МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073401 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по окончании обучения выпускники специальности 073401 Вокальное искусство получают квалификацию «Артист-вокалист, преподаватель» (в отличие от квалификации «Артист академического хора, ансамбля» в соответствии с государственным образовательным стандартом 2-го поколения).
Перед преподавателями профессионального модуля «Педагогическая деятельность» и руководителями производственной (педагогической) практики в образовательных организациях среднего профессионального образования ставится задача не только научить специалистов среднего звена академическому пению, но и воспитать их как преподавателей, способных вести в образовательных организациях дополнительного образования отрасли культуры учебный предмет «Постановка голоса» при реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хорового пения.
Предлагаемые методические инструкции будут способствовать освоению общих и профессиональных компетенций и приобретению практико-ориентированной подготовки в рамках прохождения производственной (педагогической) практики, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время осуществление творческого самовыражения детей и молодежи в сольном пении стало возможным, благодаря учебному предмету «Постановка голоса».
Вряд ли можно оспаривать тезис, что пение – самый доступный, демократичный и увлекательный способ музицирования, ибо он уходит корнями в глубь веков, сопровождая человека в особые моменты его жизни. Сейчас пение становится все более и более популярным во всех слоях общества, что выражается не только в повышении интереса к профессиональному обучению и специальным певческим конкурсам государственного уровня, но и в порождении всевозможных шоу-программ, в которые активно вовлекаются молодежь и дети различных возрастов.
Профессионально детские голоса стали использоваться для богослужения с появлением и утверждением христианства. Звонкие детские голоса в храме – это своего рода пение ангелов, находящее невероятно эмоциональный отклик у прихожан. В это же время появились и первые вокальные учителя, которые понимали необходимость учить детей элементарным азам пения: не кричать, хорошо открывать рот, четко произносить слова, понимать о чем поешь и уметь петь без сопровождения. Эти постулаты, сформулированные еще в 15 веке, могут быть полезны и актуальны в современной методике преподавания вокала. За долгий исторический процесс создано много теоретических трактатов, в том числе Каччини, Ламберти, Гарсиа, Глинкой, Варламовым, чьи опыты-упражнения, практические советы-вокализы востребованы и сейчас.
На текущий момент среди педагогов-вокалистов нет единого мнения по поводу возраста ребенка, с которого следует начинать профессиональные занятия по вокалу. Все едины во мнении, что пение детей в хоре – благо, ведь в нем соединены ощущение радости коллективного музицирования, познание музыкальной грамоты, развитие музыкально-эстетического вкуса.
Неоднородны суждения профессиональных специалистов вокала о времени начала сольной певческой карьеры. Прежде в вокальной педагогике были ясно выражены возрастные ограничения, требовавшие начинать обучение не ранее 18 лет, когда физические параметры и психо-эмоциональная сфера полностью сформированы. В нынешнее время эти ограничения, по существу, сняты, причем, скорее все – в угоду современной тенденции: стать звездой как можно скорее. Главная опасность в подобной практике – раннее, как правило, искаженное самовосприятие ребенка-артиста в окружающей действительности.
Дети, познавшие сценический успех и свою исключительность (порой преувеличенную), взрослея, сталкиваются с проблемами потери голоса, невосстребованности в шоу-бизнесе, впадая при этом в депрессивное состояние и совершая неадекватные поступки.
На наш взгляд, главной особенностью детского вокального образования должна быть регламентация по возрасту:
младшая группа – до 10 лет – включает детей дошкольного и младшего школьного возраста;
средняя группа – от 11 до 14 лет – включает детей и подростков среднего школьного возраста;
юношеская группа – от 15 до 18 лет – включает лиц старшего школьного возраста.
Специфика обучения вокалу по возрастным группам
Младшая группа
1. Характеристики голосов младшей возрастной группы, по существу, одинаковы: фальцетное звучание, небольшой диапазон, неустойчивая интонация, отсутствие градации тембровых возможностей и динамического разнообразия.
2. Главный метод обучения – фонопедический (разговорный) – в форме скороговорок, речевок, попевок. С их помощью происходит приобретение интонационных навыков, воспитание ритмического слуха и образно-сюжетных понятий в исполняемых произведениях.
3. Важное значение в достижении этих навыков имеет игра, с помощью которой вовлечение детей в творческий процесс становится естественным и продуктивным.
Средняя группа
1.Характеризуется предмутационными и мутационными изменениями голоса.
2.С точки зрения физиологических возможностей голоса этот период характеризуется наибольшей продуктивностью, когда детский голос преображается во взрослый: формируется вокальное дыхание, расширяется певческий диапазон, тембр приобретает дискантовое звучание.
3. В этот период рекомендуется не прекращать занятий пением, однако, при этом необходимо тщательно дозировать вокальную нагрузку, тем самым способствуя сокращению процесса мутирования по времени и силе.
Юношеская группа
1.Сложность периода обучения, как правило, характеризуется противоречивым поведением подростков, переживающих время становления как певца и личности.
2.Юношеский максимализм нередко диктует юным певцам стремление к освоению сложного взрослого репертуара, без учета ими несовершенства певческого аппарата и своих вокальных возможностей.
3. Особая роль в формировании профессионально ориентированной творческой личности принадлежит педагогу, который должен привить молодому певцу необходимые дидактические принципы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.