Роль учителя в управлении уроком и внеклассным занятием по предмету.
Идеальное управление – когда управления нет,
а его функции выполняются. Каждый знает, что ему
делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.
А. Гин
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Она очень актуальна. Именно поэтому мы сегодня поговорим на эту тему.
Что объединяет нас, учителей разных предметных областей?
· во-первых, это наши ученики,
· во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики,
· в-третьих, УРОК как основная форма организации учебного процесса.
Наверное, все мы не раз слышали, что общество заинтересовано в молодых людях, которые умеют учиться самостоятельно. Теперь во всех учебных заведениях перед преподавателем стоит следующая задача: научить ученика учиться, так как это необходимый навык, который практически поможет ученику в будущем, - на работе.
Пример. «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».
Коль скоро мы заговорили о работе, то предлагаю рассмотреть класс – состоящий из учителя и учеников, - как некую организацию (или завод), где есть начальник (или управленец) и подчиненные (мастера, подмастерья и т.д . – они все разные). Какова роль и функции управленца? Следить за тем, чтобы его подчиненные выполняли свои функции и обязанности (то есть работу) правильно, компетентно, профессионально, вовремя и так далее. Между тем, ответственность за общий результат лежит на плечах этого самого управленца.
Также и на современном уроке учитель, подобно директору завода, раздает задания каждому работнику, следит за правильностью и временем его выполнения, регулирует и контролирует процесс и результат общего дела, или «общего знаменателя» – цели того или иного занятия (урока/темы/программы). Ученики осознают то, что они делают и ради чего, то есть учатся ставить и видеть цели.
Итак, наш ученик – выпускник современной школы, должен обладать следующими качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях;
· уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
· умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
· самостоятельно критически мыслить;
· видеть возникающие в реальной жизни действительности проблемы и искать пути рационального их решения;
· четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены;
· быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, различных ситуациях;
· самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культуры, нравственности и т.д.
Перечисленные качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания у себя таких качеств.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, значительно более сложные, чем в традиционной школе. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является обеспечение безопасного образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение = преподавание + учение).
Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели средства, и которые стремятся к своим результатам, возможно, и несовпадающим с нашими. Таким образом, в пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к той норме деятельности, которую знает и задает учитель (как управленец в организации/на заводе).
Что же такое управление? Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления (учителем), в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта (ученика); устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если это необходимо, работа между участниками.
Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение в учебную деятельность.
Чем необходимо управлять? Понимая, из каких неотъемлемых составляющих состоит деятельность, учитель должен управлять:
· целеполаганием учащихся;
· мотивацией их деятельности;
· формированием умений учащихся;
· созданием обратных связей «учитель – ученик»;
· потоками информации и коррекцией этих потоков, в зависимости от индивидуальных особенностей учеников;
· созданием проблемных ситуаций;
· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса и т.д.
Итак, для успешного управления уроком и внеклассным занятием учитель должен:
Чёткое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
Создание условий для успешного учения учащихся.
Вывод:
во-первых, управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах,
а, во-вторых, повышение уровня профессионального мастерства учителя неразрывно связано с его управленческой компетентностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.