Методика обучения художественной обработке древесины и металла

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика обучения художественной обработке древесины и металла.docx

Методика обучения художественной обработке древесины и металла

Художественная обработка древесины и металла входит в раздел «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».

В 5 классе – 12 часов на изучение обработки древесины и металла;

В 6 классе – 14 часов на изучение обработки древесины и металла;

В 7 классе – 8 часов на изучение обработки древесины и металла.

Для обоснования числа занятий необходимо учитывать следующие факторы:

1. Возрастные особенности учащихся:

• 5 класс: Дети в этом возрасте только начинают осваивать основы работы с инструментами и материалами. Им необходимо больше времени для освоения базовых навыков, понимания техники безопасности, изучения свойств материалов.

• 6 класс: Учащиеся уже имеют некоторый опыт работы с древесиной и металлом, поэтому им требуется меньше времени на освоение базовых навыков, но больше времени для углубления знаний, изучения новых технологий и инструментов.

• 7 класс: В этом возрасте учащиеся уже более самостоятельны и могут осваивать более сложные технологии. Им требуется меньше времени на повторение базовых навыков, но больше времени для проектной деятельности, решения практических задач.

2. Объем изучаемого материала:

• 5 класс: В 5 классе изучаются основы обработки древесины и металла, базовые инструменты и технологии.

• 6 класс: В 6 классе изучаются более сложные технологии обработки древесины и металла, новые инструменты и материалы.

• 7 класс: В 7 классе изучаются более сложные технологии, включая проектирование и изготовление изделий.

3. Соотношение теории и практики:

• 5 класс: В 5 классе упор делается на теоретические знания и практические навыки работы с инструментами.

• 6 класс: В 6 классе увеличивается количество практических занятий, что позволяет учащимся закрепить теоретические знания и применить их на практике.

• 7 класс: В 7 классе упор делается на проектную деятельность, что позволяет учащимся применить полученные знания и навыки для решения практических задач.

4. Доступность оборудования и материалов:

• 5-7 классы: Количество часов на изучение обработки древесины и металла должно быть согласовано с возможностями школы по обеспечению учащихся необходимым оборудованием и материалами.

5. Связь с другими предметами:

• 5-7 классы: Изучение обработки древесины и металла должно быть связано с другими предметами, например, с математикой, физикой, черчением, что позволяет сделать обучение более интересным и значимым.

Число занятий по обработке древесины и металла в 5-7 классах должно быть оптимальным и учитывать все перечисленные факторы. Важно обеспечить баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, чтобы обучение было эффективным и интересным для учащихся.

Место раздела (темы) в программе, его цели и задачи

В модуле «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»  на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с инструментами, технологиями обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно связанные с получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий предполагается в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов.

Раздел «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» является инвариантным модулем в программе по технологии для 5-9 классов. Он занимает важное место в структуре программы, так как:

• Вводит в мир материалов: Знакомит учащихся с различными материалами, их свойствами, способами обработки, применением в быту и на производстве.

• Формирует практические навыки: Развивает у учащихся практические навыки работы с материалами, используя инструменты и технологии.

• Создает основу для проектной деятельности: Позволяет учащимся применять полученные знания и навыки для решения практических задач, создания изделий и выполнения проектов.

• Связывает теорию и практику: Объединяет теоретические знания о материалах и технологиях с практическим опытом работы с ними.

Цели:

• Формирование у учащихся представлений о технологических процессах обработки материалов и пищевых продуктов.

• Развитие практических навыков работы с материалами и инструментами.

• Формирование у учащихся культуры потребления и здорового образа жизни.

• Подготовка к выбору профессии, связанной с обработкой материалов и пищевых продуктов.

Задачи:

• Изучение свойств различных материалов (древесина, металл, бумага, текстиль, пластмасса и др.).

• Ознакомление с основными технологическими операциями обработки материалов (разметка, пиление, сверление, строгание, шлифовка, точение, фрезерование, сварка и др.).

• Изучение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием.

• Ознакомление с историей и современными технологиями обработки материалов.

• Изучение основ рационального питания, правил хранения и обработки пищевых продуктов.

• Выполнение практических работ, проектов, связанных с обработкой материалов и пищевых продуктов.

• Формирование у учащихся представлений о профессиях, связанных с обработкой материалов и пищевых продуктов.

Формируемая у школьников система знаний, умений и навыков

В процессе изучения раздела «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» у школьников формируется система знаний, умений и навыков, которая включает в себя:

1. Знания:

• О материалах:

  * Свойства различных материалов (древесина, металл, бумага, текстиль, пластмасса и др.).

  * Способы получения материалов: природные материалы, искусственные материалы, переработка вторичного сырья.

  * История и современные технологии производства материалов.

  * Экологические последствия использования материалов.

• О технологиях обработки:

  * Основные технологические операции обработки материалов (разметка, пиление, сверление, строгание, шлифовка, точение, фрезерование, сварка и др.).

  * Инструменты и оборудование для обработки материалов: ручные инструменты, станки и пр.

  * Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

  * Технологические карты: составление и использование.

• О пищевых продуктах:

  * Пищевая ценность различных продуктов (яйца, крупы, овощи, фрукты, мясо, рыба, молочные продукты).

  * Правила хранения и обработки пищевых продуктов.

  * Технологии приготовления блюд из различных продуктов.

  * Основы рационального питания.

  * Влияние питания на здоровье человека.

• О профессиях:

  * Профессии, связанные с обработкой материалов и пищевых продуктов: столяр, плотник, слесарь, токарь, повар, технолог общественного питания, кондитер, хлебопек, дизайнер, инженер по обработке материалов и др.

  * Востребованность профессий на рынке труда.

2. Умения:

• Работать с инструментами и оборудованием:

  * Правильно выбирать и использовать инструменты и оборудование для обработки материалов.

  * Выполнять основные технологические операции обработки материалов (разметка, пиление, сверление, строгание, шлифовка, точение, фрезерование, сварка и др.).

  * Соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием.

• Создавать изделия из материалов:

  * Разрабатывать эскизы и чертежи изделий.

  * Выполнять технологические операции по изготовлению изделий.

  * Оценивать качество изготовленных изделий.

• Готовить блюда из пищевых продуктов:

  * Выбирать продукты для приготовления блюд.

  * Выполнять технологические операции по обработке и приготовлению блюд.

  * Оценивать качество приготовленных блюд.

• Проектировать и реализовывать проекты:

  * Определять проблему, цель, задачи проекта.

  * Анализировать ресурсы.

  * Разрабатывать проектную документацию.

  * Выполнять проект.

  * Оценивать результаты проектной деятельности.

  * Защищать проект.

3. Навыки:

• Самостоятельной работы (планировать и организовывать свою работу; выполнять задания самостоятельно; оценивать результаты своей работы).

• Командной работы (работать в команде; делегировать задачи; координировать действия; принимать решения).

• Критического мышления (анализировать информацию; выявлять проблемы; предлагать решения; оценивать результаты).

• Коммуникации (представлять результаты своей работы; общаться с другими людьми; работать в команде).

Формируемая у школьников система знаний, умений и навыков в процессе изучения раздела «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» является основой для дальнейшего развития их практических навыков и профессионального самоопределения.

Преемственность в обучении технологии художественной обработки древесины и металла

Преемственность в обучении технологии художественной обработки древесины и металла – это ключевой фактор для формирования у учащихся прочных знаний, навыков и умений, необходимых для творческой реализации в этой области. Она означает последовательное и логичное углубление знаний и навыков от младшего класса к более старшему, что позволяет учащимся плавно переходить от простых задач к более сложным и творческим.

Преемственность в обучении технологии художественной обработки древесины и металла может быть реализована через следующие аспекты:

1. Постепенное усложнение заданий:

• 5 класс: Изучение основ обработки древесины и металла, базовые инструменты и технологии. Простые задания на выполнение элементарных деталей и изделий.

• 6 класс: Углубление знаний о свойствах материалов, освоение новых инструментов и технологий. Более сложные задания на выполнение деталей и изделий с использованием различных техник обработки.

• 7 класс: Изучение основ художественной обработки древесины и металла, освоение новых техник и стилей. Проектная деятельность с созданием более сложных изделий с использованием художественных элементов.

2. Развитие навыков работы с инструментами:

• 5 класс: Освоение базовых инструментов для обработки древесины и металла (нож, пила, молоток, стамеска, кусачки, пассатижи и др.).

• 6 класс: Освоение более сложных инструментов (рубанок, стамеска, зубило, напильник, дрель и др.).

• 7 класс: Освоение специализированных инструментов для художественной обработки (резьбовые инструменты, граверы, фрезы и др.).

3. Изучение художественных стилей и техник:

• 5 класс: Ознакомление с основами художественной обработки древесины и металла, простейшими техниками (резьба по дереву, гравировка по металлу и др.).

• 6 класс: Изучение основных художественных стилей (народный, классический, модерн и др.). Освоение более сложных техник (резьба по дереву, гравировка по металлу, инкрустация, мозаика и др.).

• 7 класс: Углубление знаний о художественных стилях и техниках, освоение новых техник (резьба по кости, художественная ковка, филигрань и др.).

4. Развитие творческих способностей:

• 5 класс: Выполнение простых творческих заданий на создание изделий из древесины и металла.

• 6 класс: Создание более сложных изделий с использованием художественных элементов.

• 7 класс: Разработка и реализация проектов с созданием изделий с оригинальным дизайном.

5. Проектная деятельность:

• 5 класс: Выполнение простых проектов с созданием изделий из древесины и металла.

• 6 класс: Создание более сложных проектов с использованием художественных элементов.

• 7 класс: Разработка и реализация проектов с созданием изделий с оригинальным дизайном.

Преемственность в обучении технологии художественной обработки древесины и металла позволяет учащимся постепенно освоить все необходимые знания, навыки и умения, что помогает им реализовать свой творческий потенциал.

Реализуемые в процессе обучения межпредметные связи

В процессе обучения реализуются межпредметные связи с различными дисциплинами, что делает обучение более интересным, глубоким и практико-ориентированным.

1. Математика – Изучение геометрических форм и построений необходимо для создания чертежей и эскизов изделий, выполнения разметки и расчета материалов; расчет количества материалов, определение размеров изделий, вычисление объема и площади поверхностей.

2. Физика – Изучение механических свойств материалов (прочность, твердость, упругость) необходимо для выбора материалов и технологий обработки; изучение тепловых свойств материалов (теплопроводность, теплоемкость) необходимо для выбора технологий обработки и создания изделий с учетом их функциональных свойств.

3. Черчение – Изучение основ черчения, правил выполнения чертежей, условных обозначений необходимо для создания чертежей и эскизов изделий, разработки проектной документации;

4. Информатика – использование компьютерных программ для создания чертежей и 3D-моделей изделий, визуализации проектов.

5. История – Изучение истории художественной обработки древесины и металла, стилей и техник разных эпох позволяет учащимся понять эволюцию этой области и оценить ее вклад в культуру человечества; изучение истории развития инструментов и технологий обработки древесины и металла позволяет учащимся понять как происходило совершенствование технологий и как они влияли на развитие общества.

6. Изобразительное искусство – Изучение основ изобразительного искусства позволяет учащимся развивать творческое мышление, композиционные навыки, чувство красоты и гармонии, что необходимо для создания художественных изделий из древесины и металла.

7. География – Изучение географических особенностей региона, где растут деревья или добываются металлы, позволяет учащимся понять как природные условия влияют на развитие технологий обработки материалов.

8. Обществознание – Изучение основ трудовой деятельности, производства, рынка труда позволяет учащимся понять как технологии обработки древесины и металла влияют на развитие экономики и социальной сферы.

Характер и содержание практических заданий

Характер практических заданий:

• Практико-ориентированные: Задания направлены на решение конкретных практических задач, связанных с обработкой древесины и металла.

• Творческие: Задания стимулируют учащихся к самостоятельному решению задач, проявлению творческой инициативы и индивидуальности.

• Проектные: Задания предполагают разработку и реализацию проектов, включая планирование, создание эскизов и чертежей, подбор материалов и инструментов, изготовление изделий, оценку результатов.

• Интегрированные: Задания могут включать в себя элементы различных предметов, например, математики, физики, черчения, что делает обучение более интересным и значимым.

Содержание практических заданий:

5 класс:

• Обработка древесины – Выполнение простых деталей из древесины (кубики, прямоугольники, круги, овалы) с использованием ручных инструментов (нож, пила, молоток, стамеска); создание простых изделий из древесины (рамки для фотографий, подставки для карандашей, игрушки).

• Обработка металла – Выполнение простых деталей из тонколистового металла (квадраты, круги, овалы) с использованием ручных инструментов (кусачки, пассатижи, молоток, напильник); создание простых изделий из металла (подставки для карандашей, игрушки).

6 класс:

• Обработка древесины – Выполнение более сложных деталей из древесины (прямоугольные и круглые коробки, рамки для фотографий, подставки для цветов) с использованием ручных инструментов (нож, пила, молоток, стамеска, напильник); создание изделий из древесины с использованием различных техник обработки (резьба по дереву, гравировка).

• Обработка металла – Выполнение более сложных деталей из тонколистового металла (коробки, рамки, подставки) с использованием ручных инструментов (кусачки, пассатижи, молоток, напильник); создание изделий из металла с использованием различных техник обработки (гравировка, ковка, филигрань).

7 класс:

• Обработка древесины – Выполнение деталей из древесины с использованием различных техник обработки (резьба по дереву, гравировка, мозаика); создание изделий из древесины с более сложной композицией и декоративными элементами (шкатулки, рамки для картин, вазы).

• Обработка металла – Выполнение деталей из металла с использованием различных техник обработки (гравировка, ковка, филигрань, художественная резьба); создание изделий из металла с более сложной композицией и декоративными элементами (шкатулки, рамки для картин, вазы).

Практические задания должны быть интересными и доступными для учащихся, учитывать их возрастные особенности и уровень подготовки. Они должны способствовать развитию творческого мышления, практических навыков и профессионального самоопределения.

Примерный перечень изделий по данной теме

Примерный перечень изделий по теме «Художественная обработка древесины и металла»:

5 класс:

• Древесина: подставка для карандашей; рамка для фотографии; простая деревянная игрушка (например, машинка, кубик).

• Металл: подставка для ручки; брелок; простая металлическая игрушка (например, машинка, самолетик).

6 класс:

• Древесина с элементами резьбы: шкатулка; рамка для фотографии; деревянная игрушка.

• Металл с элементами гравировки/художественной ковки: подставка для телефона; брелок; металлическая игрушка.

7 класс:

• Древесина с элементами резьбы и украшениями из другого материала: ваза; рамка для картины; деревянная шкатулка.

• Металл с элементами гравировки/художественной ковки и чеканки:  подставка для цветов; брелок; металлическая шкатулка.

Технологическая карта изделия «Подставка для карандашей»

№ п/п

Содержание операций

Изображение операций

Инструменты, материалы

Изготовление детали «Основание»

1.

Подготовить заготовку с учетом припусков на обработку, нанести разметку.

Карандаш, линейка, угольник.

2.

Отпилить заготовку.

Ножовка.

3.

Выполнение процесса строгания заготовки.

 

Линейка, рубанок.

4.

Отпилить прямые углы.

Угольник, ножовка.

5.

Разметить толщину, ширину и длину (размеры указаны на чертеже).

Линейка, карандаш, рейсмус, угольник.

6.

Отпилить вторую часть заготовки (припуск до разметочной линии, оставляя ее на заготовке).

Ножовка.

7.

Выполнение процесса строгания.

Рубанок.

8.

Выполнить отделку деталей.

Шлифовальная шкурка (наждачная бумага).

Изготовление детали «Подставка для карандашей»

1.

Подготовить заготовку с учетом припусков на обработку, нанести разметку.

Карандаш, линейка, угольник.

2.

Отпилить заготовку.

Ножовка.

3.

Выполнение процесса строгания заготовки.

 

Линейка, рубанок.

4.

Отпилить прямые углы.

Угольник, ножовка.

5.

Разметить толщину и длину (размеры указаны на чертеже).

Линейка, карандаш, рейсмус, угольник.

6.

Нанести разметку по чертежу.

Линейка, карандаш.

7.

Отпилить вторую заготовку (припуск до разметочной линии, оставляя ее на заготовке).

Ножовка.

8.

Выполнение процесса строгания (припуск до линии разметки).

Рубанок.

9.

Разметить центры отверстий для сверления и выполнить процесс сверления.

Карандаш, линейка, дрель, сверло.

10.

Выполнить отделку детали.

Шлифовальная шкурка (наждачная бумага).

11.

Перенести рисунок с шаблона на лицевую сторону детали.

Карандаш, копировальная бумага.

12.

Выполнение процесса выжигания рисунка на детали.

Электровыжигатель.

Сборка и отделка изделия

1.

Склеить детали изделия (либо соединить шурупами).

Струбцина, клей (шурупы).

2.

Покрыть изделие лаком.

Лак, кисть.

3.

Изделие готово.

 

 

План-конспект проведения одного из за­нятий

Технологическая карта урока. Целевой раздел.

Класс

5 класс

Дата

10 неделя учебного года

Тема урока

Строгание и сверление. Конструирование и изготовление подставки для карандашей.

Ведущая цель урока

Способствовать формированию и развитию практических умений и навыков с деревом и различными инструментами.

Планируемые результаты:

- Предметные

• Учащиеся научатся изготавливать подставку для карандашей из древесины с использованием различных инструментов.

• Учащиеся познакомятся с различными ручными инструментами и их назначением.

 - Метапредметные

Регулятивные УУД:

• Учащиеся научатся ставить учебную задачу и планировать свою деятельность.

• Учащиеся научатся контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников.

• Учащиеся научатся вносить коррективы в свою деятельность.

Познавательные УУД:

• Учащиеся научатся анализировать информацию и выделять главное.

• Учащиеся научатся самостоятельно находить недостающую информацию.

Коммуникативные УУД:

• Учащиеся научатся слушать и понимать речь учителя и одноклассников.

• Учащиеся научатся выражать свои мысли и идеи.

• Учащиеся научатся работать в группе и договариваться друг с другом.

 - Личностные

• Учащиеся разовьют трудолюбие, аккуратность и усидчивость.

• Учащиеся разовьют чувство гордости за свою работу.

Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют)

- знают о различных породах древесины и их свойствах;

- понимают основные процессы деревообработки, таких как пиление, сверление и шлифование;

- знают правила безопасности при работе с инструментами и оборудованием;

- умеют измерять и размечать древесину.

Формы оценки планируемых результатов

Карта пооперационного контроля

Средства

Презентация на тему «Строгание и сверление»; технологическая карта изделия «Конструирование и изготовление подставки для карандашей»; Учебник по технологии Глозман 5 класс Глава 4 параграф 12 с. 72. 

Материалы и оборудование

Столярный верстак, заготовка древесины, рубанок, линейка, угольник, карандаш, ножовка, дрель, сверло, шлифовальная шкурка (наждачная бумага), рейсмус, копировальная бумага, электровыжигатель, струбцина, лак, кисть.

Время

90 минут

 

Технологическая карта урока. Содержательный раздел.

 

Фаза урока

Этап

Деятельность учителя (конкретные методы и приемы)

Деятельность учащихся

Средства

Результат этапа

Вводный

Организационный момент

- приветствует учащихся;

- фиксирует присутствующих на уроке;

- проверяет готовность к занятию.

- приветствуют учителя;

- контролируют свою готовность к занятию.

Списочный состав группы, материалы для изготовления изделий.

Организация класса

Актуализация субъектного опыта обучающихся

- задает вопросы об изделиях из древесины (какие изделия учащиеся хотели бы сделать, какие могут пригодится в быту и пр.)

- отвечают на вопросы учителя.

Устная речь

Умение учеников точно выражать свои мысли и формулировать ответы на вопросы.

Мотивация/

создание проблемной ситуации

- задает вопросы учащимся  по смежным темам;

- озвучивает важность изучения темы.

- устно отвечают на вопросы учителя.

Наглядный предмет труда, устная речь.

Обеспечение заинтересованности учащихся

Основной

Целеполагание и планирование

- подводит к теме урока;

- озвучивает план занятия.

- беседуют с учителем;

- самостоятельно формулируют цель урока.

Устная речь

Формулировка цели урока

Достижение планируемых результатов/

решение учебной проблемы

- поясняет материал по новой теме «Строгание и сверление» (представленный в приложении 1).

- слушают учителя;

- изучают информацию в учебнике.

Учебник, устная речь учителя, презентация.

Достижение основных предметных\метапредметных целей урока 

Отработка/

закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий

- проводит инструктаж к практической работе «Конструирование и изготовление подставки для карандашей» (представленный в приложении 2);

- выдает задание;

- проверяет технику безопасности учащихся;

- контролирует их действия, помогает.

- слушают указания учителя;

- выполняют практическую работу «Конструирование и изготовление подставки для карандашей»;

- выполняют самоконтроль усвоенного материала и проделанной работы.

Раздаточный материал, инструкционная карта работы, устная речь.

Достижение основных предметных\метапредметных целей урока 

Заключи

тельный

Контроль выполнения учебных действий

- осуществление текущего контроля работы учащихся;

- исправление возможных ошибок.

 

- исправление возможных ошибок;

- задают вопросы учителю;

- самостоятельно оценивают работу.

 Раздаточный материал по теме занятия

Проверка получения нового знания, оценка его уровня.

Оценка образовательных результатов

- оценивает работы учащихся, дает комментарии о проделанной работе.

 

 

- обмениваются опытом и результатом между участниками занятия;

- готовятся к подведению итогов урока.

Раздаточный материал по теме урока

Проверка получения нового знания, оценка его уровня.

Рефлексия деятельности

- подводит к завершению занятия, проводит заключительный инструктаж (представленный в приложении 2);

- анализирует общую работу класса, допущенные ошибки;

- выдает домашнее задание.

- записывают домашнее задание;

- беседуют с учителем;

- убирают рабочее место и помещение мастерской.

Устная речь

Осознание освоенного опыта,

закрепление, отработка предметных и/или метапредметных знаний, способов действий,

дальнейшее осознание полученного опыта.

 


 

Приложение 1

Теория для изучения нового материала

В процессе распиловки заготовки из древесины зачастую получают дефекты в виде шероховатостей, неровностей, рисок, и устранить их можно путем строгания. Строгание – технологическая операция, заключающаяся в срезании с заготовки слоя древесины в виде тонкой стружки.

На деревообрабатывающих предприятиях выполняют ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов на строгальных и рейсмусовых станках.

Для ручного строгания используют деревянные рубанки, шерхебели, фуганки и металлические рубанки.

Деревянные рубанки бывают двух видов: рубанки с одинарными железками (ножами), применяемые для предварительного (чернового) строгания, и рубанки с двойными железками (ножами), применяемые для чистового строгания.

Шерхебель применяется для чернового строгания древесины.

Фуганком строгают длинномерные заготовки для получения ровных плоских поверхностей.

Металлический рубанок – это универсальный строгальный инструмент, применяемый для чернового и чистового строгания заготовок из древесины.

Приемы и последовательность действий при строгании:

1. Разметьте заготовку по чертежу, обрежьте припуск по длине столярной ножовкой.

2. Надежно закрепите заготовку на верстаке с помощью клиньев и заднего зажима. Разметка линии строгания должна быть выше уровня клиньев на 15-25 мм.

3. Возьмите рубанок рабочей рукой под хвостовую часть железки в районе задней ручки, а нерабочей рукой – за переднюю ручку (рожок). Для продольного строгания необходимо встать лицом к верстаку, при этом корпус слегка наклонить вперед. Строгать следует на весь вылет руки, с силой направляя рубанок вперед.

4. Сначала отстрогайте широкую сторону доски – пласть, затем – кромки заготовки.

5. Проверьте выстроганную заготовку «на просвет» слесарной линейкой и столярным угольником.

Правила безопасной работы при строгании древесины:

1. Строгание необходимо выполнять исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным рубанком.

2. Заготовку следует надежно закреплять на столешнице, обеспечивая этим ее устойчивость.

3. Леток от стружки нужно очищать деревянной палочкой.

4. Рубанок следует хранить на боку, лезвием от себя.

5. Нельзя проверять качество строгания рукой, так как можно занозить руку оставшимися заусенцами!

В зависимости от назначения изделия в заготовках часто необходимо сделать отверстия для винтов, болтов, шурупов. Сверление – один из видов получения и обработки отверстий резанием с помощью специального инструмента – сверла. Сверло – режущий инструмент, представляющий собой металлический стержень, рабочая часть которого имеет режущие элементы, а хвостовая служит для закрепления в патроне.

Сверление древесины можно выполнять вручную с применением сверла-буравчика, коловорота, ручной дрели, а можно с помощью электрических дрелей или на сверлильных станках.

Правила безопасной работы при сверлении древесины ручными инструментами:

1. Перед началом сверления необходимо надежно закрепить заготовку в зажимах верстака.

2. При сверлении на крышке верстака следует применять подкладную доску.

3. В конце сверления нужно ослабить нажим, вращать рукоятку коловорота или ручной дрели медленно и осторожно.

4. Нельзя сдувать стружки. Во время работы нужно периодически проводить уборку рабочего места щеткой-сметкой.

Если изделие из древесины состоит из нескольких деталей, то возникает необходимость их соединения. Для этого используют гвозди, саморезы, клей.

Древесина как природный конструкционный материал обладает различными свойствами: физическими (запах, цвет, блеск), механическими (прочность, твердость), технологическими (способность к изгибу, износостойкость, сопротивление растрескиванию). Способность древесины удерживать металлические крепления – гвозди, шурупы, саморезы – является ее технологическим свойством.

Соединение деталей гвоздями (говорят еще: соединение «на гвоздях») применяют в столярном деле при строительстве домов, беседок, заборов. Современные гвозди изготавливают из стальной проволоки, в том числе нержавеющей, из меди, латуни, бронзы, алюминия и пластика. Гвозди имеют стержень, острие и головку. Головка и тело (стержень и острие) гвоздя могут иметь различные формы и размеры.

При соединении деталей из древесины гвоздями применяют различные инструменты: ударные (молоток), рычажные (клещи) и разметочные.

Соединение деталей шурупами (на шурупах) и саморезами (на саморезах) более прочное и долговечное, чем на гвоздях. Кроме того, такое соединение является разъемным. Шуруп – крепежная деталь, состоящая из головки с прорезью (шлицем) и стержня с винтовой нарезкой. Нарезка у шурупов остроугольная, поэтому шуруп сам нарезает себе резьбу в древесине. Шурупы изготавливают из стали, латуни, алюминия. В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и диаметра, а также с различной формой головок. Головки шурупов имеют различные шлицы.

Саморезы по дереву используются для крепления материалов и легких конструкций к древесине. Саморезы имеют довольно редкую резьбу, что обеспечивает их надежную фиксацию в деревянных конструкциях. Саморезы по дереву имеют длину от 16 до 300 мм.

При соединении деталей шурупами и саморезами применяют различные отвертки и аккумуляторные дрели-шуруповерты.

Клей – природное или синтетическое вязкое липкое вещество, обладающее способностью соединять различные материалы. Склеивание – это один из самых простых способов неразъемного соединения материалов.

Существует две разновидности клея: натуральный и синтетический. Столярные клеи природного происхождения (натуральный) – костный, мездровый и казеиновый – применяются для склеивания древесины, не подвергающейся воздействию влаги. Синтетические клеи – ПВА, «Момент», «Универсальный» - обладают хорошей влагостойкостью, они просты в применении, универсальны и позволяют выполнять склеивание в кратчайшие сроки. В связи с этим синтетические клеи сейчас широко применяются в мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Эти клеи можно применять только в специально подготовленном, хорошо проветриваемом помещении или на улице.

Процесс склеивания деталей из древесины включает в себя следующие операции:

- подготовка рабочего места, клея, кисточек, деревянных лопаточек, ветоши (тряпок);

- подготовка склеиваемых поверхностей деталей путем строгания и опиливания;

- нанесение клея на склеиваемые поверхности деревянными лопаточками (тонкой фанерой, шпоном);

- сжатие склеиваемых заготовок в зажимах верстака, струбцинами или специальными прессами;

- снятие излишка клея обтирочным материалом;

- выдержка соединения под давлением.

Правила безопасной работы при соединении изделий из древесины.

1. Работу необходимо выполнять исправными инструментами.

2. При ввинчивании и вывинчивании шурупа или самореза следует держать отвертку двумя руками.

3. Необходимо следить, чтобы отвертка не выскочила из шлица шурупа или самореза в сторону руки.

4. Склеивание деталей нужно выполнять на специально подготовленном месте.

5. Закончив работу, следует убрать рабочее место, инструменты, оборудование, вымыть руки, проветрить помещение.


 

Приложение 2

Инструктажи

Вводный инструктаж:

1. Необходимо подготовить шаблон. Для этого нужно начертить детали изделия на плотной бумаге и вырезать из нее шаблон, согласно чертежу. Далее – разметить контуры на заготовке древесины.

2. Выпиливание заготовки – учитель показывает, как выпилить детали по контуру ножовкой согласно разметке по шаблону.

3. Учитель показывает, как правильно застругать детали изделия с помощью рубанка.

4. Далее – отверстие. Учитель показывает, как разметить центр отверстия, просверлить отверстие и зачистить детали.

5. Учитель объясняет, как выполнить покрыть изделие лаком.

Текущий инструктаж:

Может быть групповым или индивидуальным и направлен на исправление ошибок учащихся, организацию и выполнение трудовых приемов. Текущий инструктаж осуществляется в процессе, как минимум,  трех обходов:

Обход 1. Учитель посвящает правильной организации учащимися рабочих мест.

На столе учащегося должны быть расположены:

1.                 Подкладная доска для выполнения на ней подставки для карандашей.

2.                 Заготовка древесины для выполнения подставки для карандашей.

3.                 Ножовка для выпиливания подставки для карандашей.

4.                 Шлифовальная шкурка для обработки подставки для карандашей.

5.                 Рубанок.

6.                 Дрель и сверло для сверления отверстия.

7.                 Линейка для разметки деталей подставки для карандашей.

8.                 Угольник для создания прямого угла.

9.                 Карандаш для разметки деталей подставки для карандашей.

10.            Рейсмус для разметки деталей подставки для карандашей.

11.            Копировальная бумага для перевода рисунка с шаблона.

12.            Струбцина для фиксации деталей подставки для карандашей.

Обход 2. Посвящается правильности выполнения учащимися технико-технологических операций, анализу допускаемых ошибок и показу правильных приемов.

Исправление возможных ошибок, например:

- Неправильная разметка. Неправильная разметка может привести к тому, что подставка для карандашей будет иметь неправильную форму или размеры.

- Неправильное использование инструментов. Неправильное использование инструментов может привести к травмам или повреждению материала.

- Несоблюдение правил безопасности. Использование тупых или поврежденных инструментов может увеличить риск несчастных случаев.

- Неправильная обработка древесины. Недостаточная обработка древесины шлифовальной шкуркой (наждачной бумагой) может привести к тому, что подставка для карандашей будет иметь шероховатую поверхность и острые кромки.

- Неправильное нанесение лака. Неправильное нанесение лака может привести к тому, что подставка для карандашей будет иметь некрасивый вид или быстро изнашиваться.

Обход 3. Посвящается правильности выполнения учениками контроля и самоконтроля своей деятельности.

Учитель выдает технологическую карту или пооперационную карту изготовления подставки для карандашей.

Заключительный инструктаж включает в себя демонстрацию качественно выполненных и бракованных изделий, общую характеристику работы учащихся, анализ допускаемых учащимися ошибок, оценку работы каждого ученика.

 


 

Приложение 3

Средства наглядности

- Правильная технология выпиливания заготовки ножовкой:

- Правильная технология окончательной отделки шлифовальной шкуркой:

Picture background

- Правильная технология строгания при помощи рубанка:

- Контроль строгания слесарной линейкой и столярным угольником:

 


Приложение 4

Карточки контроля знаний (тест)

1. Технологическая операция, заключающаяся в срезании с заготовки слоя древесины в виде тонкой стружки – это? (строгание)

а) строгание;

б) сверление.

2. Какие инструменты используют для ручного строгания? (деревянные рубанки, шерхебели, фуганки и металлические рубанки)

________________________________________________________________

3. Один из видов получения и обработки отверстий резанием с помощью специального инструмента – сверла – это? (сверление)

а) сверление;

б) строгание.

4.  С применением каких  инструментом можно выполнять сверление древесины? (сверло-буравчик, коловорот, ручная дрель, электрические дрели или на сверлильных станках)

________________________________________________________________

5. Если изделие из древесины состоит из нескольких деталей, с помощью чего можно их соединить? (гвозди, шурупы, саморезы, клей)

________________________________________________________________

6. Крепежная деталь, состоящая из головки с прорезью (шлицем) и стержня с винтовой нарезкой – это? (шуруп)

а) гвоздь;

б) шуруп;

в) саморез.

7. Какое соединение более прочное и долговечное? (соединение деталей шурупами и саморезами)

________________________________________________________________

8.  Какие инструменты применяют при соединении деталей шурупами и саморезами? (отвертки и аккумуляторные дрели-шуруповерты)

________________________________________________________________

9. Назовите разновидности клея. (натуральный и синтетический)

____________________________________________________________

 


 

Приложение 5

Раздаточный материал для выбора рисунка на подставку для карандашей

 

Как нарисовать собаку поэтапно для детей - карандашом, красками, гуашью

Как нарисовать панду. 21 несложный способ — Лайфхакер

Рисунки на свободную тему для срисовки - 69 фото


 

Посмотрите также