Слайд 1. Титульник.
Слайд 2.
Развитие математических способностей – очень важное явление для детей дошкольного возраста. А так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, значит и тут на помощь приходят математические игры. Игры – головоломки являются одним из немногих дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей, развитию логических операций мышления у дошкольников.
Слайд 3.
В современном быстро текущем мире, маленькому ребенку приходится быстро осваивать большой объем информации. Чем же заинтересовать ребенка, чтобы в одной деятельности развить сразу несколько задач и при этом затратить как можно меньше времени, то есть надо найти что-то новое, а как в народе говорится: «Новое – это хорошо забытое старое».
Хотелось бы остановиться на старинной китайской игре-головоломке «Танграм».
Слайд 4.
Игра «Танграм», является отличной заменой электронным гаежитам. Играя можно не только интересно провести время, но и развить сообразительность и нестандартность мышления, способность «читать» схему-инструкцию, логически мыслить, визуально делить целый объект на части, поднять самооценку, способствовать творческому поиску чего–то нового, упорству в достижении цели. Это способ развлечения и возможность развития логического мышления и геометрической интуиции. Танграм относится к группе игр на плоскостное и объёмное моделирование. Играть в эту игру можно как в самостоятельной деятельности, так и использовать как часть занятия по математическому развитию или по художественной деятельности.
Слайд 5.
Мы хотели поделиться с вами опытом использования этой игры, начиная уже с 3,5 - 4 лет. Занимаясь на протяжении полутора лет сенсорным развитием наших малышей Слайд 6. в кружке «Разноцветный мир», мы решили немного усложнить задачи и разнообразить познание окружающего мира.
Слайд 7.
В
своей группе мы сначала игру “Танграм” проводили как часть занятия по
математике в течение 5 минут. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили
тот факт, что игра детям понравилась. Детей увлекает результат – они включаются
в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с
целью создания силуэта. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто
быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.
Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше
времени для игры “Танграм”. Это позволило ввести игру в свободную деятельность
детей, где можно было больше времени провести за игрой. Для обогащения тематики
игры возникла необходимость разнообразия данного материала.
Слайд 8.
Несмотря на то, что у нас
группа общеразвивающей направленности, в группе есть ребята и с диагнозом
“общее недоразвитие речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов. Они чаще
играли в одиночку. С такими детьми мы работали индивидуально, к игре
подключались и родители. Результаты были неожиданными, дети победили свою
застенчивость, замкнутость.
Составляя ту
или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место
для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.
Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре
(треугольника, квадрата и четырехугольника).
Играя, переставляя маленькие фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и
пальцев. – очень часто написано значение и польза
можно это тоже проговорить при практике.
Слайд 9. - вот тут я не знаю многовато тоже.
1. Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу (елочка, бантик, конфета).
2. Цель. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Приобщать детей к зрительному и мысленному анализу образца.
3. Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
4. Задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, делят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют.
Слайд 10.
• Для составления фигурки требуется время — малыш в процессе игры будет преодолевать трудности, воспитывая в себе упорство.
• Чтобы сложить из элементов конкретную фигуру важно сосредоточиться — это еще одно качество, которое много раз поможет ребёнку в школе.
• Чтобы сложить фигурку, необходимо задействовать воображение — в процессе оно активно «работает» (как и фантазия малыша).
• Создавая готовые фигурки, у ребёнка будет активизироваться еще и логическое мышление — он научится составлять логические последовательности действий, будет учиться просчитывать все наперед.
ИЛИ
Что развивает танграм:
- усидчивость (как и
любая другая головоломка, танграм требует времени);
- внимание, умение концентрироваться на деталях;
- воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его
достижения;
- логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует
варианты;
- умение действовать по правилам.
Все эти качества и навыки являются важными не только для обучения, но и для жизни в целом.
Слайд 11. Практическое задание.
Две с половиной тысячи лет тому назад
у немолодого императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и
сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к
себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать
игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился
смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и
понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца
придумали игру « Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей. Позднее игру
– головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в
Европу, где получила название
« Танграм» ( тан –китаец, грам – буква).
Слайд 12. Итог.
Своей работой мы хотели добиться того, чтобы заинтересовать детей процессом обучения математике, чтобы дети с удовольствием развивали свои математические способности, вырабатывая привычку думать и стремиться узнавать новое. Для этого необходима форма обучения, которая, безусловно, понравится детям. И это, конечно же – игра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.