Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ на уроках в начальной школе (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №8 имени Жени Попова»
Майкоп, 2019г.
Фотиева Анна Александровна –
учитель начальных классов
«Речь, что-либо выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл»
Толковый словарь В.Даля
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - так считал
К. Д. Ушинский.
Развивать речь детей - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Профилактика нарушений чтения и письма у учащихся первых классов должна вестись по нескольким направлениям.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
А. Слоговой анализ и синтез.
Назвать гласные звуки в слове
Записать на схеме только гласные данного слова.
Выделить гласные из слова и подобрать соответствующие буквы из азбуки.
Например: лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава.
Кошка
о
а
Разделить слово на слоги и назвать количество слогов или поднять соответствующую цифру.
Определить пропущенный слог в названии картинок.
По сюжетной картине или в названном предложении назвать слова из одного, двух, трёх слогов.
Составить слово из данных слогов. Сначала слоги даны по порядку, затем врассыпную.
ва
(сова)
та ка пус
воз ро па
прос ша ква то
руш пет ка
вар мо са
Разделить слова на слоги, переставить их, получив новое слово.
ЕСТЬ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА:
СКАЖЕШЬ СЛОВО —
СЛЫШИШЬ ДВА.
— У меня, — промолвил дед,
— Ни забот, ни горя нет.
Захочу — отдохну,
Есть моложе руки:
Чуть КИВНУ-КИВНУ-КИВНУ
— Мчатся ВНУКИ-ВНУКИ!
Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
Бегу в КАМЫШ-КАМЫШ-КАМЫШ
Я — МЫШКА-МЫШКА-МЫШКА.
В поле — ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ:
В поле СЕВ-СЕВ-СЕВ.
Игра «Пирамида». Расположить слова из одного, двух, трёх слогов на первой, второй, третьей ступенях пирамиды.
Придумывание слов на заданный слог. Например: ДА-. РУ-.
В ряду предметных картинок угадать по начальному слогу какая из картинок называется (ро - за, ры - ба, ру -ка).
ро-
ры-
ру-
ча
ДА
рить
ша
Изменить слово так, чтоб из односложного оно стало двусложным и трёхсложным.
Например: дом - дома - домики.
Игра “Живые слоги». Несколько детей держат в руках карточки со слогами (или называют слоги). Необходимо встать в таком порядке, чтобы получилось слово.
Б. Фонематический анализ и синтез.
Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
Выделить из предложения слова, включающие данный звук и показать соответствующую букву.
Подобрать к букве картинки, в названии которых имеется данный звук.
лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста
Собака бежит по дороге.
«Б»-
батон- небо- облака- абажур…
По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука или заканчиваются им.
С - сосна, скамейка, собака, свиньяЗ - забор занавескаЦ - цветы, цыплята
Самостоятельно придумать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова.
Придумать слова, в которых звук [к] был бы на первом месте -
кот, каша, капуста…
на втором -
окно, школа, шкаф
на третьем месте -
мак, рак, сук, лук
Подобрать слова (или разложить картинки) к схемам двухсложных или трёхсложных слов с различным местом ударения. Вариант: разложить картинки под цифрами 1.2.3. в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
1
2
3
Выделить только гласные звуки (буквы) из заданных слов. Подбираются такие слова, в которых написание не расходится с произношением.
Преобразование полученных слов.
УТКА ШАРИК КОШКА
Составление слова из данных в рассыпную букв:
Н,О,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г.К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.
Замена одного звука (буквы ) для получения нового слова:
майка - гайка - чайка, ком - кол - кот.
Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла Буква-озорница, Очень странные делаНачали твориться.
Чтение слов в обратном порядке. Например: нос - сон.
ЧТО ПРИДУМАЛИ БУКВЫ
Игра «Наборщик». Из букв данного слова составить новые слова.
МОРОЖЕНОЕ - море, морж, нож.
Ствол -
стол, вол
Крапива -
ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира
Картина -
тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира
Табуретка-
тур, бур, река, бурка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка
Подбор слов к данной рифме. Например:
сок - лесок, носок.
Муравей — воробей,
трава — дрова,
крот — рот,
корона — корова,
картина — корзина,
врач — грач.
Работа со словами-паронимами.
Одинаковые слова или разные, как из одного слова сделать другое, какими буквами отличаются слова.
Игра «Угадай животное». Из данных врассыпную букв составить название животного и подобрать соответствующую картинку. Например:
ркокилдо - крокодил.
Лпеорад
егбемто
некугур
вьедемд
В. Анализ и синтез словосочетания или предложения.
Составить предложение по предметной или сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
Распространить предложение, увеличив количество слов.
Вариант: Составить предложение по картинке с заданным количеством слов.
Придумать предложение с определённым словом. Вариант: заданное слово должно быть первым, третьим и т.д.
Мама мыла милую, маленькую Машу.
Поварёнок приготовил прекрасный персиковый пирог.
Утка учила утят уплывать.(не утонуть).
Позавчера папа пел песни.
Придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну букву.
Игра «Живые слова». Детям раздаются карточки. На каждой - слово. Ученики должны стать таким образом, чтобы получилось предложение(слова даются с нужными окончаниями).
Г. Р а б о т а над анализом и синтезом на уровне текста.
Выделение границ предложений в тексте.
а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда смысловая фраза закончилась. (Взрослый читает монотонно). Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а потом более длинные и близкие по смыслу.
б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.
НА ДАЧЕ
НА ДАЧЕ СОБРАЛИСЬ ГОСТИ МАМА ХЛОПОЧЕТ НА КУХНЕ БАБУШКА ВЫНИМАЕТ ПИРОГИ ИЗ ДУХОВКИ ИЗ КОМНАТЫ ДОНОСИТСЯ МУЗЫКА ДЕТИ РАССТАВЛЯЮТ ПОСУДУ НА СТОЛЕ
Выделение слов и предложений в слитном тексте.
Например:
падаютлистьядуетветерльютдожди.
Осеньювлесустоиттишина толькоподногамишуршат листьявдругтреснулаветка сосныэтобелочкизатеялиигру.
РАЗВИТИЕ ПРОТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ И КОНСТРУКТИВНОГО
ПРАКСИСА
.
Предъявление букв разного шрифта: печатные, письменные заглавные и строчные, стилизованные. Соотнесение письменных и печатных букв друг с другом.
Конструирование букв Лепка букв (слов) из глины, пластилина, теста.
Превращение одной буквы в другую
Дорисовывание половинок букв
Раскрашивание наложенных контуров букв и цифр
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.