Методическая разработка занятия «Размышляем о жизненных ценностях»
Оценка 4.7

Методическая разработка занятия «Размышляем о жизненных ценностях»

Оценка 4.7
Игры +2
doc
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл +1
07.01.2017
Прензентация "Роль диагностики в формировании воспитательного пространства коллектива" содержит фотоматериалы, наглядно раскрывающие воспитательную работу в коллективе.
Метод разр ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.doc

ГБОУ ДОД Дворец детского и юношеского творчества Выборгского района

Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Методическая разработка занятия

 

 

«Размышляем о жизненных ценностях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог Ковалькова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербур

2011

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.            Пояснительная записка. 

2.            Участники.

3.            Цель.

4.            Задачи.

5.            Формы и методы проведения.

6.            Оформление кабинета. 

7.            План проведения занятия. 

8.            Список литературы.

9.            Приложения.

 

Пояснительная записка.

 

Ребенок – это такой сосуд индивидуальной конфигурации, в который окружающая действительность «вливает» все свои положительные и отрицательные эмоции, настроения, воздействия, призывы, влияния…

Окружающая ребенка среда, как источник положительных или отрицательных влияний – это семья, медицина, улица, школа и дополнительное образование.

Дополнительное образование, имеющее большое значение в системе этой среды, должно расширять спектр программ, решающих именно воспитательные задачи на фоне занятия конкретным ремеслом. На сегодня, эти программы должны быть адресованы, прежде всего, старшему школьному и подростковому возрасту.

К этому возрасту, ребенок успел уже получить достаточно негативных влияний окружения. Но он сам, а порой и его родители, не всегда знают способы «реабилитации» от этих воздействий.

Приведу несколько примеров из своей практики.

Девочка в 5 или 6 классе попала под влияние «плохих» подруг. Стала курить. Сложилась возможность попробовать наркотики. Маме пришлось уйти с работы, водить дочку «за ручку» везде и всюду, лишила ее всех подруг. К 8 классу у ребенка нарушилось нормальное взаимодействие со сверстниками по школе.

Мальчик родился с пороком сердца, и ему пришлось перенести несколько тяжелейших операций. Он, к своим 13 годам, перенес столько физической боли, что почти весь мир кажется ему враждебным. Эти ощущения выражаются у него в омерзительных рисунках, одежде, полусогнутой манере держаться, сутулости, манере говорить тихо и невнятно.… У него три совершенно нормальных брата. А с ним мама не знает что делать. Не нашлось психолога, который бы помог родителям в этой ситуации.

Братья-двойняшки по разным причинам не нашли себе к 6 классу увлечения интересным делом. Уже додумываются до того, как обмануть родителей и уехать днем с дачи в город. Найти в этом городе они могут, к сожалению, много плохого. Родителям в этой ситуации приходится туго.

Вот таких и других, в не менее затруднительной ситуации, ребят собрала «под свое крыло» студия «Синяя птица».

Программа «Графическая композиция, рисунок  и живопись»  написана и начала работать как экспериментальная три года назад. Я предполагала, что ко мне придут дети, интересующиеся художественными возможностями компьютера в области изобразительного творчества. А пришли не рисующие, не знающие чем заняться, но ищущие чего-то, с первого знакомства не понятно чего, дети. И мои возможности свободно и творчески варьировать программу занятий, может положительно работать в сложившейся ситуации.

В моей программе «Графическая композиция, рисунок  и живопись» говорится, что она нацелена на  формирование культуры творческой личности, на приобщение  учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Решая воспитательные задачи программы, я подготовила и провела данное занятие.

Это занятие я посвящаю беседе о ценностях личности человека. Мне хочется выяснить для себя, что является важным и значимым для данного коллектива подростков, как они оценивают себя.

Обращая свое внимание, проговаривая и рассуждая о положительных чертах личности человека,  ребята закрепляют в своем сознании образ социально значимого поведения.

 

Участники.

  • Педагог Ковалькова Л.В., программа «Графическая композиция, рисунок  и живопись»;
  • 12 воспитанников; 13-16 лет (6-10 классы); 2-3 года обучения.

 

Цель и задачи занятия.

Цель занятия:    Развитие личности ребенка через размышления о жизненных ценностях.

Задачи занятия:

  • Научить формировать и высказывать свое мнение;
  • Развить чувство вежливости, тактичности в обсуждении ставящихся вопросов;
  • Создать дружелюбные взаимоотношения в коллективе.

 

Формы и методы проведения.

  • Прослушивание текста притчи, сказки;
  • Размышление, анализ, обсуждение содержания притчи, сказки;
  • Игры: «Передай предмет», «Грани пирамиды».
  • Коллективный рисунок.

·        Тестирование по методике  «Размышляем о жизненном опыте», составленной  доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой. Для детей с 5 по 11кл.

 

Оформление кабинета.

В кабинете ученические столы составлены в центре  в форме большого общего стола. На столе писчая бумага, карандаши, резинки.

В кабинете сбоку на отдельном столе приготовлено все для чаепития (посуда, лимонад, сухарики).

План проведения занятия.

1.                   

Вступление.

Чтение текста: «Притча о человеке, который…» - размышление, обсуждение.

15 мин

 

2.                   

Игра «Передай предмет».

15 мин

3.                   

Работа со сказкой.

Чтение текста сказки.

Анализ сказки.

20 мин

4.                   

Коллективный рисунок.

20 мин

5.                   

Переменка

«Чаепитие»

20 мин

6.                   

Игра «Грани пирамиды»

15 мин

7.                   

Тестирование

15 мин

8.                   

Подсчет баллов теста – выводы.

15 мин

 

ИТОГО:

2 часа 15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.      Стишенок И. В. «Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост». РЕЧЬ. Санкт-Петербург 2006.

2.      Глебова С.Р. педагог-психолог   Сборник методических материалов по опытно-экспериментальной работе. «В помощь творческому педагогу» Банк психологических методик. ДДЮТ Выборгского района. СПб. 2011год.

     

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Правила группы.

Предлагается обсудить и принять следующие правила:

·         Конфиденциальность,

·         Я-высказывания,

·         Добровольность, возможность сказать «нет»,

·         Активность.

Притча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения притчи:

·         Как Вы думаете, почему пассажир не ходил обедать?

·         В чем причины случившегося?

·         Кто виноват?

·         В чем смысл притчи?

 

Игра: «Передай предмет».

Вся группа садится в один круг. Ведущий начинает игру, передавая предмет соседу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий.

Игра заканчивается, когда предмет возвращается к ведущему.

 

Для игры выбрана небольшая четырехгранная пирамидка из стекла по виду напоминающая драгоценный кристалл. Она символизирует, материализирует те драгоценности, которые найдены жителями из сказки «Сокровище».

Эта пирамидка используется в игре «Грани пирамиды», и, в дальнейшем, может служить талисманом коллектива.

 

 

 

 

Игра «Грани пирамиды».

«Сокровище «ПИРАМИДА», самое устойчивое тело, имеет четыре грани с, устремленной ввысь, вершиной. Каждая грань есть принцип, которым руководствуется личность в жизни. Совокупность этих принципов определяет успешность человека в его движении к гармонии с окружающим миром.

Участникам игры предлагается выбрать и записать на бумаге  свои принципы.

Передавая эти записки по кругу, каждый отмечает «+» значимые и для него принципы.

В завершении ведущий выбирает четыре принципа, получивших наибольшее число голосов.

 

Итоги игры «Грани пирамиды».

В итоге игры «Грани пирамиды» оказалось, что для воспитанников данного коллектива наиболее значимыми являются черты характера человека:

·          Заботливость    - для 80% воспитанников.

·         Отзывчивость  - для 70% воспитанников.

·         Дружелюбие     - для 70% воспитанников.

·         Верность            - для 70% воспитанников

 

 

 

 

Анализ сказки.

  1. Кто из героев понравился?
  2. Почему они так поступили?
  3. Что произойдет, если герои поступят иначе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный рисунок.

 

 

 

 

 

Аналитическая записка.

Время проведения тестирования

  • 23 апреля 2011 года.

Участники

  • Педагог Ковалькова Л.В., программа «Графическая композиция, рисунок  и живопись»;
  • 10  воспитанников; 13-16 лет (6-10 классы); 2-3 года обучения.

 

Результаты тестирования:

 

 

E1

E2

0

  1.  

8

6

 

  1.  

5

6

 

  1.  

14

3

 

  1.  

10

7

 

  1.  

16

5

 

  1.  

9

5

 

  1.  

9

9

 

  1.  

8

7

 

  1.  

7

8

 

  1.  

16

3

 

Выводы:

·         В тестировании приняли участие 10 человек.

·         О достаточной нравственной воспитанности и сформированности ориентации на другого человека свидетельствуют данные 30% воспитанников.

·         О несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении свидетельствуют данные 70% воспитанников.

·         Воспитанников с эгоистической, безнравственной позицией в коллективе нет.

 

 

 

 

 

 


ГБОУ ДОД Дворец детского и юношеского творчества

ГБОУ ДОД Дворец детского и юношеского творчества

СОДЕРЖАНИЕ: 1.

СОДЕРЖАНИЕ: 1.

Это занятие я посвящаю беседе о ценностях личности человека

Это занятие я посвящаю беседе о ценностях личности человека

Список литературы . 1.

Список литературы . 1.

Игра «Грани пирамиды». «Сокровище «ПИРАМИДА», самое устойчивое тело, имеет четыре грани с, устремленной ввысь, вершиной

Игра «Грани пирамиды». «Сокровище «ПИРАМИДА», самое устойчивое тело, имеет четыре грани с, устремленной ввысь, вершиной

Анализ сказки. Кто из героев понравился?

Анализ сказки. Кто из героев понравился?

Методическая разработка занятия «Размышляем о жизненных ценностях»

Методическая разработка занятия «Размышляем о жизненных ценностях»
Скачать файл