МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИЛИШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УСТЬ-ТАРКСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Методические разработки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках
в начальной школе
Составитель: учитель начальных классов
Бобошко И.Ю.1 квалификационная категория
с. Новосилиш 2024г.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
Основная идея применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы: интеграция различных предметных областей; модернизация традиционной системы предметного обучения; накопление образовательных ресурсов; освоение учителем современных информационных технологий; организация личностно-ориентированного обучения; творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи: развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; воспитание системно и аналитически мыслящих людей; формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей; формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. В перспективе в отечественном образовании необходимо внедрять и другие формы образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят их возрастные особенности.
Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы. Компьютер - средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
· совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
· компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков.
На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала, специально разработанные компьютерные обучающие программы.
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Для начальной школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.
Использование ИКТ на уроках позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Поэтому, для меня одной из ведущих целей на сегодняшний момент это создание банка данных методических и дидактических материалов по вопросам реализации содержания и технологий формирования ИКТ на уроках в начальной школе. Методическая разработка состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков ИКТ учащихся 1-4 классов на уроках. Задания позволят учителям использовать их на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Ссылки на готовые Google Формы:
1. Литературное чтение Рассказ Л.Н.Толстого "Котёнок" 2 кл. URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScFkku27X4u6XkSE7BbD47P3Y-HvVNjDgg2y4aRMaA9xVQgJQ/viewform
2. Окружающий мир Вещества, 3 кл., тема " URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdtdF4xkKcWqwDEZQdHCT11LWG50ZrijEn50nVzsLOmF8Qd9A/viewform
3. Литературное чтение Проверочная работа по теме «Летописи, былины, жития», 4 кл. URL: https://forms.gle/CZ2tGozuDTm87oZJ8
4. Русский язык Проверочная работа по тема: «Глагол», 3 кл URL: https://forms.gle/YuXZK2VzW3zVHuQ4A
5. Литературное чтение Проверочная работа по теме: «Мифы Древней Греции.», 3 кл URL: https://forms.gle/6P6dYtiaWwihiLxR7
6. Литературное чтение Тест по итогам года, 3 кл URL: https://forms.gle/NinhrfSAfyPkko83A
7. Литературное чтение Проверочная работа по разделу "По страницам детских журналов.", 3кл URL: https://forms.gle/YpdEASDJwaaEfVVv5
Внеурочная деятельность
8. Курс "Эколята". Игра "ПРАВДА или ЛОЖЬ" URL: https://forms.gle/cMnoHJG5Xr3wXiiT9
9. Курс "Эколята". «Наше питание» URL: https://forms.gle/fqbr2EoJq3eNCLo58
Математика
Класс обучения |
Тема урока |
Ссылка на ресурс URL: |
1 класс |
Геометрические фигуры |
https://learningapps.org/view22303284 |
1 класс |
Решение текстовых задач |
https://learningapps.org/view12173280 |
1 класс |
Сложение и вычитание в пределах 10 |
https://learningapps.org/view9915475 |
1 класс |
Состав числа 2-6 |
https://learningapps.org/view14247266 |
1 класс |
Измерение длины |
https://learningapps.org/view18935742 |
1 класс |
Литры |
https://learningapps.org/view17063646 |
1 класс |
Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Отрезок. |
https://learningapps.org/view11335396 |
1 класс |
Сложение и вычитание вида +4, -4 |
https://learningapps.org/view10563120 |
1 класс |
Масса |
https://learningapps.org/view11681572 |
1 класс |
Больше, меньше или равно |
https://learningapps.org/view19983129 |
1 класс |
Сложение с переходом через десяток |
https://learningapps.org/view20950221 |
2 класс |
Геометрические фигуры: прямой, острый и тупой угол |
https://learningapps.org/view11616770 |
2 класс |
Сложение двухзначных чисел |
https://learningapps.org/view12717143 |
2 класс |
Вычитание столбиком без перехода через десяток |
https://learningapps.org/view9069649 |
2 класс |
Периметр прямоугольника |
https://learningapps.org/view19861341 |
2 класс |
Сложение и вычитание круглых десятков |
https://learningapps.org/view14907765 |
2 класс |
Время |
https://learningapps.org/view12779021 |
2 класс |
Контрольная работа 2 класс 4 четверть (2021-2022 уч. год) |
https://learningapps.org/view11699211 |
3 класс |
Задачи на нахождение доли |
https://learningapps.org/view33186877 |
3 класс |
Таблица умножения на 6 |
https://learningapps.org/view32381654 |
3 класс |
Викторина на тему: «Числа от 1 до 1000» |
https://learningapps.org/view13880850 |
3 класс |
Сложение трехзначных чисел |
https://learningapps.org/view9241623 |
3 класс |
Игра «Мозговой штурм» |
https://learningapps.org/view9291550 |
3 класс |
Периметр и площадь |
https://learningapps.org/view15552804 |
3 класс |
Игра «Задачи цена, количество и стоимость» |
https://learningapps.org/view8739404 |
4 класс |
Квест скорость, время, расстояние |
https://learningapps.org/view20916094 |
4 класс |
Единицы длины |
https://learningapps.org/view16215309 |
4 класс |
Задачи на встречное движение |
https://learningapps.org/view9037590 |
4 класс |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
https://learningapps.org/view23790120 |
4 класс |
Решение уравнений |
https://learningapps.org/view9111220 |
4 класс |
Решение задач на движение |
https://learningapps.org/view9157092 |
4 класс |
Действия с многозначными числами |
https://learningapps.org/view23010975 |
Русский язык
Класс обучения |
Тема урока |
Ссылка на ресурс URL: |
1 класс |
Твердость и мягкость предыдущего согласного звука |
https://learningapps.org/view13385259 |
1 класс |
Буквы Мм звуки [м], [м`] |
https://learningapps.org/view26222957 |
1 класс |
Чу-Щу |
https://learningapps.org/view31218923 |
1 класс |
Перенос слова |
https://learningapps.org/view11448342 |
1 класс |
Одушевленные и неодушевленные |
https://learningapps.org/view9959446 |
1 класс |
Игра русский язык |
https://learningapps.org/view11337260 |
1 класс |
Игра «Ь и Ъ» |
https://learningapps.org/view17635112 |
1 класс |
Знаки препинания |
https://learningapps.org/view10403124 |
1 класс |
Какой? Какая? Какое? |
https://learningapps.org/view9840954 |
2 класс |
Части речи. Текст |
https://learningapps.org/view2546397 |
2 класс |
Имя существительное |
https://learningapps.org/view18786590 |
2 класс |
Имя прилагательное - антонимы |
https://learningapps.org/view10387235 |
2 класс |
Правописание парных звонки глухих в корне слова |
https://learningapps.org/view10674994 |
2 класс |
Синонимы и антонимы |
https://learningapps.org/view16029512 |
2 класс |
Правописание предлогов |
https://learningapps.org/view10665035 |
2 класс |
Однозначные и многозначные слова |
https://learningapps.org/view25946197 |
2 класс |
Диалог и монолог |
https://learningapps.org/view15335316 |
3 класс |
Род имен существительных |
https://learningapps.org/view33623126 |
3 класс |
Суффиксы –ек- и –ик- |
https://learningapps.org/view2579497 |
3 класс |
Непроизносимые согласные парные по глухости-звонкости согласные безударные гласные |
https://learningapps.org/view15688246 |
3 класс |
Времена глаголов |
https://learningapps.org/view11272760 |
3 класс |
Классификация предложений по цели высказывания |
https://learningapps.org/view13056327 |
3 класс |
Замена существительного на местоимение |
https://learningapps.org/view10602075 |
3 класс |
Падежи |
https://learningapps.org/view10042475 |
4 класс |
Правописание -ться и -тся в глаголах |
https://learningapps.org/view21847794 |
4 класс |
Разряды прилагательных |
https://learningapps.org/view32962540 |
4 класс |
Спряжение глаголов |
https://learningapps.org/view33432795 |
4 класс |
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени |
https://learningapps.org/view10593038 |
4 класс |
Винительный и предложный падежи имени существительного |
https://learningapps.org/view14156407 |
4 класс |
Окончания прилагательных единственного числа |
https://learningapps.org/view13490810 |
4 класс |
Краткие причастия и имена прилагательные |
https://learningapps.org/view6320321 |
Окружающий мир
Класс обучения |
Тема урока |
Ссылка на ресурс URL: |
1 класс |
Времена года |
https://learningapps.org/view12616856 |
1 класс |
Животные России |
https://learningapps.org/view31034360 |
1 класс |
Живая неживая природа |
https://learningapps.org/view28067099 |
1 класс |
Слоны |
https://learningapps.org/view33972688 |
1 класс |
Москва |
https://learningapps.org/view5330068 |
1 класс |
Части растений |
https://learningapps.org/view5330119 |
1 класс |
Дни недели |
https://learningapps.org/view5333731 |
1 класс |
Викторина «Окружающий мир» |
https://learningapps.org/view5520107 |
2 класс |
Насекомые |
https://learningapps.org/view22319963 |
2 класс |
Зимующие звери |
https://learningapps.org/view1973867 |
2 класс |
Названия субъектов РФ |
https://learningapps.org/view2541599 |
2 класс |
В гости к осени |
https://learningapps.org/view5348295 |
2 класс |
Тест по теме: «Явления природы» |
https://learningapps.org/view5347690 |
3 класс |
Страны Бенилюкс |
https://learningapps.org/view13682328 |
3 класс |
Обитатели почвы |
https://learningapps.org/view13386809 |
3 класс |
Вещества, тела, частицы |
https://learningapps.org/view22781382 |
3 класс |
Страны Европы |
https://learningapps.org/view10884130 |
3 класс |
По знаменитым местам мира |
https://learningapps.org/view2358995 |
3 класс |
Тест по теме: «Растения» |
https://learningapps.org/view24414890 |
3 класс |
Птицы |
https://learningapps.org/view25320437 |
4 класс |
Животные тундры |
https://learningapps.org/view33197423 |
4 класс |
Полезные ископаемые |
https://learningapps.org/view1905746 |
4 класс |
Степная зона |
https://learningapps.org/view5828401 |
4 класс |
Исторические события |
https://learningapps.org/view13474675 |
4 класс |
Игра по теме: «Земля и человечество» |
https://learningapps.org/view28243822 |
Литературное чтение
Класс обучения |
Тема урока |
Ссылка на ресурс URL: |
1 класс |
Саша Черный «Живая азбука» |
https://learningapps.org/view10657497 |
1 класс |
А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» |
https://learningapps.org/view15200317 |
1 класс |
Рукописные книги Древней Руси |
https://learningapps.org/view5369769 |
1 класс |
Сказки |
https://learningapps.org/view4853054 |
2 класс |
Малые жанры устного народного творчества. |
https://learningapps.org/view5389431 |
2 класс |
Федорино горе |
https://learningapps.org/view16664977 |
2 класс |
"И.Пивоварова "Жила-была собака..." |
https://learningapps.org/view15633268 |
2 класс |
Рассказы Осеевой |
https://learningapps.org/view1657182 |
2 класс |
|
|
3 класс |
Игра «По страницам сказок» |
https://learningapps.org/view4312419 |
3 класс |
Устное народное творчество |
https://learningapps.org/view22852293 |
3 класс |
Сказки Г. Остер |
https://learningapps.org/view10590306 |
3 класс |
Русская зима в сказках |
https://learningapps.org/view174351 |
3 класс |
Мышонок Пик |
https://learningapps.org/view4447646 |
4 класс |
П. Бажов |
https://learningapps.org/view6431619 |
4 класс |
Животные в сказках |
https://learningapps.org/view904726 |
4 класс |
Н.Носов, В.Драгунский |
https://learningapps.org/view1657333 |
Изобразительное искусство
Класс обучения |
Тема урока |
Ссылка на ресурс URL: |
1 класс |
Цветовая лента |
https://learningapps.org/view1254061 |
1 класс |
Как работает художник |
https://learningapps.org/view21573331 |
2 класс |
Цветовая палитра |
https://learningapps.org/view1278356 |
2 класс |
Викторина |
https://learningapps.org/view26021757 |
3 класс |
Скульптура и рисунок |
https://learningapps.org/view17505034 |
3 класс |
Народные промыслы |
https://learningapps.org/view3672085 |
4 класс |
Герои, борцы, защитники |
https://learningapps.org/view11256590 |
4 класс |
Викторина |
https://learningapps.org/view14728123 |
Музыка
Класс обучения |
Тема урока |
Ссылка на ресурс URL: |
1 класс |
Музыкальные инструменты |
https://learningapps.org/view17691959 |
1 класс |
Звуки в природе |
https://learningapps.org/view8534612 |
2 класс |
Народные музыкальные инструменты |
https://learningapps.org/view18185135 |
2 класс |
Музыка в сказке |
https://learningapps.org/view1457940 |
3 класс |
Музыка утра |
https://learningapps.org/view23771065 |
3 класс |
Музыкальные инструменты |
https://learningapps.org/view2292321 |
4 класс |
Композиторы |
https://learningapps.org/view26715010 |
4 класс |
Музыка в Древней Руси |
https://learningapps.org/view2874747 |
Технология
Класс обучения |
Тема урока |
Ссылка на ресурс URL: |
1 класс |
Правила безопасности при работе с ножницами |
https://learningapps.org/view10077446 |
1 класс |
Соедини свойства и материал |
https://learningapps.org/view24551684 |
2 класс |
Народные промыслы |
https://learningapps.org/view3672085 |
2 класс |
Итоговое занятие |
https://learningapps.org/view26040902 |
3 класс |
Декорирование – технология |
https://learningapps.org/view13505889 |
3 класс |
Работа с CD (DVD)-диском |
https://learningapps.org/view13245850 |
4 класс |
Изготовление поделки из слоистого папье-маше |
https://learningapps.org/view5324591 |
4 класс |
Виды конструкций мостов |
https://learningapps.org/view9134365 |
Внеурочная деятельность
Курс |
Тема занятия |
Ссылка на ресурс URL: |
Фин. Гр. |
Какие бывают налоги? Виды налогов |
https://learningapps.org/view11236962 |
Фин. Гр. |
Доходы и расходы |
https://learningapps.org/view11126018 |
Фин. Гр. |
Виды страхования |
https://learningapps.org/view11126908 |
Фин. Гр. |
Пазл "Задачи по финансовой грамотности" |
https://learningapps.org/view5938567 |
Фин. Гр. |
Викторина "у меня зазвонил телефон" |
https://learningapps.org/view27060490 |
Фин. Гр. |
Бизнес |
https://learningapps.org/view28578380 |
Фин. Гр. |
Проверь себя на финансовую грамотность |
https://learningapps.org/view13720865 |
Фин. Гр. |
Финансовая безопасность |
https://learningapps.org/view30145500 |
Фун. Гр. |
Читательская грамотность |
https://learningapps.org/view32308616 |
Фун. Гр. |
Математическая грамотность |
https://learningapps.org/view33961177 |
Фун. Гр. |
Функциональная грамотность 2 класс. |
https://learningapps.org/view24071082 |
Фун. Гр. |
Действия в магазине |
https://learningapps.org/view30576215 |
Фун. Гр. |
Герои рассказов. |
https://learningapps.org/view32800847 |
Фун. Гр. |
Математическая и финансовая грамотность |
https://learningapps.org/view13234830 |
Эколята |
Экология в числах |
https://learningapps.org/view12685191 |
Эколята |
Экология |
https://learningapps.org/view31283635 |
Эколята |
Экология: что хорошо, а что плохо |
https://learningapps.org/view33449903 |
Эколята |
Экологическая викторина |
https://learningapps.org/view881496 |
Эколята |
Занимательная экология: верю не верю |
https://learningapps.org/view3666275 |
Эколята |
Экология и окружающая среда. |
https://learningapps.org/view1927934 |
Online Test Pad
1. Тест Начало истории человечества 4 кл. URL: https://onlinetestpad.com/uju2qxylydlf2
2. Тест по теме «Части речи» 4 кл. URL: https://onlinetestpad.com/tms77lyauttgk
3. Какие бывают растения 1 кл. URL: https://onlinetestpad.com/2k6gp53k4ql46
4. Ударный слог 2кл. URL: https://onlinetestpad.com/brkxrbdru5e2i
5. Периметр многоугольника 2 кл. https://onlinetestpad.com/6hfud6czvyxbk
6. Как определить ударный слог 1 кл. URL: https://onlinetestpad.com/pkuhzio4s5eia
7. Разнообразие животных 3 кл. URL: https://onlinetestpad.com/ka42n7sy73e4u
8. Великие русские писатели 3 кл. URL: https://onlinetestpad.com/33a67bl4lygkw
Заключение
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ
становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся
нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной
работы в практике работы учителя начальных классов.
Уроки с использованием компьютерных технологий
позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется
практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу
энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и
содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно
актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное
мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше
качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового
не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Организация учебного процесса
в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации
познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать
психическому развитию ребенка. Использование информационных технологий на
уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при
этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Учащиеся
имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие
познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные
знания на практике. Использование ИКТ на
уроках в начальной школе, базирующихся на применении компьютера, позволяет
активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность
каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую
работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить
контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это
поддерживает интерес к предмету.
“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. Я уверен, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей на основе информационно-коммуникационных средств.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.