Методические приемы, позволяющие активизировать познавательную самостоятельную деятельность студентов:
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
Позволяет обеспечить надежную обратную связь, способствует самостоятельности учебных действий каждого учащегося, но ограничивает процесс творческой деятельности, сковывает инициативу учащегося
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ:
Развивает познавательную деятельность в поисковой исследовательской деятельности, способствует развитию творческих сил личности, инициативы, доказательности. Но этот путь требует большей затраты времени в учебном процессе
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ:
Способствует организации учебных действий, более легкому и быстрому их осуществлению, познавательная деятельность становиться субъективно ясной и объективно более продуктивной. Но такой подход тормозит развитие творческих сил и возможностей учащихся
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
Дает возможность постепенно переводить каждого учащегося к более совершенному обладанию знаниями и способами их приобретения. При этом нужно содействовать тому, чтобы этот переход осуществлялся учащимися сознательно, с самостоятельной активностью
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Дают возможность учащимся более глубоко осмыслить единство процессов предметного мира, его закономерностей, понять необходимость интеграции современных научных знаний, вводить в логику своих рассуждений новое из жизни, науки и техники, развивать познавательный интерес, побуждает к самообразовательной работе.
Активизация познавательной деятельности студентов и развитие у них самостоятельного творческого подхода к приобретению знаний и умений – актуальная проблема современной дидактики.
Обучение – необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс формирования личности, обеспечивающий ей образование, развитие, воспитание.
Наше время характеризуется стремительно растущим потоком информации, быстрым проникновением научных знаний в сферу экономики, хозяйства, технических процессов, быта.
Темпы развития науки и техники так велики, что никакое увеличение объема программ и сроков обучения, как общего так и специального, не в состоянии угнаться за ними и обеспечить должный образовательный эффект.
Темпы развития НТР приводят к чрезвычайно быстрому «моральному » износу знаний, в результате чего становиться очевидным, что тот объем общенаучных и специальных знаний, которыми с большим усилием овладевает учащийся, завтра может оказаться и обязательно окажется недостаточным.
Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у учащихся способность самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники. Воспитывать у них потребность к постоянному саморазвитию.
Совершенно очевидно, чтобы ликвидировать противоречия между большим объемом информации и ограниченными возможностями человека к переработке этой информации, чтобы приучить студентов к активному творческому поиску, создать основы для рационализации и изобретательства, необходимо учить учащихся к самостоятельному добыванию знаний, показывать им пути к достижению поставленной цели. Но вместе с тем учить, формируя личность, достойную своей эпохи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Способы развития интереса:
Создание эмоционального и интеллектуального настроя деятельности учащихся, возбуждение и органическое соединение в познавательном процессе мысли – эмоции – воли.
Под влиянием познавательного интереса активизируется вся познавательная деятельность учащихся, под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Интерес движет поиском.
ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ НА УРОКЕ
Ситуации, побуждающие учащихся задавать вопросы преподавателю, товарищам, выяснять неясное, углубляться в осмыслении знаний.
Рецензирование ответов товарищей, сочинений, других творческих работ, что связано с советами, коррективами, с активным поиском главного.
Помощь товарищу при затруднениях, объяснение непонятного.
Выполнение заданий, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников, иной поисковой деятельности.
Ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических работ
Побуждение к нескольким путям решения поставленной задачи, вопроса
Создание ситуаций обмена информацией между учащимися
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИСТОЧНИК СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – один из стимулов формирования и укрепления интереса к учению
Познавательная активность характеризуется:
Поисковой направленностью в учении
Познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников
Эмоциональным подъемом
Признаками познавательной самостоятельности являются:
Стремление и умение самостоятельно мыслить
Способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче
Желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания
Критический подход к суждению других
Независимость собственных суждений
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Интеллектуальная активность:
Проявляется в вопросах учащихся, обращенных к преподавателю; стремлении учащихся по собственному побуждению участвовать в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, в поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; в стремлении поделиться новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.
Эмоциональное проявление:
Острая заинтересованность, удивление, удовлетворение от удачного ответа или рационального способа решения задачи, озарение и т.д.
Волевые проявления:
Сосредоточенное внимание, стремление преодолеть трудности, завершить начатую работу и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.