Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «ЗА КРАЙ РОДНОЙ» (тематический вечер)

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • docx
  • 26.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Великому празднику Победы 9 мая. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.
Иконка файла материала За край родной.docx
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:  «ЗА КРАЙ РОДНОЙ» (тематический вечер) Цель: воспитывать чувство патриотизма. Задачи:  привить   учащимся   любовь   к   прошлому   своего   народа,   своей страны;   вызвать   интерес   к   песням   военных   лет;   сформировать   активную жизненную позицию посредством музыкальных образов. Ход вечера Учитель.  Сегодня   мы   склоняем   головы   перед   памятью   миллионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к победе над врагом.  Вечная им слава! Вечная память! Победа – это долгожданное и радостное событие не только для армии, разгромившей врагов, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым.  И сегодня наш классный час посвящен войне. Давайте соприкоснемся с внутренним миром человека, солдата­воина. Ведь прежде всего – это чей­то отец, брат, сын, у которого война отняла возможность мирно жить, учиться, работать и находиться рядом со своими близкими. Как вам кажется, ребята, что, помимо писем, грело душу солдата, когда он вспоминал свою семью, родных и друзей? (Песня, музыка.) Учитель. Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата. 1­й ведущий. От песни сердцу было тесно. Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. 2­й ведущий. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале,   и   даже   в   бою   они   вдохновляли   бойцов.   В   минуты   отдыха   песня позволяла   расслабиться,   сделать   передышку,   а   в   решительные   минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. 1­й   ведущий.   Потому   у   многих   бойцов   и   командиров   в   карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных   хранились   блокноты   с  записями   фронтовых   песен.  Иной   старшина даже   требовал,   чтобы   солдаты   знали   строевые   песни   как   личное   оружие. Говорилось, что  фронтовая  песня  – это   вторая  винтовка,  что  враг   боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец­песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.Звучит начало песни А. В. Александрова «Священная война» на слова В. И. Лебедева­Кумача. 2­й   ведущий.   С   этой   песней   на   вокзалах   Москвы   родные   и   друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. 1­й ведущий. В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой был бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном, объединившим все силы «страны огромной» на борьбу с «отребьем человечества» – гитлеровским фашизмом. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, шестьдесят четыре года спустя,   «Священная   война»   известна   всем   и   является   символом   нашей победы. Звучит финал песни «Священная война». Учитель. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на   Курской   дуге   не   умолкала   боевая   песня,   потому   что   она   крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу. Знали люди, что война – это пропасть, гибель… Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и писали письма. Чтец.  Этот маленький белый листок Посылаю в землянку к тебе, Чтобы строчками этими мог Часто думать в бою обо мне. Не давая пощады врагу, Чтоб, в землянке порой находясь, Знал: любовь я твою берегу, Вспоминаю тебя каждый час. Знаю я: презираешь ты смерть Ради нашей с тобою любви, И мне хочется чуть посмотреть На черты дорогие твои. Но ведь, милый, грохочет война, Рыщет враг по просторам родным, И любовь наша, наша судьба Проверяется в дыме войны… Не тоскуй же, герой дорогой! Этим самым хочу я сказать: Далеко ты, но сердце с тобой, Вижу я дорогие глаза… Ветер песню мою унесет, Чтоб тебе помогала в бою.Помни: девушка верит и ждет И любовь, и победу твою! М. Исаковский 2­й ведущий. Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Исполнение песни «Катюша». 1­й ведущий. Эта песня написана в конце 30­х годов, когда еще никто не думал   о   войне.   Весна,   цветущие   сады,   любовь   и   верность…   «Катюша» олицетворяла  все  самое  лучшее   в жизни  – все  то, что  пытался   разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной не   только   в   нашей   стране.   Мелодия   «Катюши»   даже   стала   гимном итальянских партизан. 2­й   ведущий.   С   песней   о   Катюше   встал   из   окопа   русский   солдат   с винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе  54 года. Летом 1997 года останки солдата   были   найдены   и   торжественно   похоронены   в   братской   могиле   у артиллерийской пушки в селе Теплое. Чтец.  Встал солдат, но не шагнуть солдату: Мать­старушка в деревенской хате Долго будет горько слезы лить, В тяжелом горе рвать виски седые, Ждать и за околицу ходить… Мертвые остались молодыми, Сколько б мы ни продолжали жить. Учитель.  Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась   в   партизанский   отряд   или   на   передовые   позиции,   чтобы   с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. 1­й   ведущий.   Не   будем   забывать,   что   в   дни   войны   бойцы   прозвали «Катюшей»   гвардейский   многоствольный   миномет   –   грозное   оружие, которого панически боялись враги. И об этом была сложена песня. Детям   раздаются   листочки   с   текстом   другого   варианта   песни «Катюша» и предлагается спеть всем вместе можно под аккомпанемент фортепиано, например).Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом, Были слышны песенки «Катюши» Под Москвой, за Курском и Орлом. Дух солдат советских поднимала, Пела марш победный, боевой И врагов в могилу зарывала Под великой Курскою дугой. На фронтах она не унывала, Песни пела громкие она, Лишь тогда «Катюша» замолчала, Как победой кончилась война! М. Исаковский 1­й ведущий. В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь фашистские войска были   разбиты.  Поэт   Евгений   Долматовский   написал   об   это   стихотворение «Курская дуга». Чтец. В Тургеневских охотничьих местах Воронки, груды мертвого металла. Здесь за день до двенадцати атак Отчаянная рота отбивала. С рассветом «тигры» шли на нас опять И вспыхивали дымными столбами, И приникали мы, устав стрелять, К горячей фляге пыльными губами. И все же удержали рубежи В июльской битве, оправдав надежды. Окопы на полях примятой ржи Проходят там, где проходили прежде. 2­й ведущий. В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова «В землянке». Хоть   в   ней   и   говорилось   о   белоснежных   полях   под   Москвой,   но   все считали песню своей и пели ее по всему фронту – в окопах и на привалах, хором   и   под   гармонь.   В   Поныровском   музее   хранится   такая   фронтовая гармонь. Исполняется песня «В землянке». Учитель.  Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто­то дремал, кто­то негромко заводил песню… Звучит песня «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца».1­й ведущий. А вот другая песня, лирическая, и в то же время веселая и жизнерадостная,   пробуждала   лучшее   в   человеке,   поднимала   настроение бойцу, не позволяла пасть духом, тосковать. Поэтому особенной любовью на фронте   пользовалась   песня   Анатолия   Новикова   на   стихи   Сергея   Алымова «Вася­Василек». Звучит песня «Вася­Василёк». 2­й   ведущий.   Трудными   дорогами   шли   солдаты.   В   долгом   походе помогала   бойцам   песня   Анатолия   Новикова   на   стихи   Льва   Ошанина «Дороги». Группа детей исполняет песню «Дороги». 1­й ведущий. Песни военных лет звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. «Второй фронт» снабжал солдат военной   техникой,   оружием,   одеждой   и   обувью,   продовольствием.   Песня восстанавливала   силы   усталых   тружеников   и   вдохновляла   их   на   трудовой подвиг. Послушаем   песню   неизвестного   композитора   на   стихи   Михаила Исаковского «Огонек». Звучит песня «Огонек». 2­й ведущий. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между передовой   и   родным   домом.   Текст   песни   «В   лесу   прифронтовом»   тоже принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер. Звучит песня «В лесу прифронтовом». Дети подпевают. Учитель.  Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы были не прочь и сплясать «русского» или «кадриль»… Жизнь продолжалась! Чтец. И забыто – не забыто, Да не время вспоминать, Где и кто лежит убитый И кому еще лежать … Плясуны на пару пара С места кинулися вдруг. Задышал морозным паром, Разогрелся тесный круг. Учащимся предлагается сплясать, кто как может. А. Т. ТвардовскийУчитель. А уж когда война закончилась, Победу праздновали и с песней, и с   пляской.   Мирное   время   –   какое   счастье,   какая   радость!   Выстояли, победили! 1­й ведущий. Но победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли!.. Чтец.  Им в праздники никто цветов не дарит И не приходит под родимый кров. Годами одиночество их старит – Простых душою, незаметных вдов. … На стенах в рамках строгие портреты Сынов, мужей, знакомых и родных; В углу иконы в рушники одеты, И «похоронки» спрятаны за них. М. Агашина 2­й  ведущий.   Пришло   мирное   время,   но   шрамы   той   войны   остались   в каждом   городе   и   селе.   Созданы   мемориальные   комплексы,   места   боев отмечены   обелисками,   памятники   с   красными   звездами   хранят   имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла   нашей   стране,   нашему   народу.   Мы   знаем,   какой   ценой   была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. Чтец. Мое село под небом чистым, Ты помнишь грозные бои? Под синевой, под обелиском Лежат защитники твои. Мое село – России совесть, Ты год от года все родней. Да будет мир и хлебосолье Под каждой крышею твоей! Н. Карасев Учитель.  А  песни тех  далеких лет  мы поем  и сейчас, потому что  они помогают   нам   стать   сильнее,   мужественнее,   человечнее.   Искренняя благодарность   всем,   кто   принял   непосредственное   участие   в   нашем мероприятии. Желаю вам всем счастья, добра, а главное – мира! В завершение классного часа звучит песня В Соловьева­Седого на стихи А.  Фатьянова «Где же вы теперь, друзья­однополчане…».