ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ЕРТІС АГРАРЛЫ-ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИРТЫШСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
|
«Келісілді» |
|
Әдіскер |
|
«_____» _________ 2017ж. |
|
_____________ Гаупт Т.А. |
|
«Согласовано» |
|
Методист ЕАТК |
|
«_____» _________ 2017ж. |
|
_____________ Гаупт Т.А. |
САБАҚТЫҢ ӘДІСТЕМЕЛІК ӘЗІРЛЕМЕСІ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Пәні бойынша: «Машиналарды жөндеу және техникалық қызмет көрсету»
По предмету: «Техническое обслуживание и ремонт машин»
Мамандығы: 1504000 «Фермер шаруашылығы»
Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство»
Топ: Ф-31
Группа: Ф-31
Тақырыбы: «Салқындату жүйесіне техникалық қызмет көрсету және жөндеу»
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения»
Дайындаған оқытушы: |
Батталов К.Г. |
Разработал преподаватель: |
Батталов К.Г. |
Өткізу мерзімі: 23.11.2017 ж. |
Дата проведения: 23.11.2017 г. |
2017 ж/г
ТЕМА: «Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения».
ТИП УРОКА: комбинированный, с элементами игры
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:
1. Ознакомить учащихся с основными понятиями темы;
2. Изучить основные неисправностей системы охлаждения;
3. Систематизаровать знания по теме «Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения»
Задачи урока:
обучающая:
- определить уровень знаний учащихся по устройству и техническому обслуживанию машин;
-определить учащимися основные неисправности и виды ремонта системы охлаждения;
-сформировать умения учащихся применять полученные теоретические знания на практике.
развивающая:
- развивать внимание, восприятие и память учащихся;
- развивать творческое, техническое мышление учащихся;
- развивать технологическое мышление, умение анализировать, сравнивать;
-развивать интерес к профессии.
воспитывающая:
- воспитывать уважение к труду и людям;
- воспитывать ответственность, дисциплинированность;
- воспитывать профессиональные убеждения, любовь к профессии:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
1. Устройство автомобиля;
2. Материаловедение;
3. Охрана труда и техника безопасности;
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: мультимедиа, презентации, опорные конспекты, видеофильм, оригиналы деталей системы охлаждения автомобиля.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В. И. Карагодин «Ремонт автомобилей и двигателей»
2. Передерий В.П. «Устройство автомобиля: учебное пособие»
3. А. Баубек «Техническое обслуживание автомобилей» учебное пособие
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
1. Организационный момент: - Приветствие - Проверка отсутствующих - Сообщение темы, цели и задачи урока |
3-5 мин. |
2. Актуализация опорных знаний Цель этапа: активизация мыслительной деятельности учащихся по ранее изученным темам 2.1 Фронтальный опрос «Своя игра» - ТО и ремонт двигателя - ТО и ремонт ходовой части - ТО и ремонт трансмиссии |
20 мин.
Индивидуальная работа учащихся, взаимоконтроль. |
3. Изложение нового материала Цель этапа: сформировать знания по изучаемой теме, выработать умения самостоятельно выявлять неисправности системы охлаждения 3.1 Понятия неисправности системы охлаждения 3.2 Виды неисправностей и уход за системой охлаждения 3.3 Правила эксплуатации системы охлаждения |
35 мин. ПОСЛ. Преддипломная практика.
Работа с опорным конспектом. Мультимедиа. |
4. Закрепление нового материала 4.1 Закрепление темы по тестам 4.2 Взаимоконтроль между группами 4.3 Закрепление темы в виде игры «Своя игра»
|
25 мин. ПОСЛ. Преддипломная практика..
Работа по группам. Самостоятельная работа учащихся |
5. Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания и выставление оценок. |
5 мин. |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ.
ТЕМА: «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ»
Температура воды в системах охлаждения большинства двигателей 80 + 50 С, что обусловливает испарение охлаждающей жидкости при увеличении температуры в системе охлаждения или при снижении атмосферного давления. Например, при эксплуатации автомобиля в горных условиях на высоте 2000 м над уровнем моря атмосферное давление может достигать 0,078 МПа, а при таком давлении температура кипения воды 9 0 С. В этих случаях прибегают к герметизации системы охлаждения и увеличению давления.
При повышении давления в системе охлаждения до 0,2 МПа температура кипения воды 1190 С. Использование герметизированных систем охлаждения с повышенной температурой охлаждающей жидкости позволяет увеличить температурный перепад в системе охлаждения и благодаря этому повысить эффективность теплообменных процессов. Это ведет к снижению количества охлаждающей жидкости, уменьшению потребной поверхности радиатора и сокращению теплопотерь в охлаждающую жидкость.
При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости и отсутствие подтеканий. При необходимости доливают охлаждающую жидкость или чистую воду. В условиях безгаражного хранения автомобилей при использовании в системе охлаждения воды в холодное время года после окончания работы воду сливают.
При TO 1 проверяют герметичность соединений и при необходимости устраняют неисправность, проверяют состояние и натяжение приводных ремней и при необходимости регулируют их натяжение.
При TO2 проверяют крепление и при необходимости закрепляют радиатор, жалюзи, ступицу шкива и крыльчатку вентилятора. Проверяют действие жалюзи и паровоздушного клапана, осевое перемещение вала жидкостного насоса и радиальный зазор в его подшипниках, для чего ступицу вентилятора слегка покачивают в продольном и радиальном направлениях. Осевое перемещение вала и радиальный зазор не допускаются.
При подготовке к зимнему сезону систему охлаждения промывают и проверяют состояние и надежность крепления утеплительного чехла.
Герметичность радиаторов восстанавливают пайкой мест повреждения. Сильно поврежденные трубки заменяют новыми, места установки пропаивают.
Пайка радиаторов из латунных сплавов сложностей не вызывает. Труднее ремонтировать радиаторы из сплавов алюминия.
Для этого используют газовые горелки, специальный присадочный материал и припой. Место для пайки надо нагреть до температуры 400-560 0С.
Перед установкой на автомобиль герметичность радиатора испытывают сжатым воздухом под давлением 0,1 МПа в течение 35 мин. При испытании водой давление должно быть 0,10,15 МПа.
Исправный термостат должен обеспечивать отключение paдиатора при температуре ниже нижнего предела нагрева охлаждающей жидкости (жидкость циркулирует по малому кругу).
Полное включение радиатора должно происходить при достижении жидкостью в системе охлаждения верхнего температурного предела (жидкость циркулирует по большому кругу).
Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным.
Нагрев резервуара должен начинаться после показания стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов для двиrателя КамАЗ740 80 0С, для двигателей марок «ЯМЗ», «ЗИЛ», «ЗМЗ» 70 0С.
Жидкостные термостаты некоторых грузовых автомобилей при потере герметичности заполняют 15% ным раствором этилового спирта и запаивают мягким припоем. Многие двигатели оснащены порошковыми (фракция церезина в смеси с алюминиевой пудрой) термостатами. Проверяют термостаты в горячей воде. Для более точной проверки термостата его следует снять с двигателя при повторных TO2, очистить от накипи и проверить.
При проверке термостата двигателя КамАЗ 740 его следует погрузить в подогреваемую ванну емкостью л с водой с таким расчетом, чтобы уровень воды был выше фланца термостата.
Начало открытия клапана термостата должно происходить при температуре 78-820 С, а полное открытие при температуре 91-950 С. Величина полного хода клапана термостата должна быть не менее 8,5 мм.
Особенности ухода за системой охлаждения при применении низкозамерзающих жидкостей
Антифризы
Высокая температура замерзания воды и ее свойство значительно увеличиваются при замерзании в объеме создают большие неудобства. Поэтому в двигателях применяют охлаждающие жидкости, не замерзающие при низкой температуре антифризы, в качестве которых можно использовать некоторые углеводороды, водные растворы солей, спиртов и др.
Широкое применение получили антифризы на основе водных растворов двухатомного спирта этиленгликоля.
Этиленгликоль в любых пропорциях смешивается с водой, но не смешивается с нефтепродуктами.
Водные растворы этиленгликоля изменяют температуру замерзания в зависимости от содержания воды.
Таблица 1. Содержание и основные свойства антифризов
Марка антифриза |
Темп-ра замерзания |
Плотность при температуре 200С, кг/дм |
Цвет |
Содержание этиленгликоля, % |
Присадки |
40 |
-40 |
1,0675-1,0725 |
Бесцветный |
53 |
Композиция антикорозион-ных присадок |
65 |
-65 |
1,085-1,090 |
Бесцветный |
66 |
- |
Тосол А40 |
-40 |
1,078-1,085 |
Голубой |
53,7 |
Композиция антикорозион-ных и проти-вопенных присадок |
Тосол А65 |
-65 |
1,085-1,095 |
Красный |
62,4 |
То же |
Высококипящие охлаждающие жидкости
Для охлаждения форсированных двигателей используют oxлаждающие жидкости с температурами кипения выше 100 оС высококипящие жидкости. Такие жидкости состоят из смеси высокомолекулярных спиртов гликолей и эфиров, выкипающих при температуре 110-200 оС. Основные свойства некоторых высококипящих охлаждающих жидкостей приведены в табл. 2.
Применение высококипящих охлаждающих жидкостей позволяет уменьшить тепловые потери в системе охлаждения и интенсифицировать процессы теплопередачи, что способствует уменьшению поверхности радиатора и мощности, затрачиваемой на привод насоса системы охлаждения.
Таблица 2. Основные свойства высококипящих охлаждающих жидкостей
Наименование |
Жидкости с температурой замерзания |
|
Не выше -400С |
Не выше -600С |
|
Внешний вид |
Прозрачная бесцветная или слабо-мутная желтоватая жидкость |
|
Плотность при температуре 200С, кг/м3 |
1100 |
1050 |
Температура начала кипения, 0С |
130-145 |
130-140 |
Температура конца кипения, 0С |
- |
195-210 |
Содержание механических примесей, %, не более |
0,005 |
0,005 |
Зольность, %, не более |
0,8-1,0 |
0,8-1,0 |
Кинематическая вязкость, мм2/с |
500 |
320 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.