Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Главная высота России» для учащихся 5—7 классов
Цель: способствовать гражданско- патриотическому воспитанию учащихся на примерах героического прошлого страны.
Задачи:
• Развитие интереса учащихся к изучению памятников и достопримеча¬тельностей Волгограда.
• Ознакомление учащихся с памятником-ансамблем на Мамаевом кургане.
Форма: конкурсная программа «Звёздный час».Цель: способствовать гражданско- патриотическому воспитанию учащихся на примерах героического прошлого страны.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Методическая разработка внеклассного
мероприятия для учащихся 5—7 классов
на тему:
«Главная высота России»
Учитель музыки Трушина Светлана Юрьевна
Цель: способствовать гражданско патриотическому воспитанию
учащихся на примерах героического прошлого страны.
Задачи:
Развитие интереса учащихся к изучению памятников и
достопримечательностей Волгограда.
Ознакомление учащихся с памятникомансамблем на
Мамаевом кургане.
Форма: конкурсная программа «Звёздный час».
Предварительная подготовка:
Оформление стенда «Главная высота России».
Конкурс минисочинений «Я иду на Мамаев курган...»
Подготовка оборудования для проведения конкурсной
программы.
Оформление:
Название конкурсной программы,
составленное из
отдельных букв, которые располагаются на доске углом с
вершиной наверху, под ним — магнитная доска.
Стенд «Главная высота России».
Выставка минисочинений учащихся «Я иду на Мамаев
курган...»
Оборудование:
Фонограмма песни «На Мамаевом кургане тишина».
Запись грохота орудий.
Туш (для поздравления победителя).
Оборудование для проведения конкурса:
Магнитная доска.
6 карточек экранов с изображением памятников и
достопримечательностей Волгограда (для разминки). Карточкиэкраны для проведения 1,2, 3го туров.
Сигнальные карточки с цифрами от 1 до 6.
Примечание: конкурс можно провести как в классе, так и на
параллель. В последнем случае в конкурсе принимают участие не
отдельные ученики, а команды по 3—4 человека.
Звучит фонограмма песни «На Мамаевом кургане тишина».
1 ведущий: Почти 40 лет прошло с тех пор, как на святой
волгоградской земле был зажжён Вечный огонь.
2 ведущий: Это произошло 15 октября 1967 года, в день
открытия памятника ансамбля героям Сталинградской битвы на
Мамаевом кургане.
1 ведущий: «Высота 102» — так называли Мамаев курган в дни
великого сражения.
2 ведущий: 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва, и
140 из них Мамаев курган был самой горячей точкой.
Раздаётся свист пуль, грохот орудий.
1ведущий: Над курганом бушевало море огня и едкого дыма,
беспрерывно сыпались мины, разрывались бомбы.
2 ведущий: Почернел, будто обуглился, курган. После войны его
называли мёртвым: земля здесь густо перемешалась с железными
осколками и кровью, и на ней долго ничего не росло.
1 ведущий: Л 15 октября 1967 года от братской могилы на
площади Павших Борцов Герой Советского Союза Константин
Недорубов и участник обороны Дома Павлова лейтенант Иван
Афанасьев доставили на Мамаев курган факел, и в Зале Воинской
Славы был зажжён Вечный огонь.
2 ведущий: Его пламя осветило 7200 имён героев, высеченных на
мозаичных знамёнах.
Чтец:
Та война, которой не несли мы,Всётаки живёт в тебе, во мне.
Через нашу жизнь прошла незримо,
В каждой отпечатавшись судьбе.
Вот она... Далекая и злая,
Протянула щупальца в года.
Мы её не знали. Мы её не знали...
Но и не забудем никогда!
Далее проводится «Звёздный час», в котором участвуют 6
победителей конкурса минисочинений.
За правильный ответ каждый участник получает звезду,
общее количество которых подсчитывается после 3го тура.
Разминка.
Памятники и достопримечательности Волгограда .
Задача: по трём подсказкам (третья — карточка с изображением
загаданного) назвать памятник или достопримечательность
Волгограда.
Памятник чекистам.
1 Ворошиловский район. Часть надписи на мемориальной доске у
памятника свидетельствует:«.. .работникам милиции, погибшим
при защите города от немецкофашистских захватчиков. Август
1942 — февраль 1943».
2 Площадь, на которой стоит этот памятник высотой более 22х
метров,. носит такое же название, что и памятник.
Памятник североморцам
1. Ворошиловский район. Памятник защитникам Сталинграда
морским пехотинцам Северного флота. На здании, которое
расположено рядом с этим памятником, надпись: «Город
солдат, городгерой на вахте мира».2. В дни Сталинградской битвы за здание рядом с этим
памятником велись ожесточенные бои, так как с его высоты
хорошо просматривались центральная и южная стороны,
контролировались подходы к Волге.
Дом Павлова.
1. Центральный район. В дни Сталинградской битвы в этом
здании был совершён подвиг, а в послевоенное время с этого
здания началось восстановление города. Именно поэтому
надпись на мемориальной доске у этого здания гласит:
«Здесь слились подвиг ратный и трудовой».
2. В течение почти 2х месяцев советские воины удерживали
это здание и не отдали его врагу. А теперь это здание
называют по имени младшего командира, который первым со
своим взводом закрепился в нём для обороны.
Памятник Михаилу Паникахе.
1. Подвиг этого героя запечатлён не только на Мамаевом
кургане, но и в Краснооктябрьском районе, на месте
совершения подвига при защите завода «Красный Октябрь».
2. Этого героя называли Данко.
Казанский собор.
1. Ворошиловский район. В 1999 году это здание отметило
своё 100летие. Первоначально это была кладбищенская
церковь, теперь о нём знают многие жители не только
города, но и области.
2. Это здание носит имя иконы Божьей матери.Фонтан на Центральной набережной.
1. Эта скульптурная группа, расположенная в центре города,
называется «Искусство».
2. Эта скульптурная группа представляет из себя трёх девушек
в окружении воды, исполняющих народный танец.
Тур первый.
На магнитной доске — 6 экранов:
1. Вводная композиция
2. Скульптура «Стоять насмерть»
3. Фрагмент стен руин
4. Площадь Героев
5. Зал Воинской славы
6. Площадь Скорби. Скульптура «Скорбь матери»
Вопросы:
1. Это было на подступах к заводу «Красный Октябрь». Моряк
поднял бутылку с зажигательной смесью, прицелился ею в
танк, но в этот момент вражеская пуля разбила бутылку. Все
увидели, как горящим факелом поднялся герой над окопом
и, держа в руках вторую бутылку, пошёл на немецкий танк.
Это был Михаил Паникаха. На каком из фрагментов
изображён его подвиг? (№3).
2. Какая из этих композиций называется «Память поколений»?
(№ 1).
3. Рядом с какой скульптурой находится могила Неизвестного
солдата? (№ 6).
4. Какая из скульптур расположена на площади Героев? (№ 4).
5. Тут звук людей и плач людей... Какому из представленных
фрагментов относятся эти слова? (№ 3).6. Где расположена надпись: «Да, мы были простыми
смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили
свой патриотический долг перед священной Матерью
Родиной»? (№ 5).
7. Напротив этого фрагмента — стена, напоминающая
развёрнутое знамя. Назовите этот фрагмент. (№4).
8 К какой скульптуре ведёт аллея пирамидальных тополей?
(№ 2).
Тур второй.
На магнитной доске — 6 экранов, на каждом из них по 3
варианта ответа:
1. Тополь, осина, берёза.
2. Вучетич, Новиков, Матросов.
3. Восточный, западный, северный.
4. Родимцев, Рокоссовский, Чуйков.
5. 73,85,96.
6. 31,34,37.
Каждый участник (команда) выбирает по 2 вопроса (называет
цифру от 1 до 6), из предложенных вариантов выбирает
нужный.
Вопросы.
1 Это дерево, растущее в мемориальном парке у подножия
Мамаева кургана,
воспето в известном стихотворении
волгоградской поэтессы (берёза).
2. Главный скульптор памятникаансамбля, народный художник
СССР (Вучетич).
3. На каком склоне Мамаева кургана расположен памятник
ансамбль? (восточный).4. Кто выступил военным консультантом при возведении
памятника ансамбля? (Чуйков).
5. Какова общая высота монумента «Родинамать»? (85).
6. Сколько гранитных надгробий установлено вдоль серпантинной
дорожки по склону холма, которая ведёт к скульптуре Родины
Матери? (34).
Тур третий.
Логическая цепочка.
На магнитной доске — 3 экрана:
1. Маршал Советского Союза В.И. Чуйков.
2. Капсула с обращением к потомкам.
3 Гранитные тумбы с землёй городовгероев.
Вопрос:
порядке происходили
В таком ли хронологическом
перечисленные события, связанные с историей ансамбля на
Мамаевом кургане? Если нет, укажите номера экранов, которые
следует поменять местами (1,2).
Капсула с текстом обращения к потомкам заложена в стену
на площади Героев в 1970 году.
Чуйков умер и был похоронен на площади Скорби в 1982 году.
Гранитные тумбы с землёй городовгероев установлены у
подножия памятникаансамбля в 1983 году.
Подсчитываются баллы, объявляется победитель.
Последнее испытание для победителя — составить 3О
секундный текст — прославление родного города.
Источники:1.Эхо военных лет : методические разработки/ составитель, Г.А.
Орехова Волгоград: Издательство «Панорама», 2006
2. Горбунова Е. В. Статья по теме:
Игровые технологии как средство активизации познавательного
интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie
tekhnologii/library/2012/01/30/igrovyetekhnologiikaksredstvo
3.Мамаев курган.
http://www.volfoto.ru/volgograd/mamayev_kurgan/