слайд № 7­8) Примеры:­ самка аскариды даёт 200 тысяч яиц  в сутки; ­ серая крыса ­ 5 помётов в год (в среднем по 8  крысят, достигающих половозрелости с трёх  месяцев); ­ в одном плоде кукушкиных слёзок не менее  186300 семян. Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не  наблюдается. (Слайд № 9) Как вы считаете, в чём причина такого  явления? Большая часть особей гибнет на разных этапах  развития и не оставляет после себя потомков. (Слайд № 10) Каковы же причины? Причины: ­ это природно ­ климатический  фактор; ­ борьба с особями других видов; ­ между особями своего вида. Известно, что гибель организмов тем  интенсивнее, чем выше размножаемость особей  данного вида. (Слайд № 11) Гибель потомков происходит по разным  причинам. Она может носить избирательный  или случайный характер. Это гибель особей в  Работа в тетрадях над планом урока.         Восприятие и  частичное осмысление нового  обучающимися.                         Отвечают на вопросы  с обоснованием  своего ответа.  (Почему вы так  думаете?) Участвуют в диалоге  с преподавателем,  делают необходимые  записи.             Предлагают свои  ответы с лесном пожаре, при наводнении, вмешательство человека в природу. В чём причина возникновения борьбы за  существование? (Слайд № 12) Несоответствие между возможностью видов к  беспредельному размножению и  ограниченностью ресурсов ­ главная причина  борьбы за существование. Чарльз Роберт Дарвин (Слайд № 13)  (англ. Charles Robert Darwin; 1809­1882) ­  английский натуралист и путешественник  писал: "Не существует ни одного исключения из  правила, согласно которому любое  органическое существо естественно  размножается в такой прогрессии, что, если бы  оно не подвергалось истреблению, потомство  одной пары покрыло бы всю Землю". По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое  и слабое, здоровое и сильное всегда выходит  победителем в борьбе за существование". Термин "борьба за существование" по Дарвину  имеет метаморфический смысл. Под выражением "борьба за существование"  понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с  неорганической природой. (Слайд № 14) Имея в виду не только жизнь одной особи, но  прежде всего её плодовитость и успех в  обеспечении себя потомством. Лишь в  некоторых случаях борьба за существование  выражается в прямой схватке: хищники  сражаются из ­ за добычи или хищник  сражается с жертвой. Ч Дарвин выделил три формы борьбы за  существование: (Слайд № 15) 1.­ внутривидовая, 2. ­ межвидовая, 3. ­ борьба с неблагоприятными условиями  среды. Рассмотрим каждую форму борьбы за  существование. Внутривидовая борьба за существование.  обоснованием. Записывают.             Восприятие и  осмысление нового  материала.   Работа с  терминологией.                                       Принимают участие в (Слайд № 16­17) Происходит между особями одной популяции  любого вида. Это самая жёсткая и острая, так  как все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах:  пище, жизненном пространстве, убежищах,  местах размножения. Примеры: ­ состязание между хищниками за  добычу; ­ соперничество из ­ за территории; ­ из ­ за самки и т.д. Внутривидовые приспособления, полезные для  всей популяции, могут быть вредными для  отдельных особей и даже являются причиной  их гибели. Пример: ­ чайки при избыточной численности  потомства уничтожают часть птенцов; ­ иногда синицы затаптывают в подстилку  гнезда 1­2 птенцов. При чрезмерном увеличении численности  особей внутривидовая борьба в популяции  обостряется. Это бывает из­за ухудшения  кормовых условий, слишком высокой  плотности населения и др. Постепенно плодовитость в популяциях  снижается, могут вспыхнуть эпидемии и в  результате ­ гибель организмов. В популяциях у животных одного вида можно  встретить взаимопомощь и сотрудничество. Пример: ­ это воспитание и охрана потомства,  совместное вскармливание детёнышей (в семье  пчёл, табуне лошадей). Вывод: хотя внутривидовая борьба за  существование сопровождается понижением  плодовитости и гибелью части особей вида, она  всё же обуславливает процветание вида в  целом, способствует его совершенствованию. Межвидовая борьба за  существование. (Слайд № 22) Протекает остро если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиях  существования. диалоге, задают  вопросы, делают  необходимые записи. Работают с  материалами слайдов, делая определённые  выводы.                                 Делают  самостоятельно  вывод.   Принимают участие в  диалоге, делают  необходимые записи.   Принимают участие в  диалоге,  самостоятельно  делают выводы. Работают с  материалами слайд ­  презентации. Примеры: ­ серая крыса крупнее и агрессивнее,  вытеснила чёрную крысу в поселениях  человека. Серая и чёрная крысы ­ разные виды одного  рода. В поселениях человека в Европе  вытесненная чёрная крыса встречается в  лесных районах и пустынях. ­ быстрое размножение дрозда ­ дерябы в  некоторых частях Шотландии повлекло за  собой сокращение численности другого вида ­  певчего дрозда. ­ в Австралии обыкновенная пчела, которую  привезли из Европы, вытесняет маленькую  туземную, не имеющую жала. Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида  другим. Это отношения "хищник ­ жертва", "паразит ­  хозяин", "растение ­ травоядное животное".  (Слайд № 23) В данной форме борьбы за существование  наблюдается и взаимное благоприятствование  разных видов друг другу. Примеры: ­ цветы и их опылители; ­ ярусность в лесу. Вывод: форма этой борьбы приводит к  эволюции обоих взаимодействующих видов к  развитию у них взаимных приспособлений.  Также она усиливает и обостряет  внутривидовую борьбу. Борьба с неблагоприятными условиями  среды. (Слайд № 24) Она также усиливает внутривидовое  состязание, так как особи одного вида  конкурируют за пищу, свет, тепло и т.д. Примеры: ­ борьба с засухой (верблюжья  колючка); ­ к северу ­ зачахшие деревья и кустарники,  хотя никакие другие растения их не теснят. Вывод: победители ­ наиболее жизнеспособные  особи (с эффективным обменом веществ и  физиологическими процессами). 4.Закрепление  изученного  материала. (13 мин). Если биологические особенности передадутся  по наследству, то при этом будут  совершенствоваться видовые приспособления к среде обитания. Дайте ответы на вопросы: (Слайд № 27­28) 1. 2. 3. 4. 5. В чём заключается смысл борьбы за  существование? Что является итогом борьбы за  существование? Как вы считаете, что такое естественный отбор? За счет чего возникают приспособленные особи? Какая изменчивость имеет при этом  большее значение? Таким образом, основой успеха эволюции  является многообразие организмов. 4) Ответьте письменно на вопросы: "Формы  борьбы за существование одуванчиков"  (Задание выполняется, если осталось время на  уроке). (Слайд № 30­31) Выставление оценок обучающимся за работу на  уроке. Демонстрация знаний, полученных на уроке.                   Принимают участие в  диалоге,  самостоятельно  делают выводы. Работают с  материалами слайд ­  презентации. Подведение итогов  урока. Рефлексия  интереса к  изученному  материалу. 5. Д\з (1 мин).  стр. 132 ­ 136 учебник "Общая биология" В.И.  Константинов, ответить на вопросы  на стр. 136 письменно в тетради, записи в тетради. (если осталось время, разбираем  индивидуальные тестовые работы  обучающихся).

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование и ее формы" (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017