Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Великому празднику Победы 9 мая. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:
«ЗА КРАЙ РОДНОЙ»
(тематический вечер)
Цель: воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: привить учащимся любовь к прошлому своего народа, своей
страны; вызвать интерес к песням военных лет; сформировать активную
жизненную позицию посредством музыкальных образов.
Ход вечера
Учитель.
Сегодня мы склоняем головы перед памятью миллионов
погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к победе над врагом.
Вечная им слава! Вечная память!
Победа – это долгожданное и радостное событие не только для армии,
разгромившей врагов, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и
ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым.
И сегодня наш классный час посвящен войне. Давайте соприкоснемся с
внутренним миром человека, солдатавоина. Ведь прежде всего – это чейто
отец, брат, сын, у которого война отняла возможность мирно жить, учиться,
работать и находиться рядом со своими близкими.
Как вам кажется, ребята, что, помимо писем, грело душу солдата, когда он
вспоминал свою семью, родных и друзей? (Песня, музыка.)
Учитель. Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и
страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее
песня всегда сопровождала солдата.
1й ведущий. От песни сердцу было тесно.
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
2й ведущий. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на
привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня
позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты
помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
1й ведущий. Потому у многих бойцов и командиров в карманах
гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями
родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина
даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие.
Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится
песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боецпесенник будет
сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.Звучит начало песни А. В. Александрова «Священная война» на слова В.
И. ЛебедеваКумача.
2й ведущий. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья
провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и
величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.
1й ведущий. В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и
той правоты, перед которой был бессилен жестокий враг. Эта песня стала как
бы народным гимном, объединившим все силы «страны огромной» на борьбу с
«отребьем человечества» – гитлеровским фашизмом. Слова, призывающие на
битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, шестьдесят четыре года
спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей
победы.
Звучит финал песни «Священная война».
Учитель. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и
на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила
армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.
Знали люди, что война – это пропасть, гибель… Но матери, жены, сестры
ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали,
надеялись и писали письма.
Чтец.
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны…
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза…
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!
М. Исаковский
2й ведущий. Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви!
Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и
надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила
Исаковского.
Исполнение песни «Катюша».
1й ведущий. Эта песня написана в конце 30х годов, когда еще никто не
думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша»
олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить
беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной
не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» даже стала гимном
итальянских партизан.
2й ведущий. С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с
винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья
солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на
Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный
землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года останки
солдата были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у
артиллерийской пушки в селе Теплое.
Чтец.
Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Матьстарушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжелом горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить…
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.
Учитель. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому,
что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась
еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама
отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с
оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.
1й ведущий. Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали
«Катюшей» гвардейский многоствольный миномет – грозное оружие,
которого панически боялись враги. И об этом была сложена песня.
Детям раздаются листочки с текстом другого варианта песни
«Катюша» и предлагается спеть всем вместе можно под аккомпанемент
фортепиано, например).Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом,
Были слышны песенки «Катюши»
Под Москвой, за Курском и Орлом.
Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победный, боевой
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой.
На фронтах она не унывала,
Песни пела громкие она,
Лишь тогда «Катюша» замолчала,
Как победой кончилась война!
М. Исаковский
1й ведущий. В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за
крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши
войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь фашистские войска
были разбиты. Поэт Евгений Долматовский написал об это стихотворение
«Курская дуга».
Чтец.
В Тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь за день до двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
С рассветом «тигры» шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
И все же удержали рубежи
В июльской битве, оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.
2й ведущий. В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи
Алексея Суркова «В землянке».
Хоть в ней и говорилось о белоснежных полях под Москвой, но все
считали песню своей и пели ее по всему фронту – в окопах и на привалах,
хором и под гармонь. В Поныровском музее хранится такая фронтовая
гармонь.
Исполняется песня «В землянке».
Учитель. Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты
Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы
отдыха: ктото дремал, ктото негромко заводил песню…
Звучит песня «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца».1й ведущий. А вот другая песня, лирическая, и в то же время веселая и
жизнерадостная, пробуждала лучшее в человеке, поднимала настроение
бойцу, не позволяла пасть духом, тосковать. Поэтому особенной любовью на
фронте пользовалась песня Анатолия Новикова на стихи Сергея Алымова
«ВасяВасилек».
Звучит песня «ВасяВасилёк».
2й ведущий. Трудными дорогами шли солдаты. В долгом походе
помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина
«Дороги».
Группа детей исполняет песню «Дороги».
1й ведущий. Песни военных лет звучали не только на передовой, но и в
тылу, объединяя страну в единый фронт. «Второй фронт» снабжал солдат
военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня
восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовой
подвиг.
Послушаем песню неизвестного композитора на стихи Михаила
Исаковского «Огонек».
Звучит песня «Огонек».
2й ведущий. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между
передовой и родным домом. Текст песни «В лесу прифронтовом» тоже
принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.
Звучит песня «В лесу прифронтовом». Дети подпевают.
Учитель. Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война –
это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте шутки, раздавался
смех. Иногда бойцы были не прочь и сплясать «русского» или «кадриль»…
Жизнь продолжалась!
Чтец.
И забыто – не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому еще лежать
… Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.
Учащимся предлагается сплясать, кто как может.
А. Т. ТвардовскийУчитель. А уж когда война закончилась, Победу праздновали и с песней, и
с пляской. Мирное время – какое счастье, какая радость! Выстояли,
победили!
1й ведущий. Но победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько
матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших на
поле битвы за свободу и честь родной земли!..
Чтец.
Им в праздники никто цветов не дарит
И не приходит под родимый кров.
Годами одиночество их старит –
Простых душою, незаметных вдов.
… На стенах в рамках строгие портреты
Сынов, мужей, знакомых и родных;
В углу иконы в рушники одеты,
И «похоронки» спрятаны за них.
М. Агашина
2й ведущий. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в
каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев
отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена
погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война
принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была
завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Чтец.
Мое село под небом чистым,
Ты помнишь грозные бои?
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.
Мое село – России совесть,
Ты год от года все родней.
Да будет мир и хлебосолье
Под каждой крышею твоей!
Н. Карасев
Учитель. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они
помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Искренняя
благодарность всем, кто принял непосредственное участие в нашем
мероприятии. Желаю вам всем счастья, добра, а главное – мира!
В завершение классного часа звучит песня В СоловьеваСедого на стихи А.
Фатьянова «Где же вы теперь, друзьяоднополчане…».