Методическая система учителя Технологии
Оценка 5

Методическая система учителя Технологии

Оценка 5
Научные работы +1
docx
технология
5 кл—8 кл
13.03.2019
Методическая система учителя Технологии
Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технология обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства, постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться. Актуальность и перспективность опыта заключается в особенностях инновационной педагогической деятельности в условиях ФГОС, в воспитании учащихся через организацию исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности».
методическая система Кравченко А.В..docx
«Особенности инновационной педагогической деятельности учителя технологии в условиях ФГОС.  Воспитание учащихся, через организацию исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности» Методическая система Учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ №32 Кравченко Анжелика Владимировна 1 2018 Кравченко Анжелика Владимировна, учитель технологии МБОУ СОШ №32, поселка Целина Ростовской области. Представляю вашему вниманию методическую разработку своей системы работы по теме: Особенности инновационной педагогической деятельности учителя технологии в условиях ФГОС. «Человек рожден для мысли и действия», ­ говорили древние мудрецы.  Методическая система основана на принципах системно­деятельностного подхода в обучении,   через   применение   эффективных   технологий   исследования   и   проектирования,   и воспитания   учащихся.   Развивает   личность   ученика,   формируя   универсальные   учебные действия,   которые   являются   основой   образовательного   и   воспитательного   процессов   в реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования.  Актуальность методической системы заключается в принципе организации системы обучения и воспитания, реализации концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности   гражданина,   внедрения   ФГОС,   формированию   УУД   через   организацию исследовательской и проектной деятельности. Инновационный   аспект   методической   системы  заключается   в   практической реализации   идей   проектной   и   исследовательской   технологий   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности учащихся, максимального использования внутренних резервов для повышения эффективности   учебно­воспитательного   процесса,   через   применение   исследовательской   и проектной   технологии,   формировании   культуры   умственного   труда,   подготовленности   к созданию самостоятельных проектов. Практикоориентированность   методической   системы  заключается   в   возможности применения, полученных знаний и умений всеми участниками образовательных отношений, социумом. Проектная и исследовательская деятельность способствует решению конкретных задач, учит целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать возникающие трудности, учит планировать время, обеспечивая достижение общего результата проекта. Цель:  описание методики использования проектной и исследовательской технологий на   уроках   и   внеурочное   время,   для   стимулирования   познавательной   деятельности обучающихся, формирования их гражданской, духовной и культурной жизни. Задачи:  Совершенствование умений, обучающихся в выполнении исследовательской и проектной деятельности.  Формирование   культуры   умственного   труда,   как   основы   метапредметной деятельности. 2  Формирование и развитие умений и навыков решения практических задач, через формирование УУД.  Представить   учащимся   возможность   максимально   раскрыть   творческий потенциал, проявить индивидуальность, умений находить способы решения проблем. Технологии методической системы: исследовательская, проектная.  применение   вижу  Исследовательская   технология   – актуализации исследовательской потребности ученика; поиска средств, активизирующих процесс познания; создание   условий,   стимулирующую   познавательную   деятельность   в   урочной   и   внеурочной деятельности. в  Реализую   через   модель   исследовательской   деятельности:  постановка   проблемы прояснение неясных вопросов, формирование Гипотезы исследования, планирование учебных действий, сбор данных, анализ и синтез данных, подготовка сообщений,           выступление с сообщениями, ответы на вопросы, корректировка, обобщение, выводы  самооценка. Проектная технология  ­ основная ценность  проекта – общий конечный результат, перед собой и учащимися ставлю цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических   задач.   Мотивация:   определение   цели   проекта   и   этапов   достижения   цели, распределение   ролей   и   планирование   работы.   Реализую   через   модель:   сбор   информации обсуждение данных, систематизация   выдвижение гипотезы   подготовка продукта    выбор способа представления результатов  распределение ролей для защиты, защита (презентация) коллективное обсуждение защиты, оценка. Развитие   человеческой   цивилизации   переступило   невидимую   черту,   разделяющую тысячелетия. К концу ушедшего века стало ясно, что технологии современного образования развиваются   невиданными   темпами.   Подобная   интеллектуальная   революция   требует гуманизации образовательных процессов, обращения к хрупкому внутреннему миру личности детей.   Таким   образом,   главное   стратегическое   направление   образования   мною   видится   в решении проблемы личностно­ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе «учитель – ученик».   Принципы   педагогической   деятельности  отражают   насущные   общественные потребности.   Под   влиянием   происходящих   в   обществе   процессов,   под   влиянием   научно­ технического   прогресса   и   по   мере   накопления   опыта   они   видоизменяются   и совершенствуются. В качестве принятых в педагогике и реализуемых в своей педагогической деятельности выделяю следующие: Принцип   научности.  Применяя   его,   стремлюсь,   чтобы   в   содержании   образования нашли   отражения   новейшие   достижения   компьютерных   и   информационных   технологий. Использую   современный   метод   обучения   –   метод   проектов.   Поощряю   исследовательскую деятельность учащихся. Принцип   наглядности.   Компьютер   как   универсальное   средство   обработки информации обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить различного рода информации. Принцип   систематической   рефлексии.   Лучший   способ   учиться   –   периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на 3 неудачи.   Обучение   рефлексии   позволяет   ученикам   учиться   на   своём   опыте,   так   как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Одно из важных условий успешного продвижения рефлексии групповой работы – доброжелательность, концентрация внимания на положительных аспектах деятельности всех и каждого. Принцип   целенаправленного   обучения   навыкам   групповой   работы.  Умение выслушивать, взаимодействовать, поощрять. Чтобы организовать успешную работу, используя групповую методику, целенаправленно учу учащихся навыкам групповой работы, формирую мотивы навыков. Пример принципа Разрезанная открытка (деление на группы) использованию реализации   систематическому   к применения   правила   и         этих данного       ____Берутся   четыре­пять   почтовых   открыток   (одинаковых   или   разных;   лучше   — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.  ____Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. ____Собрав   открытку,   компания   выбирает   себе   командное   место.   Если   нужно   — оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» — книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.). ____Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный   выводит   его   на   доске.   После   того   как   все   компании   напишут   мелом   свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), можно приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать). ____Инструкцию  о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу. Такая   форма   организации   ориентирована   на   общую   цель,   которая   становится дополнительным   мотивационным   фактором.   Ученики   чувствуют   ответственность   за   успех своих товарищей и группы в целом. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создаёт предпосылки для повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образованием новые цели. Теперь в школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно.  Речь   идет   об   универсальных   учебных   действиях,   составляющих   основу   умения учиться:   навыках   решения   творческих   задач   и   навыках   поиска,   анализа   и   интерпретации информации.  О формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. ФГОСы направлены на формирование компетентности.    Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой­либо области. Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной   из   самых   актуальных.   Тип   человека   современности   и   ближайшего   будущего   ­ самостоятельный,   коммуникабельный,   умеющий   работать   в   группе,   готовый   и   способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию. 4 Компетентностный подход выдвигает   на   первое   место   не   информированность учащихся,   а   умение   решать   проблемы,   возникающие   в   практической   деятельности,   и овладение   способами   деятельности. Обрести   компетентность   можно   лишь   при самостоятельной   постановке   проблем,   поиске   необходимых   для   решения   знаний   и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально   организованная   деятельность   учащегося,   основными   направлениями   которой становятся:   его   самостоятельная   творческая   работа,   учебное   и   научное   исследование, проектирование, эксперимент.   Мои   учащиеся   включаются   в   исследовательскую   деятельность   уже   с   пятого класса. Но степень самостоятельности и сложность работ повышается от класса к классу.  Для   качественного   проведения   занятий   в   школе   имеется   2   кабинета   технологии «Кулинария» и «мастерская по обработке ткани», в кабинете так же имеется оргтехника, с выходом   в   интернет.    На   занятиях   ребята   имеют   возможность   самостоятельно   найти необходимую информацию и применить в своей работе.  Рассмотрим, что же такое "проект"? В дидактическом аспекте ­ это план, замысел. Метод проектов ­ система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования   и   выполнения   постепенно   усложняющихся   практических   заданий­проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность. Хотелось бы представить свою методическую систему в обучении девочек 5­8 классов. Эта работа, скорее, попытка осмыслить путь поиска. Что я, как педагог технологии, могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению,   а   значит,   ­   к   творчеству?   Как   при   этом   учитывать   особенности   ребенка,   его интересы?   Что   происходит   с   его   личностью?   Вот,   пожалуй,   главные   вопросы,   которые волновали меня при обдумывании новых форм работы, стимулирующих личностный рост и активность познавательной деятельности каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю уже несколько лет и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет   предельно   конкретно;   помогает   реализовать   свои   возможности,   потому   что   ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?", обеспечивая   жизнедеятельность   человечества,   не   нарушая   при   этом   гармонии   интересов человека.  Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно   решать   комплексные   проблемы   на   основе   полученных   в   школе   знаний   и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности ­ и есть главная   задача   курса   "Технология".   Цель   проектной   деятельности   заключается   в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.  Этапы выполнения проекта Работа   над   творческим   проектом   состоит   из   трёх   основных   этапов:   поискового (подготовительного), технологического и заключительного (аналитического).  Сначала провожу погружение в проект.  Поисковый этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо, т. е. потребность. Перед ребятами ставлю проблему. Например, Новый 5 год. Формулируем проблему: Как поздравить? Чем? Что подарить? Ставим задачи: Что я буду   делать?   Для   кого?   Как   я   буду   делать?   Из   чего?   Затем   сами   ученики   оценивают, достаточно   ли   у   них   знаний   и   умений,   чтобы   изготовить   данное   изделие;   если   да,   то следующий   шаг   —   проверяют   наличие   необходимых   материалов   для   его   изготовления   и оценка его стоимости. После этого ребята излагают в письменном виде обоснование выбора темы проекта. Следующим   шагом   является   формулирование   требований   к   изделию   по   следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др. Для определения критериев провожу упражнение: Вы идете в магазин купить сковородку. Как вы будете её выбирать? Чему должна соответствовать?   (ребята перечисляют   критерии,   которым   должен   соответствовать   предмет:   цвет,   качество,   вид, материал, безопасность, цена.)   Затем   разрабатывают   возможные   варианты   изделий   в   виде   рисунков,   эскизов, чертежей, опираясь  на материалы  журналов, книг,  сайтов Интернета, а также  на готовые промышленные образцы. Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов по указанным выше критериям, выбирают лучший.    Технологический   этап  начинается   с   разработки   технической   документации (чертежей деталей и изделия в целом) и технологической документации (технологических процессов изготовления и сборки деталей) по проекту. Следующий   шаг   —   организация   рабочего   места,   подготовка   необходимых инструментов,   материалов   и   оборудования.   После   этого   переходят   к   непосредственному изготовлению изделия с обязательным соблюдением правил безопасной работы. Заключительный   (аналитический)   этап  включает   контроль   и   испытание   готового изделия, окончательный подсчёт затрат на его изготовление. Определение затрат ребята пока выполняют в упрощённом виде, учитывая, в основном, стоимость материалов, из которых изготовлено изделие. Конечно, цена такого же изделия в магазине будет значительно выше, чем   получившаяся   при   таких   расчётах,   так   как   она   включает   не   только   затраты   на изготовление, но и затраты на электроэнергию, заработную плату рабочим, доставку товара в магазин и др. На заключительном этапе проводим анализ того, что получилось, а что нет. Заключительный этап завершается  защитой проекта. К защите (презентации) ребята готовят доклад об основных достоинствах своего проекта, пояснительную записку к проекту, а также представляют готовое изделие. При подготовке документации к проекту они  могут использовать компьютер: рисуют эскизы и чертежи, набирают тексты, выполняют   расчёты затрат и др. В разработке технологической карты ребята используют цифровые ресурсы (цифровые фотоаппараты,   телефоны   с   видеокамерами)   для   оформления   последовательности   этапов изготовления своих изделий. Очень много информации мы вместе с ребятами берем из Интернета.  На своих уроках провожу комплексы упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастику для глаз, упражнения по коррекции осанки. На занятиях на это отвожу 1 – 3 мин. В результате у школьников повышается работоспособность.   6 Для качественного проведения занятий в кабинете технологии, имеется оргтехника, с выходом в интернет. Результатом   работы,   а   также   работы   с   одаренными   детьми   является   успешное выступление   моих   учащихся   на   Всероссийской   предметной   олимпиаде   школьников   по технологии.  № год ФИО Муниципальный этап Региональный  этап 1 2 3 4 2011­2012 Подплетёная  Даша Победитель  2016­2017 Жукова Юлия Победитель  Победитель  2017­2018 Жукова Юлия 2018­2019 Жукова Юлия Победитель  Призёр  Призёр  Призёр Призёр Значение предметной олимпиады трудно переоценить, так как она комплексно решает сложную   задачу   формирования   будущего   труженика   и   гражданина,   позволяет   определить перспективы   и   направления   развития   предмета,   дает   возможность   проникнуться   новыми идеями в области проектного метода обучения.  Ежегодно ребята участвуют во Всероссийском Интернет – конкурсе учебных проектов в образовательной области «Технология» им. М. И. Гуревича, проводимого Вентана – Граф. Для более плавного и эффективного перехода на новый образовательный стандарт на этапе начального образования наша школа вошла  в состав пилотных общеобразовательных школ по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. Школа   получила   оборудование   для   школы   в   соответствии   со   ФГОС.     По   новым стандартам английский язык изучают со 2 – го класса и совместно с учениками на уроках технологии   мы   разрабатываем   проекты   для   углубленного   изучения   английского   языка.   А также   учебные   проекты   для   изучения   и   закрепления   в   начальной   школе   раздела «Материаловедение».   На  областном   конкурсе   «Юные   конструкторы   Дона   –   третьему тысячелетию» наши проекты ежегодно занимают почетные призовые места.  Используемые   мною   технологии:  «Обучение   в   сотрудничестве»,   «Разноуровневое обучение», «Метод проектов», позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания изучаемого материала, менять виды и формы урока.  В соответствии с информационной насыщенностью большое внимание в своей работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, а в случае отсутствия таковых – их созданию.  Это дает неоценимые преимущества в процессе обучения технологии. С каждым годом   таких   уроков   у   меня   становится   все   больше.   Компьютер   гармонично   дополняет   и значительно   расширяет   возможности   для   интенсивного,   эмоционально   активного   введения ребенка в мир искусства и художественного творчества. Выделю приемы и методы моей педагогической системы, которые считаю более эффективными и которые способствуют развитию личности ученика и гражданской идентичности.  Это   в   первую   очередь   проектная   деятельность   учащихся.   Практическое значение материала. Создание условий для самореализации детей. Создание ситуации успеха. Коррекция учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников. 7 Именно   поэтому   важна   система   в   организации   исследовательской   деятельности обучающихся,   объектом   которой   является   разработка   творческих   проектов.   Такая   форма работы,   по   моему   убеждению,   дает   возможность   пробудить   у   обучающихся   интерес   к творчеству, учит их ценить жизнь, помогает развивать врождённые задатки и интеллектуальный потенциал, готовит почву для реализации способностей в его дальнейшей жизни. Я считаю, что исследовательский  навык,  приобретённый  в  школе,  поможет выпускнику  быть успешным  в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни. Руковожу   Помимо познавательного развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность   школьников   обеспечивает   социально­психологическую   адаптацию   личности учащегося, формирование успешности, подготовку к самостоятельной жизни.  объединением учителей технологии, приоритетными задачами которого является создание условий для повышения профессионального   уровня   и   совершенствования   педагогического мастерства учителей   как фактора получения нового качества образования учащихся в соответствии с государственным стандартом. методическим районным       В условиях выбора стратегии, ориентированной на инновационный характер развития экономики страны важнейшие требования предъявляются именно к системе образования, где формируются необходимые качества человеческого капитала. И во многом определяющую роль   играет   именно   ступень   общего   образования,   поскольку   потенциал   социальной активности   и   собственного   социального   действия,   самоопределение   в   социальном   мире   и формирование собственной позиции происходит именно на этом этапе. Я   думаю,   что   именно   активность   учителя,   стремление самосовершенствоваться,   способность   не   унывать,   использование   новинок   и   технологий, может   привести   к  желаемым   результатам.  Ведь   не  зря  говорят:  «Учитель   –  это  человек, который всегда учится».    открытость, Не забывайте, с детьми какого возраста Вы имеете дело Помните, что можно обучать, спрашивая Расширяйте свой педагогический инструментарий,  ибо «нет предела совершенству» Как  вдохновить человека на творческое движение к желаемым целям, к позитивным Приложение результатам в жизни, учебе  и работе. Структура  Постановка цели:   Анализ текущей ситуации ЧТО ты хочешь?», «ЧЕГО ты хочешь?», «О чем ты мечтаешь?»,  «Какая у тебя цель?»  «Что есть сейчас?»,  «Каково положение дел сегодня?», «А что в настоящее время происходит?» 8 Наработка вариантов  Ценность Составление   пошагового   плана достижения цели; Реализация и контроль «Что нужно сделать?»,  «Каким образом можно этого достичь?»,  «Какими способами это возможно реализовать?» А почему это важно для тебя? Для кого это еще ценно? «Что ты будешь делать?»  «Какие шаги ты предпримешь?» Что ты можешь сделать уже сейчас?  Уже сегодня? 4 Основных вопроса: 1. 2. 3. 4. Д.   Карнеги   в   мировом   бестселлере   "Как   перестать   беспокоиться   и   начать   жить" Чего Вы хотите? – ВДОХНОВЕНИЕ. Как Вы можете достичь цели? – ВНЕДРЕНИЕ. Зачем, почему  это важно? – ПРИВЕРЖЕННОСТЬ. Как Вы поймете, что достигли цели? – ЗАВЕРШЕНИЕ. рекомендует, решая проблему, записать ответы на следующие вопросы: В чем заключается проблема?  Чем вызвана проблема?  Каковы возможные решения проблемы?  Какое решение вы предлагаете?  Какое решение вы считаете лучшим?  Что надо начать делать?  После этого нужно проанализировать записанное.  • • • • • • • Вопросы для размышления: • • Если ты живешь не для себя, то для Кого ты тогда живешь? Если ты живешь только для себя, то Зачем ты тогда живешь? Самые полезные вопросы: • • • • • Чего ты хочешь? А о чем ты мечтаешь? Я не знаю, что делать дальше. А ты?  В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?  Если   бы   так   сказал   /   поступил   кто­то   другой,   что   бы   ты   почувствовал   / подумал / сделал?  • • • • • • • • • • Что ты будешь делать?  Когда ты намереваешься это сделать?  Достигнешь ли ты при этом своей цели?  Какие возможны препятствия на пути?  Кому следует знать об этом?  Какая поддержка тебе нужна?  Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?  Какие могут быть последствия для тебя и других?  Что для тебя в этом самое трудное?  Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?  9 • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?  10

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии

Методическая система учителя Технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019