Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования. "Создание учебной экологической тропы"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
экология +1
Взрослым
15.06.2018
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором учащиеся получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
экологическая тропа.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования дом детского творчества муниципального образования Ейский
район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
«СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ»
Подготовил:
методист
О.В. Астафурова ст. Камышеватская
2017 г
Пояснительная записка.
От того, как мы воспитываем подрастающее поколение, будет зависеть
жизнь каждого человека, жизнь России и, в общем, существование нашей
планеты. У большинства детей сегодня наблюдается потребительское
отношение к природе, низок уровень экологической культуры.
Именно поэтому экологическое воспитание и образование учащихся – одно из
основных направлений работы в системе образования, т.к. именно оно
становится важным для формирования нового образа жизни,
характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей
средой.
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков,
необходимых для охраны окружающей среды. Оно является неотъемлемой
частью общей системы экологического просвещения и подготовки
специалистов в самых разных отраслях деятельности.
Экологическое воспитание – способ воздействия на чувства людей, их
сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности
граждан, развивает у них чувства бережного отношения к природе,
беспокойство за её состояние.
В учреждениях, где создана система экологического воспитания и
образования, в конкретных делах учащихся заключается любовь к природе,
понимание её роли в жизни человека, ответственность за её состояние в
настоящем и будущем.
Непосредственно участвуя в разных экологических мероприятиях,
проводя научные исследования, создавая «экологические тропы» учащиеся
не только закрепляют знания, полученные на занятиях, но и непосредственно в
природной среде убеждаются во взаимосвязи природных явлений, познают
законы взаимодействия природы и общества.
Для того, чтобы использовать возможности для экологического
воспитания и образоания, имеющиеся в учреждении дополнительного
образования, необходимо использовать наиболее результативные формы и
методы работы в этом направлении.
Основная часть.
Экологическая тропа - это специально оборудованный
маршрут, проходящий через различные экологические системы
и другие природные объекты, архитектурные памятники,
имеющие эстетическую, природоохранную и историческую
ценность, на котором учащиеся получают устную (с помощью
экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.)
информацию об этих объектах. Организация экологической
тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Основное назначение троп природы - воспитание культуры
поведения людей в природе. Таким образом она выполняет
природоохранную функцию. С помощью таких троп
углубляются и расширяются знания экскурсантов об
окружающей их природе, совершенствуется понимание
закономерностей биологических и других естественных
процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение
окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к
природе, своей родине.
Задачи:
1. Природоведческий ликбез (пробудить интерес к природе и заложить
знания о природе).
2. Научить посетителей тропы замечать различные проявления
антропогенного фактора (уплотнение почвы, утаптывание травы).
3. Формирование воспитательных экологических основ, культуры.
Инициаторами создания экологической тропы могут быть педагоги
дополнительного образования, учителя и другие заинтересованные люди.
Экологическая тропа может быть проложена в любом уголке природы,
Создание экологической тропы.
имеющем ценность: по самым разнообразным уголкам. Протяжённость
маршрута может составить от 40 минут до нескольких дней. Маршрут
лучше всего прокладывать по уже сложившейся дорожке -
тропиночной сети. При его выборе важно учитывать
привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать
участков с монотонными однотипными природными
сообществами. Желательно сделать так, чтобы это была именно «тропа»,
то есть, выложенная различным материалом (можно камнями, старыми
кирпичами и т.д.). Экологическая тропа должна состоять из нескольких
стоянок. Это могут быть: «лекарственные травы», «пернатые друзья»,
«синицы», «скворцы», «сосновый бор» и другие)
Прежде всего необходимо продумать детали. Экологическая тропа
должна быть доступна и безопасна для посещения. Необходимо наличие
подъездных путей и близость населённого пункта. Местность должна быть
красивой и непохожей на другие уголки (можно использовать ландшафтные
озеленения, одиноко стоящие деревья). Все интересные объекты
природы и истории обозначаются располагающимися рядом
табличками - указателями; цифрами или символами. А
информационные щиты, устанавливаемые через определенные
расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение
посетителей по заданному маршруту.
2. Необходимо получить разрешение администрации города или района о
создании экологической тропы. Закрепляется общественная организация
ответственная за сохранность тропы. Издаётся приказ по учреждению с
назначением ответственных за тропу: кто работает на тропе, кто
финансирует. В результате решения всех вопросов утверждается паспорт
тропы.
1. Место.
2. Протяжённость.
3. Ответственность.
4. Финансирование.
Определяются границы тропы. На начале устанавливается щит
«Начинается экологическая тропа, протяжённость». На каждой стоянке щит с
названием. Окончание тропы «Благодарим за посещение тропы, телефон
организации».
Около каждого экспоната ставится табличка со следующей информацией:
«Название, кто посадил, когда, родина, семейство и т.д.»
Использование тропы.
Основное назначение экологической тропы – это проведение экскурсий.
На экологической тропе посетители могут изучать различные темы биологии
и экологии: растения, животные, биогеоценозы, лекарственные растения,
ядовитые растения, грибы, лишайники, редкие виды растений и животных.
Экологическая тропа является прекрасным местом для организации
мероприятий по природоохранной деятельности. Для проведения
экологических мероприятий можно оборудовать специальную стоянку. Для
удобства устанавливаются скамеечки из побочного материала (брёвна,
пеньки и т.д.); оборудуются места под кострище – яма выкладывается
камнями.
Стоянку можно назвать «Кострище». Здесь можно показать, как
развести костёр, что использовать для костра, как навести порядок после
мероприятия. Необходимо организовать уборку мусора: мешок для мусора
закрепляется на треножку. По мере накопления мусора мешок уносится.
Экологическую тропу можно использовать для сбора природного
материала для поделок, (шишки, листья, семена, ветки и т.д.), сбора семян
для подкормки птиц зимой, а так же для сбора лекарственных трав для чая
(чабрец, липа, шиповник).
Для проведения экскурсий необходимо подготовить экскурсоводов.
Подготовка экскурсовода. Надо помнить, что экскурсоводом может быть не каждый ребёнок.
Отбираются дети, проявляющие интерес к содержанию природоведческой
работы, которые могут рассказывать просто и доступно, эмоционально.
На каждую стоянку экологической тропы готовится 23 экскурсовода
(для проведения экскурсий приглашать по очереди).
Заключение.
Используя данную методическую разработку, учреждения
дополнительного образования могут значительно повысить результативность
своей работы по экологическому образованию и воспитания подрастающего
поколения.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Ванина Л.М. Экологической тропой. – Биология в школе, №3, 1989
Заровный Г. М. Экологический отдел школьного учебноопытного участка. –
Биология в школе, №1, 1991
Иванова Г.М. Экологическая тропа на школьном участке. Биология в школе,
№4, 1998
Катайцева Р.А. Методические основы создания экологокраеведческой тропы.
– География в школе, №7, 2008
Организация и использование экологических троп. – Челябинск, 1990
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования. "Создание учебной экологической тропы"
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования. "Создание учебной экологической тропы"
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования. "Создание учебной экологической тропы"
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования. "Создание учебной экологической тропы"
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования. "Создание учебной экологической тропы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.