Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ (1 класс)

  • pptx
  • 01.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ.pptx

Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ на уроках в начальной школе (1 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №8 имени Жени Попова»

Майкоп, 2019г.

Фотиева Анна Александровна –
учитель начальных классов

«Речь, что-либо выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл»

Толковый словарь В.Даля

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - так считал
К. Д. Ушинский.

Развивать речь детей - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Профилактика нарушений чтения и письма у учащихся первых классов должна вестись по нескольким направлениям.

Совершенствование фонематического восприятия, представлений, аналитико­-синтетической деятельности.

Развитие оптико-пространственных и временных представлений.

Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев.

Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

Обогащение и расширение словарного запаса.

Формирование связной речи.

Совершенствование слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, мышления.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
А. Слоговой анализ и синтез.

Назвать гласные звуки в слове

Записать на схеме только гласные данного слова.

Выделить гласные из слова и подобрать соответствующие буквы из азбуки.

Например: лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава.

Кошка

о

а

Разделить слово на слоги и назвать количество слогов или поднять соответствующую цифру.

Разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов.

Определить пропущенный слог в названии картинок.
до - га
(дорога).

По сюжетной картине или в названном предложении назвать слова из одного, двух, трёх слогов.

Составить слово из данных слогов. Сначала слоги даны по порядку, затем врассыпную.

ва

(сова)

та ка пус
воз ро па
прос ша ква то
руш пет ка
вар мо са

Разделить слова на слоги, переставить их, получив новое слово.

ЕСТЬ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА:
СКАЖЕШЬ СЛОВО —
СЛЫШИШЬ ДВА.

— У меня, — промолвил дед,
— Ни забот, ни горя нет.
Захочу — отдохну,
Есть моложе руки:


Чуть КИВНУ-КИВНУ-КИВНУ
— Мчатся ВНУКИ-ВНУКИ!

Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
Бегу в КАМЫШ-КАМЫШ-КАМЫШ
Я — МЫШКА-МЫШКА-МЫШКА.

В поле — ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ:
В поле СЕВ-СЕВ-СЕВ.

Игра «Пирамида». Расположить слова из одного, двух, трёх слогов на первой, второй, третьей ступенях пирамиды.

Придумывание слов на заданный слог. Например: ДА-. РУ-.
Вариант: придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
Например: ШИ Шило. маШИна. мыШИ.

В ряду предметных картинок угадать по начальному слогу какая из картинок называется (ро - за, ры - ба, ру -ка).

ро-

ры-

ру-

ча

ДА

рить

ша

Подбор слов к слоговым схемам, в которых указано ударение. Например:

Изменить слово так, чтоб из односложного оно стало двусложным и трёхсложным.
Например: дом - дома - домики.

Составить слова по первым слогам названий картинок.

КОШ-

КА

КА-

МЕНЬ

МА

ПА

У

ША

ШИ

РА

ЛУ

ЛА

НА

Составление слов по слоговым таблицам.

Игра “Живые слоги». Несколько детей держат в руках карточки со слогами (или называют слоги). Необходимо встать в таком порядке, чтобы получилось слово.

Б. Фонематический анализ и синтез.

Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

Выделить из предложения слова, включающие данный звук и показать соответствующую букву.

Подобрать к букве картинки, в названии которых имеется данный звук.

лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста

Собака бежит по дороге.

«Б»-

батон- небо- облака- абажур…

Самостоятельно придумать слова на заданный звук.

«Ч»-

По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука или заканчиваются им.


С - сосна, скамейка, собака, свинья З - забор занавеска Ц - цветы, цыплята

Самостоятельно придумать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова.

Придумать слова, в которых звук [к] был бы на первом месте -

кот, каша, капуста

на втором -

окно, школа, шкаф

на третьем месте -

мак, рак, сук, лук

Подобрать слова (или разложить картинки) к схемам двухсложных или трёхсложных слов с различным местом ударения. Вариант: разложить картинки под цифрами 1.2.3. в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

1

2

3

Выделить только гласные звуки (буквы) из заданных слов. Подбираются такие слова, в которых написание не расходится с произношением.
 

Преобразование полученных слов.
Например: г,д,р,о.о,а, - ДОРОГА, ГОРОДА
л, п, а, и, к- ЛАПКИ, ПАЛКИ

УТКА ШАРИК КОШКА

Составление слова из данных в рассыпную букв:

Н,О,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г. К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.

Замена одного звука (буквы ) для получения нового слова:
майка - гайка - чайка, ком - кол - кот.

Неизвестно, как случилось,  Только буква заблудилась:  Заскочила в чей-то дом  И — хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла  Буква-озорница,  Очень странные дела Начали твориться.

Чтение слов в обратном порядке. Например: нос - сон.

ЧТО ПРИДУМАЛИ БУКВЫ

Эти буквы такие выдумщицы! Что придумали: становятся так, чтобы во читалось одинаково и слева направо и справа налево!
Вот и получились у них перевёртыши:
БОБ ТОПОТ ШАЛАШ
Дальше — больше: теперь буквам захотелось составить целые едложения.
Увидели они, что Олесе бабушка пирог печёт, — пошутили:
ГОРИ, ПИРОП
Олеся прочитала (сначала — как полагается, потом наоборот), смеялась.
А буквы только того и ждали...
ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО!

Игра «Наборщик». Из букв данного слова составить новые слова.
МОРОЖЕНОЕ - море, морж, нож.

Ствол -

стол, вол

Крапива -

ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира

Картина -

тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира

Табуретка-

тур, бур, река, бурка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка

Придумывание лесенок слов на данную букву в определённой позиции.

Подбор слов к данной рифме. Например:
сок - лесок, носок.

Муравей — воробей,
трава — дрова,
крот — рот,
корона — корова,
картина — корзина,
врач — грач.

Работа со словами-паронимами.
Одинаковые слова или разные, как из одного слова сделать другое, какими буквами отличаются слова.

КОСА

КОФТОЧКА

ГОРИЗОНТ

Ребусы с предметными картинками.

Игра «Угадай животное». Из данных врассыпную букв составить название животного и подобрать соответствующую картинку. Например:
ркокилдо - крокодил.

Лпеорад

егбемто

некугур

вьедемд

В. Анализ и синтез словосочетания или предложения.

Составить предложение по предметной или сюжетной картинке и определить количество слов в нём.

Распространить предложение, увеличив количество слов.

Вариант: Составить предложение по картинке с заданным количеством слов.

Составить предложение из слов, данных в беспорядке.

Придумать предложение с определённым словом. Вариант: заданное слово должно быть первым, третьим и т.д.

Мама мыла милую, маленькую Машу.
Поварёнок приготовил прекрасный персиковый пирог.
Утка учила утят уплывать.(не утонуть).
Позавчера папа пел песни.

Придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну букву.

Игра «Живые слова». Детям раздаются карточки. На каждой - слово. Ученики должны стать таким образом, чтобы получилось предложение(слова даются с нужными окончаниями).

Г. Р а б о т а над анализом и синтезом на уровне текста.

Выделение границ предложений в тексте.
а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда смысловая фраза закончилась. (Взрослый читает монотонно). Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а потом более длинные и близкие по смыслу.
б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.

НА ДАЧЕ
НА ДАЧЕ СОБРАЛИСЬ ГОСТИ МАМА ХЛОПОЧЕТ НА КУХНЕ БАБУШКА ВЫНИМАЕТ ПИРОГИ ИЗ ДУХОВКИ ИЗ КОМНАТЫ ДОНОСИТСЯ МУЗЫКА ДЕТИ РАССТАВЛЯЮТ ПОСУДУ НА СТОЛЕ

Выделение слов и предложений в слитном тексте.
Например:
падаютлистьядуетветерльютдожди.

Осеньювлесустоиттишина толькоподногамишуршат листьявдругтреснулаветка сосныэтобелочкизатеялиигру.

Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками.

РАЗВИТИЕ ПРОТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ И КОНСТРУКТИВНОГО
ПРАКСИСА
.

Предъявление букв разного шрифта: печатные, письменные заглавные и строчные, стилизованные. Соотнесение письменных и печатных букв друг с другом.

Конструирование букв Лепка букв (слов) из глины, пластилина, теста.

Дорисовывание недостающих частей буквы.

Превращение одной буквы в другую

Дорисовывание половинок букв

Раскрашивание наложенных контуров букв и цифр

Изображение букв с помощью пальцев (буквы - жесты).

изографы

Конструирование букв. «Письмо» букв шерстяной ниткой на бархатной бумаге.


«Каждый ребёнок уникален и неповторим. Задача учителя – помочь
ему раскрыть таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой.
Успех – самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе.
Ребенок рожден для успеха!»
Р.М.Камалова

Посмотрите также