Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
Урок на тему «Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в
интернетмагазинах».
Цели урока:
Рассмотреть плюсы и минусы пользования интернетмагазинами,
ознакомить с возможными опасностями потерять свои средства при
совершении покупок через интернет и рассказать о мерах, которые нужно
принять, чтобы обезопасить свой кошелёк от посягательств мошенников.
Оборудование: компьютер, проектор; интерактивная доска.
Этапы урока:
1.
2.
3.
Вступительное слово учителя. Постановка темы урока.
Ознакомление с материалом в форме лекции, беседы.
Заключительное слово учителя, подведение итогов, оценки.
1.
Вступительное
слово
учителя:
в последнее время в сети появилось много интернетмагазинов.
Вопрос: какие интернетмагазины вам известны?
Выслушиваем ответы учащихся.
Вопрос: какие плюсы получают обычные люди, когда
совершают покупки в этих магазинах?
Ученики высказывают свои ответы.
Учитель продолжает.
Первое –удобство. Человек может сидеть дома, в кафе, удобно
устроившись в кресле и искать необходимый ему товар. Это может быть
одежда, книги, диски, оборудование, продукты, недвижимость,
транспорт, туристические визы, то есть практически любой товар. Не
выходя из дома человек может решить множество проблем касательно
совершения покупок.
Второе –огромный выбор. Магазины, в которые мы обычно ходим,
обычно имеют в ассортименте те товары, которые называются
Стр. 1 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
«ходовыми», поэтому ассортимент часто в них схожий. В интернете же
встречаются такие товары, которые в наших обычных магазинах не
найти. Некоторые интернетмагазины выставляют на своих страницах
миллионы наименований товаров.
Добавим к этому такие факторы, как экономия времени, сил.
Учитель плавно переходит к объяснению нового материала.
2.
Вопрос: Скажите, какие неприятные моменты могут ожидать
потенциального покупателя при обращении за покупкой в
интернетмагазин?
После того, как учащиеся называют свои версии, учитель продолжает.
Так какие «подводные камни» могут ожидать потенциального
покупателя интернетмагазина?
Вы не знаете, кто создал этот сервис. Возможно, что это человек,
который не имеет в наличии никакого товара. Может так быть, что
на самом деле никакого магазина не существует, а есть только
витрина в интернете. Для чего это могут сделать? Для того, чтобы
получить от заказчиков какието деньги и затем удалить этот
ресурс.
Если человек оплатил стоимость товара (или часть его стоимости), при
этом не заключил с продавцом никакого договора, не попросил кассовый чек
или иное подтверждение покупки –то впоследствии вернуть свои деньги в
случае, если с товаром чтото окажется не так, будет невозможно.
Вопрос: Как избежать обман?
Дети начинают перебирать возможности избежать обман при совершении
покупки.
Ответ: проверить интернетмагазин.
Сначала проверяем доменное имя сайта.
Прежде всего посмотреть, давно ли он существует, есть ли реальный
владелец этого магазина. Сделать это можно с помощью сервисов whois.
Достаточно в любой поисковой системе набрать «whois»,
Стр. 2 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
выбрать сервис и ввести доменное имя интернетмагазина.
Стр. 3 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
Сервис покажет дату регистрации доменного имени, владельца этого
домена, другую информацию. Нужно посмотреть регистратора, если это
какойто малоизвестный регистратор –это тоже сигнал.
Стр. 4 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
Если магазин появился в сети недавно –то стоит подумать, делать ли
покупки в этом магазине. Возможно, что это и честно работающий сервис,
поэтому нужно продолжить процесс проверки.
Изучаем страницы сайта.
Обратите внимание на наличие грамматических ошибок, нерабочих
ссылок, недоработанных страниц, страниц с надписью вроде «на
реконструкции». Всё это повод для сомнений относительно совершения
покупок на этом ресурсе.
Проверьте индекс цитируемости (ТИЦ) ресурса с помощью каталога
Яндекс: https://yandex.ru/yaca/
Если индекс цитируемости близок к нулю –это плохой показатель.
Поводом к сомнениям может быть и тот факт, если ваш антивирусник
отреагирует на данный ресурс как на фишинговый сайт.
Вопрос: приходилось ли вам оставлять в интернете плохие отзывы о
какомлибо сервисе?
Стр. 5 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
Введите в крупный поисковик (Яндекс, Рамблер, Google) имя сайта и
посмотрите на репутацию магазина. Вы можете увидеть отзывы обманутых
клиентов, жалобы. Имейте ввиду, что поддельными могут быть не только
положительные, но и отрицательные отзывы, например, если ктото решил
навредить магазину по какимто личным мотивам. Поэтому, нужно
рассмотреть как можно больше информации, чтобы можно было делать
выводы.
Вопрос: наличие посторонней рекламы на страницах интернет
магазина –это хорошо или плохо?
Обратите внимание на наличие на страницах интернетмагазина
посторонней рекламы в виде баннеров, множества посторонних кнопок,
рейтингов и т.п. Хорошие интернетмагазины не увлекаются размещением на
своих страницах посторонней информации, чтобы не отвлекать клиента от
совершения покупки.
Вопрос: нужно ли, чтобы у интернетмагазина был офис?
Важный момент –наличие номера телефона на сайте и юридического
адреса организации. Плюсом является, если это будет стационарный телефон,
а адрес будет не адресом квартиры. Позвоните по указанному номеру, если
вам ответят –это уже плюс. Позвоните в любом случае, есть ли у вас вопрос
или нет. Если вам ответит девушка, которая толком не может дать никакую
полезную для вас информацию, то есть просто она «дежурный попугай»
забудьте об этом интернетмагазине.
Обязательно спросите, куда можно подъехать, чтобы… (причину
придумайте любую, например, оплатить наличными и т.п.). Если вам скажут
вполне реальный адрес –это большой плюс. Спросите, есть ли у компании
реальные торговые площади, если они есть –замечательно. Если же адрес
будет типа: село Далёкое Таёжного района Алтайского края или, к примеру, в
Гонконге –значит офиса скорее всего никакого нет. Нет офиса –снимайте
этот интернет магазин с рассмотрения.
Вопрос: какие способы оплаты товара вам известны?
Поинтересуйтесь, каким образом вам предлагается оплатить стоимость
товара и доставки. Хорошо, если указаны банковские реквизиты продавца,
или же предлагается оплата через уважаемого посредника типа Assist. Если
же оплатить нужно напрямую на кошельки типа Qiwi, Yandex, WebMoney и
т.п., то это очень подозрительно. Отправив деньги таким образом, будьте
уверены, вы уже не сможете, в случае чего, вернуть их.
Стр. 6 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
Если вам предлагают оплатить с карточки и вы должны ввести номер
карточки и т.д., код подтверждения кредитной карточки (три цифры на
обороте), при этом магазин не обладает очень большим авторитетом, а
соединение не является защищённым, по SSL протоколу (то есть в адресной
строке должно быть не http, а https), то имейте ввиду, что после этого с вашей
карты смогут списывать любую сумму. Для совершения покупок в интернете
лучше завести специальную виртуальную карту и не держать на этой карте
денежных средств за исключением моментов, когда нужно оплатить покупку
онлайн.
Проверьте, может ли интернетмагазин работать с юридическим лицом.
То есть принимать оплату безналичным расчётом по договору,
соответствующим образом выставив счёт, впоследствии предоставив счёт
фактуру и подписав акт выполненных работ. Разумеется, с подписями и
печатями. Если да –прекрасно. Если нет –подозрительно. Это будет означать,
что официально организация не зарегистрирована.
Подозрительный момент –если требуют стопроцентную предоплату.
Обычно нормально работающие интернетмагазины предлагают несколько
вариантов оплаты: оплата курьеру при доставке, оплата наличными на складе
при самовывозе, оплата при получении на почте наложенным платежом и т.д.
Существует такой вид оплаты, как наложенный платёж. В этом случае
за товар человек рассчитывается при получении на почте посылки.
Вопрос: доставка наложенным платежом несёт в себе какиелибо
риски?
Отдельно нужно остановиться на таком способе доставки и оплаты, как
наложенный платёж. На первый взгляд это очень удобно, клиент не
отправляет деньги заранее, а оплачивает только при получении на почте. Но и
этом случае покупателя могут ждать сюрпризы. Представьте, что вы заказали
в интернетмагазине дорогой мобильный телефон. Оплатили посылку, пришли
домой, вскрыли посылку, а там дешёвенький телефон совсем другой модели.
Доказать, что вы получили не тот товар уже не сможете. Даже если вскрытие
посылки произойдёт на почте при получении, уже ничего не изменить, так как
по документам в посылке мобильный телефон, и вы получаете мобильный
телефон. Мало того, в посылке вообще может быть не мобильный телефон.
Если при отправке поставщик написал в описи, что в посылке одноразовый
стаканчик, и при вскрытии коробки окажется, что там действительно
одноразовый стаканчик, то работники почты никаких претензий от вас не
Стр. 7 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
примут, если вы будете доказывать им, что там должен был находиться
мобильник. Их задачей было доставить отправленную посылку. Они
доставили то, что было отправлено. На этом их ответственность
заканчивается.
То есть при получении посылки наложенным платежом тоже имеется
определённая доля риска.
Вопрос: всегда ли хорошо, если дёшево?
Обязательно сделайте небольшой анализ стоимости товара. Здесь может
быть как минимум два подвоха.
Первое: товар может быть гораздо дешевле, чем его средняя стоимость у
других продавцов, будь то обычный магазин или интернетресурс. Если товар
слишком дешёвый, то это должно вызвать у вас подозрение. Как может
продавец так дёшево продавать? Себе в убыток? Возможно он сам является
производителем, тогда это будет несложно проверить, обычно производители
имеют и свой сайт организации (помимо интернетмагазина), и офис т.п. А
если продавец объясняет, что продаёт конфискат или завезённый в страну
товар в обход таможни –то тем самым превращает сделку в сомнительную, и
вы уже, в случае чего, не сможете обращаться в милицию или в суд. Так как
сами становитесь участником незаконных операций.
Второе: товар может оказаться гораздо дороже своих аналогов в других
магазинах. Тогда не проще ли купить его гденибудь неподалёку от дома?
Часто в интернетмагазинах используют затёртый до дыр приём с зачёркнутой
ценой.
Может показаться, что повезло, можно приобрести за выгодную цену. Но
если проверить, то частенько можно обнаружить, что в других магазинах этот
товар стоит так же, как в этом магазине указали со скидкой. То есть на самом
деле по зачёркнутой цене никогда не продавали.
Гарантия возврата товара.
Стр. 8 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
В случае, если товар вас по какимто объективным причинам не устроил,
вы должны иметь возможность вернуть товар продавцу. На сайте интернет
магазина обязательно должна быть описана процедура возврата товара, его
замены, должны быть выложены образцы заявлений, с товаром должен
высылаться гарантийный талон. Если всего этого нет –связываться с таким
интернетмагазином небезопасно.
3. Заключительное слово учителя.
Итак, ребята, перед совершением покупок в интернетмагазине нужно
потратить немного времени, чтобы выяснить, стоит ли совершать покупку
именно на данном ресурсе или нет.
Вопрос: какие способы проверки интернетмагазина вы узнали
сегодня?
Проверьте, давно ли существует этот магазин
Есть ли грамматические ошибки на страницах сайта, недоработанные
страницы, неработающие ссылки.
Проверьте ТИЦ ресурса с помощью сервиса Яндекс каталог.
Обратите внимание на реакцию антивирусника на этот сайт.
Читайте отзывы о данном сервисе.
Много ли посторонней рекламы на страницах сайта?
Проверьте наличие юридического адреса, офиса компании.
Изучите способы оплаты и доставки товара.
Сравните цены с ценами других магазинов.
Проверьте, оговорены ли условия возврата товара, даётся ли гарантийный
срок.
Ребята, в заключение хочу сказать, что интернет таит в себе
невероятные возможности. Это целый мир со своими правилами. Вы уже
знаете много правил для обеспечения безопасности в реальном мире:
безопасность на дороге, при пожаре, при авариях техногенного
характера, безопасное поведение на водоёмах и так далее. Для
обеспечения безопасности в интернете так же существует много правил.
Стр. 9 Каримов Б.Е., МОУ «Касаргинская СОШ»
Всегда изучайте, придерживайтесь этих правил, а также приучайте
придерживаться их своих близких, друзей и просто знакомых. Помните,
монитор компьютера только кажется безобидным, и даже когда вы
сидите в сети интернет в полном одиночестве у себя дома –вы
находитесь в большом сообществе, где недоброжелатели могут
нарушить границы вашей территории незаметно, совершенно бесшумно.
Берегите себя.
Подведение итогов урока, оценки.
Источники: https://www.zoleg.com/secur/articles/inet_shop.php
Стр. 10
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Методическая разработка урока по ОБЖ "Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернет-магазинах".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.