Формирование мотивации к учебной деятельности без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной системы образования. Её актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать обучающихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой. Учитывая, что мотивы обучающихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов обучающихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов, ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу, который становится свойством личности.
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых обучающимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность обучающихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Метод проектов. Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.
Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные обучающимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Рассмотрим более подробно приемы повышения мотивации обучающихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.
1. «Линия времени». Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля: проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет обучающимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
2. «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
3. «Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Вот видите, как важно...
4. "Профи" Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика.
5. «Оценка – не отметка». Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с обучающимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
5. «Защитный лист». Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый обучающийся без объяснения причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
6. «Кредит доверия». В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
7. Апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой–либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление. Кроме того, обращение к опыту детей – это не только прием для создания мотивации. Более важно то, обучающиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что обучающиеся часто не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.
8. Решение нестандартных задач на смекалку и логику. По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову” Задачи такого характера предлагаются обучающимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены видов работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
9. Игры и конкурсы. Всем нам известно, как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации.
10. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Проверить знания обучающихся можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Виды и формы урока также играют немаловажную роль.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации обучающихся.
Условия, способствующие развитию познавательного интереса у обучающихся:
o Организация обучения, при которой обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
o Организация парной и групповой форм учебной деятельности.
o Применение ИКТ-технологий на уроках.
o Использование межпредметных технологий обучения.
o Дифференциация обучения.
o Критериальное оценивание.
o Позитивная психологическая атмосфера урока.
o Развитие творческого потенциала обучающегося..
o Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.
Для формирования полноценной мотивации учебной деятельности важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно- ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности обучающихся; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; поддерживать ровный стиль отношений между всеми обучающимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самосовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив.
Развитие творческих способностей обучающихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к обучающимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.
Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:
1. Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и обучающихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
2. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом обучающихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности.
3. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу обучающихся.
4. Работая над развитием познавательной активности обучающихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для обучающихся лично значимым и устойчивым.
5. Важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение обучающихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа обучающихся характеризовалась целенаправленностью и системностью.
6. Для решения задачи развития познавательной активности обучающихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание обучающихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами обучающиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).
7. В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной активности обучающихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов обучающихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для обучающихся, актуальность.
8. Для решения задачи развития познавательной активности обучающихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае появляется возможность развития у обучающихся элементов творческого мышления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.