ГБОУ ДОД Дворец детского и юношеского творчества Выборгского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия
«Размышляем о жизненных ценностях»
Педагог Ковалькова Л.В.
Санкт-Петербур
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
2. Участники.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Формы и методы проведения.
6. Оформление кабинета.
7. План проведения занятия.
8. Список литературы.
9. Приложения.
Пояснительная записка.
Ребенок – это такой сосуд индивидуальной конфигурации, в который окружающая действительность «вливает» все свои положительные и отрицательные эмоции, настроения, воздействия, призывы, влияния…
Окружающая ребенка среда, как источник положительных или отрицательных влияний – это семья, медицина, улица, школа и дополнительное образование.
Дополнительное образование, имеющее большое значение в системе этой среды, должно расширять спектр программ, решающих именно воспитательные задачи на фоне занятия конкретным ремеслом. На сегодня, эти программы должны быть адресованы, прежде всего, старшему школьному и подростковому возрасту.
К этому возрасту, ребенок успел уже получить достаточно негативных влияний окружения. Но он сам, а порой и его родители, не всегда знают способы «реабилитации» от этих воздействий.
Приведу несколько примеров из своей практики.
Девочка в 5 или 6 классе попала под влияние «плохих» подруг. Стала курить. Сложилась возможность попробовать наркотики. Маме пришлось уйти с работы, водить дочку «за ручку» везде и всюду, лишила ее всех подруг. К 8 классу у ребенка нарушилось нормальное взаимодействие со сверстниками по школе.
Мальчик родился с пороком сердца, и ему пришлось перенести несколько тяжелейших операций. Он, к своим 13 годам, перенес столько физической боли, что почти весь мир кажется ему враждебным. Эти ощущения выражаются у него в омерзительных рисунках, одежде, полусогнутой манере держаться, сутулости, манере говорить тихо и невнятно.… У него три совершенно нормальных брата. А с ним мама не знает что делать. Не нашлось психолога, который бы помог родителям в этой ситуации.
Братья-двойняшки по разным причинам не нашли себе к 6 классу увлечения интересным делом. Уже додумываются до того, как обмануть родителей и уехать днем с дачи в город. Найти в этом городе они могут, к сожалению, много плохого. Родителям в этой ситуации приходится туго.
Вот таких и других, в не менее затруднительной ситуации, ребят собрала «под свое крыло» студия «Синяя птица».
Программа «Графическая композиция, рисунок и живопись» написана и начала работать как экспериментальная три года назад. Я предполагала, что ко мне придут дети, интересующиеся художественными возможностями компьютера в области изобразительного творчества. А пришли не рисующие, не знающие чем заняться, но ищущие чего-то, с первого знакомства не понятно чего, дети. И мои возможности свободно и творчески варьировать программу занятий, может положительно работать в сложившейся ситуации.
В моей программе «Графическая композиция, рисунок и живопись» говорится, что она нацелена на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Решая воспитательные задачи программы, я подготовила и провела данное занятие.
Это занятие я посвящаю беседе о ценностях личности человека. Мне хочется выяснить для себя, что является важным и значимым для данного коллектива подростков, как они оценивают себя.
Обращая свое внимание, проговаривая и рассуждая о положительных чертах личности человека, ребята закрепляют в своем сознании образ социально значимого поведения.
Участники.
Цель и задачи занятия.
Цель занятия: Развитие личности ребенка через размышления о жизненных ценностях.
Задачи занятия:
Формы и методы проведения.
· Тестирование по методике «Размышляем о жизненном опыте», составленной доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой. Для детей с 5 по 11кл.
Оформление кабинета.
В кабинете ученические столы составлены в центре в форме большого общего стола. На столе писчая бумага, карандаши, резинки.
В кабинете сбоку на отдельном столе приготовлено все для чаепития (посуда, лимонад, сухарики).
План проведения занятия.
1. |
Вступление. Чтение текста: «Притча о человеке, который…» - размышление, обсуждение. |
15 мин
|
2. |
Игра «Передай предмет». |
15 мин |
3. |
Работа со сказкой. Чтение текста сказки. Анализ сказки. |
20 мин |
4. |
Коллективный рисунок. |
20 мин |
5. |
Переменка «Чаепитие» |
20 мин |
6. |
Игра «Грани пирамиды» |
15 мин |
7. |
Тестирование |
15 мин |
8. |
Подсчет баллов теста – выводы. |
15 мин |
|
ИТОГО: |
2 часа 15 мин |
Список литературы.
1. Стишенок И. В. «Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост». РЕЧЬ. Санкт-Петербург 2006.
2. Глебова С.Р. педагог-психолог Сборник методических материалов по опытно-экспериментальной работе. «В помощь творческому педагогу» Банк психологических методик. ДДЮТ Выборгского района. СПб. 2011год.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Правила группы.
Предлагается обсудить и принять следующие правила:
· Конфиденциальность,
· Я-высказывания,
· Добровольность, возможность сказать «нет»,
· Активность.
Притча.
Вопросы для обсуждения притчи:
· Как Вы думаете, почему пассажир не ходил обедать?
· В чем причины случившегося?
· Кто виноват?
· В чем смысл притчи?
Игра: «Передай предмет».
Вся группа садится в один круг. Ведущий начинает игру, передавая предмет соседу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий.
Игра заканчивается, когда предмет возвращается к ведущему.
Для игры выбрана небольшая четырехгранная пирамидка из стекла по виду напоминающая драгоценный кристалл. Она символизирует, материализирует те драгоценности, которые найдены жителями из сказки «Сокровище».
Эта пирамидка используется в игре «Грани пирамиды», и, в дальнейшем, может служить талисманом коллектива.
Игра «Грани пирамиды».
«Сокровище «ПИРАМИДА», самое устойчивое тело, имеет четыре грани с, устремленной ввысь, вершиной. Каждая грань есть принцип, которым руководствуется личность в жизни. Совокупность этих принципов определяет успешность человека в его движении к гармонии с окружающим миром.
Участникам игры предлагается выбрать и записать на бумаге свои принципы.
Передавая эти записки по кругу, каждый отмечает «+» значимые и для него принципы.
В завершении ведущий выбирает четыре принципа, получивших наибольшее число голосов.
Итоги игры «Грани пирамиды».
В итоге игры «Грани пирамиды» оказалось, что для воспитанников данного коллектива наиболее значимыми являются черты характера человека:
· Заботливость - для 80% воспитанников.
· Отзывчивость - для 70% воспитанников.
· Дружелюбие - для 70% воспитанников.
· Верность - для 70% воспитанников
Анализ сказки.
Коллективный рисунок.
Аналитическая записка.
Время проведения тестирования
Участники
Результаты тестирования:
№ |
E1 |
E2 |
0 |
|
8 |
6 |
|
|
5 |
6 |
|
|
14 |
3 |
|
|
10 |
7 |
|
|
16 |
5 |
|
|
9 |
5 |
|
|
9 |
9 |
|
|
8 |
7 |
|
|
7 |
8 |
|
|
16 |
3 |
|
Выводы:
· В тестировании приняли участие 10 человек.
· О достаточной нравственной воспитанности и сформированности ориентации на другого человека свидетельствуют данные 30% воспитанников.
· О несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении свидетельствуют данные 70% воспитанников.
· Воспитанников с эгоистической, безнравственной позицией в коллективе нет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.