Методическая разработка урока по ОБЖ. УРОК – ИГРА «СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ» . (7 класс)

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК – ИГРА «СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ» Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Урок для учащихся 7-х классов в виде игры-соревнования Цель: обобщить знания учащихся о чрезвычайных ситуациях природного характера; проверить умения учащихся действовать в той или иной си¬туации; способствовать повышению интереса к предмету; воспитывать сплоченность коллектива, дружеское участие.
Иконка файла материала Урок -игра(Стихийные бедствия).doc
УРОК – ИГРА «СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ» Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И. Урок для учащихся 7­х классов в виде игры­соревнования  Цель: обобщить знания учащихся о чрезвычайных ситуациях природного  характера; проверить умения учащихся действовать в той или иной ситуации;  способствовать повышению интереса к предмету; воспитывать сплоченность  коллектива, дружеское участие. Ход урока   Вступительное слово учителя: Серьезный, увлекательный. Всем хорошо известный Урок по ОБЖ вас ждет,    Очень интересный. Сидя на уроке, забудьте о скуке, Закрепите знания из этой науки, А в конце урока будете рады: За блестящие ответы Получите награды.   Человек не может устоять перед силами природы, но знать о них, о  причинах возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не  попасть в беду, мы просто обязаны, если нам дорога жизнь.   Итак, друзья, пора проверить знания, которые вы получили на  предыдущих уроках, посвященных стихийным бедствиям. Сегодняшний  урок мы проведем в виде игры­соревнования «Счастливый случай». За  каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Кто лучше знает природные стихии и готов с ними бороться, это мы узнаем в конце  урока. У нас две команды «Ураган» и «Смерч». Я желаю всем удачи. Гейм         I      . «Разминка» На первый гейм, вот шутка,  Дана одна минутка.  Поспеши­ка, не зевай!  Правильный ответ давай.  Вопросы для разминки команде «Ураган»:   1. Не на шутку разыгравшаяся снежная буря                                                                 (буран)     2. Продолжительное отсутствие дождей                                                                    (засуха) 3.То же, что метель                                                                   {вьюга) 4.Раскаленная стрела дуб свалила у села(молния) 5.Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет,  убаюкивает?                                            (дождь) Вопросы для разминки команде «Смерч»: 1. Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко ­ Стало видно далеко                                       (туман) 2.Сам не видит и не слышит. Ходит, бродит, рыщет, свищет. Что навстречу попадется, Поднимает и дерется                                                       (ветер) 3.Движение льда весной по реке                                                         (ледоход) 4.Ледяная корка на поверхности земли                                                         (гололед) 5. Незамерзшее место на ледяной поверхности водоема                                                          (полынья) Гейм         II       . «Заморочки из бочки» Вот задания На внимание. Ты попробуй угадай. Приложи свое старание И ответ скорее дай. Нужно по тексту определить, о каком стихийном бедствии идет речь.                Вопросы для команды «Ураган»: 1.1950 г. Тибет. Это стихийное бедствие привело к радикальному  изменению горного ландшафта на значительной территории: разрушались и  двигались горы, возникали гигантские провалы и щели. О каком природном  явлении говорится? (землетрясение) 2.Это стихийное бедствие неоднократно пришлось испытать жителям  Киргизии. Так , в 1963г. три волны... накрыли озеро Иссык­Куль. Его чаша  наполнилась глиной, обломками горных пород                                                                                                                                   (сель) 3.Еще в 218 г. до н.э. это природное явление в Альпах накрыло и едва не  погубило все войско карфагенского полководца Ганнибала(лавина) 4.Это природное явление случилось на Антильских островах. Оно рушило каменные здания, вырывало с корнем деревья. На о. Барадос были  разрушены все населенные пункты, а развалины зданий унесены в море.  Свыше 400 судов было потоплено в бухтах. Жертвами  стали десятки тысяч людей. Что это за бедствие?                                                                                                                                                                                                                                                 (ураган)  Вопросы команде «Смерч»: 1.        Это произошло в 1984 г. в Волго­Вятском районе. Скорость  вращения вихревых воздушных потоков доходила до 200 км/ч, ширина  полосы движения до 500 м, пройденный путь ­ до нескольких  десятков километров. Были разрушены тысячи строений, повалены  деревья, водонапорные и силосные башни, прервано водо и элек­ троснабжение, остановлен транспорт. Что это за явление?                                                                                                                                           (смерч) 2.В 1995 г. это стихийное бедствие в Северной Корее нанесло стране  ущерб в размере порядка S20 млрд. Была уничтожена большая  часть сельскохозяйственных посевов, что поставило население  страны на грань голодной смерти (наводнение) 2.      В 1911 г. в горах Памира в результате стихийного бедствия  образовалась естественная плотина высотой 301 м. На месте долины  возникло Сарсзское озеро глубиной 500 м и длиной 60 км. Озеро наполнялось водой 30 лет (сначала было землетрясение, а потом обвал 2.2 млрд. куб.м.земли  и горных пород) 3.      В 525 г. до н.э. во время этого природного явления в Сахаре погибло  50­тысячное войско персидского царя Камбиза (песчаные бури) Гейм     III   . «Успеешь спастись?» Хоть немножко устали, Силу знаний показали.       И еще один шажок ­ Как спасем мы жизнь, дружок?  В этом гейме команды попадают на берег океана, которому угрожает  цунами ­ гигантская волна, родившаяся далеко в океане из­за подводного зем­ летрясения или извержения подводного вулкана. Скорость движения цунами в  нашем случае рекордная и достигла  800 км/ч. Команды получили предупреждение всего за 6 мин до подходацунами к берегу. 1. Вычислите, на каком расстоянии от берега находилась гигантская  волна в момент получения предупреждения? На какое расстояние сможет  отбежать от берега ваша команда за эти 6 мин, если скорость бегущего  человека считать paвной 12 км/ч? Сможете ли вы спастись от цунами?   Ответ на  вопрос дают обе  команды.                                     Решение: 6 мин ~ 0.1 ч 1)800x0,1 ­80 (км) Ответ: в момент получения предупреждения цунами находится от  берега на расстоянии 80 км. 2) 12 х 0 , 1  = 1,2 (км) Ответ: расстояние, на которое отбежит команда от берега, равно 1,2 км,  следовательно, она спасется от цунами. 2. Семья вашего одноклассника переезжает на новое место жительства ­  Северный Кавказ. Подумайте и ответьте.                            Вопрос команде «Смерч»: Какие рекомендации вы можете дать его семье в случае землетрясения?                            Вопрос команде «Ураган»: Объясните, какие места в зданиях являются наиболее безопасными в  случае землетрясения.                       На обдумывание дается одна минута 3.  В поселок, расположенный в горной долине, поступила телеграмма. В  ней говорится, что в связи с обильными снегопадами в горах и течение  нескольких ближайших суток весьма вероятен сход снежных лапин.                              Вопрос команде «Смерч»: Какие действия необходимо предпринять жителям поселка в указанной  ситуации?                           Вопрос команде «Ураган»: Как правильно действовать при внезапном обвале, сходе селя, оползня или  лавины?      . «Ты мне, я тебе»      IV  Гейм    Ты и я, ты и я ­ Мы веселые друзья! По вопросу зададим, И командой победим! Команды задают друг другу по одному вопросу. В случае неправильного  ответа отвечают сами.дальше...»      V       . «Дальше, дальше,   НАЗОВИТЕ  список вещей, необходимых в случае эвакуации. Команды пишут списки. Гейм    Приложите все старания  Для последнего задания.                          Вопросы для команды «Смерч»: 1.Сильный электрический разряд между облаками и землей {молния) 2.Что такое обвал? (отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление па крутых и обрывистых склонах) 3.Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и  распространяющийся до поверхности земли, воды в виде гигантского рукава­ хобота {смерч) 4.Как называются зоны, где были или ожидаются землетрясения (сейсмические) 5.Область возникновения подземного удара (очаг  землетрясения) 6.Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым  склонам гор (лавина) 7. Наивысший балл при землетрясении (12 баллов) 8. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите ученого,  создавшего шкалу силы ветра                 (Бофорт) 9. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности,  скорость которого превышает 32 м/с (тайфун или ураган) 10.Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча                                                                                                                      (пылесос)                                         Вопросы для команды «Ураган»: 1. Безопасными, естественными укрытиями на улице во время урагана  являются               (овраги, ямы, ров, канавы, кювет дороги)2.Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате  подводных или островных землетрясений и извержений вулканов                                                                                   (цунами) 3. Что является основным поражающим фактором при наводнении                                                                                        (вода) 4.Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы  в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на  некоторых участках выше него (зажор) 5.Что такое эпицентр землетрясения? (проекция очага подземного удара па земную поверхность) 6.Что называют «драконом гор»? (сель) 7.Перечислите виды бурь (пылевые (песчаные), снежные, шквальные) 8.Разновидность обвала : обрушение отдельных глыб и камней на отвесных  склонах {вывал) 9.Сколько у вас есть времени от первых толчков землетрясения до  последующих? (15­20 с) 10. Что мы относим к материальному ущербу в результате чрезвычайной  ситуации природного характера? (разрушение зданий, сооружений, коммуникаций, электролинии и т.д.)        Пока подсчитывается общее количество баллов и выявляется  победитель, командам предлагается небольшое творческое задание: составить как можно больше слов, используя буквы слова «землетрясение» в любом  порядке и количестве   (слова могут быть такие: земля, трясение, мел, смещение, низ, лес,  метр, тес, трение и др.)           Итак, подводим итог нашей игры­соревнования. Команда «Ураган» набрала ...    баллов.     Команда «Смерч» набрала ...     баллов.      На этом уроке мы проверили знания о стихийных бедствиях. Участникам  команды ­ победительницы выставляются оценки в журнал. Победители  награждаются подарком (по усмотрению и возможностям).