МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пед практика.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ  ДЛЯ  ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073401 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по окончании обучения выпускники специальности 073401 Вокальное искусство получают квалификацию «Артист-вокалист, преподаватель» (в отличие от квалификации «Артист академического хора, ансамбля» в соответствии с государственным образовательным стандартом 2-го поколения).

Перед преподавателями профессионального модуля «Педагогическая деятельность» и руководителями производственной (педагогической) практики  в образовательных организациях среднего профессионального образования ставится  задача не только научить специалистов среднего звена академическому пению, но и воспитать их как преподавателей, способных вести  в образовательных организациях дополнительного образования отрасли культуры учебный предмет  «Постановка голоса» при реализации дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной  программы в области  хорового пения.

Предлагаемые методические инструкции будут способствовать  освоению общих и профессиональных компетенций и приобретению практико-ориентированной подготовки в рамках прохождения производственной (педагогической) практики, необходимых  для будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время  осуществление творческого самовыражения детей и молодежи в сольном пении стало возможным, благодаря учебному предмету «Постановка голоса».

Вряд ли можно оспаривать тезис, что пение – самый  доступный, демократичный и  увлекательный способ музицирования, ибо он уходит корнями  в  глубь веков, сопровождая человека в особые моменты его жизни.    Сейчас пение становится все более и более  популярным во всех слоях общества, что выражается не только в повышении интереса к профессиональному обучению и специальным певческим конкурсам государственного уровня, но и в порождении всевозможных шоу-программ, в  которые активно вовлекаются молодежь и дети различных возрастов.

Профессионально детские голоса стали использоваться для богослужения с появлением и утверждением христианства. Звонкие детские голоса в храме – это своего рода пение ангелов,  находящее невероятно эмоциональный отклик у прихожан. В это же время появились и первые вокальные учителя, которые понимали необходимость учить детей элементарным азам пения: не кричать, хорошо открывать рот, четко произносить слова, понимать о чем поешь и уметь петь без сопровождения. Эти постулаты, сформулированные еще в 15 веке, могут быть полезны и актуальны в  современной методике преподавания вокала. За долгий исторический процесс  создано много  теоретических трактатов, в том числе Каччини, Ламберти, Гарсиа, Глинкой, Варламовым, чьи опыты-упражнения, практические  советы-вокализы востребованы и  сейчас.

         На текущий момент среди педагогов-вокалистов нет единого мнения по поводу возраста ребенка, с которого следует начинать профессиональные  занятия по вокалу. Все едины во мнении, что пение детей в хоре – благо, ведь в нем соединены ощущение радости коллективного музицирования, познание музыкальной грамоты, развитие музыкально-эстетического вкуса.

         Неоднородны суждения профессиональных специалистов вокала о времени начала  сольной певческой карьеры. Прежде в вокальной педагогике были ясно выражены возрастные ограничения, требовавшие начинать обучение не ранее 18 лет, когда физические параметры и психо-эмоциональная сфера полностью сформированы. В нынешнее время эти  ограничения, по существу, сняты, причем,  скорее все –  в угоду современной тенденции: стать звездой как можно скорее. Главная опасность в подобной  практике – раннее, как правило, искаженное самовосприятие  ребенка-артиста в окружающей действительности.

Дети, познавшие сценический успех и свою исключительность (порой преувеличенную), взрослея, сталкиваются с проблемами потери голоса, невосстребованности в шоу-бизнесе, впадая при этом в депрессивное состояние и совершая неадекватные поступки.

На наш взгляд,  главной особенностью детского вокального образования должна быть регламентация по возрасту:

         младшая группа – до 10 лет – включает детей  дошкольного и младшего школьного возраста;

         средняя группа – от 11 до 14 лет – включает детей  и подростков среднего школьного возраста;

         юношеская группа  – от 15 до 18 лет – включает лиц старшего школьного возраста.

Специфика обучения вокалу по возрастным группам

Младшая группа

1. Характеристики  голосов младшей возрастной группы,  по существу,  одинаковы: фальцетное звучание, небольшой диапазон, неустойчивая интонация, отсутствие градации тембровых возможностей и динамического разнообразия.

2. Главный метод обучения – фонопедический (разговорный) – в форме скороговорок, речевок, попевок. С их помощью происходит приобретение интонационных навыков, воспитание ритмического слуха и образно-сюжетных понятий в исполняемых произведениях. 

3. Важное значение в  достижении этих навыков имеет игра, с помощью которой вовлечение детей в творческий процесс становится естественным и продуктивным.

Средняя группа

1.Характеризуется предмутационными и мутационными изменениями голоса.

2.С точки зрения физиологических возможностей голоса этот период характеризуется наибольшей продуктивностью, когда детский голос преображается во взрослый: формируется вокальное дыхание, расширяется певческий диапазон, тембр приобретает дискантовое звучание.

3. В этот период рекомендуется не прекращать занятий пением, однако, при этом необходимо  тщательно дозировать вокальную нагрузку, тем самым способствуя сокращению процесса мутирования по времени и силе.

Юношеская группа

1.Сложность периода обучения, как правило,  характеризуется противоречивым поведением подростков, переживающих время становления как певца и личности.

2.Юношеский максимализм нередко диктует  юным певцам стремление к освоению сложного взрослого репертуара,  без учета ими несовершенства певческого аппарата и своих вокальных возможностей.

3. Особая роль в формировании  профессионально ориентированной творческой личности  принадлежит педагогу, который должен привить молодому певцу необходимые дидактические принципы.