Роль учителя в управлении уроком и внеклассным занятием по предмету.
Оценка 4.9

Роль учителя в управлении уроком и внеклассным занятием по предмету.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—11 кл
09.08.2023
Роль учителя в управлении уроком и внеклассным занятием по предмету.
Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. А. Гин
Роль учителя в управлении уроком.docx

Роль учителя в управлении уроком и внеклассным занятием по предмету.

 

Идеальное управление – когда управления нет,

а его функции выполняются. Каждый знает, что ему

делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.

А. Гин

 

 

Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Она очень актуальна. Именно поэтому мы сегодня поговорим на эту тему.

Что объединяет нас, учителей разных предметных областей?

·         во-первых, это наши ученики,

·         во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики,

·         в-третьих, УРОК как основная форма организации учебного процесса.

Наверное, все мы не раз слышали, что общество заинтересовано в молодых людях, которые умеют учиться самостоятельно. Теперь во всех учебных заведениях перед преподавателем стоит следующая задача: научить ученика учиться, так как это необходимый навык, который практически поможет ученику в будущем, - на работе.

Пример. «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Коль скоро мы заговорили о работе, то предлагаю рассмотреть класс – состоящий из учителя и учеников, - как некую организацию (или завод), где есть начальник (или управленец) и подчиненные (мастера, подмастерья и т.д . – они все разные). Какова роль и функции управленца? Следить за тем, чтобы его подчиненные выполняли свои функции и обязанности (то есть работу) правильно, компетентно, профессионально, вовремя и так далее. Между тем, ответственность за общий результат лежит на плечах этого самого управленца.

Также и на современном уроке учитель, подобно директору завода, раздает задания каждому работнику, следит за правильностью и временем его выполнения, регулирует и контролирует процесс и результат общего дела, или «общего знаменателя» – цели того или иного занятия (урока/темы/программы). Ученики осознают то, что они делают и ради чего, то есть учатся ставить и видеть цели.

 

Итак, наш ученик – выпускник современной школы, должен обладать следующими качествами личности:

·         гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях;

·         уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

·         умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

·         самостоятельно критически мыслить;

·         видеть возникающие в реальной жизни действительности проблемы и искать пути рационального их решения;

·         четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены;

·         быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

·         грамотно работать с информацией;

·         быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, различных ситуациях;

·         самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культуры, нравственности и т.д.

 

Перечисленные качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания у себя таких качеств.

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, значительно более сложные, чем в традиционной школе. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является обеспечение безопасного образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

 

Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой.

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение = преподавание + учение).

Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели средства, и которые стремятся к своим результатам, возможно, и несовпадающим с нашими. Таким образом, в пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к той норме деятельности, которую знает и задает учитель (как управленец в организации/на заводе).

Что же такое управление? Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления (учителем), в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта (ученика); устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если это необходимо, работа между участниками.

Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение в учебную деятельность.

Чем необходимо управлять? Понимая, из каких неотъемлемых составляющих состоит деятельность, учитель должен управлять:

·         целеполаганием учащихся;

·         мотивацией их деятельности;

·         формированием умений учащихся;

·         созданием обратных связей «учитель – ученик»;

·         потоками информации и коррекцией этих потоков, в зависимости от индивидуальных особенностей учеников;

·         созданием проблемных ситуаций;

·         комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса и т.д.

 

Итак, для успешного управления уроком и внеклассным занятием учитель должен:

 Чёткое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

 Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.

 Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.

 Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.

 Реализация на уроке всех дидактических принципов.

 Создание условий для успешного учения учащихся.

Вывод:

во-первых, управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах,

а, во-вторых, повышение уровня профессионального мастерства учителя неразрывно связано с его управленческой компетентностью.


 

Роль учителя в управлении уроком и внеклассным занятием по предмету

Роль учителя в управлении уроком и внеклассным занятием по предмету

Перечисленные качества личности школьника не формируются сами собой

Перечисленные качества личности школьника не формируются сами собой

Итак, для успешного управления уроком и внеклассным занятием учитель должен:

Итак, для успешного управления уроком и внеклассным занятием учитель должен:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2023