Методически материал " МУзыкотерапия на уроках музыки"
Оценка 5
Документация
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
30.03.2019
Данная работа является подробным описанием методов музыкотерапии на уроках и во внеурочной работе. Опыт работы в течение пяти лет с кратким описанием методик для применения в целях коррекции тревожности у младших школьников средствами музыкотерапии. Данная информация может быть полезна учителям музыки и учителям-предметникам.
Пояснительная записка к методическому семинару по теме.docx
Пояснительная записка к методическому семинару по теме
« Музыкотерапия как метод коррекции тревожности младших
школьников»
Слайд 1, 2 – приветствие
Слайд 3 – Проблема
«Изза рассеянности сильно упала успеваемость. Мой сын почему то не
может сказать ни слова».
«Дома дочь очень активная, но с после поступления в новый класс –
замкнулась в себе»
«Ребенок не может выстраивать отношения с одноклассниками»
Ежедневно учащиеся, педагоги и родители сталкиваются с подобными
проблемами . Адаптация, смена коллектива, повышенные требования к
учащимся – всё это, к сожалению, влечет за собой не только положительные
результаты, но и приводит к росту такого распространённого явления, как
школьная тревожность. Последствия могут быть плачевными, а что самое
опасное уровень ее с каждым годом растет.
Слайд 4
Данная проблема не может не волновать, и конечно же, психологи и педагоги
задаются вопросом : как можно снизить тревожность школьников? Что я, как
учитель музыки могу сделать для того, чтобы младшие школьники
чувствовали себя комфортно в стенах школы?
Ответ на этот вопрос мы можем найти в высказывании В.И.Петрушина
( доктора педагогических наук, преподавателя кафедры психологии МГУ) :
«Каждый музыкант или учитель музыки, осознают они это или нет,
являются стихийными психотерапевтами, изменяющими при помощи
музыкальных произведений настроения и чувства своих учеников»
Слайд 5
Действительно, учитель музыки имеет возможность прикоснуться к душе
каждого ребенка, формируя личность и музыкальный вкус школьника. Не
секрет, что быстро развивающийся современный мир требует выдерживать
колоссальные нагрузки в физическом и психологическом плане.
В своей работе я «призываю» на помощь музыкотерапию, которая может
помочь значительно увеличить работоспособность человека. Что же такое музыкотерапия? Особенность воздействия музыки на психо
эмоциональное состояние человека была замечена еще в Древней Греции и
Риме. Это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве
лечебного средства.
Слайд 6
Принято выделять активную, интегративную и рецептивную музыкотерапию.
Слайд 7
Исследованием в этой области занимались следующие педагоги и психологи (
на слайде) , стараясь найти ответ на вопрос : как воспитать гармоничную
личность?
Что значит быть гармоничной личностью? Это баланс, умение согласовывать
внутреннюю динамику с внешними обстоятельствами, но что происходит,
когда этого баланса нет? Как бороться со стрессом?
Слайд 8
Наша совместная работа с психологом школы проходила в несколько
этапов – сбор и диагностика данных осуществилась в 2017 – 2018 учебном
году , была проведена диагностика уровня тревожности младших школьников
и получены следующие результаты : высокий уровень тревожности показали
60 % учащихся.
Слайд 9
Данная ситуация вызвала
Мы
предположили, то высокий уровень тревожности сказывается на качестве
знаний, которое оказалось низким у диагностируемых 4х классов,
находящихся в состоянии стресса. После ознакомления с результатами
качества знаний диагностируемых классов было решено провести работу,
направленную на снижение уровня тревожности учащихся.
Слайд 10
беспокойство у коллектива школы.
Таким образом, были определены следующие задачи, ключевой из которых
было проверить эффективность
методов музыкотерапии в результате
использования адаптированной программы коррекции тревожности у
младших школьников.
Слайд 11 Для коррекции тревожности было решено разделить учащихся на две группы
экспериментальную группу А, на которую оказывалось воздействие при
помощи адаптированной программы во внеурочное время и на уроках музыки,
и контрольную группу В – на которую влияние не оказывалось .
Работа по коррекции тревожности включала в себя внеклассную работу ,
среди которой были сеансы музыкотерапии, «музыкальные» перемены, мини
концерты с элементами театрализации и работу на уроках.
Совместно с психологом школы, опираясь на труды Петрушина и Бехтерева, а
так же рекомендованный список музыкальных произведений, была
разработана программа коррекции тревожности у младших школьников.
Фрагмент данной программы представлен на слайде.
Слайд 12
Уроки музыки включали в себя следующие виды деятельности – слушание
музыки и визуализация, вокализация, мимическая гимнастика под музыку,
которая может помочь научиться детям выражать свои чувства и угадывать
чувства других людей, а так же с арт терапевтические приемы на уроках.
Так же один самых действенных и любимых видов деятельности на уроках ,
оказывающих терапевтический эффект, является импровизация и создание
музыкальных «карт мечты», где учащиеся сначала отмечают произведения,
которые хотят услышать, а затем фиксируют свои впечатления.
Слайд 13
Конечно, сложности при работе по коррекционной программе были, и
основная проблема заключается в неумении слушать классическую музыку. В
наш век, когда музыка окружает людей повсюду, очень сложно научить
ребенка понимать и слышать душу произведения. Для активизации
воображения, воспитания культуры слушания учащихся, на своих уроках я
применяю прием вербализации классической музыки. Предлагаю Вашему
вниманию фрагмент видео с вербализацией композиции П.И.Чайковского –
Вальс цветов. Просушивание классической музыки улучшает визуальное
внимание.
Очень важно, чтобы процесс прослушивания музыки не стал похож на
поедание пищи для удовлетворения голода, как говорит нейробиолог Даниэл Левитин. Прослушивание музыки на фоне влияет на производительность
труда, а для спортсменов музыка становится своеобразным стимулятором
физической деятельности, выносливость которых увеличивается.
В мае 2018 года была проведена повторная диагностика уровня тревожности,
данные представлены на слайде. Результаты исследования после применения
приемов музыкотерапии на уроках и во внеурочной деятельности
( прослушивание музыки на перемене)
оказались положительными,
показатели –значительными. Итоги сравнительного анализа качества знаний
до и после проведения эксперимента так же оказались положительными.
Таким образом можно судить об успешности использования музыкотерапии в
урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся стали более открытыми,
охотно участвуя в конкурсных концертных программах, свободно высказывая
свои идеи на уроках, а так же …
Подводя итог моей первой попытки обобщения опыта, следует отметить, что
работа по решению поставленной проблемы продолжается. Каждый учитель
может использовать элементы музыкотерапии на своих уроках не зависимо от
преподаваемого предмета.
Музыкотерапия – это пространство для безграничного творчества и
неустанной работы.
Наши дети –это сосуд, который мы наполняем педагогическим мастерством,
знаниями, инновациями,
но наш сосуд не будет полон без чуткости, эмоций, любви, которую каждый
учитель должен обязательно добавить в свою работу, и пусть музыка
помогает чувствам просыпаться.
Зовите «музыкой» к великому. Спасибо за внимание!
Методически материал " МУзыкотерапия на уроках музыки"
Методически материал " МУзыкотерапия на уроках музыки"
Методически материал " МУзыкотерапия на уроках музыки"
Методически материал " МУзыкотерапия на уроках музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.