Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"
Оценка 4.8

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.06.2017
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"
Методразработка классного часа.docx
Министерство образования Пензенской области ГАПОУ ПО «Кузнецкий колледж электронных технологий» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия Тема: «Коренные малочисленные народы России»  Разработал:  преподаватель ГАПОУ ПО ККЭТ,  классный руководитель  В.И.Басова 2016 УТВЕРЖДАЮ Педагог­организатор  ГАПОУ ПО ККЭТ _______________Е.В.Данилова Цели и задачи мероприятия: 1. Формирование представления   о коренных малочисленных народах Российской Федерации. 2. Воспитание уважение к культурному наследию народов России. 3. Воспитание чувства гордости к истории России. 4. Формирование активной жизненной позиции студентов. Вид мероприятия: классный час  Материально ­ техническое оснащение:  1. Персональный компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Экран. 4. Мультимедийная презентация «Коренные малочисленные народы  России». Ход мероприятия На экране  демонстрируется презентация (1 слайд) Классный руководитель: Сегодня   мы   собрались,   чтобы   в   преддверии   государственного   праздника   ­   Дня народного   единства,   который   ежегодно   отмечается   4   ноября,поговорить   о   коренных малочисленных народах России.  Коренные   малочисленные   народы  –   это   народы   России,   сохранившие   за многовековую   историю   развития   страны   свои   языки,   самобытную   культуру,   способы ведения   традиционного   хозяйствования   и   промыслов   и   отличающиеся   небольшой численностью своих представителей. Это потомки тех, кто населял страну в прошлом и вошел в состав Российского государства, а ныне проживает на его территории с момента установления существующих административных или государственных границ. Коренные народы, неразрывно связанные со своей средой, часто  говорят, что они являются хранителями  земли — своей земной матери, прародительницы всего живого. Для них природа — ценный источник пищи, здоровья, духовности и чувства  единства.  В   настоящее   время   в   России   проживает   45   коренных   народов.(слайд   2)   Их численность   составляет   около   250   тыс.человек.   Территория,   на   которой   проживают коренные малочисленные народы России, пролегает вдоль 28 субъектов РФ.  Единый   перечень   коренных   малочисленных   народов     Российской   Федерации утверждён  постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года. За   период   между   переписями   населения   2002   и   2010   годов   увеличилась численность   лишь   16   из   47   малочисленных     народов.   Как   мы   видим,   в   Российской Федерации наблюдается процесс   постепенного исчезновения некоторых   малочисленных коренных народов  и их культурных и национальных особенностей.  Мы сегодня поговорим о малочисленных народах северо­западной части России, к которым относятся (слайд 3): Карелы (92 тыс. чел.).  Вепсы (8 тыс. чел.).  Саамы (2 тыс. чел.).  Ижора (450 чел.).  Сету (214 чел.) Водь (82 чел.).  На   сегодняшний   день   самым   малочисленным   среди   коренных   народов   России считается финно – угорский народ водь или вожане. Численность вожан составляет всего 64 человека, проживающих в двух деревнях Ленинградской области. 1ведущий Водь(слайд 4) Самоназвание   этого   православного   финно­угорского исчезающего  народа  России   –  водьялайн,  в ддялайзыд.  Живут аа эти люди в двух небольших деревнях Краколье и Лужицы, что находятся   в   Ленинградской   области,   Кингисеппском   районе.   Точнее   только   Лужицы можно   именовать   деревней,   поскольку   Краколье   уже   лишили   статуса   индивидуального поселения, приписав к посёлку Усть­Луга, в качестве одного из кварталов. Именно из­за постоянного расширения посёлка и строящегося там же порта, испытывают последние из водь огромные трудности, связанные с невозможностью жить на исконно принадлежащей им земле, вести привычный хозяйственно­бытовой уклад жизни. Язык народности близок к юго­восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку. Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры.(5 слайд) Некогда,   представители   этого   народа   проживали   на   большой   территории, расположенной меж рекой Нарова и Чудским озером, также на части Ижорского плато. Vađđamaa, наряду с эстонцами, финнами, ижорцами, входили в состав Ингерманландии — исторической   области,   расположенной   на   северо­западных   территориях   современной России.   Занимала   Ingerimaa   (Ингерманландия)   земли   расположенные   по   берегам   реки Невы, ограниченные: Финским заливом, Ладожским и Чудским озёрами, рекой Нарва, а на границе с Карелией реками Самородинка и Сестра. Историки считают водь старейшим из перечисленных   племён.   Все   народы,   населявшие   некогда   данную   область,   относятся   к финно­угорской группе, разговаривают на родственных языках. Для народа водь самым близким, по произношению и грамматике, является эстонский язык. Основой   жизни   было   земледелие.(6   слайд)   Выращивали   рожь,   овес,   ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. (7 слайд)Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков.  К   сожалению,   на   сегодняшний   день,   самобытные   традиции   и   культура   води практически   утрачены.   Из   оставшихся   представителей   народности   на   родном   языке разговаривают только 50 человек, да ещё несколько энтузиастов в Российской Федерации и в Эстонии изучают древний язык Vađđamaa. Большинство же из потомков води, это дети от смешанных браков, не знающие собственных корней, говорящие по­русски. Символика исчезающего народа (8 слайд) 15 декабря 2002 года были официально утверждены герб и флаг водского народа.  Флаг води, это белый клин, как бы врезающийся в голубой фон и разделяющий его надвое, получается три треугольника: посередине белый — основанием вверх и вершиной вниз, а по краям два голубых. В центре белого клина изображен красный, стилизованный под цветок, равносторонний крест. Что всё это значит? Одно   из   самоназваний   води   «ваддя»   переводится   как   «клин»,   «столб»,   «кол»   в понятии «пограничный», «межевой», «разделяющий».От сюда взялся белый клин. Голубые треугольники, это воды Финского залива и Чудского озера, омывающие землю, на которой раньше проживал водский народ. А всё вместе это означает Ваттов­Вожан­Ваддя­Води — земля   древних   предков,   коренного   народа   тех   мест.   Крест   напоминает   о   прошлом,   о памяти праотцов, о бесчисленных жертвах и падших воинах. Такие кресты, высеченные из камня, можно найти на всей территории, некогда принадлежавшей Vađđamaa. Герб представляет собой тот же рисунок, что и на флаге, заключенный в полукруг, украшенной сверху короной в виде резного, традиционного водского наличника, поверх которого вырезаны круги (в центре) и лучи (обрамляющие круги). Такие украшения были характерны для старых домов, представляя собой некий клановый, родовой символ. Так число кругов и лучей было различным на избах, принадлежащих разному роду и, наоборот, на окнах в жилищах родственных семей вешались наличники с одинаковым рисунком из лучей и кругов. Сейчас   культура   води   находится   под   изучением,   создан   музей,   ведется преподавание языка. 2 ведущий Сету (сето) (9 слайд) Точную   численность   сету   установить   трудно,   так   как   данная этническая   группа,   не   внесённая   в   списки   народов,   проживающих   на территории   России   и   Эстонии,   подверглась   сильной   ассимиляции; примерная оценка численности — 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себяэстонцами и русскими. В России по переписи 2002 года 197 человек идентифицировали себя как сету, в том числе 172 человека вПсковской области. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность сету в России составила 214 человек (городское население — 50 человек, сельское — 164), в том числе 123 человека вПсковской области  [4][12], из которых   117 человек — в Печорском районе Псковской области. В Печорском районе Псковской области выделяют два ареала сету:  северный: приграничный запад Круппской волости;  основной   (с   рассеянными   участками   на территории Паниковской, Изборской, Новоизборской волостей игородского поселения Печоры): Еще задолго до расселения славян на территории северо­запада России проживали немногочисленные финно­угорские племена. В ареале Псково­Чудского водоема издревле существовало одно из таких племен – сету (сето). Основным видом их деятельности было сельское хозяйство. Не смотря на то, что «под боком» был богатый рыбными ресурсами Псково­Чудской   водоем,   сету   к   рыбалке   интереса   не   проявляли.   Поэтому немногочисленные поселения сету в основном располагались вдали от водоемов, в местах с более­менее плодородной почвой Происхождение   сету   вызывает   споры   среди   учёных.   Часть   из   них   полагает,   что сету —   это   потомки эстов,   бежавших   от ливонского   ига в   пределы Псковской   земли; другие   считают,   что   сету   сформировались   к   середине   XIX века   на основе чудского субстрата,   включив   в   свой   состав   и   более   поздних   эстонских переселенцев,   которые   приняли православие.   Есть   и   мнение,   согласно   которому   сету представляют собой остаток автохтонного этноса — некогда столь же самостоятельного, сколь и ливы, водь, ижорцы. Наконец, всё большее распространение получает теория, по которой   эстонцы   и   сету   в   равной   мере   восходят   к   древней чуди,   с   которой   славяне встретились при освоении ими северо­западных земель будущей России (в пользу данной теории говорит наличие в культуре сету мощного пласта языческих элементов при полном отсутствии элементов лютеранства) Отметим,   что   первое   историческое упоминание   о   народе   сету   как   о   «псковской чуди» зафиксировано еще   в Псковской летописи XII века. (10 слайд) Но ни в одном из сохранившихся письменных источников Псковской земли не говорится о том, что между русскими и сету существовали какие­либо трения. Для   домостроительства   сету   характерен   псковский   замкнутый   двор   с   высокими воротами; позднее распространяется двухкамерные (а затем — и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы­сету занесли и в Сибирь. Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды.(11 слайд) У женщин бытовали рубаха­долгорукавка   и   косоклинный сарафан,   у   мужчин —   русская косоворотка. Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом. В деревне Сигово расположен государственный музей­усадьба сету В   1993   году,   представителями   народа   сету,   проживающими   на территории Псковской области, было организовано этнокультурное общество народа сету «Экос». С 1995 года его возглавляет Хелью Александровна Маяк. (12 слайд) Язык сету включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения». 3 ведущий Ижора (13 слайд) Ижора — самоназвание финно­угорского народа, что в прошлом, наряду   с   малочисленным   народом   водь,   составлял   основное население Ижорской земли.  Давным­давно народ ижора компактно проживал на северо­ западе Новгородской земли. Впервые новгородские летописцы упоминают ижорцев в IX столетии,   то   есть   в   самом   начале   русской   государственности.   И   обязаны   этим свидетельством   ижорцы   легендарному   Рюрику,   который   после   рождения   сына   Игоря сделал своей жене Ефанде подарок ­ город, стоявший на берегу моря, со всем народом ижора в придачу. Наименование этого народа лежит корнями в шведском имени Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе   "каръялайшт".   Это   согласуется   с   тем   фактом,   что   представители   народа   водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы». В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов. (14 слайд) Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII   веке   часть   земель   Приневья   (Ingermanland)   становится   шведской   провинцией,   и ижоры   ассимилируются   с   финнами,   а   в   1943   году   население   вывозится   немецкими войсками   в   Финляндию.   Впоследствии,   до   середины   1950   годов,   процесс   расселения ижорцев   в   прежних   местах   претерпевал   некоторые   ограничения   со   стороны   властей. Хозяйство   ижорцев   схоже   с   русским   и   предполагает   в   своей   основе   земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением,   проводя   ночи   в   дощатых   будочках.   Проживание   ижорцев   происходило   в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах­рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож. Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества   эпических   произведений.   Так,   финский   фольклорист   ЭлиасЛеннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы». Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно ­ добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской   и   в   Выборгской   губерниях   проживало   18000   ижор.   На   численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались  на месте,  растворились  среди  русского  населения.  Сейчас  ижор  осталось всего 266 человек. Современные   представители   ижоры   проживают   в   основном   в   Ломоносовском   и Кингисеппском районах Ленинградской области (ранее они жили также и в некоторых сёлах Гатчинского района).(15 слайд) Их, попереписи населения 2002 года в России было зарегистрировано 327 человек, из которых 177 вЛенинградской области. Наибольшее число ижор (43 человека) проживало в деревне Вистино. (16 слайд) 4 ведущий Саамы (17 слайд) Саамы   (лопари) ­   небольшой   народ   Севера   Европы численностью около 31 тыс. человек. Основная масса саамов населяет   Север   Норвегии,   Швеции   и   Финляндии   (свыше   29 тыс.   человек).   Часть   саамов   живет   в   России,   на   Кольском полуострове (1,9 тыс. человек). Саамы ­   народ   крайне   самобытной   культуры.   Его   редкое   своеобразие,   трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей. Самоназвание Кольских саамов ­ саами, саамь, саме, скандинавских ­ самелатс, самек.   Свое   название "лопари"народ   получил,   по­видимому,   от   соседей   ­   финнов   и скандинавов, от которых его восприняли и русские. Впервые название Лаппия (Lappia) мы встречаем  у  Саксона   Грамматика  (конец   XII  в.),   а  в  русских   источниках  термин  лопъ появляется с конца XIV в. Одни исследователи (Т. И. Итконен) производят слова "лопь", "лопарь"   от   финского   lape,   lappea   ­   сторона,   другие   (Е.   Итконен)   связывают   его   со шведским lapp ­ место.  В последние годы как в литературе, так и в быту лопарей стали часто называть по их самоназванию ­ саамами.  Саамский   язык   относится   к   финно­угорской   семье   языков,   но   занимает   в   ней особое   место.   Лингвисты   выявляют   в   нем   субстрат,   восходящий,   по   их   мнению,   к самодийским языкам. Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). (18 слайд) Их   можно   отнести   к   четвертому   типу,   определяющемуся   сочетанием   оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни.  Древняя   история   лопарей   в   настоящее   время   изучена   еще   недостаточно. Археологические   раскопки,   проводившиеся   на   территории   Кольского   полуострова, главным   образом   на   его   северном   побережье   и   отчасти   в   южных   районах,   привели   к открытию целого ряда стоянок, характеризующих деятельность человека в этих местах в разные периоды его истории.  На крайнем северо­западе Кольского полуострова, на полуострове Рыбачьем, Б. Ф. Земляковым и П. Н. Третьяковым в 1935 г. открыта своеобразная культура арктического палеолита, распространенная также на территории Северной Норвегии (культура Комса). Стоянки   Кольского   арктического   палеолита,   расположенные   по   древним   береговым линиям, датируются примерно VII­V тысячелетиями до н. э.   Неолитические   памятники   Кольского   полуострова   датируются   III­II тысячелетиями до н. э. Древнее население, оставившее их, было, вероятно, полубродячими рыболовами   и   охотниками   на  морского   и   сухопутного  зверя.   В  северных,   прибрежных районах полуострова выявлены остатки поселений как летних, сезонных, расположенных на берегу моря, так и осенне­зимних, рассчитанных на более длительное пребывание людей и  отстоящих   от  моря  на  расстоянии  3  или   4  км.  В  местах  этих  последних  поселении найдены  остатки жилищ полуземляночного типа. По мнению Н. Н. Гуриной, население стоянок было предками современных саамов.  Древняя   культура   Кольского   полуострова обнаруживает   сходство   с неолитическими   памятниками   Карелии,   главным   образом   северо­восточного   побережья Онежского озера. Исследователи считают, что заселение Кольского полуострова древними людьми происходило с территории Карелии и, по всей вероятности, из ее северо­восточной части.  Широкое  заселение   Кольского  полуострова  началось,   по  мнению   археологов,   не ранее конца II тысячелетия до н. э.  Впервые   (19   слайд)   о   лопарях   Кольского   полуострова   под   именем   финнов упоминает   скандинавский   путешественник   Оттар,   который   побывал   на   берегах   Белого моря в IX в.  В русских источниках  название лопъ, как уже говорилось, появляется только с конца XIV в., а до этого встречаются названия тре, тръ, т. е. Терская сторона. С XV в. начинают   появляться   сведения   о   лопарях   в   грамотах,   актах,   новгородских   писцовых книгах и других письменных документах (упоминания о "дикой и лешейлопи", "лоплянах" и т. п.).  В   далеком   прошлом   и   еще   в   XVI­XVII   вв.   предки   Кольских   саамов   занимали значительно   большую   территорию,   населяя   земли   современной   Карелии.   Об   этом свидетельствуют   топонимика,   а   также   новгородские   писцовые   книги,   в   которых упоминаются лопские погосты в Заонежье. С продвижением карелов на север лопари были постепенно вытеснены с этих земель. Но еще в середине XVIII в., как можно судить по сохранившимся от того периода рукописным картам, в Северной Карелии существовало два лопарских погоста ­ Орьезерский, на р.Чумче, к западу от Ковдозера, и Пяозерский, на юго­восточной оконечности Ругозера. Существование Пяозерского погоста в конце XVIII в.   отмечал   и   Н.   Озерецковский,   где,   по   его   сообщению,   проживало   78   душ   лопарей мужского пола.  Документы более позднего времени отмечают Кольских саамов расселенными уже только в пределах Кольского полуострова. В конце XIX ­ начале XX в. саамы населяли почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега ­ от Кандалакши до р. Пялицы, где преобладало русское население.  Родовой состав (20 слайд) Кольских лопарей неизвестен. В одном из документов первой   половины   XVII   в.  имеется   указание,   что  в   погостах   центральных,   восточных   и северо­восточных   районов   Кольского   полуострова   (Вороненском,   Ловозерском, Семиостровском,   Иоканьгском   и   Понойском)   живет   так   называемая   терская   лопь.   Все остальные лопари, населяющие районы к западу от нее, относятся к кончанскойлопи. По мнению В. В. Чарнолуского,. к терским лопарям относятся не все из вышеназванных в составе терской лопи, а наиболее восточные из них: иоканьгские, каменские, понойские и сосновские,   отличающиеся   общими   особенностями   культуры.Ловозерские   же, семиостровские   и   вороненские   лопари   составляют   особую,   так   называемую   срединную группу,   отличную   от   терской.   Лопари   западных   районов   Кольского   полуострова (кончанскаялопь, по терминологии XVII в.), составляют третью группу, которая, как в языковом, так и отчасти в культурном отношении не представляет единого целого.  Первое   проникновение   новгородцев   на   берега   Белого   моря   и   на   Кольский полуостров относится к XII в. Первое упоминание об уплате дани населением Терского берега   новгородцам   относится   к   1216   г.   В   конце   XIII   и   в   начале   XIV   в.   новгородцы полностью освоили Кольскую Лапландию. В конце XIX ­ начале XX в. территория расселения лопарей в административном отношении делилась на две волости:Понойскую (с управлением в селе Поное) и Кольско­ Лопарскую (с   управлением   в   г.   Коле).   Волости   включали   в   себя   лопарские   селения­ погосты. В Понойскую волость входили лопари, населявшие северо­восточные пределы Кольского   полуострова,   погосты:   Сосновский,   Каменский,   Иоканьгский,   Лумбовский   и Куроптевский. Установление Советской власти на Кольском полуострове произошло в феврале 1920   г.   В   1927­1928   гг.   сельсоветы   Мурманского   округа,   расположенные   в   пределах обитания лопарей, были преобразованы в туземные саамские советы, действовавшие на основе "Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР", утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР в 1926 г. В середине 1930­х годов на основной   территории   расселения   Кольских   лопарейбыло   выделено   два   национальных района ­ Саамский и Ловозерский, население которых состояло кроме лопарей из коми, ненцев и русских.  В   настоящее   время   большая   часть   саамского   населения   живет   в   Ловозерском районе (в 1964 г. он был объединен с Саамским).(21 слайд)  Кольские саамы в  конце  XIX­начале  XX в.  жили  не изолированно, а  довольно тесно общались и местами жили чересполосно с другими народами. Прежде всего это были русские, общение с которыми насчитывает уже около восьми столетий.  Кроме русских в зоне расселения лопарей в конце XIX ­ начале XX в. жили карелы и финны (главным образом на юго­западе полуострова), а также коми­ижемцы и ненцы (преимущественно в восточных районах). 5 ведущий  Вепсы (22 слайд) Самоназвание   «вепсь»,   «бепся»,   «людиникад», «вепслайне».   Русские,   наряду   с   названием   «весь» употребляли этноним «чудь», использовавшийся для всех   Вепсский   язык, прибалтийско­финских   народов. относящийся   к   прибалтийско­финской   группе,   имеет   три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся к беломорско­балтийскому типу большой европеоидной расы. Современная численность вепсов (2002 г.) составляет 8 240 человек. Вепсы живут на территории России тремя отдельными группами между озёрами Ладога, Онежским и Белым   ­   на   юго­западном   побережье   Онежского озера   (бывшая   Вепсская   национальная волость Республики Карелия­ 4,9 тыс. человек), в сопредельных районах Ленинградской области   (Подпорожский,   Лодейнопольский,   Тихвинский   и   Бокситогорский   –   2   тысячи человек) и северо­западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области – 400 человек. Между южной и средней группами вепсов поддерживаются некоторые связи, но северных вепсов отделяют от остальных река Свирь и цепочка русских деревень. Территория традиционного расселения вепсов в Ленинградской области находится в   пограничных   местностях   четырех   районов   Ленинградской   области:   Подпорожского (Винницкое   сельское   поселение,   Вознесенское   городское   поселение),   Бокситогорского (Радогощинское   сельское   поселение),   Лодейнопольского   (Алеховщинское   сельское поселение) и Тихвинского (Пашозерское сельское поселение). По   данным   переписи   2002   года   вепсское   население   в   Ленинградской   области составляло 2013 человек. Из них 503 человека в городской местности и 1510 ­  в сельской. За период между переписями 1989 и 2002 года вепсское население Ленинградской области резко сократилось: в сельской местности на 55,3%, в городах и поселках городского типа на 43,9%. История вепсов В   нашем   распоряжении   мало   сведений,   связанных   с   историей   вепсов,   иногда источники молчат о них на протяжении целых долгих столетий. (23 слайд)Этнонимы Vas, Vasina в хронике Иордана VI в. н. э., вероятно, относятся к вепсам. Этноним и топоним "весь"   в   русских   летописях,   по   всей.видимости,   обозначающий   край,   населённый различными   племенами   и   народностями,   но   имеющий   своё   лицо,   приобретает   местное значение в этом регионе уже с IX в. Летопись упоминает весь среди тех народов, которые призвали варягов (викингов) княжить в Новгороде. Наряду с названием "весь" русские употребляли   по   отношению   к   вепсам   и   общее   имя   "чудь",   использовавшееся   для обозначения   всех   прибалтийско­финских   народов.   Возможно,   название   "северная   чудь" скорее   всего   относилось   к   вепсам.   Жителями   Бьярмии,   многократно   упоминаемой   в скандинавских сагах, могли быть, по мнению отдельных учёных, члены племени предков вепсов. Путевой дневник арабского путешественника Ибн Фадлана (X в.) упоминает вепсов под именем "вису". Религиозный историк Адам Бременский в гамбургской истории церкви, написанной   в   Х   в.,   и   "GestaDanorum"   ("Деяния   данов")   Саксона   Грамматика   XII   в. упоминают народ vepse ("вепсе"). Нам   известно   и   об   археологических   находках,   относящихся   к   вепсам.   На   юго­ восточном   берегу   Ладожского   озера,   в   устье   рек   Волхов   и   Свирь,   было   обнаружено множество захоронений эпохи, предшествовавшей заселению этой местности славянами, т. е. датируемой 950­1100 гг. Найденные в могильных курганах скандинавские украшения и оружие указывают на торговые связи местного коренного финно­угорского населения с Западом.   Помимо   этого,   вепсы   поддерживали   связи   с   жившими   восточное   народами   ­ родственными им коми­зырянами и мерей. С конца Х в. ­до начала XII в. древняя Весь расширялась в восточном и северном направлениях и достигла восточного берега озера Ладоги. Вскоре после этого название "Весь" исчезает из русских летописей, из чего русские историки прошлого века сделали вывод, что весь постигла та же участь, что и мерю и мурому, т. е. они растворились среди русского народа. Однако вепсский народ продолжал и дальше жить на своих традиционных территориях,   где   ему   удавалось   успешно   сохранять   свои   особенности   и   этническую самостоятельность.   Вследствие  русской  колонизации  южная  часть  населенного  вепсами края   к   началу   XI   в.   оказалась   заселённой   по   преимуществу   русскими,   вепсы   были обращены   в   православие,   а   на   их   землях   строились   монастыри.   Из­за   постоянно возраставшего   бремени   феодальных   повинностей   и   принудительного   обращения   в православную веру многие вепсы бежали на север и северо­восток в течение всего XV в. и даже позднее. Большинство из них приняли участие в этногенезе других народов. Вепсы   традиционно   (24   слайд)   были   земледельцами,   использовали   систему подсечного земледелия, а также важное значение в этом богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота. В начале XVI в. один путешественник свидетельствовал, что в окрестностях города Белозерска жители говорят по­вепсски, но большинство из них понимает и по­русски. В начале XVIII в. царь Петр Великий основал железоделательные и оружейные   заводы   близ   Онежского   озера   (Петрозаводск).   Вепсы   познакомились   с фабрично­заводским   трудом.   До   этого   они   славились   и   как   искусные   бродячие ремесленники (резали по камню и дереву, делали глиняную посуду, плели лапти). Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским, но дома   отличаются   Т­образной   планировкой   связи   жилой   части   с   крытым   двухэтажным двором; в интерьере избы стол занимает т. н. финское (у стены фасада, а не в переднем углу)   положение.   Для   женской   традиционной   одежды   характерно   бытование   юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища ­ кислый хлеб, пироги­ рыбники, рыбные блюда; напитки ­ пиво, хлебный квас. В   фольклоре   Вепсов   оригинальны   предания   о   древней   чуди,   сказки   сходны   с северорусскими и карельскими В 1994 году (25 слайд) образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает   в   14   населённых   пунктах,   объединённых   в   три   сельсовета.   Бывший   центр волости   —   село   Шёлтозеро   —   расположено   в   84   км   от   Петрозаводска.   Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт­Петербурге. 1997 г. ­ вепсы Карелии были признаны коренным народом Баренцового региона и стали   участником   рабочей   группы   по   вопросам   коренных   народов БаренцовогоЕвроарктического региона. 2000   г.   ­   вепсы   получили   статус   коренного   малочисленного   народа   РФ.   2006 г. – вепсы внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 6 ведущий Карелы (26 слайд) Карелы   являются   очень   интересным   народом, который проживает в Республике Карелия. Если говорить о языке этого народа, то он считается близким к финскому языку. Необходимо отметить, что еще с древних времен этот народ живет не только среди воды, но и на воде. Дело в том, что карелы всегда были мастерами в рыболовном деле. Около одной тысячи лет данный народ хорошо сотрудничал   и сотрудничает с русскими, они вместе обрабатывали землю, а также защищались в союзе от врагов.   Даже праздники у народов   можно   с   легкостью   назвать   идентичными.   Самое   главное,   что   с   XIII представленный   народ   принял   христианскую   веру.   Поэтому   представители   карелы отмечает множество праздников православной церкви. Такие народы европейского севера россии как карелы также сохранили элементы язычества. Кар лыее  (общее   самоназвание — карел. karjalaižet) — финно­угорскийнарод, проживают   в   основном   в   России:   в Республике   Карелия,Ленинградской   области (в   том числе   и  в  г.  Санкт­Петербурге),Тверской  области,  Мурманской   области,  Новгородской области, Москве, а также на востоке Финляндии. Этногенез карел   достоверно   не   изучен.   Существует   гипотеза,   что   карелы сформировались   на   основе   аборигенных   племён   современных   южной   Карелии   и   юго­ восточной   Финляндии,   откуда   и   расселились   в   направлении Беломорского Поморья и Заонежья. Считается, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековых племён корелы с весью и лопью, в процессе которого последние  были  в   значительной   степени  ассимилированы,  а   карелы   восприняли  многие особенности их языка и культуры. Кроме   собственно   карел   в   карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карел. liygilaizet) и людиков   (карел.lyydilaizet),   отличающихся,   в основном, диалектом карельского   языка. Ливвики в   большинстве   своём   проживают вОлонецкой Карелии. Тверские Карелии, людики —     в прионежской   карелы (карел. tiverinkarielaizet)   также   отличаются   диалектом   и   этнической   традицией, исследователи­этнологи признают тверских карелов отдельным субэтносом. Также   в   составе   карельского   этноса   существует субэтнос лаппи или лаппалайзет (сегозерских   карел),   проживающих   в окрестностях Сегозера,   который   происходит   от   потомков лопарей,   ассимилированных карелами, но сохранивших своё самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи проживает на южном побережье Сайменского   озера в   Финляндии,   в   районе   в   уезде   Лаппее, города Лаппеенранта. Западные карелы (карело­финны) вошли в состав финского этноса. Возможно,   первым   из   известных   письменных   источников   о   людиках   упоминает IX   векаБаварский   аноним под   именем датируемый   первой   половиной   племени лиуди или люди (лат. liudi,   то   есть   практически   воспроизводит   самоназвание   в латинской   фонетике).   Несколько   позднее   о   карелах­людиках   упоминает Ахмед   ибн Фадлан в   своей   книге   о   путешествии   на Волгу в 921—922   годах под   названием   народа «лууд­аана». Первое   достоверное   письменное   упоминание   о   карелах   (27   слайд)   обнаружено в новгородской берестяной грамоте (№ 590), датируемой 1075— 1100 годами, в которой говорится о нападении литовцев на корелу (карел). Существуют западные источники XII— XIII века, которые упоминают о карелах, описывая более ранние события. Например, к событиям   последнего   десятилетия VII   века,   упоминаемых   в   «Деяниях   данов» Саксона Грамматика и «саге об Инглингах», относится сообщение, что конунг данов Ивар Широкие Объятья потерпел   поражение   и   был   убит   в   местности,   именуемой   Кирьялаботнар   или «Карельские   заливы»   (возможно,   имелось   в   виду   побережье Балтийского моря илиФинский   залив,   наибольшее   количество   находок   того   периода   обнаружено археологами в районе современного Куркиёки. К началу XI века относится упоминание о Карелии в «саге об Олафе Святом», норвежском короле. В  русских  средневековых   источниках  карелы­людики   зачастую  упоминались   под названием людины,   без   соотнесения   с   карелами   (корелой).   Существенно   ранее,   при основании Новгорода один из его районов был назван «Людин конец», однако, считать эти упоминания достоверными не представляется возможным из­за многозначности термина «люди» на различных языках. До   начала XVII   века центром   Корельской   земли   (Корельского   уезда Водской пятины) являлся город Корела. Поселения   (28   слайд)   располагались   по   берегам   рек   и   озёр.   Основные   виды селения — погост и деревня. Погост объединял группу деревень. Планировка деревни, в основном,   была   прибрежно­рядовой.   В   жилых   домах   под   одной   крышей   располагались постройки   для   скота.   Продукты   сельскохозяйственного   труда   хранились   в   отдельно стоящих амбарах. Каждая семья имела баню, топившуюся по­чёрному. Традиционные   занятия   (29   слайд)—   охота,   рыболовство,   собирательство, земледелие,   животноводство,   рубка   и   сплав   леса.   Северные   карелы   занимались оленеводством. Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё, изготовление украшений из бронзы и меди. Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец и в небольших количествах — кур. Для   рыбной   ловли   использовали   сети,   мерёжи,   дорожки,   невода   и   удочки. Охотились   с   помощью   лука   и   стрел,   самодельных   ружей,   ловушек.   Охотничьи   и рыболовецкие угодья передавались по наследству. Основные средства передвижения — лодки, плоты, сани, лыжи, волокуши и дровни. Колёсный транспорт практически не применялся. Карельская   семья   (30   слайд)   состояла   из   двух—трёх   поколений   родственников, совместно владевших имуществом. Главой семьи являлся один из старших мужчин. Вопрос о вступлении в брак решался родителями, но наряду со сватовством повсеместно бытовал брак уводом. Традиционная карельская пища — уха, рыбник, калитки. Хлеб пекли из кислого теста. Значительное место в питании занимали молочные продукты. На зиму заготавливали бруснику, клюкву, морошку, солили и сушили грибы. Из напитков предпочитали ягодные морсы. Крепкие напитки практически не употребляли. Все главные события бытовой жизни (31 слайд) сопровождались обрядами, которые были   насыщены   исполнением   различных   магических   действий.   Памятным   был   «день Кёгри» — дата окончания осенних полевых работ, начало обработки льна и шерсти. Прозаический фольклор представлен гаданиями, легендами, былинами. В сказочной традиции —   волшебные   сказки,   сказки   о   животных   и   бытовые   сказки.   Народная хореография   представлена   множеством   игр   и   танцев:   кадриль,   ристу­кондра,   крууга, пайккакиса, пийрилейки, шинка, шулилуйкка, хумахус и других. Важнейшая особенность карельской  хореографии —  обязательная импровизация.  К национальным  инструментам относятся диатонические и хроматические кантеле, йоухикко, вирсиканнель, лиру. (32 слайд) Классный руководитель.У каждого народа есть свои обычаи, традиции, своя культура, которая складывалась веками и вносит свой уклад, определенную «краску» в жизнь людей, которые живут на территории России. Россия - страна многонациональная. Конечно же, существуют страны с ещё большим количеством народов. Однако Россия всегда была и остаётся страной особенной. Огромное количество этносов (более 100) уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже, несмотря на существующие неприятные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране нельзя назвать плохими. Ещё хочу отметить, что в России существует проблема малочисленных народов. Коренных жителей с каждым годом становиться всё меньше и меньше. И сегодня мы хотели обратить ваше внимание именно на малочисленные народы потому, что коренных жителей с каждым годом становиться всё меньше и меньше, а у них есть своя уникальная история, свои традиции, язык, легенды. И они тоже проживают на территории России, возможно даже рядом с нами. Источники ru.wikipedia.org 1. 2. official.academic.ru 3. finugor.ru 4. finno­ugry.ru 5. nazaccent.ru 6. geographyofrussia.com 7. karelian.ru 8. culture.ru 9. narodru.ru 10. ethnomuseum.ru 11. vottovaara.ru 12. ru.history.wikia.com 13. etnosy.ru 14. kmn­lo.ru 15. lib7.com 16. kominarod.ru 17. bibliopskov.ru 18. restinworld.ru

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017