Статья: Создание ситуации успеха на уроке в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Цель:повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы по применению ситуации успеха на уроках в начальной школе
Задачи:
1. Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.
2. Обозначить актуальность и эффективность создания ситуации успеха на уроках в начальной школе.
3. Продемонстрировать участникам мастер-класса использование различных технологий по теме на уроках через просмотр презентации и прослушивание теоретического материала.
4. Углубить знания педагогов об организации и проведении уроков с обучающимися начальной школы под средством технологии создания ситуации успеха.
Путь к успеху
Тернистый, сложный.
Мечтать, придумывать,творить,
Тогда успеху точно быть!
Удаче быть!
Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленным на создание ситуации успеха ученика на уроке.
Задачи:
– информирование педагогов о психолого–педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;
–развитие навыков сотрудничества;
– проектирование позитивных программ действий для создания ситуации успеха на уроке.
Ход мастер-класса
–Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приятно видеть вас в этой аудитории. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
–Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого хорошее настроение. (Замечательно)
– А теперь поднимите руки те, у кого есть здесь друзья. (Здорово)
– Коллеги, у каждого на парте лежит лист А4. Возьмите его сейчас и в течение 3–4 минут нарисуйте, пожалуйста, любой рисунок для Вашего соседа по парте или друга, присутствующего здесь. Начинайте.
– Покажите этот рисунок тому, для кого Вы его нарисовали.
– А теперь Вы (указываю на кого-то), выразите свое хвалебное отношение к работе коллеги: «Молодец. У тебя все получилось, умница, здорово, отлично, так держать, научи меня также красиво рисовать, я горжусь тобой, великолепно, грандиозно».
– Сейчас же я выражу своё отношение: «Я вообще сомневалась, что у тебя что–то получится, у тебя нет никаких способностей к рисованию, посмотри, что это, лучше бы другим делом занялась….»
– Что вы чувствовали, когда вас критиковали? Ответы
–А когда хвалили? Ответы
–То же самое чувствуют и наши ученики.
– Как вы думаете, какова тема нашего мастер–класса? (варианты)
– Верно, тема нашего мастер–класса «Создание ситуации успеха учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
– И своё выступлениемне хочется начатьс притчи:
–«Сэр, в чем секрет вашего успеха?» – спросил репортеруспешного человека.
– Всего два слова!
– И какие же, сэр?
– Правильные решения!
– И как же вы принимаете правильные решения?
– Одно слово.
– И что это за слово?
– Опыт!
– А как вы получаете этот самый опыт?
– Два слова.
– И какие же?
– Неправильные решения…
– Для того, чтобы ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха,как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех уребенка развиваются учебно-универсальные действия.
– Что же такое успех?
– Успех – это внутреннее состояние человека, возникающее в результатеситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чеговы начинали, и вашим последним достижением.
– Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
– Предлагаю ненадолго вернуться в детство, в те годы, когда вы были школьниками.
– С какими трудностями вы сталкивались, будучи учениками? Легко ли вам давалась учеба?
– А нынешним ученикам учиться легко?
– А что значит учиться легко?
– Легко учиться, когда у тебя все получается, когда на твои достижения обращают внимания больше, чем на твои недостатки.
– Как нам учителям обеспечить ту самую легкость в обучении? Это нам помогут понять и прочувствовать на себе следующие упражнения:
Упражнение «Общий рисунок»
–У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесьна пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок однимкарандашом, держась за карандаш вместе.
– Скажите, что мешало вам нарисовать картину?
– Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
– Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние нетолько на настроение учеников, но и на качество обучения.Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться.Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитываетзаслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблемаобучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.
Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ееметоды обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может лиучитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и припомощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточноактуальны для нас с вами. Они и станут предметом нашего разговора.
В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремлениезаслужить одобрение старших: учителя, родителей. Учителя начальных классов, как никто знают, что вначальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для нихвид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когдаим интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а дляребенка тем более. В рамках ФГОС, новых нормативных документов помодернизации образования в России акцент делается наиндивидуализацию обучения, на выстраивание работы с одареннымидетьми, на создание комфортных условий для каждого ученика. Поэтомумы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха длякаждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье,во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого,что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Для этого мы на своих уроках используем приемы создания ситуации успеха, и ярасскажу о нескольких интересных, нестандартных приемах.
Эмоциональный всплеск (поглаживания)
– «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» – этопохвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.
Авансирование успешного результата.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться.», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Высокая оценка детали.
Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой–то его отдельной детали.
– Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция.
(Учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание со словом олимпиада», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы», «Тебе особенно удалось задание со словом Греция»).
Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что–то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Помогает ребенку избежать поражения.Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …», «Выполняя работу, не забудьте о …»
Внесение мотива.
Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Персональная исключительность.
Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Используя этот прием, можноразрабатыватьразноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.
Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…».
Анонсирование
Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящейсамостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний.Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было быобозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования впредварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать:посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать
определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-тоэто напоминает репетицию, которая создает психологическую установкуна успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапногонападения».
– Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочнойдеятельности.Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случаедействует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или«Что одномуне под силу, то легко коллективу».
Основная парадигма в работе учителя – дать каждому ребенку шанс проявить себя. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек.
– Предлагаю Вам потренироваться. Перед вами высказывания педагогов. Вам необходимо понять, помогают ли эти фразы учебной деятельности ребенка, усиливают ли его желание учиться, если нет, то попробуйте сказать по–другому, перефразируйте их.
1. – Я уже полчаса распинаюсь у доски, а ты меня не слушаешь, вот как с тобой можно разговаривать!
–Сегодня я вам многое рассказала, стоя у доски, надеюсь, что вы меня слышали. Мне интересно твое мнение по поводу моего рассказа.
2. – Это не дело. Ты должен относиться к урокам серьёзнее!
– Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке.
3. –Как всегда, у тебя много ошибок и ужасный почерк!
– Ты, молодец! У тебя все получится, нужно еще чуть–чуть постараться.
– Напомните мне, пожалуйста, какой приём мы использовали? (Похвала)
Заключение
– Так вот, дорогие коллеги.Даже однократное переживание успеха способно повысить психологический комфорт, активность, уровень взаимоотношений с окружающими. Оно может дать толчок к дальнейшему росту. Через создание ситуаций успеха личность идет к достижению самого успеха. «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя ... Радость успеха может померкнуть» – В. А. Сухомлинский
-Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, и конечно же-успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Важная заповедь учителя- заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех.
Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой- отражающиеся в ней звезды.»
В заключении хочется отметить – ситуация успеха – это длительный икропотливый процесс. Но, как говорится, игра стоит свеч. На основе всегоэтого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
РЕФЛЕКСИЯ
"Кораблик"
Педагогам предлагается оценить настроение после мероприятия: «Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если мероприятие понравилось – алый парус, если на душе «тоска зеленая» - зеленый парус, если мероприятие никак не тронуло – черный парус».
Списоклитературы:
1.Журнал Практика административной работы в школе № 1 (96), 2014. – М.: «ИФ «Сентябрь», 2014.
2.Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности/под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. – ГУ МО «Издательский дом «Московия», 2009. – 309 с.
3.Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь,2002.
4.Никитина Н.Н. «Введение в педагогическую деятельность». М., 2006. 5.Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Речь, 2002.
6.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
7.Щурков Н.Е. «Педагогические технологии». М.,1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Технология создания успеха (памятка)
Для реализации данной технологии на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:
1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.
2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.
3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.
4.В задачах должна присутствовать степень новизны.
5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.
ОПЕРАЦИЯ |
НАЗНАЧЕНИЕ |
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. |
«Мы все пробуем и ищем, только так может что–то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. |
«У вас обязательно получиться.» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. |
«Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
4. Внесение мотива |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. |
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
5. Персональная исключительность. |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. |
«Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. |
Побуждает к выполнению конкретных действий. |
«Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» |
7. Высокая оценка детали. |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой–то его отдельной детали. |
«Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.