Методическая разработка внеклассного мероприятия "Коренные малочисленные народы России"

  • Культурные мероприятия
  • pptx
  • 16.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Малочисленные народы РФ.pptx
Малочисленные народы  северо­западной части России •Карелы (92 тыс. чел.).  •Вепсы (8 тыс. чел.).  •Саамы (2 тыс. чел.).  •Ижора (450 чел.).  •Сету (214 чел.) •Водь (82 чел.).
Водь Самоназвание этого православного финно­угорского исчезающего народа России –  водьялайн, в ддялайзыд.  аа Живут эти люди в двух небольших деревнях Краколье и Лужицы, что находятся в  Ленинградской  области,  Кингисеппском  районе.  Язык  народности  близок  к  юго­ восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку.
Водь Испокон  веков  водь  жили  южнее  Финского  залива,  на  территории  так  называемой  Водской  пятины,  которая  упоминается  в  летописях.  Сама  народность  сформировалась  еще  в  I  тысячелетии  нашей эры. Некогда, представители этого народа проживали на  большой территории, расположенной меж рекой Нарова и  Чудским  озером,  также  на  части  Ижорского  плато.  Vađđamaa,  наряду  с  эстонцами,  финнами,  ижорцами,  входили  в  состав  Ингерманландии  —  исторической  области, расположенной на северо­западных территориях  современной России.
Водь Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и  птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в  избах.
Водь Девушки  носили  сарафан  из  белого  холста,  короткую  кофту  «ихад».  Молодые  люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а  пожилые  брились  наголо  и  носили  головной  убор  «пайкас».  В  обрядах  народа  сохранилось много языческих пережитков.
Водь Символика исчезающего народа
Сету (сето) внесённая  в  списки  сету  численность  Точную  установить  трудно,  так  как  данная  этническая  группа,  народов,  не  проживающих  на  территории  России  и  Эстонии, подверглась сильной ассимиляции;  примерная  оценка  численности —  10  тысяч  человек.  При  переписях  населения  сету  обычно  себя  эстонцами и русскими.  записывали  Происхождение сету вызывает споры среди учёных.  Часть  из  них  полагает,  что  сету —  это  потомки эстов,  бежавших  от ливонского  ига в  пределы Псковской  земли;  другие  считают,  что  сету  сформировались  к  середине  XIX века  на  основе чудского субстрата,  включив  в  свой  состав  и  более  поздних  эстонских переселенцев, которые приняли православие.
Сету (сето) Отметим,  что  первое  историческое упоминание  о  народе  сету  как  о  «псковской  чуди» зафиксировано  еще   в  Псковской  летописи  XII  века.  Но  ни  в  одном  из  сохранившихся письменных источников Псковской земли  не  говорится  о  том,  что  между  русскими  и  сету  существовали какие­либо трения.  Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими  воротами;  позднее  распространяется  двухкамерные  (а  затем  —  и  многокамерные)  дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы­сету занесли и в Сибирь.
Сету (сето) Традиционный  народный  костюм  сету  значительно  отличался  от  костюма  других  групп  эстонцев  и  включал  в  себя  элементы  русской  одежды.  У  женщин  бытовали  рубаха­долгорукавка  и  косоклинный сарафан,  у  мужчин —  русская косоворотка.  Характерно  обилие  вязаных  шерстяных  вещей  (носков,  перчаток,  варежек)  с  двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом.
Сету (сето) В  1993  году,  на  территории Псковской  области,  было  организовано  этнокультурное  общество  народа  сету «Экос». С 1995 года его возглавляет Хелью Александровна Маяк.  представителями  народа  сету,  проживающими  Язык  сету  включён  в  2009  году ЮНЕСКО в  Атлас  исчезающих  языков  мира  как  «находящийся под угрозой исчезновения».
Ижора  Ижора  —  самоназвание  финно­угорского  народа,  что  в  прошлом,  наряду  с  малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли.  Давным­давно  народ  ижора  компактно  проживал  на  северо­западе  Новгородской  земли.  Впервые  новгородские  летописцы  упоминают  ижорцев  в  IX  столетии,  то  есть  в  самом  начале  русской  государственности.  И  обязаны  этим  свидетельством  ижорцы  легендарному  Рюрику,  который  после  рождения  сына  Игоря  сделал  своей  жене  Ефанде  подарок ­ город, стоявший на берегу моря, со всем народом ижора в придачу.
Ижора Свое первое упоминание в качестве «ингров»  ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот  народ находится в составе Русского государства. Он  плавно претерпевал ассимиляцию с прочим  населением в силу православного вероисповедания.  В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland)  становится шведской провинцией, и ижоры  ассимилируются с финнами, а в 1943 году население  вывозится немецкими войсками в Финляндию.  Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс  расселения ижорцев в прежних местах претерпевал  некоторые ограничения со стороны властей.
Ижора Современные  представители  ижоры  проживают  в  основном  в  Ломоносовском  и  Кингисеппском районахЛенинградской области (ранее они жили также и в некоторых  сёлах  Гатчинского  района).  Их,  попереписи  населения  2002  года  в  России  было  зарегистрировано  327  человек,  из  которых  177  вЛенинградской  области.  Наибольшее  число ижор (43 человека) проживало в деревне Вистино.
Ижора
Саамы (лопари)  Саамы (лопари) ­ небольшой народ  Севера  Европы  численностью  около  31  тыс.  человек.  Основная  масса  саамов  населяет  Север  Норвегии,  Швеции  и  Финляндии  (свыше  29  тыс.  человек).  Часть  саамов  живет  в  России,  на  тыс.  Кольском  человек). полуострове  (1,9  Самоназвание Кольских саамов ­ саами, саамь, саме, скандинавских ­ самелатс,  самек.
Саамы (лопари) Саамы  Кольского  полуострова представляют  совершенно  самостоятельную  этнографическую  группу,  которую  называют  Кольскими  саамами  (лопарями).  Их  можно  отнести  к  четвертому  типу,  определяющемуся  сочетанием  оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым  образом жизни. собой
Саамы (лопари)  Впервые о лопарях Кольского полуострова  под  именем  финнов  упоминает  скандинавский  путешественник  Оттар,  который  побывал  на  берегах Белого моря в IX в.  В  русских  источниках  название  лопъ,  как  уже говорилось, появляется только с конца XIV  в., а до этого встречаются названия тре, тръ, т.  е. Терская сторона.  С XV в. начинают появляться сведения о лопарях в грамотах, актах, новгородских  писцовых  книгах  и  других  письменных  документах  (упоминания  о  "дикой  и  лешей  лопи", "лоплянах" и т. п.).
Саамы (лопари)         Родовой состав Кольских лопарей неизвестен. В одном из документов первой  половины XVII в. имеется указание, что в погостах центральных, восточных и северо­ восточных районов Кольского полуострова (Вороненском, Ловозерском,  Семиостровском, Иоканьгском и Понойском) живет так называемая терская лопь. Все  остальные лопари, населяющие районы к западу от нее, относятся к кончанской лопи.         По мнению В. В. Чарнолуского,. к терским лопарям относятся не все из  вышеназванных в составе терской лопи, а наиболее восточные из них: иоканьгские,  каменские, понойские и сосновские, отличающиеся общими особенностями культуры.  Ловозерские же, семиостровские и вороненские лопари составляют особую, так  называемую срединную группу, отличную от терской.         Лопари западных районов Кольского полуострова (кончанская лопь, по  терминологии XVII в.), составляют третью группу, которая, как в языковом, так и  отчасти в культурном отношении не представляет единого целого.
Саамы (лопари) В  настоящее  время  большая  часть  саамского  населения  живет  в  Ловозерском  районе (в 1964 г. он был объединен с Саамским).  Кольские  саамы в  конце  XIX­начале  XX  в.  жили  не  изолированно,  а  довольно  тесно  общались  и  местами  жили  чересполосно  с  другими  народами.   Кроме  русских  в  зоне  расселения  лопарей  в  конце  XIX  ­  начале  XX  в.  жили  карелы  и  финны  (главным  образом на юго­западе полуострова), а также коми­ижемцы и ненцы (преимущественно в  восточных районах).
Вепсы Самоназвание  «вепсь»,  «бепся»,  «людиникад»,  «вепслайне».  Русские,  наряду  с  названием  «весь»  употребляли  этноним  «чудь»,  использовавшийся  для  всех  прибалтийско­финских  народов.  Вепсский  язык,  относящийся  к  прибалтийско­ финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся  к беломорско­балтийскому типу большой европеоидной расы. Современная  численность  вепсов  (2002  г.)  составляет  8 240  человек.  Вепсы  живут  на  территории  России  тремя  отдельными  группами  между  озёрами  Ладога,  Онежским и Белым ­ на юго­западном побережье Онежского озера, в сопредельных  районах  Ленинградской  области  (Подпорожский,  Лодейнопольский,  Тихвинский  и  Бокситогорский)  и  (Бабаевский  и  Вытегорский) области.  северо­западных  районах  Вологодской
Вепсы Этнонимы Vas, Vasina в хронике  Иордана VI в. н. э., вероятно, относятся  к вепсам. Этноним и топоним "весь" в  русских летописях, по всей. видимости,  обозначающий край, населённый  различными племенами и  народностями, но имеющий своё лицо,  приобретает местное значение в этом  регионе уже с IX в.  Летопись упоминает весь среди тех народов, которые призвали варягов (викингов)  княжить в Новгороде. Наряду с названием "весь" русские употребляли по отношению к  вепсам  и  общее  имя  "чудь",  использовавшееся  для  обозначения  всех  прибалтийско­ финских  народов.  Возможно,  название  "северная  чудь"  скорее  всего  относилось  к  вепсам. Жителями Бьярмии, многократно упоминаемой в скандинавских сагах, могли  быть, по мнению отдельных учёных, члены племени предков вепсов. Путевой дневник  арабского путешественника Ибн Фадлана (X в.) упоминает вепсов под именем "вису".  Религиозный историк Адам Бременский в гамбургской истории церкви, написанной в  Х в., и "Gesta Danorum" ("Деяния данов") Саксона Грамматика XII в. упоминают народ  vepse ("вепсе").
Вепсы Вепсы традиционно были  земледельцами, использовали  систему подсечного земледелия,  а также важное значение в этом  богатом рыбой и пушным зверем  крае имели рыболовство и охота.  В начале XVIII в. царь Петр  Великий основал  железоделательные и оружейные  заводы близ Онежского озера  (Петрозаводск). Вепсы  познакомились с фабрично­ заводским трудом Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским, но  дома отличаются Т­образной планировкой связи жилой части с крытым двухэтажным  двором; в интерьере избы стол занимает т. н. финское (у стены фасада, а не в  переднем углу) положение. Для женской традиционной одежды характерно бытование  юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища ­ кислый  хлеб, пироги­рыбники, рыбные блюда; напитки ­ пиво, хлебный квас.
Вепсы В  1994  году  образована  Вепсская  национальная  волость  в  Прионежском  районе  Карелии  (с  01.01.2006  г.  упразднена).  Население  Вепсской  национальной  волости  проживает  в  14  населённых  пунктах,  объединённых  в  три  сельсовета.  Бывший  центр  волости  —  село  Шёлтозеро  —  расположено  в  84  км  от  Петрозаводска.  Существует  Общество  вепсской  культуры  в  Петрозаводске,  пользующееся  значительной  помощью  со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт­Петербурге.
Карелы Кар лыее  (общее  самоназвание — карел. karjalaižet) — финно­угорский  народ,  проживают в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области (в том  числе и в г. Санкт­Петербурге),Тверской области, Мурманской области, Новгородской  области, Москве, а также на востоке Финляндии. Этногенез карел  достоверно  не  изучен.  Существует  гипотеза,  что  карелы  сформировались  на  основе  аборигенных  племён  современных  южной  Карелии  и  юго­ восточной  Финляндии,  откуда  и  расселились  в  направлении Беломорского  Поморья и  Заонежья.  Считается,  что  современные  карелы  представляют  собой  результат  этнического  контакта  средневековых  племён корелы с весью и лопью,  в  процессе  которого  последние  были  в  значительной  степени  ассимилированы,  а  карелы  восприняли многие особенности их языка и культуры.
Карелы Первое достоверное письменное упоминание о  карелах обнаружено в новгородской берестяной  грамоте (№ 590), датируемой 1075— 1100  годами, в которой говорится о  нападении литовцев на корелу (карел).  Существуют западные источники XII—XIII века,  которые упоминают о карелах, описывая более  ранние события. Например, к событиям  последнего десятилетия VII века, упоминаемых  в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «саге  об Инглингах», относится сообщение,  что конунг данов Ивар  Широкие  Объятья потерпел  поражение  и  был  убит  в  местности, именуемой Кирьялаботнар или «Карельские заливы» (возможно, имелось в  виду  побережье Балтийского  моря или  Финский  залив,  наибольшее  количество  находок  того  периода  обнаружено  археологами  в  районе  современного Куркиёки.  К  началу XI  века относится  упоминание  о  Карелии  в  «саге  об Олафе  Святом»,  норвежском короле. В  русских  средневековых  источниках  карелы­людики  зачастую  упоминались  под  названием людины,  без  соотнесения  с  карелами  (корелой).  Существенно  ранее,  при  основании Новгорода один из его районов был назван «Людин конец», однако, считать  эти  упоминания  достоверными  не  представляется  возможным  из­за  многозначности  термина «люди» на различных языках.
Карелы Поселения располагались по берегам рек и озёр. Основные виды селения — погост  и деревня. Погост объединял группу деревень. Планировка деревни, в основном, была  прибрежно­рядовой. В жилых домах под одной крышей располагались постройки для  скота. Продукты сельскохозяйственного труда хранились в отдельно стоящих амбарах.  Каждая семья имела баню, топившуюся по­чёрному.
Карелы Традиционные  занятия —  охота,  рыболовство,  собирательство,  земледелие,  животноводство,  рубка  и  сплав  леса.  Северные  карелы  занимались  оленеводством.  Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё,  изготовление украшений из бронзы и меди. Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь.  Держали  коров,  низкорослых  лошадей,  грубошерстных  овец  и  в  небольших  количествах — кур.
Карелы Карельская  семья  состояла  из  двух—трёх  поколений  родственников,  совместно  владевших  имуществом.  Главой  семьи  являлся  один  из  старших  мужчин.  Вопрос  о  вступлении  в  брак  решался  родителями,  но  наряду  со  сватовством  повсеместно бытовал брак уводом. карельская  уха,  рыбник,  калитки.  Хлеб  пекли  из  кислого  теста.  Значительное  место  в  питании  занимали  молочные  продукты.  На  заготавливали  бруснику,  клюкву,  морошку,  солили  и  сушили  грибы.  Из  напитков  предпочитали  ягодные  морсы.  Крепкие  напитки практически не употребляли. зиму  Традиционная  пища —
Карелы Все  главные  события  бытовой  жизни  сопровождались  обрядами,  которые  были  насыщены исполнением различных магических действий. Памятным был «день Кёгри» —  дата окончания осенних полевых работ, начало обработки льна и шерсти. Прозаический фольклор представлен гаданиями, легендами, былинами. В сказочной  традиции — волшебные сказки, сказки о животных и бытовые сказки. Народная  хореография представлена множеством игр и танцев: кадриль, ристу­кондра, крууга,  пайккакиса, пийрилейки, шинка, шулилуйкка, хумахус и других
Спасибо  за  внимание!