Выступление на родительском собрании на тему»
«Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе начальной школы в рамках ФГОС». Учитель: Климова Антонина Федоровна
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения ( ФГОС ).
Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы начального общего образования.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
Идеологической основой ФГОС стало:
духовно-нравственное воспитание личности;
гражданская идентичность;
системный подход;
системно-деятельностный подход.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности, т.е. знать, уметь, применять в отличие от ЗУНов.
Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий ( УУД ) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные, которые должны быть отражены в рабочих программах по каждому предмету.
Теперь при подготовке урока учитель должен чётко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.
В стандарте в отличие от обыкновенных контрольных работ по предметам появились новые формы проверочных работ - комплексные, в которых проверяются знания ученика сразу по нескольким предметам. ФГОС вводит в учебный план часы внеурочной деятельности, как органичное продолжение учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Программы внеурочной деятельности также составляются учителем, на основе рекомендованных стандартом видах внеурочной деятельности. Введение часов внеурочной деятельности вносит изменения в учебный план образовательного учреждения. Главное отличие данного учебного плана от предыдущего - в наличии часов внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения.
Направления внеурочной деятельности в нашей школе таковы: Здоровьесберегающее направление.
Образовательное направление.
Проектная деятельность.
Художественно- эстетическое направление.
Патриотическое направление.
В начальной школе на внеурочную деятельность учащихся отводится 10 часов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразую т его. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определённому правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации. В которой ребёнок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Для реализации этих положений вводится постепенно в уроки начальной школы проектные технологии, которые позволят установить взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью. Так, например, на уроке литературного чтения - проект «Моя семья» может быть продолжен детьми вместе с родителями во внеурочной деятельности через создание творческих работ.
ФГОС регламентирует новую систему оценки знаний учащихся, основными особенностями которой являются:
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки;
комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации.
С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно, чтобы её новые формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей и на определённом этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном.
Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
Если ученик будет обладать вышеперечисленными качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать « архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в неё коррективы.
Таким образом, новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего её.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.