МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ДЛЯ ПОСАДКИ КАРТОФЕЛЯ»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ДЛЯ ПОСАДКИ КАРТОФЕЛЯ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
администрации
Взрослым
06.06.2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ДЛЯ ПОСАДКИ КАРТОФЕЛЯ»
Для проведения занятия используется звеньевая форма обучения. Эта форма организации обучения целесообразна при проведении лабораторных и практических работ; при отработке навыков; при решении конструктивно-технических задач на уроках трудового обучения. Цель проведения занятия заключается в формировании знаний технологии комплектования машинно-тракторного агрегата для посадки картофеля, операций по проведению технического обслуживания, технических регулировок и навыков агрегатирования и пользования инструментом. Методы обучения: рассказ, показ, самостоятельная работа учащегося. Длительность урока 6 часов.Для проведения занятия используется звеньевая форма обучения. Эта форма организации обучения целесообразна при проведении лабораторных и практических работ; при отработке навыков; при решении конструктивно-технических задач на уроках трудового обучения.
Методичекая разраборка урока.pdf

 

                                          Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО

ТЕМЕ: «КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИННОТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ДЛЯ ПОСАДКИ КАРТОФЕЛЯ» ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ:

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

2017

 

 

 

Ф.И.О.

Дата

Разработал

Мастер п/о

Поляков С.В.

2.06.17

Проверил 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................... 3

ПЛАН УРОКА..................................................................................................... 5

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.        КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА МТА ДЛЯ ПОСАДКИ    .............................................................

КАРТОФЕЛЯ....................................................................................................... 7

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО ОПРОСА  НА ТЕМУ: КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО  АГРЕГАТА ДЛЯ ПОСАДКИ КАРТОФЕЛЯ..................................................................................................... 12

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ........................................................................................ 13

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 15

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль производственного обучения заключается в усвоении учащимися выполнения технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин, комплектования машинно-тракторных агрегатов проведения операций по проверке, наладке и регулировке сборочных единиц, механизмов машиннотракторного парка.

Одной из операций по возделыванию картофеля является посадка. Для выполнения этой технологической операции необходимо скомплектовать машинно-тракторный агрегат для посадки картофеля и выполнить все установочные регулировки. 

Выполнение комплектования посадочного машинно-тракторного агрегата происходит на учебной практике.

Для проведения занятия  используется звеньевая форма обучения. Эта форма организации обучения целесообразна при проведении лабораторных и практических работ; при отработке навыков; при решении конструктивнотехнических задач на уроках трудового обучения.

Урок производственного обучения состоит из четко выраженных элементов: организационной части, вводного инструктажа, упражнений учащихся и текущего инструктажа, заключительного инструктажа. В процессе проведения занятия мастер организует звеньевую учебно-производственную работу учащихся.

В процессе производственного обучения на производственном участке особенно важно учитывать факторы окружающей опасности подвергающих воздействию обучающихся повышенному риску получить травму во время выполнения производственных работ. При организации учебного процесса необходимо знание психофизических особенностей обучающихся, готовность их к уроку, учитывать температуру окружающего воздуха, освещѐнность, шумность, задымлѐнность и тд. Рабочее место должно быть оборудовано исправным инструментом, огнетушителем, медицинской аптечкой, умывальником. Подъѐм и транспортировка тяжестей осуществляется при помощи подъѐмников и специальных устройств.

Перед началом урока мастер проверяет готовность учащегося к уроку (самочувствие, наличие одежды по сезону, наличие спецодежды и средств защиты при необходимости). Затем проводится вводный инструктаж в процессе которого происходит ознакомление учащихся с темой и целью урока. Зачитывается техника безопасности при выполнении задания. Объясняется порядок выполнения задания.

В процессе работы учащиеся самостоятельно выполняют задание, пользуясь инструкционной картой под наблюдением мастера производственного обучения. При выполнении задания мастер при необходимости проводит текущий инструктаж.

После выполнения задания проводится опрос учащихся по теме, выставляется оценка, объявляется домашнее задание.

   Цель проведения занятия заключается в формировании знаний технологии комплектования машинно-тракторного агрегата для посадки картофеля, операций по проведению технического обслуживания, технических регулировок и навыков агрегатирования и пользования инструментом.

Методы обучения: рассказ, показ, самостоятельная работа учащегося.

Длительность урока 6 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН УРОКА

Тема урока: Подготовка агрегата МТЗ-80+КСМ-4 к посадке картофеля.           

(6 часов).

Учебная цель урока: Освоить все операции по подготовке картофелесажалки к агрегатированию еѐ с трактором.

Воспитательная цель урока: Способствовать развитию внимательности при подготовке МТА с соблюдением техники безопасности.

Развивающая цель урока: Развитие навыка работы  инструментами при подготовке МТА.

Тип урока: Урок изучения трудовых приѐмов и операций.

Организационные формы: обучение в составе звена.

Методы обучения: Рассказ, показ, самостоятельная работа учащихся.

Материальное оснащение и техническая документация к уроку: Трактор МТЗ-80, картофелесажалка КСМ-4, инструкционная карта, набор гаечных ключей, горюче-смазочные материалы.

Ход урока

1.     Организационная часть. (5 минут)

1.1.          Проверить готовность учащегося к уроку, внешний вид.

2.     Вводный инструктаж. (15 минут)

2.1.          Ознакомление с темой и целью урока.

2.2.          Техника безопасности при выполнении задания

2.3.          Порядок     подготовки          трактора     к        агрегатированию          с картофелесажалкой.

2.3.1.   Провести ЕТО трактора.

2.3.2.   Включить синхронный режим работы ВОМ.

2.3.3.   Установить колею трактора на 1400 мм.

2.3.4.   Переоборудовать навесное устройство трактора для навешивания картофелесажалки.

2.4.          Агрегатирование картофелесажалки с трактором.

2.5.          Порядок подготовки картофелесажалки к работе.

2.5.1.   Провести ТО картофелесажалки.

2.5.2.   Провести регулировку механизмов картофелесажалки.

2.5.3.   Установка глубины посадки картофеля.

2.5.4.   Установка картофелесажалки на норму посадки.

2.5.5.   Установка нормы высева удобрений.

2.5.6.   Расчѐт вылета маркѐров.

3.     Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

3.1.          Учащиеся под моим наблюдением и с соблюдением техники безопасности проводят подготовку трактора МТЗ-80 к агрегатированию.

3.2.          Запускают двигатель. 

3.3.          Учащиеся подъезжают к картофелесажалке и с соблюдением техники безопасности агрегатируют еѐ с трактором.

3.4.          Проводят ТО картофелесажалки.

3.5.          Проводят регулировку механизмов картофелесажалки, установку глубины посадки, норму посадки, и норму высева удобрений.

4.     Заключительный инструктаж. (10 минут)

4.1.          Опрос учащихся по теме.

4.2.          Отвечаю на возникшие вопросы.

4.3.          Объявляю оценки.

5.     Домашнее задание.

5.1.          Выучить порядок установки картофелесажалки на норму посадки картофеля и высева удобрений. 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА МТА ДЛЯ ПОСАДКИ

КАРТОФЕЛЯ

1.     Подготовка трактора МТЗ-80 для агрегатирования с картофелесажалкой КСМ-4

1.1.          Провести ЕТО трактора МТЗ-80.

1.1.1.          Очистить трактор от пыли и грязи.

1.1.2.          Осмотреть трактор на предмет видимых неисправностей (давление в шинах, подтѐки масла, топлива, воды, состояние наружных креплеий).

1.1.3.          Проверить и при необходимости долить:

-уровень масла в поддоне двигателя;

-наличие воды в радиаторе;

-наличие топлива в баке;

-наличие бензина в бачке пускового двигателя.

1.1.4.          После запуска двигателя, проверить:

                         -давление масла в двигателе;

                         -исправность световой и звуковой сигнализации.

Оборудование и инструмент: ведро, ветошь, комплект гаечных ключей, ГСМ.

1.2.          Установить колею трактора на 1400 мм.

1.2.1.          Задних колѐс:

                         -поддомкратить трактор;

                         -ослабить хомутные болты ступицы;                          -снять крышки червячной шестерни;

                         -вращением червячных шестерѐн установить колею 1400 мм;

1.2.2.          Передних колѐс:

                          -поддомкратить трактор;

                          -выбить клинья;

                          -снять крышки червячной шестерни;

                          -вращением червячных шестерѐн установить колею 1400 мм;                            -отрегулировать схождение направляющих колѐс.

Оборудование и инструмент: домкрат, подставки,  комплект гаечных ключей, рулетка.

1.3.          Переоборудовать навесное устройство трактора для навешивания             картофелесажалки КСМ-4.

1.3.1.          Поставить удлинители.

1.3.2.          Раскосы поставить на продольные отверстия.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, рулетка.

1.4.          Пуск двигателя.

1.4.1.          Поставить трактор на стояночный тормоз.

1.4.2.          Убедиться, что рычаги гидросистемы, коробки перемены передач находятся в нейтральном положении.

1.4.3.          Включить бендикс.

1.4.4.          Установить ручную подачу топлива.

1.4.5.          Запустить пусковой двигатель.

1.4.6.          Запустить основной двигатель.

1.4.7.          Проверить давление масла в двигателе.

Оборудование и инструмент: пусковой шнур.

1.5.          Прицепить картофелесажалку к трактору.

1.5.1.          Установить карданную передачу.

1.5.2.          Прицепить шланги гидросистемы.

1.5.3.          Присоединить провод электросистемы.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей.

2.     Подготовка картофелесажалки КСМ-4

2.1.          Провести ТО картофелесажалки

2.1.1.          Провести внешний осмотр картофелесажалки на наличие неисправностей, при необходимости устранить. 

2.1.2.          Смазать  картофелесажалку, руководствуясь картой смазки.

2.1.3.          Проверить давление в шинах.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, манометр, ГСМ.

2.2.          Произвести регулировку механизмов картофелесажалки.

2.2.1.          Регулировка предохранительной муфты:

                           -установить храповик зуб на зуб;

                           -затянуть пружину до упора;                            -ослабить на 2 оборота.

2.2.2.          Регулировка цепных передач:

                          -вставить в звено цепи отвѐртку;

                         -угол наклона отвѐртки при нажатии 30 градусов.

2.2.3.          Регулировка зазора между ложечками и днищем ковша питателя:

                         -зазор 2-7 мм;

                        -регулируем,    подставляя пластинки под    подшипник вычерпывающего барабана.

2.2.4.          Регулировка зазора между ложечками и боковиной:

                        -зазор 6-8 мм;

                        -регулируем, передвигая боковину по продолговатым отверстиям.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей.

2.3.          Установка глубины посадки картофеля.

2.3.1.          Поставить картофелесажалку на ровную площадку.

2.3.2.          Поставить под копирующее колесо брусок на 2…3 см меньше заданной глубины.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, бруски.

2.4.          Установка угла вхождения сошника в почву

2.4.1.          При правильной регулировке, расстояние от пяточки сошника до площядки должно быть 3.5-4.5 см.

2.4.2.          Регулируем тягой.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, линейка.

2.5.          Установка угла подвески сошника.  

2.5.1.          Регулировка производится в поле при заглублѐнных сошниках.

2.5.2.          Расстояние от заднего шарнира подвески до горизонтальной прямой, проведѐнной от переднего шарнира, должно быть 10-11 см.

2.5.3.          Регулируем опорным колесом.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, линейка.

2.6.          Установка картофелесажалки на норму посадки.

2.6.1.          Посадка должна производиться в синхронном режиме работы ВОМ трактора.

2.6.2.          Установка картофелесажалки на норму посадки производится при помощи номограммы (см. таб. 1).

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, набор сменных звѐздочек.

2.7.          Установка нормы высева удобрений.

2.7.1.          Предварительно установить по формуле: Q = KZ, где К – коофициент, зависящий от размера высевного отверстия, Z – число зубьев сменной звѐздочки.

2.7.2.          Значение коофициента К в зависимости от деления шкалы (см. таб. 1).

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, набор сменных звѐздочек.

2.8.          Установка окончательной нормы высева удобрений.

2.8.1.          Засыпать удобрения.

2.8.2.          Включить на несколько секунд ВОМ.

2.8.3.          Снять тукопроводы с высевающих аппаратов и подвесить мешочки.

2.8.4.          Проехать в транспортном положении 7.14 метров.

2.8.5.          Взвесить содержимое каждого мешочка и умножить на 2000.

2.8.6.          Если есть отклонения от заданной нормы, то подрегулировать рычаги заслонок.

Оборудование и инструмент: удобрение, мешочки, рулетка, весы.

2.9.          Расчѐт вылета маркѐров.

2.9.1.          Правого маркѐра по формуле: М пр = (А – а/2) + м.

2.9.2.          Левого маркѐра по формуле: М лев = (А + а/2) + м.

2.9.3.          М пр и М лев длина правого и левого маркѐров, А – расстояние между крайними сошниками в агрегате, а - расстояние между центрами колѐс, м – ширина стыкового междурядья.

Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, рулетка.

2.10.      Техника безопасности при работе на картофелесажалке.

2.10.1.     Проводить обслуживание только при заглушенном двигателе.

2.10.2.     Очистку рабочих органов проводить при полной остановке агрегата.

2.10.3.     Передаточные механизмы должны быть закрыты защитными кожухами.

2.10.4.     Одежда сеяльщика должна быть хорошо пригнана и застѐгнута.

2.10.5.     При очистке рабочих органов пользоваться чистиком.

 

Номограмма для установки картофелесажалки на норму посадки Талица 1

 

Количество зубьев звѐздочки на ведомом валу редуктора

 

 

12

16

 

Количество зубьев

сменной звѐздочки

Количество штук клубней

высаживаемых на 1 гектар

Расстояние между

клубнями в рядке, см

Количество зубьев

сменной звѐздочки

Количество штук клубней

высаживаемых на 1 гектар

Расстояние между

клубнями в рядке, см

13

32174

44

13

42856

33

15

36442

39

15

49374

29

17

42856

33

17

55804

25

18

45017

31

18

60023

24

20

49374

29

20

66547

21

22

55803

25

22

72885

19

 

 

 

 

Значение коофициента «К» в зависимости от деления шкалы Талица 2

 

Деление шкалы

 

1

2

3

4

5

 

Значение коофициента «К»

 

9.1

21.3

33.4

41.3

45.6

 

 

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО ОПРОСА НА ТЕМУ: КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ДЛЯ ПОСАДКИ КАРТОФЕЛЯ

 

Вариант 1

1.                 Перечислить операции входящие в ЕТО трактора МТЗ-80

2.                 Рассказать порядок установки колеи трактора на 1400 мм.

3.                 Как переоборудовать навесное устройство трактора для агрегатирования с КСМ-4.

Вариант 2

1.                 Рассказать порядок пуска двигателя трактора МТЗ-80.

2.                 Перечислить операции входящие в ТО картофелесажалки КСМ-4.

3.                 Как отрегулировать предохранительную муфту КСМ-4. Вариант 3

1.                 Как отрегулировать натяжение приводных цепей.

2.                 Какая ширина междурядья у картофелесажалки КСМ-4. 3. Выполнить расчѐт правого маркѐра  Вариант 4

1.                 Как отрегулировать зазор между ложечками и днищем ковша питателя.

2.                 Как установить угол вхождения сошника в почву.

3.                 При каком режиме работы ВОМ производится посадка картофеля.

Вариант 5

1.                 Как отрегулировать зазор между ложечками и боковиной.

2.                 Как установить картофелесажалку КСМ-4 на норму посадки.

3.                 Как установить угол подвески сошника. Вариант 6

1.                 Как установить глубину посадки картофеля.

2.                 Как установить картофелесажалку КСМ-4 на норму высева удобрений.

3.                 Выполнить расчѐт левого маркѐра 

Вариант 7

1.                 Указать точки смазки КСМ-4

2.                 Объяснить назначение стабилизатора.

3.                 Регулировка высоты гребня.

Вариант 8

1.                  Объяснить технологический процесс загрузки и работы КСМ-4 при посадке картофеля.

2.                  Установка формы гребня.

3.                  Установка уровня картофеля в питающем ковше.

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

 

Оценка « 5»    Изложение полученных знаний в устной форме полное. Владение терминологией предмета и прочное усвоение материала по заданному вопросу. Самостоятельное применение знаний в практической деятельности. Проявление активности, приведение жизненных ситуации в качестве примеров, творческого интереса к изучаемому предмету.

Оценка «4»  Изложение полученных знаний в устной форме полное, в системе в соответствии с требованиями учебной программы. Допускаются несущественные ошибки, исправляемые учащимися по указанию преподавателя на ошибку. Применение знаний в практической деятельности.

Применение познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету.

Оценка «3»  Изложение полученных знаний неполное, однако, это не препятствует усвоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя. Недостаточная самостоятельность (учащийся нуждается в наводящих вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности. Пассивный познавательный интерес к изучаемым вопросам.

Оценка «2»   Изложение учебного материала неполное, логически нарушенное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя. Учащийся самостоятельно не может применить знания в практической деятельности, не может ответить на наводящие вопросы преподавателя, самостоятельно выполнять задание. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Родичев В.А..  Тракторы. – М.: ПрофОбрИздат, 2013.

2.                 Устинов А.Н.. Сельскохозяйственные машины. – М.: изд. центр «Академия», 2012

3.                 Гладков Г.И., Петренко А.М. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. Уч. пособие.  – М.: Изд. «Академия», 2012.

4.                 Гусаков Ф.А., Стальмакова Н.В.. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Практикум. – М.:  «Академия», 2012.

5.                 Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. / Под ред. В.В. Курчаткина. – М.: изд. «Академия». 2012.

6.                 Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.

7.                 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебнометодическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.

8.                 Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.

9.                 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.

– М., 2007.

10. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971

 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Ф.И.О. Дата Разработал

Ф.И.О. Дата Разработал

Урок производственного обучения состоит из четко выраженных элементов: организационной части, вводного инструктажа, упражнений учащихся и текущего инструктажа, заключительного инструктажа

Урок производственного обучения состоит из четко выраженных элементов: организационной части, вводного инструктажа, упражнений учащихся и текущего инструктажа, заключительного инструктажа

Методы обучения: рассказ, показ, самостоятельная работа учащегося

Методы обучения: рассказ, показ, самостоятельная работа учащегося

Материальное оснащение и техническая документация к уроку:

Материальное оснащение и техническая документация к уроку:

Учащиеся под моим наблюдением и с соблюдением техники безопасности проводят подготовку трактора

Учащиеся под моим наблюдением и с соблюдением техники безопасности проводят подготовку трактора

Провести ЕТО трактора МТЗ-80. 1

Провести ЕТО трактора МТЗ-80. 1

Переоборудовать навесное устройство трактора для навешивания картофелесажалки

Переоборудовать навесное устройство трактора для навешивания картофелесажалки

Смазать картофелесажалку, руководствуясь картой смазки

Смазать картофелесажалку, руководствуясь картой смазки

При правильной регулировке, расстояние от пяточки сошника до площядки должно быть 3

При правильной регулировке, расстояние от пяточки сошника до площядки должно быть 3

Установка окончательной нормы высева удобрений

Установка окончательной нормы высева удобрений

При очистке рабочих органов пользоваться чистиком

При очистке рабочих органов пользоваться чистиком

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Выполнить расчѐт левого маркѐра

Выполнить расчѐт левого маркѐра

Недостаточная самостоятельность (учащийся нуждается в наводящих вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности

Недостаточная самостоятельность (учащийся нуждается в наводящих вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности

Гладков Г.И., Петренко А.М. Тракторы

Гладков Г.И., Петренко А.М. Тракторы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017