МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА По предмету: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей». Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА По предмету: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей». Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство»

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
Взрослым
23.02.2018
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА По предмету: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей».  Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА По предмету: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей». Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство». Тема: «Неисправности и уход за АКБ» ТИП УРОКА: комбинированный МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Формирование творческих навыков учащихся на уроках спец. дисциплин. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: 1. Ознакомить учащихся с основными понятиями темы; 2. Изучить основные виды неисправностей АКБ; 3. Систематизаровать знания по теме «Неисправности и уход за АКБ» Задачи урока: обучающая: - определить уровень знаний обучающихся по устройству автомобиля; -определить учащимися основные неисправности и виды ремонта; -сформировать умения обучающихся применять полученные теоретические знания на практике. развивающая: - развивать внимание, восприятие и память обучающихся; - развивать творческое, техническое мышление обучающихся; - развивать умения обучающихся систематизировать, анализировать, обобщать знания, умения делать выводы; -развивать интерес к профессии. воспитывающая: - воспитывать уважение к труду и людям; - воспитывать ответственность, дисциплинированность; - воспитывать профессиональные убеждения, любовь к профессии:МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА По предмету: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей». Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство»
УРОК.doc

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

ЕРТІС АГРАРЛЫ-ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИРТЫШСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

«Келісілді»

 

                                                       Әдіскер                            

 

«_____» _________ 2015ж.

 

_____________ Гаупт Т.А.

 

«Согласовано»

 

Методист ЕАТК

 

«_____» _________ 2015ж.

 

_____________ Гаупт Т.А.

 

 

                                                                                                                            

                                                                  

САБАҚТЫҢ ӘДІСТЕМЕЛІК ӘЗІРЛЕМЕСІ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

 

Пәні бойынша: «Автомобильдердвтомобильдердің құрылысы және ТҚК»

По предмету: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей»

 

Мамандығы: 1504000 «Фермер шаруашылығы»

 

Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство»

                                                  

Топ: В-1

Группа: В-1

 

Тақырыбы: «АКБ ақаулары және оларды жөндеу»

Тема: «Неисправности и уход за АКБ»

 

 

 

Дайындаған оқытушы:

Батталов К.Г.

Разработал преподаватель:

Батталов К.Г.

Өткізу мерзімі: 02.03.2015 ж.

Дата проведения: 02.03.2015 г.

 

 

 

2015 ж/г                                                                                                        

ТЕМА: «Неисправности и уход за АКБ».

ТИП УРОКА: комбинированный

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Формирование творческих навыков учащихся на уроках спец. дисциплин.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

1.     Ознакомить учащихся с основными понятиями темы;

2.     Изучить основные виды неисправностей АКБ;

3.     Систематизаровать знания по теме «Неисправности и уход за АКБ»

 

Задачи урока:

обучающая: 

- определить уровень знаний обучающихся по устройству автомобиля;

-определить учащимися основные неисправности и виды ремонта;

-сформировать умения обучающихся применять полученные теоретические знания на практике.

 

развивающая:

- развивать внимание, восприятие и память обучающихся;

- развивать творческое, техническое мышление обучающихся;

- развивать умения обучающихся систематизировать, анализировать, обобщать знания, умения делать выводы;

-развивать интерес к профессии.

 

воспитывающая:

- воспитывать уважение к труду и людям;

- воспитывать ответственность, дисциплинированность;

- воспитывать профессиональные убеждения, любовь к профессии:

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

1.     Устройство автомобиля;

2.     Техническое обслуживание автомобилей;

3.     Охрана труда и техника безопасности;

4.     Электрооборудование автомобилей

 

ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: мультимедиа, презентации, опорные конспекты, тесты.

ЛИТЕРАТУРА:

        

1.     В. И. Карагодин «Ремонт автомобилей и двигателей»

2.     Передерий В.П. «Устройство автомобиля: учебное пособие»

3.     И. С. Туревский и др. «Техническое обслуживание автомобилей»

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

 

1.                 Организационный момент:

- Приветствие

- Проверка отсутствующих

- Сообщение темы, цели и задачи урока

3-5 мин.

2.                 Актуализация опорных знаний

Цель этапа: активизация мыслительной деятельности учащихся по ранее изученной теме «Основные сведения по электротехнике»

2.1             Фронтальный опрос

- Устройство электрооборудования автомобилей.

- Техника безопасности при проведении ТО электрооборудо-вания

- Электроприборы и детали.

2.2     Решение тестовых заданий по теме «Основные сведе-ния по электротехнике»

20 мин.

 

 

 

 

Индивидуальная работа учащихся, взаимоконтроль.

3.                 Изложение нового материала

Цель этапа: сформировать знания по изучаемой теме, выработать умения самостоятельно выявлять неисправности АКБ

3.1             Понятия неисправности АКБ

3.2             Виды неисправностей и уход за АКБ

3.3             Правила эксплуатации АКБ

35 мин.

ПОСЛ. Электротехника, электрооборудование автомобилей.

 

Работа с опорным конспектом.

Мультимедиа.

4.                 Закрепление нового материала

4.1             Закрепление темы в виде составления ситуаций с  неисправностями АКБ

4.2             Взаимоконтроль между группами

4.3             Закрепление темы по тестам

4.4             Подготовка к независимой проверке качества знаний (сертификации).

25 мин.

ПОСЛ. Электротехника, электрооборудование автомобилей.

 

Работа по группам.

Самостоятельная работа учащихся

5.                 Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания и выставление оценок.

5 мин.

 

   

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ.

 

ТЕМА: «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕМОНТА»

 

К числу неисправностей аккумуляторной батареи относятся повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатация пластин, трещины и истирание моноблока.

Повышенный саморазряд. При бездействии аккумуляторной батареи проис­ходит ее естественный саморазряд, который согласно ГОСТ 959.0—71 при температуре хра­нения батареи плюс 20±5°С за 14 суток не должен превышать 10% ее номинальной ем­кости.

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может происходить по следующим причинам:

-наружная поверхность аккумулятора пок­рыта грязью, влагой и электролитом, что приводит к разряду батареи по поверхности кры­шек;

-в электролит попали вредные примеси (осо­бенно железо и медь);

-замыкание пластин шламом, незначитель­ные разрушения сепараторов.

Короткое  замыкание пластин происходит вследствие непосредственного соп­рикосновения пластин при разрушении сепара­тора, а также образования игольчатых нарос­тов между кромками положительных и отрица­тельных пластин. Короткие замыкания могут также происходить при заполнении простран­ства между опорными ребрами шламом.

Коробление пластин, как правило, объясняется большой силой зарядного или разрядного тока.

Разрушение пластин происходит за счет оползания активной массы, ее выкраши­вания, а также коррозии решеток пластин (рис. 21, а, б). Разрушение активной массы пластины и ее решетки является естественным процессом, однако его ускоряет неправильный режим эксплуатации батарей — ее перезаряд, особенно при высоких температурах. Для пре­дохранения аккумуляторной батареи от пере заряда необходимо правильно выбирать пре­делы регулировки регулятора напряжения (см. ниже).

Сульфатацией пластин называется образование на их поверхности и в активной массе крупных кристаллов сернокислого свин­ца (PbS04), которые не растворяются при за­ряде.

Применение синтетических сепараторов в аккумуляторах резко снизило возможность сульфатации пластин. Поэтому это явление теперь может наблюдаться только при небреж­ном обращении с аккумуляторной батареей.

Трещины и истирание моноблока могут произойти из-за небрежного обраще­ния или плохого крепления аккумуляторной батареи на автомобиле. При наличии трещин в перегородках моноблока электролит сосед­них ячеек сообщается между собой и эти эле­менты не развивают необходимого напряже­ния. Напряжение батареи при этом резко сни­зится (например, при замыкании двух элемен­тов напряжение уменьшается с 12 до 8 В).

 

Проверка состояния аккумуляторной бата­реи включает: проверку уровня и измерение плотности электролита и определение напря­жения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой.

Проверка уровня электролита производится стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм. Чтобы измерить уровень электроли­та, надо опустить трубку в наливную горловину крышки до упора в предохранительную сетку, закрыть ее сверху большим пальцем, затем вынуть и определить высоту столбика электро­лита в трубке (рис. 22. а). Уровень электроли­та должен быть на 10—15 мм выше предохра­нительной сетки. Повышать уровень следует, только доливая дистиллированную воду. Зи­мой, чтобы избежать замерзания воды, реко­мендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе.

Измерение плотности электро­лита дает возможность определить степень заряженности аккумуляторной батареи. Плот­ность электролита измеряют специальным при­бором (рис. 22,6)—кислотомером. При изме­рении плотности электролита необходимо так­же определить температуру электролита бата­реи. Если температура электролита выше или ниже плюс 15°С, следует привести плотность электролита к 15°С. При изменении температу­ры на 15° плотность электролита изменяется приблизительно на 0,01 г/см3 (см. ниже).

При изменении плотности электролита после доливки в него воды или после пуска дви­гателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительному заряду небольшим током или дать ей постоять 1—2 ч для того, чтобы плотность электролита во всех аккумуляторах выравнялась.

Для определения степени разряженности аккумуляторной батареи по плотности элек­тролита можно пользоваться данными табл. 3.

Проверка нагрузочной вилкой дает возможность определить состояние акку­муляторной батареи в режиме ее разряда, со­ответствующего пуску горячего двигателя. Для этого нагрузочная вилка (рис. 23, а, б) снабже­на набором резисторов и вольтметром. В зави­симости от емкости батареи включается необ­ходимая величина нагрузочного резистора гай­ками 4 и 8.

При определении степени заряженности ак­кумуляторной батареи нагрузочной вилкой по­казания вольтметра под нагрузкой, соответст­вующей емкости проверяемой батареи, долж­ны соответствовать данным, приведенным ни­же:

Напряжение аккумулято­ра В

1,7—1,8

1,6-1,7

1,5-1,6 

1,4—1,5 

1,3-1,4 

Степень заряженности  %

100 

75

50 

25

0

 

При проверке нагрузочной вилкой напря­жение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с. Отверстия в крышках аккумуляторов при проверке нагру­зочной вилкой должны быть закрыты пробка­ми. Аккумуляторы, плотность электролита в которых ниже 1,200 г/см3, не рекомендуется проверять нагрузочной вилкой.

Уход за аккумуляторной бата­реей. Срок службы батареи в эксплуатации гарантируется при соблюдении правил ухода за ней и исправности электрооборудования ав­томобиля. Поэтому при обслуживании автомо­биля необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцини­рованной соды (10%-ным раствором). Окис­лившиеся выводные клеммы батареи и нако­нечники проводов очищать; проверять плот­ность крепления батарей в гнезде. На грузовых автомобилях, где возможно, под батарею уста­новить резино'вые прокладки. Следует прове­рять крепления и плотность контакта наконеч­ников проводов с выводными клеммами и ба­тареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи выводных клемм и об­разования трещин в мастике; проверять и при необходимости прочищать вентиляционные от­верстия в пробках аккумуляторов.

Не реже чем через 10—15 дней необходимо проверять степень разряженности батареи по плотности электролита или нагрузочной вил­кой. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять

с автомобиля и поставить на подзаряд. В эти же сроки проверяют целостность бака (отсут­ствие трещин) и просачивание электролита, а также уровень электролита в каждом аккуму­ляторе батареи.

Если на поверхности батареи появились трещины, их необходимо ликвидировать путем оплавления мастики слабым пламенем.

 

Правила эксплуатации АКБ

Периодически, желательно не реже одного раза в 2-3 месяца, даже при безотказной работе, необходимо проверять напряжение на клеммах стартерной аккумуляторной батареи при неработающем и при работающем двигателе, а также наличие утечки в системе электрооборудования автомобиля.

Все стартерные аккумуляторные батареи при работе теряют часть воды из электролита. В итоге снижается резервный уровень электролита над пластинами и увеличивается концентрация кислоты в электролите (повышается плотность электролита), что отрицательно влияет на ресурс батареи. Скорость потери воды решающим образом зависит как от применяемых для производства аккумуляторной батареи материалов, так и от состояния электрооборудования автомобиля. В зависимости от сочетания всех этих факторов она может отличаться в 10 и даже в 20 раз. Поэтому снижение уровня электролита в аккумуляторной батарее до критического возможно и за 1-3 месяца (при неисправном регуляторе напряжения) и за 2-4 года.

Чтобы исключить разряд батареи во время длительной стоянки автомобиля, рекомендуется отключать ее от сети, поскольку, в результате утечки тока в системе электрооборудования, аккумулятор может разрядиться настолько, что не сможет запустить двигатель. Если же и при отключении от бортовой сети батарея быстро разряжается, это говорит о повышенном саморазряде для старой батареи или о внутреннем дефекте (коротком замыкании) для новой батареи. Надо стараться не допускать повторения глубоких разрядов аккумуляторной батареи, составляющих более 40-50% от ее емкости - после них АКБ не сможет быстро полностью зарядиться от генератора.

Возможны следующие причины глубоких разрядов аккумуляторных батарей:

- "утечка" тока в электросети (к примеру, из-за некачественной проводки или неисправности выключателей);

- неисправность генератора или регулятора напряжения, слабое натяжение ремня привода генератора двигателя;

- долговременное использование потребителей сети при неработающем двигателе, например сигнализации или освещения при долговременной стоянке автомобиля.

Эксплуатация батареи

1.1. Батарею следует содержать в чистоте.

1.2. Один раз в три месяца проверьте надёжность закрепления батареи в штатном гнезде автомобиля.

1.3. Не допускайте загрязнения поверхности батареи. При необходимости протрите поверхность батареи влажной тряпкой.

1.4. Полюсные выводы и клеммы должны быть чистыми.

1.5. Пуск двигателя производите короткими (5-10 секунд) включениями стартера. В зимнее время выключайте сцепление. Перерывы между попытками пуска должны составлять не менее 1 минуты. Если после 3-4 попыток двигатель не запускается, проверьте исправность системы зажигания и питания топливом.

1.6. При эксплуатации автомобилей и других транспортных средств уровень зарядного напряжения должен соответствовать требованиям инструкции на транспортное средство и находиться в этих пределах независимо от режима работы двигателей и включённых потребителей.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей как в режиме НЕДОЗАРЯДА, т.е. при напряжении ниже 13,8 Вольт, так и в режиме ПЕРЕЗАРЯДА, т.е. при напряжении выше 14,6 Вольт. Поэтому не реже одного раза в 2 месяца проверяйте уровень зарядного напряжения. В случае, если зарядное напряжение отличается от вышеуказанного, необходимо обратиться в автосервис для приведение его до заданного уровня.

1.7. Батарею следует поддерживать в заряженном состоянии. Не реже одного раза в 3 месяца, а также в случае ненадёжного пуска двигателя, необходимо проверять степень заряженности по равновесному напряжению разомкнутой цепи (НРЦ) для полностью необслуживаемых аккумуляторов и по плотности электролита для остальных аккумуляторов.

Измерение равновесного НРЦ необходимо производить не ранее чем через 8 часов после выключения двигателя. У полностью заряженной батареи величина НРЦ составляет 12,7 - 12,9 Вольт при температуре + 20 - 25 °С.

Измерение НРЦ производить с помощью высокоомного вольтметра класса точности не ниже 1,0. После измерения НРЦ батареи следует установить степень её заряженности по таблице с учётом температуры окружающей среды.

1.8. В случае, если по какой-либо причине произошёл глубокий разряд батареи, её необходимо незамедлительно полностью зарядить. Недопустимо оставлять батарею в состоянии глубокого разряда. Это приводит к существенному снижению её ёмкости, а при отрицательных температурах к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.

1.9. НЕДОПУСТИМА длительная (более 1 месяца) эксплуатация батареи в условиях перезаряда, т.е. при зарядном напряжении выше 14,5 В , так как это приводит в разложению всего запаса электролита и, как следствие, может привести к взрыву гремучей смеси и разрушению батареи.

Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ

Ухудшение работы или выход из строя аккумуляторной батареи происходит, если:

- имеет место дефект производства (гарантийный случай);

- нарушены условия эксплуатации батареи (ускоренный износ);

- батарея полностью исчерпала свой естественный ресурс.

Производственные дефекты

Качество АКБ обеспечивают при ее разработке и изготовлении. На заключительном этапе производства все батареи, в зависимости от состояния поставки (залитая и заряженная или сухозаряженная), подвергают соответствующим контрольным проверкам. Дефекты, которые не удалось выявить на заключительном этапе производства аккумуляторных батарей, обнаруживаются на начальном этапе их эксплуатации - в первые 3-8 месяцев. Снижение работоспособности в режиме пуска двигателя либо полный отказ батареи при достаточных плотности электролита и величине напряжения разомкнутой цепи (НРЦ), как правило, связаны с наличием производственных дефектов . Батареи с производственными дефектами, которые выявляются в течение гарантийного срока, подлежат замене на новые в установленном порядке.

Ускоренный износ

Ускоренный износ батареи всегда происходит вследствие нарушения условий ее эксплуатации, указанных в гарантийном талоне. Наиболее вредна для АКБ эксплуатация в условиях перезаряда или недозаряда, а также частых глубоких разрядов. Перезаряд происходит при эксплуатации батарей на автомобилях, уровень зарядного напряжения которых превышает 14,5 В. По мере повышения степени заряженности выше 75-80%, наряду с основным процессом заряда электродов АКБ, начинается вторичный процесс: разложение воды на водород и кислород. Причем, его скорость быстро растет с ростом зарядного напряжения на выводах батареи выше 14,6 В. Перезаряд является следствием нарушения режима работы регулятора напряжения по причине выхода из строя отдельных его элементов. Это приводит к ускоренной потере воды, оголению и коррозии положительных токоотводов (решеток) пластин батареи. Под действием выкипания уровень электролита быстро уменьшается. Поэтому его необходимо своевременно довести до нормы доливкой в аккумуляторы только дистиллированной воды. Доливать в аккумуляторы электролит категорически запрещается.

Затем необходимо незамедлительно найти причину повышения напряжения и устранить неисправность в системе электрооборудования автомобиля. При длительном перезаряде или при значительном превышении зарядного напряжения (выше 15,5 В) потеря воды бывает так велика, что оголяются верхние кромки пластин и сепараторов. В этом случае газ имеет возможность в скапливается в освободившемся пространстве под крышкой и это часто приводит к взрыву батареи.

Эксплуатация батареи на автомобиле, у которого уровень зарядного напряжения меньше 13,8 В, приводит к прогрессирующему недозаряду. При этом работоспособность батареи постепенно ухудшается, так как степень ее заряженности снижается пропорционально времени эксплуатации, пока не достигнет величины, соответствующей уровню зарядного напряжения. Например, при зарядном напряжении 13,6 В и средней интенсивности эксплуатации степень заряженности батареи при положительной температуре составит около 65%, а при отрицательной 40-45%. Напомним, что степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение заряда на клеммах батареи равно 13,8-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете.

Длительная эксплуатация батарей при степени заряженности 50-60% приводит к быстрой потере работоспособности из-за ускоренного оплывания активной массы аккумуляторных электродов. Кроме того, при низких температурах электролит в сильно разряженных АКБ может замерзнуть, что может привести к разрушению корпуса батареи и полному выходу ее из строя. Ускоренный износ может быть настолько сильным, что батарея выходит из строя еще в период гарантийного срока, вследствие неблагоприятных условий эксплуатации (неисправностей изделий электрооборудования автомобиля, нарушения требований инструкции по эксплуатации батарей). Выход из строя стартерных аккумуляторных батарей в период гарантийного срока вследствие ускоренного износа не относится к гарантийным отказам.

Ухудшение свойств аккумулятора в результате старения

Вследствие естественного износа в процессе эксплуатации изменяются основные параметры АКБ. Под воздействием коррозии уменьшается сечение основных конструкционных элементов решетки положительного электрода. Это приводит к увеличению внутреннего сопротивления батареи, то есть к некоторому снижению разрядного напряжения даже когда она полностью заряжена.

Емкость аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации постепенно снижается. Это происходит от того, что при чередующихся зарядах и разрядах, которые имеют место во время работы батареи на автомобиле, положительная активная масса постепенно оплывает вследствие деструкции, и ее количество, участвующее в химической реакции, уменьшается. Ускоряет процесс оплывания положительной активной массы частое повторение глубоких разрядов, причина которых либо в утечке тока в электросети, либо в недозаряде из-за неисправности генератора или регулятора напряжения. Особенно быстро снижается емкость при глубоких разрядах у батарей с решетками положительных электродов из свинцово-кальциевых сплавов.

Емкость отрицательных электродов также снижается, если батарея длительное время эксплуатировалась при повышенном зарядном напряжении и плотность электролита поднялась выше 1,31 г/см3. По мере износа аккумуляторной батареи увеличивается скорость ее саморазряда и расход воды при эксплуатации. Через год использования АКБ эти величины возрастают в 1,5-2 раза, а через два года - в 2-4 раза. Скорость увеличения саморазряда и расхода воды максимальная у батарей с малосурмянистыми токоотводами, а минимальная - у батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава. Из всего вышесказанного напрашивается очень важный вывод: по мере старения батарея требует к себе более внимательного отношения. Так, например, при нормальной эксплуатации со средней годовой интенсивностью пробега 15-20 тыс. км, достаточно проверять состояние АКБ один раз в год, лучше всего осенью перед началом зимней эксплуатации. После двух лет работы (30-40 тыс. км пробега) желательно проверять состояние аккумуляторной батареи не реже одного раза в 3-4 месяца. Если же батарея проработала более трех лет (45-60 тыс. км), контроль ее состояния в зимний период желательно проводить ежемесячно даже при отсутствии отказов.

Ложные неисправности АКБ

Помимо аккумуляторной батареи, непременно входящей в электрическую пусковую систему, автомобиль укомплектован и другими изделиями электрооборудования, неисправности в которых зачастую ошибочно принимают за неисправность АКБ. Для успешного пуска двигателя важно состояние соединительных контактов проводов и полюсных вводов батареи. Плотная пленка окислов, образующаяся на них и на внутренней поверхности наконечников проводов, может стать препятствием для питания стартера. При этом выводимые на приборный щиток данные (где имеется), поступающие от штатного автомобильного вольтметра, показывают, что напряжение аккумуляторной батареи упало до нуля. Другими словами, происходит имитация обрыва цепи внутри батареи, или обрыва внешней цепи, или полной неработоспособности батареи. Поэтому следует своевременно зачищать полюсные выводы аккумуляторной батареи от окислов. В пусковой системе автомобиля стартер - основное изделие, потребляющее электроэнергию от аккумуляторной батареи. Его неисправности многие автолюбители незаслуженно переадресуют на аккумулятор. Например, в момент пуска изношенные втулки, в которые помещены опоры якоря, создают люфт при его вращении, из-за которого якорь может цепляться за статор и останавливаться. При повторных попытках пустить двигатель остановки якоря может не произойти

В реальной эксплуатации заряженность аккумуляторной батареи полностью зависит от режима работы автомобиля, генератора, потребителей электроэнергии, их технических показателей, состояния электропроводки и натяжения ремня привода генератора. При нештатной работе или неисправностях указанного электрооборудования и других элементов конструкции автомобиля вполне исправная аккумуляторная батарея может полностью разрядиться. Предупредительный режим обслуживания изделий электрооборудования резко снижает частоту неожиданных отказов, увеличивает срок работы каждого изделия, в том числе и АКБ.

Наиболее простые и надежные методы проверки состояния АКБ - измерение плотности электролита (имеется не у всех типов) и измерение напряжения на полюсных выводах.

Ниже приведены несколько основных правил и требований, соблюдение которых повышает ресурс батареи:

- плотность электролита в ячейках АКБ (при нормальном уровне его над пластинами) должна быть не ниже 1,24 г/см3 (+25°С), а напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) - не ниже 12,5 В;

- полюсные выводы необходимо периодически очищать от окислов;

- АКБ на автомобиле должна быть надежно закреплена на установочной площадке;

- пуск двигателя должен проводиться с длительностью попыток 5-10 сек;

- повторяющиеся попытки пуска должны проводиться с интервалом 30-60 сек.;

- разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена;

Состояние аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от исправной работы электрооборудования. В первую очередь сюда необходимо отнести генератор, регулятор напряжения и стартер. При неисправной электропроводке состояние батареи в любой момент может оказаться таким, что она не сможет обеспечить пуск двигателя. Изношенные контакты в замке зажигания, реле включения стартера, состояние выпрямительного блока генератора могут быть выявлены диагностированием. Их своевременная замена позволяет предохранить АКБ от возможных глубоких разрядов токами "утечек", негативно влияющих на последующий срок службы АКБ. Важно помнить, что показатели АКБ не остаются постоянными, а скорость их снижения может регулировать владелец автомобиля.

Особенности зимней эксплуатации аккумулятора

Исполнение стартерных батарей - общеклиматическое, допускающее их круглогодичную эксплуатацию в широком диапазоне изменения температуры окружающего воздуха. Температура в подкапотном пространстве автомобиля в значительной мере дополняется теплом от работы двигателя.

Предельные значения температуры окружающего воздуха (от -40°С до 70°С для АКБ с общей крышкой) определены для работы батарей по условиям сохранения их как изделий (прочность материалов). Однако длительное воздействие предельных температур способствует снижению работоспособности и ресурса стартерной батареи. Наиболее резко снижается работоспособность АКБ в режиме пуска двигателя в зимнее (холодное) время.

Зимняя эксплуатация АКБ сопровождается следующими факторами:

1. Понижается температура электролита батареи (возрастает его вязкость, снижается скорость его диффузии в поры активного материала пластин, уменьшается электропроводность) и по этой причине снижается эффективность процесса заряда от генератора при тех же величинах зарядного напряжения на автомобиле.

2. Запуск холодного двигателя требует большей мощности и энергии от АКБ за счет увеличения значений разрядного тока и более продолжительной работы стартера. Это приводит к более глубокому разряду АКБ, снижению ее заряженности.

3. Увеличивается число включенных в работу потребителей электроэнергии как для комфорта в салоне, так и для безопасного движения, питание которых происходит от генератора, а при холостых оборотах двигателя - от АКБ.

4. Сокращение продолжительности светового дня вызывает необходимость более продолжительной работы приборов освещения, что снижает возможность генератора для эффективной подзарядки аккумуляторной батареи.

5. Ухудшение дорожных условий приводит к снижению динамики движения автомобиля, что уменьшает отдачу энергии генератором. Это, в свою очередь, сокращает возможность полного заряда аккумуляторной батареи.

Влияние перечисленных факторов на снижение заряженности АКБ объективно усиливается в значительно большей мере, если генератор автомобиля по причинам износа деталей не обеспечивает отдачу номинальных показателей (ток нагрузки). Владелец автомобиля, как правило, после многолетней эксплуатации не проверяет генератор на отдачу и, в результате, в зимнее время оказывается перед фактом наполовину разряженной АКБ, не способной запустить холодный двигатель.

Изменения температуры и высокая влажность окружающего воздуха под капотом в зимнее время приводят к ухудшению работы изделий электрооборудования, возникновению "утечек" по влажным проводам, способствующих более глубокому разряду батареи. При этом снижается ее работоспособность в пусковом режиме.

Для устранения негативных последствий зимних условий на состояние заряженности аккумуляторной батареи полезно проводить следующие мероприятия:

- контролировать натяжение ремня привода генератора, при котором, согласно инструкции на автомобиль, обеспечивается полная отдача энергии для питания включенных потребителей и подзаряд АКБ;

- не допускать длительную работу включенных потребителей на автомобиле при неработающем двигателе;

- периодически контролировать отсутствие "утечки" тока от АКБ на различные изделия электрооборудования. Если условия хранения (стоянки) автомобиля позволяют отключать аккумуляторную батарею, то это целесообразно делать при длительном бездействии;

- периодически контролировать плотность электролита (при наличии пробок на крышке АКБ), а при отсутствии такой возможности - измерять напряжение на полюсных клеммах батареи через 8-10 часов после остановки двигателя. Если значение напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) будет менее 12,5 В, то аккумуляторную батарею целесообразно подзарядить.

В сильные морозы, перед тем как включить стартер, "разогрейте" аккумулятор - включите на пару минут дальний свет. Сначала несколькими короткими включениями стартера погоняйте поршни в цилиндрах, чтобы слегка разогнать загустевшее масло. А уже после этого попытайтесь его запустить.

 

Появление льда в ячейках АКБ

 

У свинцово-кислотных АКБ два жестко фиксированных состояния: разряженное и заряженное. При переходе от одного состояния в другое, показатели напряжения и плотности электролита линейно изменяются в определенных пределах. Чем глубже происходит разряд АКБ, тем ниже плотность электролита. В электроды конструктивно заложено такое количество активного материала, которое необходимо для обеспечения заданных электрических характеристик АКБ. Соответственно, в объеме электролита содержится количество серной кислоты, необходимое для полного использования в реакции активного вещества пластин.

В конце полного разряда АКБ серной кислоты в электролите очень мало. В конце глубокого разряда плотность электролита достигает значения близкого к плотности воды. Известно, что электролит плотностью 1,28 г/см3 замерзает при температуре -65°С, плотностью 1,20 г/см3 - при -28°С, а плотностью 1,10 г/см3 - при -7°С.

Изготовители АКБ считают недопустимым использовать в зимнее время АКБ с заряженностью ниже 75% (плотность электролита 1,24 г/см3, НРЦ - 12,5 В). Это продиктовано необходимостью поддержания работоспособности АКБ, исключения возможности появления льда внутри нее, уменьшения вредного влияния глубокого разряда при зимней эксплуатации на ресурс АКБ, связанного с разрушением активной массы пластин. Если произошло замерзание АКБ (лед во всех ячейках), значит она разрядилась в процессе работы ниже допустимого значения (нет контроля плотности электролита, неисправно электрооборудование, снизилась мощность генератора). Бывают случаи, когда замерзает только одна ячейка из шести. Это возможно, когда у АКБ дефект (короткое замыкание) в одной ячейке, из-за которого в ней снижается плотность электролита и он застывает при низкой температуре окружающего воздуха. При этом в других ячейках АКБ электролит может не застыть, так как его плотность осталась нормальной. Этот случай образования льда вызван производственным дефектом и относится к гарантийным случаям, а не к режиму эксплуатации. Такую АКБ не следует эксплуатировать - она подлежит вскрытию для установления дефекта и замене.

Зимой доливать дистиллированную воду в АКБ для восстановления уровня электролита над блоками пластин следует только перед выездом автомобиля, либо при стационарном подзаряде АКБ. Это исключает возможность образования льда в ячейках АКБ вследствие замерзания долитой воды до того, как она успеет перемешаться с холодным электролитом

 

Причины взрыва АКБ

 

В процессе заряда на его заключительной стадии, в батарее начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Часть выделяемого кислорода окисляет решетку положительных пластин, что приводит к ускорению ее коррозии. Водород и большая часть выделившегося кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения, и скапливаются под крышками в каждой ячейке аккумуляторной батареи. Если система газоотвода не забита грязью и нет других препятствий, через них эта смесь газов выходит наружу и легко рассеивается в окружающую среду. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой смесь, которая при наличии искры или открытого пламени горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (нарушена работа регулятора напряжения) увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками ячеек АКБ. Скоплению газа около аккумуляторной батареи может способствовать утепление, применяемое некоторыми водителями, забывающими при этом о необходимости свободного удаления газовой смеси.

В таком состоянии (режиме работы) появление искры от неисправной электропроводки либо открытого огня (сигареты) опасно для аккумуляторной батареи - происходит взрыв и ее разрушение. Детали АКБ при разрушении могут причинить повреждения окружающим предметам и людям. Возникновение искры возможно также от проводов в местах их соединения с полюсными выводами аккумуляторной батареи. Если длительное время полюсные выводы АКБ и внутренняя поверхность наконечников не очищались от окислов, нарушается нормальный электрический контакт, возможно образование искр.

Образование искры возможно также между деталями внутри АКБ, когда уровень электролита ниже верхних кромок пластин. Таким образом, нарушение техники безопасности и режима обслуживания АКБ, длительная эксплуатация батареи на автомобилях с отклонениями технических показателей у изделий электрооборудования, служат причинами скопления выделяющегося' "гремучего" газа и провоцируют возникновение взрыва, приводящего к разрушению корпуса свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. Такой взрыв может причинить вред человеку.


АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ

АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ

ТЕМА: « Неисправности и уход за

ТЕМА: « Неисправности и уход за

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА 1

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. ТЕМА: «РАЗРАБОТКА

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. ТЕМА: «РАЗРАБОТКА

Проверка состояния аккумуляторной бата­реи включает: проверку уровня и измерение плотности электролита и определение напря­жения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой

Проверка состояния аккумуляторной бата­реи включает: проверку уровня и измерение плотности электролита и определение напря­жения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой

При изменении плотности электролита после доливки в него воды или после пуска дви­гателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительному заряду небольшим током или дать ей постоять…

При изменении плотности электролита после доливки в него воды или после пуска дви­гателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительному заряду небольшим током или дать ей постоять…

При проверке нагрузочной вилкой напря­жение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с

При проверке нагрузочной вилкой напря­жение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с

В эти же сроки проверяют целостность бака (отсут­ствие трещин) и просачивание электролита, а также уровень электролита в каждом аккуму­ляторе батареи

В эти же сроки проверяют целостность бака (отсут­ствие трещин) и просачивание электролита, а также уровень электролита в каждом аккуму­ляторе батареи

Не допускайте загрязнения поверхности батареи

Не допускайте загрязнения поверхности батареи

Производственные дефекты Качество

Производственные дефекты Качество

В при работающем двигателе и включенном дальнем свете

В при работающем двигателе и включенном дальнем свете

Ложные неисправности АКБ Помимо аккумуляторной батареи, непременно входящей в электрическую пусковую систему, автомобиль укомплектован и другими изделиями электрооборудования, неисправности в которых зачастую ошибочно принимают за…

Ложные неисправности АКБ Помимо аккумуляторной батареи, непременно входящей в электрическую пусковую систему, автомобиль укомплектован и другими изделиями электрооборудования, неисправности в которых зачастую ошибочно принимают за…

Состояние аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от исправной работы электрооборудования

Состояние аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от исправной работы электрооборудования

Влияние перечисленных факторов на снижение заряженности

Влияние перечисленных факторов на снижение заряженности

В конце полного разряда АКБ серной кислоты в электролите очень мало

В конце полного разряда АКБ серной кислоты в электролите очень мало

При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками ячеек

При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками ячеек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018