Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»
Оценка 5

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.02.2018
Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей. Системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала по математике и геометрии с предметом декоративно-прикладного творчества, что создает благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления. Деятельностный подход предполагает формирование потребности у школьников в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Характеристика методической системы педагога дополнительного образования
метод система вязн..doc
Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области                                                    Характеристика методической системы                                  «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании» № Самохарактеристика  методической системы Компоненты методической Характеристики  методической  системы 1. Цели системы Учебные, воспитательные,  развивающие В концепции модернизации образования до 2020 года утверждается, что  «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к  сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью,  обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Тенденции  новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно­ ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей  содержания и методов обучения. Целью освоения ФГОС 2­го поколения в отличие  от стандартов 2004 года является не предметный, а личностный результат:  готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,  ценностно­смысловые установки. Личностные результаты основаны на системе  ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного  процесса, к окружающему миру. В основу обучения в связи с введением нового  стандарта положен системно­деятельностный подход, который позволяет развить  у школьников системное мышление и сделать обучение развивающим.  Миссию педагога дополнительного образования  вижу в изменении  самого  процесса обучения, то есть создания таких условия, которые предполагают    активное и осознанное действие ребенка на всех его этапах.  Целями предлагаемой методической системы «Системно ­ деятельностный  подход в дополнительном образовании» являются: Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области  Создание   условий   для   развития   интеллектуальной   и   духовной   сферы личности,   которые   предполагают   самостоятельность   и   ответственность учеников.   Признание   педагогом   школьников   субъектами   учения   означает педагогическую поддержку  овладения ими способами взаимодействия. Своеобразие   дополнительного   образования   в   школе   проявляется   в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени   для   полноценного   развития   своих   потенциальных   возможностей. Системный   подход   обеспечивает   преемственность   и   логическую последовательность учебного материала по математике и геометрии  с предметом декоративно­прикладного творчества, что создает благоприятные дидактические условия   для   развития   у   школьников   системного   мышления.   Деятельностный подход предполагает формирование потребности у школьников в осуществлении творческого   преобразования   учебного   материала   с   целью   овладения   новыми знаниями.     Для реализации заявленных целей объективной потребностью является  разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций,  направленных на всестороннее личностное развитие ученика, его интеллектуальной и духовной сферы. Мною составлена образовательная программа по  дополнительному образованию «Оригами и геометрия» для учащихся  2­3 классов. Благодаря данному интегрированному курсу дети  с успехом изучают  раздел  геометрия в школьном курсе математики, а также созданы  предпосылки для  развития их творческой активности. Программа предусматривает преподавание  материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к  определенным приемам, но на более высоком и сложном уровне. Все задания,  предлагаемые программой, соответствуют по своей  сложности физиологическим  2. Содержание   в соответствии   с направленностью программы Компьютерные обучающие   Программы,  Учебные­тематические   планы, дополнительная  образовательная программа,  ,учебно­методические пособия.  программы.   представленные через видео­,  информационные и  телекоммуникационные средства.  обшего (стандарт) и  Интеграция основного  Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области дополнительного образования   3. Формы   обучения и воспитания  Занятие, игра, экскурсия и Лекции, семинары,   другие  лабораторные работы,  практические работы,  конференции и другие   Дистанционное обучение. Сетевое взаимодействие  и психологическим особенностям учащихся 2­3 классов, так же предлагаются  дифференцированные  задания с правом их выбора.  Это гарантирует успех  каждого ребенка и, как следствие повышается самооценка личности. Программа  ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка и носит  деятельностный характер. Совместная деятельность способствует объединению  детского коллектива, разработке творческих проектов и естественному обмену  опытом в атмосфере толерантности. В программе используются межпредметные  связи с другими образовательными областями, такими как: черчение,  природоведение, технология и литературное чтение. Таким образом, новизной   программы «Оригами и геометрия» можно считать сочетание знаний, умений и  навыков школьного курса математики (раздел геометрия) с предметом  декоративно­прикладного творчества средствами техники древнего японского  искусства  и ИКТ.   В предлагаемой системе используются уроки развития творческих способностей  учащихся ­ уроки творчества, которые направлены на развитие  креативности,  идет работа по созданию ученических проектов и их  самопрезентация.  Занятия включают достаточно дополнительного  материала, основанного на энциклопедических данных,  способствующего развитию интеллекта детей, расширению их  кругозора, любознательности, а также развитию интереса учащихся к  познанию нового. Кроме того, практически каждое занятие  сопровождается сквозными видами работ: наблюдения, беседы.  Занятия столкновения с проблемой предполагают анализ возникшей  проблемной ситуации, постановку цели деятельности по ее решению,  планирование  хода  этой деятельности и рефлексию по результатам  Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области работы.   В том случае, если при выполнении задания ребенок  испытывает затруднения, предусмотрена педагогическая поддержка   учителя в виде наводящих вопросов, карт последовательного  выполнения работы. В системе используются  уроки­экскурсии,  которые  обеспечивают непосредственное взаимодействие с живыми  объектами природы и позволяет индивидуально работать с объектами, а также развивают ответственное отношение ко всему живому.   Во  время уроков­экскурсий школьники заготавливают природный  материал для своих самостоятельных работ. Такие занятия  выполняют не только развивающую, но и воспитательную функцию:  оценка гармонии и красоты природы своей местности, бережное и  трепетное отношение к объектам живой природы, нахождение на  свежем воздухе способствует сохранению здоровья каждого ребенка,  а также такие занятия снимают напряжение и усталость. На учебных занятиях по дополнительному образованию сочетаются фронтальная,  групповая,  индивидуальная и коллективная формы организации  познавательной деятельности, которые  направлены на создание  определенной атмосферы, вовлекающей в общий ход работы каждого  ученика, на активизацию внутреннего потенциала личности, на  возможность развития творческих способностей каждого ученика.   Школьники участвуют в выборе формы организации собственной   деятельности: могут работать индивидуально, объединяться в пары  или группы по созданию определенного продукта. Результатом работы становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс  постижения истины и создание творческого продукта. При этом  4. Формы организации деятельности учащихся      Фронтальные Индивидуальные Парные Коллективные Групповые Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области 5. Методы обучения   воспитания   и Объяснительно­ Частично­поисковый,   иллюстрационный,  репродуктивный.  проблемного изложения,  исследовательский.  эвристический, проектный.  метод воспитывающих ситуаций, игры и др Программированный,   моделирующий, Создание   ситуации   успеха важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и  сотворчество – явления самоценные. Понимая, что ученики обладают  разной самооценкой: адекватной, заниженной и завышенной, учитель  должен научить ученика правильно себя оценивать, делать это нужно  тактично. Так, каждый ученик имеет право на выбор определенного  задания для проекта, формы организации собственной деятельности,  техники выполнения своей работы, а также уровня сложности  выбираемого задания.  Ведущая деятельность младших школьников – учебная, в процессе которой   формируются мотив учения и устойчивые познавательные потребности.  Для ребёнка важно чувствовать поддержку учителя, поэтому на занятиях  создаются ситуации успеха.  При таком подходе каждый ученик получает  возможность продемонстрировать свои сильные стороны. В процессе общения  развиваются социальные эмоции: самолюбие, которое выражается в стремлении к  самоутверждению. Процесс межличностного общения, в ходе которого  формируется чувство ответственности и эмпатии, чувство доверия к взрослым и  детям, обеспечивается через игровые методы обучения. Развитие словесно ­  логического мышления обеспечивается методами проблемного изложения,  конструирования и моделирования изделий, поделок, работ. Без воображения  невозможно успешное усвоение материала. Развивается воссоздающее  воображение, связанное с увеличением опыта и творческое воображение,  фантазирование через организацию уроков­экскурсий. Важная задача ­  формирование произвольности (одно из центральных новообразований младшего  школьного возраста). Формирование произвольной памяти осуществляется с  помощью частично­поискового метода обучения. Дети часто характеризуют  Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области 6.  Педагогические технологии  Педагогические  технологии­мастерские  ценностных ориентаций,  коллективного творческого дела,  социального проектирования  и др.  заданий для самостоятельной  работы обучающихся Система творческих  объект, выделяя второстепенные признаки, не замечая основных. Одна из задач  учителя ­ научить ребёнка быть наблюдательным, что обеспечивают  объяснительно­иллюстрационный и репродуктивный методы.  Таким образом, в системе применяются  методы  проблемного изложения учебного материала, частично­поисковый, игровой  и метод создания ситуации успеха, в  основе которых лежит деятельность.  В своей педагогической деятельности мы реализуем системно­деятельностный  подход. Ученые, разработавшие системно­деятельностный подход в обучении:  Б.Г.Ананьевым и Б.Ф.Ломовым. Данный подход требует от педагога соблюдения  трех моментов:  1. отбор содержания, которое  предполагает  представление нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирование изучаемых процессов,   использование   различных   источников   информации,   в   том   числе информационного   пространства   сети   Интернет;  необходимо   строить   систему обучения и контроля знаний, основываясь на выделении общих закономерностей, обязательных знаний: важна не сумма, а система знаний, умение видеть в частном примере проявление общих закономерностей; концентрация учебного материала вокруг   ограниченного   числа   вопросов   должна   стать   одним   из   путей совершенствования   методов   преподавания   и   реализации   системного   подхода   к процессу обучения;  2. изменение организации работы на занятии. Необходимо создать на учебном занятии условия для решения учебной задачи разными путями; дать возможность выбора   и   ребенок   найдет   себя   сам.   Необходимо   обеспечить   возможность использовать: рисунок, рассказ, тесты, игровые моменты, практическую работу. На Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области учебном занятии создается психологический климат, при котором дети не боятся высказывать ошибочные мнения, зная, что это поиск истины – это способствует не только развитию природных способностей ребенка, но и становлению свободной, мыслящей, творческой личности;    3.   взаимодействие   участников   образовательного   процесса  должно рассматриваться через  сотрудничество и толерантность. При условии работы в системно­деятельностном подходе изменяется и типология  занятий, появляются такие типы уроков, как: занятие «открытия»  нового знания  обеспечивает усвоение необходимых знаний темы  через беседы, диспуты, презентации; занятие рефлексии создает  условия для субъектного целеполагания; занятие развивающего  контроля дает возможность формировать  предметные  навыки и  нарабатывать  метапредметные  результаты, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на  деятельностной основе. Разработанная программа «Оригами и геометрия», в основу которой положено  учебное пособие «Веселые уроки оригами в школе и дома» С.Ю.  Афонькиной,  Е.Ю. Афонькона, является средством реализации  содержания образования.   Для   самостоятельной   деятельности   ученика   на   занятии   разработаны   карты, которые предполагают поэтапное выполнение работы, а также развивают  такие качества   личности,   трудолюбие   и систематичность. Опорные схемы направлены на развитие системного мышления, а не   просто   на   накопление   «суммы»   знаний.   Образцы   видов   работ,   шаблоны   и   как   сила   воли,   самодисциплина, 7. Средства обучения воспитания   и Информационные   (вербальные, учебно­наглядные).  Технические (специальное  оборудование, компьютеры и  другое).  коммуникативные)  Дидактические средства ИКТ (информационно­ Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области 8. Отслеживание результатов обучения воспитания   и Мониторинг Педагогическая   диагностика  КИМ памятки по работе с различными инструментами выступают в роли педагогической поддержки в самостоятельной работе школьников. На занятиях предлагается работа с компакт­диском «Волшебный мир оригами» Издательский   центр   «Бука­Софт»,   2007.  На   занятиях   систематически используется   работа   с   Интернет   ресурсами   для   создания   проектов,   а   также дидактические   материалы   для   осуществления   педагогической   поддержки самостоятельной деятельности ученика.   Большой объем занимает практическая деятельность. Применяются видеофильмы  из цикла «Живая природа» (BBC Worldwide Ltd.  2002). Кабинет  имеет мобильный  интерактивный комплекс (ноутбук, проектор,  колонки), оснащен видеотехникой (видеоплейер, телевизор)  Результаты психолого­педагогической диагностики (автор Ясюкова  Л.А.)  отражают повышение уровня личностных качеств: умение оценивать свои и чужие  поступки, стремление к созидательной деятельности; регулятивных качеств:   умение организовывать свои дела, ставить цель, планировать, получать и оценивать результат, а также коммуникативных и познавательных: умение добывать,  преобразовывать и представлять информацию, донести свою позицию, понять  других, договориться, чтобы сделать что­то сообща. Любая деятельность ребенка  оценивается, даже незначительная, если она направлена на личностные  приращения. Также результатом деятельности является оформление выставок  учеников, на которых презентуются результаты ребенка в учебной, внеклассной,  трудовой, досуговой, творческой и исследовательской деятельности. Создается  методическая копилка учителя в виде раздаточного материала к занятиям разного  типа; детские рисунки­схемы к моделям создания оригами, к урокам математики  «Геометрические фигуры», к занятиям по окружающему миру «В мире животных»  Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области и  «В мире растений» с использованием краеведческого материала своей  местности. 9. Результаты обучения воспитания Коллективные, индивидуальные   и   групповые, Эффективность моей методической системы подтверждают следующие  показатели:  ­на протяжении шести лет повышается качество знаний учащихся по  предмету математика и окружающий мир;  ­сохраняется положительная динамика участия школьников, а также наличия  победителей и призёров в творческих конкурсах разного уровня  (муниципальном, региональном),  ­повышается способность учащихся самостоятельно добывать знания,  эффективно заниматься самообразованием; увеличивается количество  учащихся, занимающихся проектной деятельностью;  ­учащиеся четвертых классов показывают хорошие умения взаимодействовать,  отстаивать свою точку зрения, учитывать точку зрения других,  аргументировать, умение работать в команде, участвовать в совместном  принятии решения.   Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает  сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его  труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день,  когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств,  Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М Вязникова Елена Николаевна                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Кумёнского района Кировской области 10 Авторская В основе методической системы лежит идея, которая на наш взгляд четко определена в словах       Конфуция: авторами которых будут наши ученики.     составляющая методической системы Я слышу, и я забываю, Я вижу, и я помню Я делаю, и я понимаю. По нашему глубокому убеждению именно системно­деятельностный подход ­ это результат преобразования внешней  предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.  Соглашаясь с Ш.А. Амонашвили, который выдвигает тезис о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы  социальной ценности, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью  полноценное индивидуально­личностное развитие каждого ребенка, мы должны вовлекать детей в общий труд учения,  вызвать у них радостное чувство успеха, движение вперед, развитие.  В основе нашей системы лежит системно­деятельностный подход к обучению детей 1­4 классов во внеурочной  деятельности, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение  увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или  из разрозненных фактов собрать целостную картину,  что будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.  Директор МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино Чеснокова И.М

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»

Методическая система «Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018