Применение практико-ориентированных инновационных технологий и методов обучения в педагогическом колледже

  • Научные работы
  • docx
  • 02.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Публикация.docx

Применение практико-ориентированных инновационных технологий и методов обучения в педагогическом колледже

О.С.Тарасова, преподаватель

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский педагогический колледж»

 

Аннотация: в статье рассматривается применение практико-ориентированных инновационных технологий и методов обучения в педагогическом колледже. В статье проанализированы подходы к образованию, выявлены преимущества применения инновационных технологий и методов обучения.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, инновационные технологии, профессиональная деятельность.

 

Обучение будущих педагогов в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования направлено на формирование квалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи образовательного процесса. В современных условиях особое внимание уделяется актуализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов, которые становятся основополагающими в подготовке будущих педагогов.

Личностно-ориентированный подход предполагает, что образовательный процесс должен быть сосредоточен на потребностях, интересах и способностях каждого студента. Это означает, что педагоги должны уметь выявлять индивидуальные особенности своих учеников и создавать условия для их развития.

Деятельностный подход, в свою очередь, акцентирует внимание на активном участии студентов в учебном процессе. Он предполагает, что знания лучше усваиваются через практическую деятельность, экспериментирование и совместные проекты. Это позволяет будущим педагогам не только теоретически осмысливать полученные знания, но и применять их на практике, что способствует лучшему пониманию образовательного процесса [2].

Важно подчеркнуть, что практическая составляющая подготовки будущих педагогов занимает привилегирующую позицию. Практика помогает студентам интегрировать знания и умения, полученные в теории, в реальную образовательную практику. Учебные практики, стажировки и участие в проектной деятельности формируют у будущих педагогов навыки, необходимые для организации учебного процесса и взаимодействия с учениками. Это способствует развитию профессиональной идентичности и уверенности в своих силах.

Анализ педагогических исследований показывает, что проблемам практико-ориентированного обучения уделено внимание в работах таких исследователей, как Н.В. Басалаева, Л.М. Воробьёва, А.А. Вербицкий, В.А. Гуружапов, С.Г. Копьева, Е.М. Пост и Ф.Г. Ялалова. В современных научных публикациях определены теоретические основы, особенности и подходы к практико-ориентированному обучению будущих педагогов. Текущие тенденции в образовании требуют улучшения не только теоретической подготовки, но и активизации практико-ориентированной подготовки педагогов.

Практико-ориентированный подход представляет собой метод, который нацелен на соответствие содержания педагогического образования современным требованиям педагогической практики. По мнению А.В. Савицкой, в контексте педагогического образования этот подход подразумевает акцент не на учебных дисциплинах, а на реальных проблемах, с которыми сталкиваются будущие специалисты. При этом особое внимание уделяется активному обучению в небольших группах, вместо использования традиционных форм организации учебного процесса [1].

Как показал анализ литературных источников, в рамках современного практико-

ориентированного обучения существует несколько подходов. Данные подходы отличаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями участников образовательного процесса в системе практико-ориентированного обучения.

Представители первого подхода, такие как Ю.П. Ветров и Н.И. Клушина, подчеркивают связь между практико-ориентированным обучением и опытом, который накапливают студенты во время прохождения различных практик. В то же время сторонники второго подхода, включая И.В. Петрову, И.А. Зимнюю и Ф.Г. Ялалова, предлагают применять профессионально-ориентированные технологии, направленные на развитие у студентов профессионально значимых качеств, а также общекультурных и социально значимых компетенций в процессе формирования их профессиональных навыков.

Применение практико-ориентированного обучения может охватывать все уровни системы образования, при этом уделять внимание возрастным особенностям обучающихся, формировать адаптацию к педагогической деятельности на основе практико-ориентированной направленности и деятельности [3].

Применение инновационных практико-ориентированных образовательных технологий и методов обучения в педагогическом колледже может значительно улучшить процесс обучения и подготовку будущих педагогов.

Они позволяют студентам получить практические навыки и опыт, необходимые для успешной карьеры в образовании.

Одним из таких методов является проектная деятельность. Студенты имеют возможность работать над актуальными проектами в области педагогики, что дает им шанс применить полученные знания на практике и развивать творческие и исследовательские навыки. К таким проектам можно отнести разработку учебных занятий, создание образовательных ресурсов, проведение научных исследований и многое другое.

Применение современных информационных технологий является ключевым аспектом образовательного процесса в педагогическом колледже. Студенты имеют возможность работать с компьютерами, интерактивными досками и программами для создания презентаций и видеоматериалов, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию навыков работы с технологиями. Использование интерактивных электронных учебных ресурсов, таких как видеоролики, анимации, интерактивные задания и тесты, позволяет более эффективно визуализировать и осваивать информацию. Кроме того, применение технологий виртуальной и дополненной реальности предоставляет студентам возможность погружаться в симулированные образовательные среды, что улучшает их понимание и применение учебного материала, а также стимулирует использование этих технологий в работе с детьми [3].

Кроме этого, применение практико-ориентированных инновационных образовательных технологий и методов обучения включает использование кейс-метода, ролевых игр, мастер- классов, тренингов и других активных форм работы. Эти методы способствуют студентов к применению своих знании на практике, развитию коммуникативные навыков, обучению работать в группе и решать профессиональные задачи.

В результате применения практико-ориентированных инновационных образовательных технологий и методов обучения студенты педагогического колледжа получают более всестороннее и углубленное образование, что подготавливает их к профессиональной деятельности и успешной карьере в сфере образования. Использование этих инноваций содействует более активному и продуктивному обучению студентов, позволяя им стать выдающимися педагогами в будущем.

Список литературы

1.      Савицкая, А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор

зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе/ А.В. Савицкая // EuropeanSocialScienceJournal. –2013.– № 4(23).– С. 66–74.

2.      Павлова, Л. В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в

Швеции) / Л. В. Павлова // Социосфера. – 2013 – № 4-2. – С. 91-92.

3.      Бережнова, Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества

 подготовки будущих учителей. /Е.В. Бережнова//Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования: Всероссийская научно-практ. конф., посвященная году учителя в РФ. В 2-х ч. Ч. 1 – Казань: Магариф – Вакыт, 2011 – С. 54–57.