Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"
Оценка 4.9

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
Междисциплинарный 4
3 кл
18.03.2018
Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"
Внеклассное занятие предназначено для учащихся с ОВЗ 3 класса. Занятие знакомит ребят с особенностями природы Донского края, более подробно описаны четыре лекарственных растения: полынь, мята, ковыль степной и чабрец. Здесь предложены легенды об этих степных растениях. Для лучшего усвоения материала предлагаются ребусы, загадки, игра. Данное занятие будет интересно учителям биологии, классным руководителям, воспитателям.
занятие.docx
Внеклассное мероприятие:  « Родной степи желанный свет»  Цель: Формирование экологического мировоззрения учащихся, знакомство с лекарственными  растениями  Ростовской области. Задачи: Образовательная:  научить учащихся распознавать лекарственные растения по внешнему виду, образцам, запаху. Коррекционно ­ развивающая: Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся.  Воспитательная: природные памятники нашего края.  воспитывать   желание   беречь   и   охранять   природу, Оборудование:  интерактивная   доска,   мультимедиапроектор,   презентация, фонограммы песен, образцы лекарственных трав, сборы лекарственных чаев, выставка рисунков, букет из степных трав.  1. Орг. Момент Итак, друзья, внимание, ведь прозвенел звонок,   друг на друга посмотрели, улыбнулись, и тихонько сели. 2. Подготовительный этап: Песня о родине  Как называется страна, в которой мы живем?  Россия. Правильно.   Россия.  Слайд 2 Воспитатель: Для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина. Малая родина – это то,  место, где человек родился, вырос,   учится,   где   живут   его   родные.   Родину,   как   и   отца   с   матерью,   не выбирают. Наша  малая родина –Донской  край, Ростовская область. Здесь все родное и знакомое, даже растения   какие­то особенные, и птицы поют по­ особенному, их песни близки, родны и понятны. Слайд 3 Край ты мой, родимый край! Слайд 4,5 Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи! А. Толстой\ Воспитатель:  Наш край – это край широких просторов, красочных полей, живописных рек и балок. Но чтобы полюбить его природу по­ настоящему, надо хорошо знать её. Люблю донские берега – Сторонушку родную! В жаре, в дождях или снегах – Люблю её любую! Мне никогда не променять Донского  края: Есть в нём святая благодать, Я сердцем это знаю!   Слайд 6.7 Воспитатель: Донская степь ­ пора буйного разгула степной природы. Каких только трав не растет в наших краях...  Звучит старинная казачья песня «Травушка» 1 куплет Основная часть: Много веков на Дону в мире и согласии живут люди разных национальностей, среди них и донские казаки. В исполнении которых вы услышали песню о травах. Это не случайно, ведь казаки почитали  травы, они не раз их выручали в разных жизненных ситуациях.  Ребята, мы с вами живем  в степи. Степь…Это огромный  простор, напоенный запахами   цветущего   разнотравья.   Давайте   полюбуемся   этой   неброской красотой.  Слайд 8, 9, 10, 11, 12 На Земле растёт неимоверное количество растений, большинство из которых могут быть полезными для человека. Среди этого  разнотравья, есть особые травы, которые особенно дороги казакам.   А какие, узнаем, разгадав ребус. Слайд 13 Словарная работа: Названия трав: полынь, чабрец, ковыль, мята. ( сделать на карточках) Эти травы особенные, они имеют общее название ­ лекарственные растения. Итак,     тема   нашего   занятия   «Лекарственные   растения   Донского   края». Лечение   травами   издавна   применялось   на   Руси,   и   следует   заметить, достаточно успешно. Лечебные травы, естественно, не могут стать панацеей от всех болезней, но их целебные свойства трудно недооценить. Ребята, готовы ли вы наблюдать? Выводы делать и рассуждать? Быстрей за работу, 3 класс! Лечебные травы  области приглашают нас. Давайте   знакомиться с ними:  Живой символ малой родины – ковыль степной  Слайд 15 На донские смотрю ковыли,  Поседевшие травы России.  Чудотворные травы мои,  Вы земли родной скрытые силы.   Ковыли , ковыли, ковыли  Словно памяти   нити тонкие.  Надо нам сберечь ковыли,  Что бы помнили нас потомки.  Легенда о ковыле.          Легенда рассказывает, что после великого сражения с монголо ­ татарами пришли люди на поле битвы и начали хоронить тысячи убитых русичей, но их было так много, что холмиков могильных делать не стали, разровняли землю, чтобы ромашки в степи выросли и другие цветы. Только вместо ромашки, чудная трава стала произрастать, жесткая, стеблистая, а под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседела, выходит, в поле от горюшка людского.  Особая красота и своеволие сближают образ казака и ковыля в степи Казак и степь, как образ возникают в памяти при упоминании о Донском крае и траве ковыль. Прежде всего, как простор и воля. Мало кто знает, почему именно трава   ковыль,   а   не   иная   трава   степей   наиболее   близка   казачьему   образу. Попытки пересадить ковыль бесполезная трата времени, даже недалеко от места естественного произрастания. Особая красота и своеволие сближают образ казака и ковыля в степи. Но ковыль, особенная голубая трава – символ степи, а значит символ моей малой родины. Ковыль ... Это растение  на грани исчезновения.  Вместе со степью  исчезают ковыли.Уходят в небытие былинные ковыльные степи.  Практически все виды этих прекрасных растений уже занесены в Красную  книгу. Ковыль ­ своеобразный барометр экологического здоровья нашей  степи. Ковыль — это трава многолетнего рода. Относится она к семейству  злаковых. По всему миру растение имеет свыше 300 видов, тогда как в нашей  стране произрастает всего 80. Название растения произошло от греческого слова ступе, что в переводе  означает пакля. Семена этой травы распространяются оригинальным  способом, их разносит ветер. От материнского растения семена улетаю  довольно далеко, но до почвы доносятся не сразу. Они застревают в густой  траве и старых засохших листьях и стеблях.    Лечебные свойства:   В народной медицине ковыль используется для лечения многих болезней, но особо   следует   отметить   его   применение   при   заболеваниях   щитовидной железы,   параличе   и   ревматизме.   Для   приготовления   лекарств   ковыль собирают в мае­июне.  Слайд 16,17 Чабрец Это – многолетний стелющийся полукустарничек с сильным приятным запахом. Слайд 18 Чабрец  или Тимьян (Thymus). Происхождение названия «тимьян» имеет несколько версий.  По одной – оно произошло от греческого  «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как  дыхание жизни, дух. Чабрец   растением, которое могло не только вылечить, но и оживить человека.   еще   со   времен   язычества   считался   культовым,   божественным Пожалуй, главным признаком чабреца является его неповторимый аромат с характерной горчинкой. Есть языческая легенда. Когда лесной бог создал лес, он увидел, что слишком  уж всё красиво и приторно сладко,  и тогда он создал для   равновесия   горькие   травы.   Даже   высушенный,   чабрец   способен   долго сохранять   свой   запах.   На   Дону   это   растение   издавна   является   символом Родины. Его брали с собой, уезжая на чужбину, как память о родном крае.      В легенде Петра Гуреева  рассказывается, что собирая сына в дальний путь, положила   мать   ему   за   складочку     вещмешка   пучок   сухого   чабреца.   На чужбине встретил он   девицу­красу и остался там жить. Долго горевала его мать,   но   так   и   смирилась,   что   не   удастся   ей   увидеть   и   понянчить   своих внуков.          Жена   все   порывалась   выбросить   старый   вещмешок,  но   казака   что­то удерживало.   Наконец,   уговорила,   но   он   не   дал   ей   сделать   это   самой,   а принялся проверять, не выбросит ли заодно с ним нужную вещь? И вдруг ­ что за диво? Рука его нащупала за складкой то, что не им туда было положено. Чабрец за все годы, что пролежал в вещмешке, не утратил своего запаха, а тут так разлился, что потянуло казака домой, туда, где растет  его множество. Лечебные свойства чабреца:  Действует   как   противовоспалительное,   обезболивающее,   отхаркивающее средство   при   кашле.  Настой   травы   чабреца   оказывает     противомикробное действие.  Слайд  19 Мята  Слайд 20, 21,22 Мята – одно из наиболее знаменитых растений.  Это  очень распространённое травянистое растение. Настой мяты используют при кашле, изжоге,  головной боли.В роду мяты имеется свыше 25 видов.               Применяют его и как средство при различных заболеваниях желудка. Мята  славится своим успокоительным действием. Но зато какая  ароматная и красивая! Кто из нас любит чай с мятой?  Мята находит место в составе зубных паст,  мятных капель. Полезные свойства мяты дают ей возможность занимать лидирующие позиции в народной медицине. Это — ваш верный друг.Как приятно уделить время в разговоре с родными за чашечкой   чая   с   мятой.Заметим,   что   чай,   сделанный   из   трав   –   это   просто идеальный напиток для всей семьи. Полынь:  Слайды 23, 24 Латинское название, Artemisia, означает здоровый. Легенда о полыни: запах родной степи В степи ночевали половцы, во главе их орд стояли два брата – хан Отрок и хан Сырчан. Потерпев поражение от Владимира Мономаха, один из ханов ушел в глубь степей, а другой – стал правителем на Кавказе. После смерти Владимира старший брат стал звать Отрока вернуться в родные края. Но оскорбленный хан не   слушал   никаких   уговоров.   Тогда   Сырчан   послал   к   нему   гонца   и   наказал захватить   с  собой   сухой   емтан­травы  (полыни),   сохраняющий  аромат   родных степей. Он приказал спеть песни о лихих подвигах предков, а если и это не поможет, дать хану пучок полыни – он вдохнет ее аромат и вернется в родные степи.   Так   и   случилось:   гордый   хан   оставался   равнодушным   к   уговорам   и песням, но когда вдохнул запах сухой полыни, слезы навернулись на его глаза, он не мог устоять против могучего зова родины и вернулся. Лечебные свойства:  Настойка полыни улучшает работу нервной системы и органов пищеварения, действует как обезболивающее средство.   Физминутка Упрись в землю ногами, Потянись к небу руками, Воздуха чистого вдохни И мысленно  болезни отгони.  А теперь, ребята,  давайте закрепим полученные знания. Слайд 25 Соедини изображения  трав и их  названия. Слайд 26         Прочитай буквы сначала в овалах, затем в прямоугольниках,  потом в треугольниках, потом кругах,  и ты сможешь прочесть названия самых известных степных  трав. 1. Ч а б р е ц 2. П о л ы н ь 3. М я т а 4. К о в ы л ь Отгадайте загадки  Слайд 27,28 1. Грива есть, а не лошадка.  Весь  седой, но молодой.  Мне в степи живется сладко.  Там, где ветер гладит спинку,  Поднимая к небу пыль,  Вы увидите травинку ­ Называется  (Ковыль) 2.  Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых. Запах крепок и душист, А ее зеленый лист Нам идет на чай. Что за травка ­  отгадай. (Чабрец) 3. Горькая травка,  Животу  поправка, И сама душиста, И метёт чисто. ( Полынь) 4. Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? ­ Запах. ( Мята) Вы уже устали, давайте поиграем Выходите все, становитесь в круг, игра называется «Чудесный мешочек». Пока звучит музыка,   вы передаете мешочек по кругу. Начинаем игру. Вам предстоит угадать  лекарственные растения.         Ребятам выдаются 3 разные травы в мешочках. Учащиеся становятся в круг. Под музыку передают мешочки друг другу. Остановить музыку, и тот , у кого   мешочек,   не   заглядывая   в   него,   просто   определяют   на   ощупь, находящийся в мешке предмет,  по запаху определяют  известную уже траву. Кто не правильно назвал, выбывает из игры.  Предложить ребятам, чтобы они назвали травы, которые перед ними. В мешочке под № 1­ чабрец, № 2­ полынь, № 3 мята.  Слайд 29, 30          Сегодня на занятии  мы познакомились  с лекарственными растениями Донского края, которые растут и в нашем пролетарском районе, где вы в данный момент обучаетесь и живете. Но, к сожалению, вы сами  это видели, когда мы были  осенью в походе, что природа просит у вас помощи. А как вы сможете помочь природе? Ответы детей. Убрать мусор и пластиковые бутылки. А зачем? Потому что исчезают лекарственные растения, которые  нужны  каждому из нас.   Слайд 31, Очень просто все живое уничтожить,  Намного труднее взрастить и размножить.  Нам стоит природу беречь и любить,  И для потомков ее сохранить. Слайд 32, 33                  Воспитатель:  Прекрасен мир   Донской природы, а мы ­ часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!   Итог Что нового вы узнали  на занятии?  Правильно, мы лучше узнали наши степные лекарственные растения.  Не стоит, однако, забывать, что траволечение тоже лекарство, и относиться к нему   нужно   осторожно.   Фитотерапия   –   очень   сильное   и   при   правильном применении безвредное средство, при серьезном подходе к этому вопросу, может стать первой ступенью на пути к здоровому образу жизни. Растения обладают   огромной   целебной   силой,   которой   они   могут   поделиться   с человеком. С ранней весны и до поздней осени можно запастись огромным количеством жутко полезных для здоровья растений.        В недалеком будущем вы подрастете, и возможно кто – то  из вас покинет родные места. Милая, родная донская степь, ничего вы не  встретите  ближе и дороже,   чем эти неоглядные,   изрезанные   косыми   балками,   вздыбленные крутыми холмами, вроде бы и совсем не приметные места, где  каждый из вас родился   и вырос.   Уезжая   далеко   от родных   мест,   вы   всегда     будете вспоминать  наше  степное разнотравье с пряным ароматом чабреца, полыни , мяты  и скупые краски этой степи. Рефлексия:   Ребята, а понравилось ли   вам занятие? Если понравилось, хлопните в ладоши.   Раздается стук в дверь. К нам   кто­ то пришел, давайте посмотрим. Входят учащиеся старших классов с чаем из лекарственных трав, приглашают всех к чаю.     Итогом   нашего   занятия   будет   чаепитие   с   уже   знакомыми   нам лекарственными   травами.  Приглашайте   всех   гостей.  Сейчас   мы   попробуем вкусный, ароматный чай наших земляков­ казаков из лекарственных трав. Но вы должны знать, что самим без контроля взрослых  употребление такого чая не полезно, а вредно для здоровья.  Интернет ресурсы: Источник: http://notefood.ru/produkty/top-poleznyh-produktov/vse-o-polze- mjati-dlja-zdorovja.html Источник: http://notefood.ru/produkty/top-poleznyh-produktov/vse-o-polze- mjati-dlja-zdorovja.html http://klumba.guru/dikorastuschie­rasteniya/osobennosti­rasteniya­kovyl­i­ego­ foto.html#hcq=giedjHq http://lektrava.ru/encyclopedia/chabrets/ https://xn­­­­8sbiecm6bhdx8i.xn­­p1ai/%D0%A0%D0%BE %D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA %D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB %D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C.html Приложение  _________________________________ Чабрец __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Ковыль Полынь Мята______________ _____________________________ Край ты мой, родимый край! Слайд 4,5 Kонский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи! А. Толстой\ На донские смотрю ковыли,  Поседевшие травы России.  Чудотворные травы мои,  Вы земли родной скрытые силы.   Ковыли , ковыли, ковыли  Словно памяти   нити тонкие.  Надо нам сберечь ковыли,  Что бы помнили нас потомки.  ГКОУ РО « Пролетарская специальная школа ­ интернат»  Открытое внеклассное мероприятие Тема: « Родной степи  желанный свет»  Воспитатель:                                           Куцева Л.В.  25 января 2018 год

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"

Методическая разработка внеклассного занятия "Родной степи желанный свет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018