Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"
Оценка 4.6

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа
Взрослым
25.11.2018
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"
В современном мире преобладают компьютерные технологии, а человеческое общение отходит на второй план. Темп жизни, поток информации повседневной жизни влияют на нашу память: мы забываем об истории своей страны, обычаях и традициях, русских праздниках, которые были когда-то неотъемлемой частью жизни наших предков. В связи с этим возникла идея внеклассного мероприятия «Празднуем Масленицу». Цель данного мероприятия - воспитание гражданина-патриота, формирование представления о русских народных праздниках как духовной, нравственной и культурной ценностях народа; осознание национального своеобразия народных традиций; овладение культурой общения
Празднуем масленицу методическая разработка.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОКОПЬЕВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. В.П. РОМАНОВА Методическая разработка  внеклассного мероприятия «Празднуем Масленицу» Разработал: Семенкова Л.М., преподаватель русского языка и  литературы      Прокопьевск, 2018 2 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3 Ход внеклассного мероприятия …………………..……………………………………………….4 Заключение………………………………………………………………………………………...18  Список источников…………………. ……………………………………………………………19 Приложение­презентация…………………………………………………………………………20 Пояснительная записка   Методическая   разработка   составлена   для   проведения   внеклассного мероприятия   «Празднуем   Масленицу»   в   рамках   недели   цикловой   комиссии гуманитарных   и   социально­экономических   дисциплин,   предназначена   для классных   руководителей   1,2   курсов   средних   профессиональных образовательных  учреждений.   В   современном   мире   преобладают   компьютерные   технологии,   а человеческое общение отходит на второй план. Темп жизни, поток информации повседневной     жизни   влияют   на  нашу   память:   мы     забываем   об   истории  своей страны,   обычаях   и   традициях,   русских   праздниках,   которые   были   когда­то неотъемлемой   частью     жизни   наших   предков.   В   связи   с   этим   возникла   идея внеклассного мероприятия «Празднуем Масленицу».   Цель   данного   мероприятия   ­  воспитание   гражданина­патриота, формирование   представления   о   русских   народных   праздниках   как   духовной, нравственной   и   культурной   ценностях   народа;   осознание   национального своеобразия народных традиций; овладение культурой  общения. Задачи внеклассного мероприятия:  дать   представление   о   народном   празднике   ­   «Масленица»,   познакомив   с историей  праздника, фольклорными традициями, обрядами;  прививать интерес к  культуре русского народа, показав традиционный размах праздничной недели;  развивать   и   совершенствовать   способности   к   речевому   взаимодействию, навыки монологической речи;  развивать социальную, познавательную, творческую активность студентов, их творческие способности, навыки импровизации;  воспитывать   уважительное   отношение   к   культурному   наследию     нашей страны, любовь  к традициям русского народа;  воспитывать разностороннюю духовно нравственную личность, стремящуюся к нравственному совершенству.   Методическая   разработка   содержит   сценарий   проведения   внеклассного мероприятия, приложение –  презентация праздника;  список источников.  Сценарий внеклассного мероприятия   подробно описывает ход праздника: последовательность этапов, выступления ведущих, используемые литературные и музыкальные средства оформления.   Внеклассное   мероприятие   предполагает   следующее     методическое обеспечение:  презентация праздника,  текст народной песни;  рассказ   И.А. Бунина «Блины».  Используется и техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, ПК. 4 Данное   внеклассное   мероприятие   предполагает  межпредметные   связи   с   дисциплинами: русский язык, литература, история, философия, культурология.  Мероприятие позволяет обучающимся почувствовать  себя частью большого целого  – великого русского народа, России в целом.  Ход внеклассного мероприятия I. Организационный момент. II.  Постановка целей  внеклассного мероприятия. III.  Сценарий проведения праздника «Празднуем Масленицу» На сцене:  ­ эпиграф «Кто не помнит прошлого, тот не имеет настоящего»  (Конфуций); ­ презентация: слайд №1 ­ 2 ведущих, Весна, Зима, 2 скомороха, которые  приглашают встречать Масленицу.  1­й скоморох: Как у нас на Руси  В эти дни блины пекли, Зиму провожали, Масленицу привечали! ­ слайд №2 2­й скоморох: Душа ты наша, Масленица, Раскрасавица Масленица, Приезжай к нам в гости На широкий двор! Студенты (хором): На горах покататься,                                  В блинах поваляться,                                  Сердцем потешиться! 1­й скоморох: Масленица – кривошейка! Встретим тебя хорошенько! С блинами, с каравайцами, с вареничками! Студенты (хором):  Сыром, маслом, калачом, и с печёным яйцом!                                   Добро пожаловать! Просим милости! Скоморохи:  1­й Она пешая к нам не ходит,        Всё на конях приезжает! 2­й У нее кони вороные, 5 Слуги молодые! ­ слайд №3 1­й  Ой, вы, добры молодцы и красны девицы!         Удалые, молодые, толстые, худые,         Дедушки, старушки, милые ребятушки!  2­й скоморох: Спешите к нам,  Не проходите мимо,  Сегодня мы Провожаем зиму!  1­й скоморох:  Подходи, честной народ,  Праздновать весны приход!  Не ради денег, не ради славы,  А ради шуток и забавы.  2­й скоморох:  Подходите, детвора,  Праздник начинать пора!  ­ слайд №4 1­я ведущий: Здравствуйте,   люди   добрые!   Кажется,   совсем   недавно   мы   встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными северными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила Весна. А Весну, как дорогую гостью, надо встречать! 2­й ведущий:  Добрый   день,   честной   народ!   Благодарю,   что   пришли   по   старинному народному обычаю Зиму­матушку проводить и Весну­красну встретить.  У древних славян был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой   проводы   зимы.   Из   далеких   языческих   времен   пришла   к   нам   русская Масленица.  Народ  любил   ее  и   величал  ласково:   честная  Масленица,  веселая касаточка. 1­я ведущий: Масленица   —   праздник   народный   и   древний.   Еще   до   принятия христианства   люди,   замечая,   как   удлиняется   день,   начинали   весельем   и угощением «приманивать» к себе весну. Изначально празднование Масленицы или ее более древних аналогов было связано с днем весеннего равноденствия. Румяные   блины   —   издревле   традиционное   блюдо   Масленицы   —   формой   и цветом символизируют Солнце, дающее жизнь всему живому.  ­ слайд №5 2­й ведущий:  У христиан наступает неделя, предшествующая Великому посту, который предназначен для подготовки верующих к главному христианскому празднику 6 —   Пасхе.   Неделя   перед   Великим   постом   в   православии   называется Мясопустной   или   Сырной   седмицей.   Народное   название   этого   периода   — Масленица, это время веселья и обильных трапез, главное блюдо которых — блины. 1­я ведущий: С   древних   времен   также   существовал   обычай   на   исходе   праздничной недели   сжигать   чучело   Масленицы,   чтобы   огнем   и   плясками   вокруг   костра поскорее прогнать зиму и освободить дорогу весне. Каждый день Масленицы носит определенное название. У нас сегодня в гостях ЗИМА  и  ВЕСНА­КРАСНА которые, расскажут о каждом дне празднования. ВЕСНА:  ­ слайд №6 Понедельник  ­  первый   день   праздника,  встреча.   Народ   устраивал   встречу Масленицы.   Детвора   и   взрослые   мастерили   соломенное   чучело,   похожее   на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело ­ олицетворение Масленицы. Возили ее на санях с причитаниями: «Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. 2­й ведущий:  ­  Каким оно было чучело Масленицы? Для сооружения чучела Масленицы  понадобится следующее: ­ две деревянные палки; ­ гвоздь и молоток; ­ толстая веревка; ­ бумага; ­ яркий платок; ­ бусины. 7 Нужно взять две деревянные палки разного размера и скрепить их между собой   крест­накрест.   Короткая   часть   палки   будет   руками,   длинная   – туловищем. Обвязать чучело веревкой. На голову чучела можно повязать яркий платок, сделать глаза, нос и рот из бусин или пуговиц. Располагать чучело Масленицы надо таким образом, чтобы входящие сразу его заметили. ВЕСНА: ­   слайд   №7  В   городах   и   деревнях   первый   день   Масленицы   заканчивался традиционной   русской   богатырской   забавой   ­   кулачным   боем.   Бой   обычно начинали   мальчишки.   Затем   они   уступали   место   парням.   И   только   в   разгар «сражения» выходили опытные бойцы. Кулачные   бои   велись   по   определенным   правилам:   запрещалось использовать какое­либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и заплывшие глаза ­ обычная плата за мужское развлечение. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.  С понедельника масленичной недели начинали печь блины. ЗИМА:   ­ слайд №8 Вторник  – заигрыши. Парни и девушки катались с ледяных горок или   в   санях.   Сани   украшались   цветными   лоскутами,   бубенчиками, колокольчиками.   Парни   демонстрировали   перед   девушками   свою   удаль, запрыгивая   в   лихо   несущиеся   сани.   Накатавшись   вдоволь,   молодежь отправлялась к кому­нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки ­ женихов.  2­й ведущий:  8 Масленица   была   самым   веселым,   разгульным   праздником.   В   народе говорили: "Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой беде.   Какие же традиционные игры и забавы  были в народе на Масленицу?! Катание в санях на лошадях Самым распространенным было катание на лошадях, запряженных в сани.  По   сохранившимся   записям  XIX  века   празднование   Масленицы   в   разных   губерниях имело свои особенности.  Так, в Тверской губернии в селениях по реке Тверце масленичное катанье на лошадях начиналось с пятницы и продолжалось  в течение трех дней.  На лошадей  надевали  самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально покупали к этому катанью сани.  Все молодые  парочки участвовали  в катанье.  Девушки  тоже добывали  себе  сани и, усевшись   по   несколько   человек,   наряженные,   отправлялись   в   ближайшую   деревню,   где назначался съезд. В такую деревню съезжались сотни саней. Если не было саней, то запрягали дровни. Старшие собирались смотреть на катающуюся молодежь, беседовали.  Имело значение одежда,  в которой катались  на праздничных санях. Парни надевали шубы, за отсутствием своей брали напрокат, потом отрабатывали. Хотелось отметить, что повсеместно   обязательным   было   участие   молодоженов   в   масленичном   катанье.   Сани   с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой деревне и заставляла «здороваться», то есть целоваться. 1­й ведущий:  Катанье молодежи с ледяных гор Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи   с   ледяных   гор.   Повсеместно   в   селениях   строили   к   Масленице   большие искусственные горки. Катались с гор на салазках, шкурах и рогожах, на санях, по одному, два, а иногда и по три   человека.   Парни   катались   стоя:   несколько   человек   держались   друг   за   друга   –   это называлось катиться юром – а также на коньках. Кроме того, устраивали ещё небольшие катки для детей у отдельных домов.  Интересно,   что,   например,   в   Орловском   уезде   для   катания   с   гор   использовали перевернутые   скамейки,   которые   обливали   водой   и   замораживали,   и   ледянки   – подмороженное решето. Интересный   факт:   в   Архангельской   губернии   молодожены   подкатывали   к   горе   на лошадях,   сначала   молодой   поднимался   один   на   вершину   горы,   где   его   ждала   компания холостых   парней.   Его   усаживали   в   сани   и   начинали   громко   окликать   молодую.   Она поднималась на горку и садилась на колени мужа, обняв одной рукой за шею. Парни не давали молодым скатиться вниз до тех пор, пока молодая не поцелует мужа назначенное число раз. Поцелуй  считали   громогласно,  за промедление  назначали  штраф (должны   целоваться  ещё столько же раз). Все это называлось «солить рыжики на пост» или «промораживать». 2­й ведущий:  Прыжки через костер  Ещё одной забавой было прыганье через костер, в котором сжигали чучело Масленицы. Например, в Пошехонском уезде материал для костра молодежь начинала собирать с первых дней седмицы: дрова, солому, хворост, старые кадки – и свозила в поле. В последний день, после вечерни, парни и девушки шли туда и сжигали Масленицу. Размеры костра были так велики, что о прыжках через него не было и речи. После просили прощения друг у друга, шли просить прощения у тех, кто не был в поле, затем спешили по домам – успеть заговеть до двенадцати часов. 1­й ведущий:  Взятие снежного городка 9 Взятие городка бытовало преимущественно на Урале и в Сибири.  На   Енисее   на   Масленицу   парни   строили   ледяную   крепость   с   воротами.   Она   была довольно высокой – в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая – шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник с позором отступал под   возгласы   и   улюлюканье   собравшихся   односельчан,   либо   гордо   врывался   в   крепость. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы. 2­й ведущий:  Игра в пышку Эта игра считается прабабушкой современного хоккея с мячом. Две команды играющих  становились  по обе стороны улицы.  Каждый  участник имел кочергу. Игрок одной из команд поддевал лежащий на земле шар, и все остальные гнали его в определенном   направлении,   а   другая   команда   не   давала   это   сделать   первой.   Команда выигрывала,   если   докатывала   шарик   до   определенного   места.   А  если   шарик   возвращался обратно, то победителем считалась вторая команда. 1­й ведущий:  Кулачные бои Более серьезным состязанием были кулачные бои. Они имели строгие правила. Нельзя было бить лежачего. Также нельзя было бить того, кто присел. Запрещены были удары с тыла, сзади, обязательно надо был сражаться лицом к лицу и голыми руками – в кулаке нельзя было ничего держать. 2­й ведущий:  Ледяной столб На   масленицу   ставили   высокий   столб,   потом   его   обливали   холодной   водой   и   на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и   упорнее   старается   преодолеть   препятствия,   чтобы   долезть   до   конца   и   достать   самый дорогой приз.  1­й ведущий:  Катание по шестам Эта   народная   забава   когда­то   была   широко   распространена   в   лесистых   губерниях России.   Устраивали   ее   и   некоторые   другие   народы.   На   склоне   горы   или   бугра,   иногда специально награбленного из снега и плотно утрамбованного, кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15­20 м. Бывает и так, что искусные мастера "приращивают" к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров. Но соединения должны быть очень прочными   и   гладкими,   чтобы   проводя   рукой   не   ощутить   заметного   уступа   или   зазора. Получаются   как   бы   два   гладких   рельса,   по   которым   можно   скатиться   с   горы.   Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Заливают и хорошенько раскатывают так же площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника примерно одинаково по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение   удерживать   равновесие,   изобретательность,   смелость   позволяют   некоторым прокатиться  в самых  удалых  и  комических  позах. Это прекрасное  народное  зрелище  для зимнего праздника. Особенно увлекает катание по шестам молодежь и подростков.  10 2­й ведущий:  Но  самая   примечательная   черта   праздника   —   обжорство.   Это   должно символизировать сытую жизнь в течение года. «Масленицу величаем И чего ей только не обещаем: Реки сметаны, Горы блинов, Лишь бы скорее приехала она, Честная, веселая, широкая боярыня!» 1­й ведущий: Масляная неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они   стали   главным   угощением   и   символом   праздника   Масленицы,   потому   что круглый   румяный   блин   похож   на   жаркое   летнее   солнце,   которого   ждали   всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт  передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной крупы, картофеля, тыквы, яблок, сливок. ­ Как раньше пекли блины расскажет ….. (студент пересказывает эпизод рассказа И.А. Бунина «Блины»)  ВЕСНА:         ­ слайд №9 Среда – лакомки. Тещи приглашали своих зятьев на блины.  Угощение тещей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и  уважение хотя бы в праздник.   Масленица   слыла   одним   из   самых   разгульных   праздников:   «ели   до   икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». 1­й скоморох:  Начинаем петь частушки, Просим не смеяться: Тут народу очень много, Можем растеряться! 2­й скоморох: Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую. 1­й скоморох:  Напеки, кума, блинов, Да чтоб были пышные. Нынче Маслена неделя – Можно съесть и лишнего. 2­й скоморох: 11 Прилетали марсиане, Остались довольные. Их тарелки не пустые, А блинами полные. ЗИМА:   ­ слайд №10 Самый разгар праздника приходился на четверг ­ разгул. В этот день по деревнях снова возили в санях соломенное чучело с ряжеными. Люди пели,   играли,   кривлялись.   В   деревнях   нередко   устраивали   коллективные застолья – братчины: вскладчину варили пиво, пекли блины и садились за общий стол с песнями и веселыми разговорами. 1­й скоморох:  Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять. 2­й скоморох: Блин с вареньем, блин с икрою! С родниковою водою! Праздник солнца к нам пришел! На душе так хорошо! 1­й скоморох:  Мы на масленой неделе Праздник не нарушили, Всё друзья плясали, пели, Мы блиночки кушали! 2­й ведущий: Масленичная   неделя —   это   неделя   веселья.   А развеселить   и развлечь детей и взрослых в красивый праздник помогут озорные стихотворные загадки про   Масленицу!   Отвечайте   на веселые   вопросы   и получайте   массу удовольствия! Он круглый и румяный, Его любят со сметаной, И с вареньем и с медком,  Вкус его нам всем знаком. Блин Стоит медный великан, А под ним пустой стакан. Пышет пар, блины шкварчат, Все стакан налить хотят. Сапогом нагоним жар. Перед нами... самовар 12 Провожаем зиму мы, И печем, едим блины, Весну дружно мы встречаем, Что мы отмечаем? Масленицу Масленица к нам пришла, И блинов в дар принесла. А это значит, что... — Зима, уходить тебе пора. Что приходит к нам она, Долгожданная... весна Без него не обойтись, Если с тестом завелись, Без него и блин, не блин, Сей продукт необходим! Он на солнышко похож, Его мигом режет нож, В холодильнике хранят, С хлебом съесть его хотят! Масло Символ зимушки — зимы, Сжечь сегодня мы должны. Руки, ноги, голова, Но не жалко нам тебя. Догорай скорей дотла, К нам тогда придет весна. чучело Масленицы Этот праздник знаешь ты, На него печем блины. Зиму прочь им прогоняем, Весну красную встречаем. Масленица Блин вышел комом, вот беда, Без неё нам — никуда. Сковорода 13 Шумно, весело и ярко, Раздают порой подарки, Сувениры продают, Люди все сюда идут. Тут прилавки и витрины, И не нужно магазинов, Здесь есть сладенький медок, Кто же место назовет? Ярмарка Блинок в тарелке маслится — Ведь нынче ходит Масленица. Пусть веселье бьет ключом, Все сегодня нипочем! Завтра будем мы скорбеть, Целых семь недель говеть. Ты ответь на мой вопрос, Что нас ждет? Великий пост Масленица славится этим всегда, Мука, молоко, яйцо и вода, Проще рецепта уж не найти, Хозяйка неделю готовит... блины Две сестры встречаются, А потом прощаются. Белоснежка пропадает, А другую все встречают Песнями да плясками, Хороводом, сказками, Пирогами да блинами, И горящими кострами. Встреча весны и проводы зимы Круглый, сладкий, ароматный, В блюде расписном лежит, Вкус имеет он приятный, Каждый съесть его спешит! Блин 14 Чудо праздник на дворе, Говорит: «конец зиме». Пора чучело сжигать, Красно — солнышко встречать. Масленица Это очень вкусный праздник, Дарит нам блины с икрой, А еще с вареньем вкусным, Что за праздничек такой? Масленица К теще зять зашел в обед. Ссор у них сегодня нет, Потому что есть должны Нынче... тещины блины — До чего поет душа, То­то дева хороша, Что такое? Караул! Кто поджег под девой стул? — Не волнуйся, мой дружок, Лучше скушай ты блинок. Это праздник удалой, Все прощаются с Зимой. Сжигание Зимы на масленицу Ярмарки, улыбки, песни, Отдыхает весь народ, Нет поры вкусней, чудесней, Весну каждый очень ждет! Самовары и баранки, Но главней всего блины, Все танцуют, веселятся, Ну же праздник назови! Масленица Залез на столбик крепкий мужичок, А там привязан славный... Он вниз его скорей спустить спешит, Жена сейчас пойдет лапшу варить. петушок 15 ВЕСНА:  ­ слайд №11 Пятница ­ тещины вечерки. Наставало очередь затьев угощать своих тещ блинами. 2­й скоморох: На санях с высоких горок Девочки катаются, Ну а мальчики обжоры Животами маются. 1­й скоморох: Как на масленой неделе На столы блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! 1­й скоморох: Ешьте! Пейте! Угощайтесь! И побольше развлекайтесь! Масленица у ворот! Открывайте шире рот! КОНКУРС 2­й ведущий: А теперь конкурс «Кто быстрее съест блин!». Условие конкурса: нужно   съест   блин   без   рук.   Кто   быстрее,   тот   и   победитель.   Приглашаем  4­х участников. Играет музыка «Калинка – малинка» ВЕСНА:  ­ слайд №12 Суббота ­   золовкины посиделки. В этот день молодая невестка принимала у себя родных мужа. А в некоторых районах Сибири, за околицей на реке,    взрослые  и  дети  строили  из  снега   и льда  крепость  с башнями. Затем участники   праздника   делились   на   две   команды   –   пехоту   и   конницу.   Пехота ,вооружённая   мётлами   и   нагайками,   защищала   крепость,   а   конница   пыталась разрушить   её.     Если   кто­то   из   конных   все­таки   прорывался   в   крепость, считалась,   что   она   взята.   Победителя     купали   в   ледяной   проруби,   а отличившихся «ратников» угощали вином.   ­ слайд №13 С Масленицей связан вьюнишник ­ обычай величания молодых. Сложился   особый   обряд   чествования   на   Масленицу   молодых   ­  вьюнца   и вьюницу, недавно вступивших в брак. К ним в гости приходили друзья и пели им здравицы. В благодарность молодые угощали гостей. 1­й ведущий:  ­ слайд №14 Последний день Масленицы – прощеное воскресенье. Последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. В   этот   день   ходят   по   домам   и,   мирятся,   прощают   друг   друга,   целуются, 16 приговаривая, «прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог тебя простит». В «прощеное воскресенье» устраивали и проводы Масленицы:   сжигание чучела Зимы и наступление весны. Снова на санях возили по улицам соломенное чучело в сопровождении  ряженых и детворы. За околицей  или   в центре костровой площади куклу устанавливают и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая её за морозы и зимний голод, и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело    чучело торжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный разгул прекращался. И в понедельник наступал строгий Великий пост.   2­й ведущий:      ­ слайд №15  Весна многое значила для крестьянина – приближалась пора сельскохозяйственных   работ.   На   Руси   издревле   существовал   обычай   кликать весну. Бабы и девки забирались на высокое место – холм или крышу дома ­ и принимались громко звать весну: Весна красна! На чем приехала? На сошечке, На бороночке. 1­й ведущий: Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином, Сыром, медом, калачом Да с капустой пирогом! 2­й ведущий: А сейчас просим вас угоститься вкусными блинчиками, которые испекли  для вас девочки по старинным русским рецептам. ­ Исполняется песня «Блины» Как на масляной неделе Из трубы блины летели. Ой, блины, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!                                   2 раза Моя мама ­ мастерица Печь блиночки не лениться Ой, блины, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!                                   2 раза В квашне новой растворили 17 Два часа блины ходили Ой, блины, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!                                   2 раза Напекла их дюжину Пригласила к ужину. Ой, блины, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!                                   2 раза Напекла она поесть Все, наверное, не съесть. Ой, блины, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!                                   2 раза В гости мы Вас пригласим И блинами угостим Ой, блины, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!                                   2 раза Гости, будьте все здоровы! Вот блины мои готовы Ой, блины, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!                                   2 раза ­ Под пение скоморохи выносят блины, раздают, приговаривая:  Блин тебе, блин ему, И другим по одному! Ешь быстрее, не гляди, Есть не хочешь  ­ выходи! ­  Все угощаются блинами. Звучит русская народная музыка. 1­й ведущий:  Настаёт Великий пост  Дадут нам редьки хвост, 18 А мы редьку не берём,   Кота за уши дерём! 2­й ведущий: Ах, ты, Масленица! Ты обманщица!  Оставила нас на кислый квас,  На постные щи, на голодные харчи! IV. Заключение. 1­й   ведущий:  Сегодня   мы   вместе   проводили   зиму.   И   с   большой   радостью встретили   весну.  Несмотря   на   то,   что   Масленица   когда­то     праздник     был языческий, а  затем ­ православный, сегодня Масленица – праздник народный.  Его любят,   ждут   в   каждом   российском   городе,   деревне,   поселке.   Традиции   наших предков   бережно   сохраняются,   передаются   из   поколения   поколению.   Чтить народные   традиции – значит  жить в мире. Любовь, добро,   единение – это сила народа. Это оплот нашего государства! Студенты громко:    Масленица, прощай! На тот год приезжай! 19 Заключение Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа. Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, современная   молодежь   должны   продолжать   эти   народные     традиции,   учиться ценить безграничный талант русского народа, его душевную красоту. Все в жизни меняется, а народные праздники остаются, как жизненный опыт наших предков. Сейчас народные гулянья выглядят по­другому, но хочется, чтобы и сегодня молодое поколение  знало историю, традиции, обычаи, народные песни, пляски, игры наших предков. Внеклассное  мероприятие, на примере  народного  праздника  –   Масленица, способствует   воспитанию     личности,   гражданина,   патриота;   прививает   любвь   к родине   и   русскому   народу,  интерес   к   культуре   русского   народа,  русским традициям,   фольклору;  развивает  эстетический   вкус и творческие способности обучающихся. Структура   проведения   внеклассного   мероприятия   позволяет   познакомить обучающихся   с   историей   возникновения   праздника,   традициями,   обрядами празднования Масленицы.  20 Список источников Александрова   З.   Ждет   вас   русское   веселье:   сценарий   праздничного школьного представления на Масленицу / З. Александрова // Сценарии и репертуар. – 2015. – № 24. – С. 63­79. Джалилова Н. Как на Масленой неделе...: сценарий праздника / Н. Джалилова // Народное творчество. – 2017. – № 1. – С. 51­54. Ильичева   А.   Широкая   Масленица:   взгляд   на   современное   празднование: сценарий праздника / А. Ильичева // Сценарии и репертуар. – 2015. – № 24. – С. 2­ 22. Капица   Ф.С.   Славянские   традиционные   верования,   праздники   и   ритуалы: Справочник. ­ 2­е изд. ­ М.: Флинта: Наука, 2011. ­ 216 стр. Масленица. Праздники народов России: энциклопедия. — М., 2012. — С. 10,сост.С.В.Волков. www.clubochek.ru. www.maslenitsa.ru. www.youtube.com 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 21 22 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Празднуем масленицу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018