Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"
Оценка 4.7

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
география
Взрослым
01.07.2017
Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания. В данной статье раскрывается актуальность интерактивного обучения и особенности, какие технологии интерактивного обучения можно применять на уроках географии в разных классах, о влиянии материально-технической базы на эффективность интерактивного обучения.
Ермолаева интерак. обуч..doc
Ермолаева Нина Леонидовна, учитель географии ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно­Вершины муниципального района Челно­Вершинский Самарской области «Использование интерактивных методов обучения  на уроках географии» Содержание. 1. Введение. Актуальность выбора темы. 2. Особенности интерактивного бучения. 3. Технологии интерактивного обучения. 4. Материально­техническая база кабинета географии. 5. Заключение. “Плохой учитель преподносит истину,  а хороший учит ее находить”                                                                   А. Дистервег 1. Введение. Многие   годы   традиционной   целью   школьного   образования   было овладение   системой   знаний,   составляющих   основу   наук.   Память   учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире   потерял   свою   ценность,   поскольку   любая   информация   быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности,  а   деятельность   –  это   решение   задач.   Таким   образом,  желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение   способами   взаимодействия   с   миром   (результат   –   умения),   мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.  При разработке федеральных государственных стандартов второго  поколения приоритетом  образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых  в значительной мере предопределяет успешность всего последующего  обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном  процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые  формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать  необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках предмета  призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и  навыков самостоятельности  и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Программа модернизации российского образования выдвигает задачу  более широкого  применения активных методов обучения и воспитания,  реально отражающих социальные­экономические  и политические процессы  общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека  владения разнообразными видами деятельности,  такими как исследование,  проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и  качественнее эти компетентности формируются при активном  взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в  реальных жизненных ситуациях. Мы должны помнить, что перед нами  школьник ХХI века, который имеет широкие интересы, свои суждения. Мне  представляется, что для достижения  качества образовательных услуг  необходимо использование интерактивных образовательных технологий,  переход на интерактивное обучение. Задачи интерактивного обучения:  Активизировать умственную самостоятельность учащихся;  стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность;  развивать коммуникативно­технические умения, а также  наблюдательность, умение находить причинно­следственные связи,  сопоставлять, сравнивать, делать выводы;  формировать культуру самоорганизации деятельности обучающихся на  уроках географии, в дальнейшем ­  в освоении профессии;  умение  работать с различными видами информации с помощью различных интерактивных технологий, организовать собственную  информационную деятельность; интеллектуальные умения,  необходимые для познания в реальной действительности.  2. Интерактивные методы обучения. Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии  участников образовательного процесса между собой или с техническими  средствами обучения. Суть их состоит в том, что происходит постоянный  ориентир на мобилизацию познавательных сил и стремление учащихся,  на  пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление  собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться  на творческом процессе. Особенности, характеризующие интерактивное обучение:  включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце,  а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;  оптимизация познавательной деятельности и межличностных  отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции  поведения и личности учащегося;  более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение  операционно­техническими средствами выполнения новой  деятельности;  наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и  педагогической деятельности. Интерактивное обучение решает одновременно три задачи: 1.Конкретно­познавательную задачу, которая связана с непосредственной  учебной ситуацией; 2. Коммуникативно­развивающую, в процессе которой вырабатываются  основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; 3. Социально­ориентационную, воспитывающую гражданские качества,  необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. 3. Технологии интерактивного обучения. Основные технологии интерактивного обучения: 1. 2. 3. Работа в малых группах, в паре. Работа с текстом. Технология проблемного обучения. Диалоговое обучение. Сравнительный метод. 4. 5. 6. Метод проектов. 7. 8. 9. Моделирование ИКТ. Уровневая дифференциация Остановлюсь на некоторых технологиях интерактивного обучения.  Работа в группах на учебном занятии с использованием методов  интерактивного обучения проходит шесть этапов:  Подготовительный этап;  I этап – постановка проблемной ситуации;  II этап – формирование учебных групп;  III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;  IV этап – презентация групповых решений;  V этап – рефлексия прошедшего занятия. Подготовительный этап. На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося.  Ученик любого возраста начинает учебу не с «чистого листа», он уже  имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность. I   этап – постановка проблемной ситуации. На I этапе основными методами являются проблемные методы, а основная  задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций.  Проблема, определяется как знание о незнании. Так, например, при работе по  теме урока «Распределение тепла» учащиеся устанавливают, что температура  воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины  гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем  дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее II    этап – формирование учебных групп. Поставив проблемную ситуацию,  переходим ко   II    этапу ­ формированию    учебных групп с тем, чтобы разрешить поставленное противоречие.  Существуют два основных принципа формирования групп ­ свободное (по  желанию) и организованное учителем. Организованное распределение  происходит с учетом психологических особенностей учащихся и  дидактических целей урока. III    этап – организация учебной деятельности учащихся в группе. На     III    этапе ­ организации учебной деятельности учащихся в группе  происходит: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс  поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и  подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения  поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Только  нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать  помощи друг у друга, обмениваться точками зрения ­ так формируется  общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения может  быть следующим: при изучении Восточной Сибири выбрать из  предложенного перечня характеристик те, которые, по общему мнению,  наиболее полно характеризуют климат, черты рельефа, заселённость  территории и пр. Еще раз подчеркнем: для определения общего мнения  группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой  работы, была правильно воспринята всеми членами группы. этап – презентация групповых решений. IV  Организация следующего IV    этапа – презентация группового решения –  зависит от задуманного построения всего занятия.   Презентация решений может проходить в одной из форм:  ­ устное сообщение;  ­ представление структурно­логических схем;  ­ заполнение таблиц и пр.  V    этап – рефлексия прошедшего занятия. Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V    этапом, который можно определить как отличительную  особенность интерактивного обучения, ­ рефлексией прошедшего  занятия. Вопросы могут быть следующими.  Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно  и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в  группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что  помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь  учителя и т. д. Работа в малых группах    позволяет всем учащимся участвовать в работе,  практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.      С целью успешной работы в группах составляю четкую инструкцию и  предоставляю достаточно времени на выполнение задания. Например,  помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить  информацию в течение 7­10 минут.  Совместная деятельность приносит  пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе  стеснительным и слабым)  участвовать в работе, практиковать навыки  сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать,  вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать  возникающие согласия).  На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности  каждая группа готовит  «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: « Почему?,  « В чем  причина?, «Чем объяснить? и  т. д.). В этом случае работа направлена на  приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.  Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует  пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. К  процессу оценивания необходимо подойти очень гибко. Можно обратиться  за консультацией по поводу оценивания деятельности к самим ученикам.  Если между педагогом и учениками действительно существуют  доверительные и искренние отношения, то оценки, выставленные  учениками, совпадают с оценкой, данной учителем. Работа по данной технологии предъявляет особые требования к учителю.  Учитель должен:  уметь находить проблемную формулировку темы урока, занятия. Тогда  традиционная тема, например,  «Рельеф Африки» может стать  предметом живого диалога.  уметь ставить перед учащимися вопросы, которые, в отличие от  наводящих («Почему для Восточной Африки характерны  плоскогорья?»), способствуют поиску и совместной работе («Какие  процессы формируют современный рельеф Восточной Африки?»);   быть готовым к детальному анализу и самоанализу занятия и не жалеть  времени на «педагогические заметки». Такие краткие записи помогают  проследить, что, как и почему происходило на занятии; где  взаимодействие «зависало», с чем это было связано, как этого избежать  в дальнейшем 2.Технология проблемного обучения Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение  знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков  происходят в процессе относительно  самостоятельного решения проблем,  протекающего под общим руководством учителя.  Этапы проблемного обучения:   ­ Постановка практического или теоретического задания;  ­Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем  самостоятельного исследования ученика. Проблемные ситуации создаю на разных этапах урока. На практических  работах в начале урока ставлю проблему и предлагаю решить ее с помощью  учебника, атласа и статистических данных.    Использование технологии  проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации  устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что  способствует развитию личностных компетенций школьника. 3.Диалоговое обучение Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося.  Использование этой технологии способствует формированию: умения  определять и отстаивать свою позицию (кейс­метод); возможности  критиковать и даже отвергать любое мнение; поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения. Взаимодействие учащихся в ходе  дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для  углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д. Эта  технология сложно даётся, не всегда  уч­ся вступают в диалог, тем не менее,  стараюсь постоянно вести диалог  на основе анализа  источников  географических знаний. 4.Сравнительный метод На своих уроках  применяю сравнительный метод, который позволяет  провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия  и сходства объектов, явлений. Например, после изучения любого экономического района (9кл), предлагаю учащимся выявить черты сходства и  различий:1 вариант ­ географического положения и природных условий; 2  вариант – экономического развития и отраслей специализации и т.д. Таким образом, одни  учащиеся закрепляют свои знания; для других   школьников необходимо еще раз  найти  данную информацию и  проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают  вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков  лаконичной записи (в форме таблицы , например, при изучении  экономических районов).  5.Метод проектов. Работаю над этой технологией.  Ежегодно участвуем в школьной конференции проектов, занимая призовые места: «Природные ресурсы Челно­Вершинского  района», «Рельеф Челно­Вершинского района»,  «Климат Челно­Вершинского района», «Ландшафты Челно­Вершинского  района», «Народы Челно­Вершинского района», « Реки Челно­Вершинского  района и их названия», «Путеводитель по Челно­Вершинскому району»,  «Влияние погодных условий на здоровье», «География в домашнем  холодильнике» и др. Учащиеся также принимают участие и занимают  призовые места в окружной НПК. В 2014­15 учебном году учащиеся 6­б  класса  Ермолаева Мария, Антонова Екатерина, Гусева Марина представили  работу «Изучение рельефа Челно­Вершинского района» и заняли 3 место. В  2015­16 работа Ульяновой Яны «Влияние погодных условий на здоровье моей  семьи заняла 1 место, работа учащихся 7­в класса Распопиной Полины и  Осиповой Кристины «География в домашнем холодильнике» заняла 3 место.  Учащиеся с ОВЗ: Баринов Иван (7­б), Тяжова Анастасия (7­а) и Громова  Александра (7­в)  участвовали в областном сетевом интернет­ проекте  «Путеводитель по Земле Самарской» и заняли 2 место. 4. Материально техническая база кабинета географии. Кабинет географии оснащён современным оборудованием: проектор,  ноутбук, экран, система акустическая. А также различные приборы (теллурий, метеостанция, компасы), наглядные пособия и модели (географические карты, глобусы, коллекции горных пород и минералов) позволяют эффективно  организовать учебный процесс.  Внедрять в практику методы интерактивного обучения помогает  учебно­методический комплект  «Сферы».     Главные методические принципы  построения УМК:  соответствие ФГОС ООО; направленность на личностные,  метапредметные и предметные результаты;  активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной  деятельности учащихся;  усиление практической направленности курса, позволяющей  использовать полученные знания и умения в повседневной жизни. УМК «Сферы» по географии включает 8 типов учебно­методических изданий:  учебник;  электронное приложение;  тетрадь­тренажёр;  тетрадь­практикум;  тетрадь­экзаменатор;  учебный атлас;  контурные карты с заданиями;  методические рекомендации для учителя;  а также сайт (www . spheres . ru). Учебник     и   электронное   приложение   к   нему   стимулирует   воображение   и интерес  в  начальных  курсах   изучения  географии (6 и 7  класс), заставляет мыслить, рассуждать, искать ответа на вопросы  в 8 и 9 классе. Современному ребенку интереснее работать с текстом на экране компьютера, чем с текстом учебника. На теоретическом этапе урока изучение нового материала часто сопровождается   демонстрацией   учебной   информации   из   электронных учебников   (например,   движение   планет   Солнечной   системы,   смена   времен года на Земле, подземные воды, реки Земли, население России и др.).   Это позволяет   направить   внимание   школьников   на   самые   важные   моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко   проникнуть   в   суть   изучаемого   вопроса.   Также   в   электронных учебниках   заложены   видеофильмы   с   самыми   яркими   и   необходимыми сюжетами, которые идут всего 2­3 минуты, но отражают суть процесса или явления (например,  извержение вулкана). Использование программы Power Point для презентаций.  Как бы интересно и захватывающе  ни был написан учебник, как бы красиво   ни   рассказывал   учитель,   образ   территории   лучше   создается   при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является   использование   зрительного   канала   восприятия.   Программа разработки   презентаций  Power  Point  позволяет   подготовить   материалы   к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства   каждого   и   нивелируя   недостатки.   Демонстрация   на   экране высококачественных   иллюстраций   позволяет   создать   более   полный   образ изучаемого объекта. Использование Интернет.         Интернет – ресурсы дают такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это, прежде всего, статистические материалы для изучения социально­экономической географии России и мира, фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. Систему Интернет учащиеся используют   при   подготовке   сообщений,   докладов,   рефератов,   которые сопровождаются демонстрацией презентаций. 5. Заключение. Используя методы и формы интерактивного обучения я сделала следующие выводы: ­  значительно   повысилась   мотивация,  особенно   это   отразилось   на  «слабых учениках»; ­ повысился уровень усвоения материала, снизилась утомляемость; ­ учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других. Работают как слабые, так и сильные учащиеся.  ­ организованы и включены в работу все учащиеся без исключения, хорошо развивается   устная   речь,   совершенствуется   умение   работать   с   различной литературой; ­ развивается умение работать в группе; ­ вырабатываются коммуникативные навыки; ­ учащиеся приобретают способы деятельности, которые в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. ЛИТЕРАТУРА: 1. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных  образовательных стандартов общего образования. – М.:  Просвещение, 2008. 2. Асмолов А. Г. Системно­деятельностный подход в разработке  стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18­ 22.Сухов В.П. Системно­деятельностный подход в развивающем  обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. 3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития.  Инновационный курс. — Казань: Казанский университет, 1996. 4. Диагностика успешности учителя: Сборник методических  материалов. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.:  Педагогика, 1989. 6. Журналы «География в школе» 7. Интернет ­ ресурсы

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"

Методическая статья "Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017