Методическая разработка урока "Строение головного мозга"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
20.04.2019
Материал подготовлен для обучающихся 8 классов, по учебнику "Биология Человек" Н.И. Беляев, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, дрофа 2018 год. Тема урока "Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг". Урок разработан с учетом стандартов ФГОС. В разработке представлена теоретическая часть и практическая на первичное закрепление полученных знаний.
Строение головного мозга.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тымская ООШ».
Методическая разработка
«Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок,
средний мозг».
Для обучающихся 8 классов
По учебнику «Биология Человек»
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,
дрофа 2018г.
Автор: Панова Алена Владимировна Апрель 2019г.
Тема урока: Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост,
мозжечок, средний мозг.
Тип урока: комбинированный.
изучить строение отделов головного мозга и их функции,
регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека,
выявить специфичность строения этих отделов.
Цель урока:
изучить строение и функции головного мозга.
раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка
в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
Развивающие задачи урока:
выступлений, обобщений,
Воспитательные задачи урока:
необходимого условия нормального функционирования головного мозга.
Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал схема, таблица, модель головного мозга
(разборная), учебник.
формировать понимание необходимости здорового образа жизни как
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах
совершенствование знаний, умений, навыков.
Ход урока
1. Организационный момент (1мин).
Из предложенных афоризмов выберете свой эпиграф к уроку.
«Мозг центр всех центров и орган ума» Гиппократ.
«Мозг самое совершенное и сложное создание земной природы» И.П.
Павлов.
« В мозгу заложены и наш ум, и сумасшествие, и безумство, и все наши
страхи и ужасы, в том числе и сновидения, а также все наши способности
и нерадивость » Гиппократ.
2. Актуализация знаний (5 мин).
Найти соответствие между столбцами
Цилиндрический тяж
Рефлекторную и проводящую Выполняет функции
Нервные импульсы идут к головному мозгу
Серое вещество
Располагается в наружной части
Восходящие нервные пути
Возбуждение идет от головного мозга
Нисходящие нервные пути
Диаметр 1 см
Белое вещество
Имеет вид бабочки
Определите о чем идет речь? (спинной мозг)
К какому отделу НС он относится к центральной НС или к периферической?
(центральной)
Что еще относят к ЦНС? (головной мозг)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся. (4 мин)
Тема урока: Головной мозг.
Ребята как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке?
Какие цели нашего урока?
Чему мы должны научиться? (демонстрируется модель головного мозга)
4. Изучение нового материала. (20 мин.)
Составляем схему отделы головного мозга.
Учебник стр. 285 (отделы головного мозга), рис. 126, рис. 129
Головной мозг
Средний Обсуждение результатов.
Работа в парах с макетом головного мозга, определяем отделы головного
мозга, используя рисунок 126. 12 ученика рассказывают строение головного
мозга по макету у доски.
Заполняем таблицу функции отделов головного мозга.
Функции
Отдел головного мозга
Продолговатый мозг
Мост
Мозжечок
Средний мозг
Обсуждение результатов.
5.Первичное закрепление. (10 мин)
Опыт №1. Пальценосовая проба.
По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с
вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика
носа. Сначала правой рукой потом левой.
Функционирование, какого отдела мозга мы проверяем этой пробой?
Мозжечок, при нормальном его функционировании движения точны и быстры.
У лиц с поврежденным мозжечком рука движется отдельными толчками,
перед попадание в цель дрожит, часты промахи.
Опыт №2.
Учащиеся по команде преподавателя делают в быстром темпе подряд
несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии
раздражителя (в данном случае, слюны) сделать глотательное движение
невозможно. При воздействии же раздражителя на корень языка акт глотания
происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный
предмет. Функционирование, какого отдела мозга мы проверяем этой пробой?
Продолговатого мозга.
Опыт №3.
Учащимся дается задание прочитать текст в учебнике на стр.230 (основные
положения главы). Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают
глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель
действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам,
внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель
вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону
раздражителя.
Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым
раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы
раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель
теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно
обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в
сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель
находится – впереди, сзади, справа, слева.
Функционирование, какого отдела мозга мы проверяем этой пробой?
Среднего мозга.
6. Рефлексия. (3мин)
На доске дерево без листочков, ученики выбирают листик
зеленый если урок понравился все было интересно,
желтый – если были какието трудности,
красный – если было сложно и не интересно.
На выбранном листочке написать, что вас удивило на уроке и прикрепить к
дереву.
7. Домашнее задание.(2 мин)
Параграф 45.
Решить задачи:
* В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного
мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После
нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно
сжав. В каком отделе мозга у него опухоль? (мозжечок)
* у одного из пациентов психиатрической клиники замечено постоянное
слюнотечение, нарушен глотательный рефлекс. Скажите какой отдел
головного мозга имеет нарушения в работе? (продолговатый) * В результате перенесенного инсульта у человека поврежден средний
отдел головного мозга. Предположите, какие возможны последствия инсульта
для этого человека.
Методическая разработка урока "Строение головного мозга"
Методическая разработка урока "Строение головного мозга"
Методическая разработка урока "Строение головного мозга"
Методическая разработка урока "Строение головного мозга"
Методическая разработка урока "Строение головного мозга"
Методическая разработка урока "Строение головного мозга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.