Практикум по анатомии
Оценка 4.7

Практикум по анатомии

Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
биология
8 кл
15.11.2018
Практикум по анатомии
Данный практикум по анатомии сформирует четкое представление о том, что забота о своём здоровье – главное условие его сохранения. Практикум включает в себя лабораторные и практические работы по изучению и сохранению своего здоровья. Практикум рассчитан на обучающихся средних и старших классов. этот практикум был выполнен группой обучающихся по руководством учителя биологии Шишкиной О.А.
Практикум по анатомии.docx
Биология Практикум по анатомии  П. Белаш М. Иваненко  А. Лапшин А.Омельченко  Южноуральск 2017 Раздел 1. Дыхательная система Практическая работа №1. Основы методики лечебной физической культуры. В   занятиях   лечебной   физической   культурой   при   заболеваниях   органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные упражнения. Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Специальные упражнения укрепляют  дыхательную мускулатуру, увеличивают  подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты,  уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания  и координации дыхания и движений.                                                                                                   Практическая работа № 2.                                                                            Опыт с сухим льдом. Цель: Воспроизвести выход углекислого газа дыхательной системы. Оборудование  Сосуд;  Сухой лёд;  Тёплая вода; Ход работы:   Сухой   лёд —   твёрдый диоксид углерода CO2, при обычных переходящий в парообразное состояние, минуя жидкую фазу. По внешнему условиях   виду   напоминает   лёд   (отсюда   название).   Температура   сублимации   при нормальном давлении — минус 78.5˚ С. Возьмем сосуд и сухой лед. Добавим в колбу немного теплой воды и сухой лед.   Происходит реакция, в которой лед из твердого состояния превращается в газообразное. Выделяется CO2. Мы выдыхаем тоже самое, но только в малом количестве и с меньшей концентрацией.  СО2  образуется   при   сжигании   углеродсодержащих   веществ,   спиртовом брожении, гниении растительных и животных остатков; он высвобождается при дыхании животных, его выделяют растения в темноте. На свету, напротив, растения поглощают СО2 и выделяют кислород, что поддерживает природный баланс кислорода и углекислого газа в воздухе, которым мы дышим. Раздел 2 . Пищеварительная система                                     Практическая работа № 3.                                          Отличие съедобных грибов от несъедобных.  Цель: научиться различать съедобные грибы от несъедобных.  Оборудование: грибы, похожие по внешнему виду. Ход работы: рассмотрел шляпки и ножки грибов, понюхал их, потрогал рукой (в перчатке). Все грибы делятся на три группы – съедобные, сильно ядовитые и слабо  ядовитые. К съедобным и самым популярным у грибников относятся белые грибы,  подберезовики, подосиновики, грузди, опята, лисички. В России любители грибов  собирают более 100 видов грибов, но это удел тех, кто отлично в них разбирается.  Для начинающего грибника нужно взять за основу несколько видов и хорошо  разобраться с тем, как отличить съедобные грибы от несъедобных. Некоторые несъедобные грибы бывают очень похожи на съедобные грибочки.  Например, ложная лисичка окрашена в яркий желтый цвет. На вид она очень  аккуратная. У съедобных опят шляпка окрашена в приятный коричневый цвет, а у  их двойников шляпка имеет красноватый или зеленоватый цвет. Но стоит  разломить грибок и обнаружится, что запах мякоти у ядовитых двойников  неприятный, а цвет мякоти изменяется.  Как отличить съедобные грибы, несколько простых правил: 1.Если плодовое тело очень твердое, а мякоть имеет неприятный запах – скорее всего, это ядовитый гриб, его лучше не класть в корзинку. 2.При сборе грибов необходимо посмотреть на нижнюю часть шляпки. Эта часть состоит из пластинок, трубочек, мягких шипов или складок. Если низ шляпки имеет трубчатый слой то такие грибы, скорее всего вполне съедобны. Например, маслята, боровики, подосиновики и подберезовики. 3.Если мякоть плодового тела меняет свой цвет и дурно пахнет – большая вероятность встретить ядовитый гриб.                     Грибы двойники съедобные и несъедобные.                                  Практическая работа № 4.                                                         Как определить свежесть яйца. Цель: научиться определять свежесть яйца. Оборудование: яйца, стакан воды. Куриные яйца используются для приготовления пищи практически ежедневно. В этом продукте содержится множество витаминов и полезных микроэлементов, к тому же,   куриный   белок   отлично   усваивается   человеческим   организмом.   Но   если   срок годности прошел, тухлый вкус способен испортить все блюдо. Ход работы: Чтобы определить свежесть яйца, не разбивая скорлупы, можно воспользоваться одним из следующих способов: 1.Осмотреть скорлупу ­ скорлупа свежих яиц  слегка шершавая и матовая. У испортившихся же она будет гладкой на ощупь и блестеть на свету. Если скорлупа мягкая или в пятнах — яйцо протухло. 2.Проверить   яйцо   с   помощью   лампы   ­   чтобы проверить свежесть яйца, поднесите его к мощному источнику света. Тёмные пятна, которые проступят под скорлупой, будут свидетельствовать о том, что продукт испорчен. 3.Взболтать ­ слегка потрясите яйцо в руке. Если вы   чувствуете,   что   белок   внутри   болтается,   то оно стухло. Свежее яйцо   положите   яйцо   на   ровную 4.Покрутить: поверхность   и   заставьте   его   вращаться. Протухшее повернётся вокруг своей оси больше раз,   чем   свежее.   К   сожалению,   этим   способом могут воспользоваться только те, кто уже до этого вращал яйца. Испорченное яйцо 5.Опустить в воду ­ пустите яйцо в стакан воды и оцените результат: ­ если яйцо легло на дно в горизонтальном положении — оно свежее; ­ если яйцо встало вертикально — его срок годности на исходе; ­ если яйцо всплыло — он испорчено, есть такой продукт опасно.                                          Лабораторная работа №1.                             Действие ферментов слюны на крахмал. Цель работы: Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять  крахмал.  Оборудование: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с  ладонь, чашка или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с  намотанными на конец кусочками ваты.  Порядок работы:  1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине  накрахмаленного бинта.  2. Зажмите марлю между ладонями на 2­3 мин., а затем опустите в раствор йода.  3.  Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результат опыта.  Отчетное задание.  Запишите в тетрадь результаты работы по плану:  1.  Цель опыта.  2.  Ход опыта.  3.  Результат опыта.  4.  Вывод из опыта.                                       Лабораторная работа №2.                            Действие желудочного сока на белки.         Влияние ферментов желудочного сока на белок куриного яйца. Цель работы: Выяснить условия действия ферментов желудочного сока на  белки.  Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, хлопья  белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%­ый раствор  _________,  водяная баня, лед.  Порядок работы:  1.  В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца. 2.  В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.  3.   Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С.  4.  Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.  5.  В третью пробирку 3 капли 0,5%­го раствора ____________ и поставьте ее  на водяную баню при температуре +37°С.  6.  Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.  7. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты  желудочного сока действуют на белки.                                                                                Лабораторная работа №3.         Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека. Цель работы:  1.  Изучить клетки слизистой оболочки рта человека.  2.  Убедиться в клеточном строении тела человека.  Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор  йода (цвета крепкого чая), чистая ложечка или стеклянная лопаточка.  Порядок работы  1.  Приготовьте чистые покровное и предметное стекла, капните 2 капли  раствора йода или чернил на середину предметного стекла.  2.  Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой по  внутренней поверхности щеки, из полученной пробы сделайте  микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом (300х).  3.  Рассмотрите форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро.  Отчетное задание:  1.  Зарисуйте (в масштабе) 3­4 клетки в тетрадь и сделайте подписи  видимых частей клетки в одной из них.  2.  Запишите в тетради вывод: "Я убедился, что мое тело построено из  __________ , как и тела растений, животных, грибов, бактерий, что  говорит о _________".  Раздел 3. Опорно – двигательная система.                                   Практическая работа № 5.                                                Изучение скелета. Цель: доказать что позвоночник является не цельной костью, а состоит из отдельных костей – позвонков. Оборудование:  скелет   человека,   картина   А.А   Дайнека   «Будущие лётчики». Ход   работы:  Если Человек   произошёл   от млекопитающих   животных. У   последних   позвоночник состоит   из   отдельных позвонков,   ­   следовательно, и   позвоночник   человека имеет такое же строение. Если   бы   позвоночник состоял из одной цельной кости, прогнуться назад, в стороны, вперёд было бы невозможно. Опишите рассматриваемый объект в таблице: Порядок описания Рассмотрите рельеф позвоночника фигуры на картине. Почему   позвонки   в   нижних   отделах   массивнее,   чем   в верхних? Нагнуть   голову   и   нащупать   кость   в   месте,   где   шея   и туловище образуют угол. Какую кость вы щупали? Результаты наблюдения Рельеф   позвоночника   зависит   от   позы:   он может быть прямым, изогнутым. Несут большую нагрузку. Задний отросток позвонка. Вывод: Человек и животные имеют единство строения и функции. Можно  установить связь человека и животных, и определить его систематическое  положение.                                     Практическая работа № 6.                                              Изучение осанки. Цель: проверка правильности осанки. Оборудование: стена. Ход работы: 1. Встать спиной к стене и руки опустить вниз. 2. Проверить ­ на одном ли уровне лопатки. Вывод: Осанка правильная. Если бы один угол лопатки или одно плечо были  бы выше, а другой  ниже, можно предположить боковое искривление ­сколиоз. Практическая работа № 7.                                Изучение работы плечевого пояса. Цель: убедиться, что плечевой пояс участвует в движении. Ход работы: 1. Положив левую руку на правую ключицу начав медленно поднимать  правую руку, можно почувствовать, что ключица правой руки неподвижно до  тех пор, пока движение происходит за счёт плечевого сустава и пока рука не  дойдёт до горизонтального положения. 2. Попробовав двигать рукой дальше, поднимая её над головой,­  ключица,  а вместе с ней и лопатка приходят в движение, т. к. теперь перемещение руки  идёт за счёт грудино­ключичного сустава. Он работает и при движении руки вперёд и назад. 3. Чтобы проследить за движениями лопатки, надо пощупать её нижний  угол. Когда лопатка неподвижна, угол не двигается с места. Но при движении  он меняет положение. Вывод: Плечевой пояс не только прикреплён к туловищу, но и участвует в движении.                                             Практическая работа № 8.                                   Вращение лучевой кости.                Цель: узнать ­ вращается ли лучевая кость. Оборудование: стол. Ход работы: 1.Положив предплечье на стол ладонью вниз и попробовав повернуть его  ладонью вверх, сначала приподняв большой палец, то мизинец станет осью  вращения и поворот удаётся.       2. Если попробовать приподнять мизинец, то придётся оторвать  предплечье от плоскости стола, потому что это движение возможно лишь за  счёт плечевого сустава. Вывод: в предплечье лучевая кость вращается. Раздел 4. Кровеносная система                                              Лабораторная работа №4.                          Сравнение крови человека с кровью лягушки. Теоретический материал:  1)Эритроциты крови лягушки имеют размер 10­11 мкм, а у человека ­ 7­8 мкм. 2) У эритроцитов человека нет ядра, а у эритроцитов лягушки есть. 3) У человека форма эритроцита округлая, а у лягушки – овальная. 4) Количество эритроцитов человека ­ больше(5 млн.у лягушки ­ 2  млн). Эритроциты имеют вогнутую форму, что обеспечивает лучшее  проникновение в них кислорода. Отсутствие в них ядра увеличивает их ёмкость.  Кровь человека по сравнению с кровью лягушки транспортирует больше кислорода за единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем его количестве, т.к.ведёт более активный образ жизни. Цель:  Найти отличие структуры крови.  Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Крови лягушки» и «Крови  человека», штатив для микропрепаратов.  Ход работы:  1)Привести рабочее состояние микроскоп, определить увеличение. 2)Просматриваем кровь лягушки при малом и большом увеличении. 3)Зарисовываем эритроциты, описываем его форму и форму ядра. 4)Зарисовываем лейкоциты, если удастся их найти. 5)Просматриваем кровь человека при малом и большом увеличении. 6)Зарисовываем один из эритроцитов. 7)Проводим сравнение эритроцита человека и лягушки. 8)Делаем выводы.                                                 Практическая  работа № 8.                                                  Пульс и движение крови. Цель: Узнать частоту пульса.  Теоретический материал: Частота пульса позволяет судить о здоровье человека,  о работе его сердца. Ход работы: 1) Пережимаем лучевую артерию в точке  Б так, чтобы движение крови прекратилось. 2)Следует убедиться, не пропадает ли пульс в точке А, хотя кровь остановлена. 3) Проводим контрольный опыт. 4)Зажимаем артерию в точке А. 5) Смыкаем её стенки и останавливаем пульсовую волну. 6) В точке Б пульс не будет прощупываться: кровь в точке А будет также остановлен, так как стенки артерии сжаты.  Вывод: Этот опыт подтверждает правило: чтобы узнать, остановлена ли кровь,  надо прощупывать пульс ниже перетяжки.                                                  Практическая работа № 9.                                          Доказательство вреда курения. Цель: Узнать влияние курения на скорость кровотока. Теоретический материал: Действие табака на сосуды двухфазное: вначале он  повышает скорость кровотока почти до нормальной величины, но потом резко  снижает. Ход работы:  1)Измеряем длину ногтя до курения, от корня до прозрачной части, которую  обычно срезают.  Так мы увидим длину пути, которую должна пройти кровь от  корня ногтя до конца ногтевого ложа. 2)Определяем время, за которое этот путь пройдёт кровь. Выдавливаем кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на  ноготь большого. Ноготь должен побелеть. 3)Прекращаем давить на ноготь и подсчитываем через сколько секунд он снова  покраснеет. За это время кровь успеет заполнить сосуды ногтевого ложа. 4)Тот же самый процесс проводим после курения. 5) В итоге работы узнаём скорость крови по данной формуле :  V= l:t V= скорость крови; l = длина пути; t= время. Содержание Раздел  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Раздел  2. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Раздел  3.ОПОРНО­ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Раздел  4. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. Практикум                                  Авторы:  Белаш Полина                   Иваненко Маргарита                   Лапшин Александр                   Омельченко Александра Рецензент: Шишкина Ольга Александровна                    Практикум по анатомии                                 Биология Редактор, Корректор,  Дизайн обложки: Станишевская С.

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии

Практикум по анатомии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018