Трудности в обучении
Во время обучения многие из учеников (и младшей, и средней школы) испытывают определенные трудности при усвоении учебного материала. В книге С.Н. Костроминой и А.Ф. Ануфриева «Как преодолеть трудности в обучении детей» (М., 2000) все они подробно расписаны. Мы остановимся лишь на некоторых из них.
1. Проблемы с письменными заданиями.
А) Пропуск букв в письменных работах.
Одна из причин возникновения этой проблемы – низкий уровень развития фонематического слуха ребенка. Корни этой проблемы уходят еще в дошкольный период. Иногда родители не обращают особого внимания на чистое произношение слов в речи ребенка, не поправляют его. В результате ребенок не может правильно дифференцировать некоторые звуки. Со временем это проявляется в неправильном написании слов или пропусках букв. Так же у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Он не способен долго сосредоточенно во время письменной работы (диктанта).
Б) Неразвитость орфографической зоркости.
Часто родители жалуются, что вроде бы ребенок и проверил свою работу, а после можно найти еще с десяток ошибок (в том числе и пропуск букв, о которых говорилось выше). Этому способствует несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). Так же эта проблема может быть связана с низким уровнем распределения внимания. Проявляется это в следующем: проверяя слова, подходящие под какое-нибудь одно правило, он упускает из виду слова, написанные по другому правилу. Или слушая текста, чтобы написать его под диктовку, ребенок сосредоточен на его запоминании, и не хватает внимания, чтобы еще и грамотность проверять.
2. Невнимательность и рассеянность.
Иногда учителя жалуются, что некоторые ученики в классе просто витают в облаках. Конечно, могут быть и личные причины невозможности сосредоточиться на объяснении материала, например, ссора с другом, проблемы дома. Но это так же может быть связано и со снижением уровня концентрации и устойчивости внимания, а так же низким уровнем произвольности (т.е. у подростка не хватает силы воли заниматься не слишком интересующим его предметом).
3. Трудности при решении математических задач.
Всем известно, что среди детей встречаются и чистые гуманитарии, которым сложно понять математические построения. Но подобная проблема возникает, если у подростка не сформировано умение ориентироваться на систему признаков или же снижен общий интеллект.
4. Испытывает затруднения при пересказывании текста или устных ответах.
Эта проблема чаще всего встречается у подростков, у которых не сформировано умение планировать свои действия. Казалось бы, какая связь? Однако чтобы правильно пересказать текст, надо сначала найти и выделить опорные моменты, по которым можно ориентироваться, воспроизводя прочитанное. Это как в жизни: чтобы довести дело до конца, надо уметь видеть промежуточные этапы, т.е. спланировать последовательность выполнения. Если для ребенка в обиходе составление плана действий не представляет труда, то он легко сможет продумать, как он перескажет текст или ответит устно. Низкий уровень логического запоминания (т.е. последовательности) и общего речевого развития так же могут добавить трудности во время пересказа параграфа. Если подросток тревожен или имеет низкую самооценку, то для такого ребенка устные ответы могут стать настоящим испытанием.
5. Постоянно забывает дома учебные предметы.
Эта жалоба на своих учеников особенно распространена среди преподавателей, работающих в пятых классах. Мы уже говорили, что именно в этот период подросток сталкивается с «многотребовательностью» учителями-предметниками. Сразу запомнить все, что они просят делать, он не может, вот и периодически забывает, то ручку, то нужную тетрадь. Однако если подобные жалобы на ребенка встречались и раньше (или после периода адаптации «забывчивость» не прошла), то причину надо искать в эмоциональной нестабильности и повышенной импульсивности подростка.
6. Выполнение домашней и классной работы отличаются по качеству выполнения.
Наверное, многие из родителей не раз удивлялись такому несоответствию: сыну за выполнение домашних заданий ставят «отлично», а вот за классные работы выше тройки оценки так не поднялись. В чем причина, ведь ребенок все понимает, и дома уроки делает самостоятельно. А дело, скорее всего в том, что дома ребенок выполняет упражнения в своем темпе, а в классе всем дают одинаковое время на выполнение задания. Просто подросток медлителен, у него снижен темп деятельности. Второй причиной может послужить несформированность приемов учебной деятельности.
7. Постоянно просит учителей повторить задание.
Такая проблема часто возникает при нарушении внимания или из-за рассеянности ребенка. Или же у подростка снижен уровень кратковременной памяти. И та, и другая причина не дает подростку сосредоточиться на инструкции и правильно ее запомнить.
8. Систематические опоздания на занятия или факультативы.
Эта проблема может быть вызвана рядом причин. Во-первых, низкий самоконтроль самого ребенка. Он просто не ставит перед собой цели следить за временем и вовремя все делать. Или у него не хватает силы воли пораньше вставать, чтобы вовремя выходить из дома. В результате он спит до последней минуты, ничего не успевает сделать, и выбегает на занятия в последний момент. Во-вторых, в некоторых случаях семейные проблемы не дают ему быть внимательным ко времени. А иногда за такими «опозданиями» стоит и какая-нибудь вторичная выгода подростка. Например, опоздание на контрольную, к которой не очень-то и готов. В результате учитель скажет переписать ее потом. А за это время либо подготовиться успеет, либо у друзей узнать характер заданий и как их решать.
9. Испытывает страх перед опросом учителя и любой проверкой знаний.
Основная причина – повышенная тревожность подростка. Тревожный ребенок имеет низкую самооценку и неуверен в себе. Поэтому любое предъявление себя для него – это стрессовая ситуация. Об этом мы подробно говорили в предыдущей главе. Так же боязни отвечать способствуют авторитарный стиль воспитания, завышенные требования родителей или наказания за плохие оценки. Страх ребенка, что он может получить плохую оценку или не соответствовать ожиданиям учителя, парализует мышление подростка. В результате, даже при хороших знаниях, он не в состоянии их предъявить в полной мере.
*** Небольшая справка.
Поскольку основной причиной трудностей усвоения учебного материала является нарушение функций внимания, то дадим небольшую справку именно по данному вопросу.
О внимании, ошибках и методах "лечения" – или как помочь ребенку быть более внимательным.
- … Опять ошибка! Посмотри, что ты пишешь? Надо быть внимательней. Снова буквы пропускаешь.
- … Сколько можно показывать, как надо оформлять контурные карты? А ты что делаешь: то цвет перепутаешь, то условные обозначения не там нанесешь. И хватит смотреть в окно!
Каждому родителю, наверное, знакомы подобные замечания, сделанные сыну или дочери учителем в школе. Да и сами не раз замечали, что ребенок делает задания иногда хорошо, а иногда – все быстро, неряшливо и что-нибудь да упустит из задания. Можно ругать, наказывать, требовать от ребенка быть внимательнее, а толку чуть. Ведь сколько не говори слово "халва", а слаще не станет.
Давайте разберемся, что значит "быть внимательней"? Можно ли помочь ребенку перестать делать глупые ошибки, поменьше отвлекаться во время выполнений заданий?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Вполне понятное определение. Но что же получается, у всех невнимательных людей дело только в неспособности сосредоточиться?
Оказывается все не так просто. У внимания есть разные качественные характеристики:
Ø концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте;
Ø объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
Ø переключение - намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой;
Ø распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности;
Ø устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.
В зависимости от того, какая из функций внимания "страдает" и зависит метод "лечения". И помните: чем раньше вы обратили внимание на проблемы ребенка, связанные с нарушением внимания, тем легче будет их преодолеть.
1. Подросток никак не может понять суть объяснений (или внимательно прочитать – перескакивает через слова), а когда решает задачи, то постоянно задумывается, начинает заниматься чем-то другим. Как результат — уроки делаются несколько часов вместо 40 минут. Это нарушение устойчивости внимания и произвольности.
• Такого ребенка надо постепенно учить сосредотачиваться на предмете и поменьше отвлекаться на посторонние раздражители (свет, шум, голоса). И начинать надо с малого. Сумел сосредоточиться и не отвлекаться 5 минут - уже молодец. Можно расслабиться. Потом еще минут 5 "сильной" концентрации внимания. Время сосредоточения увеличивайте постепенно.
2. Часто бывает, что ребенок сделав один предмет, не может сразу начать делать уроки по другому предмету. И здесь надо обратить внимание на особенность переключения внимания у подростка.
• Дайте немного отдохнуть ребенку, прежде чем занимать его другим видом деятельности. Учитывайте это при подготовке домашнего задания. Так, выполнив задачки по геометрии, подросток может пойти попить чай, отвлечься. А потом заняться упражнениями по русскому языку.
3. Частая проблема – трудности распределения внимания. Может проявляться при выполнении письменных заданий. Например, написание диктанта: надо одновременно и слушать, и записывать, и проверять ошибки, а ведь еще и сосед под боком спрашивает "как писать?"
• Способ для младшего подростка. Найдите дома старую книжку, в которой не жалко писать. Засеките время (минут 7) и дайте ребенку задание: читая текст, последовательно вычеркивать в словах определенные 2-3 буквы разным способом. Например, букву "А" - зачеркиваем вертикальной чертой, букву "Л" - просто подчеркиваем, а букву "О" - горизонтальной чертой. Можно усложнить задачу: одновременно в незнакомом тексте вычеркивать буквы и запоминать содержимое. А потом проверить, как этот текст усвоен и сколько букв правильно вычеркнуто.
Еще несколько упражнений для тренировки внимания для младших подростков:
1. Для усиления концентрации и устойчивости внимания подойдет решение в уме несложных математических задач, которые требуют последовательного выполнения нескольких действий. Можно так же дать задание: рассмотреть две похожие картинки и найти, чем они отличаются.
2. Для распределения внимания подойдет игра с шифровщика: какойнибудь текст надо зашифровать символами по определенному правилу. Можно поработать и с текстом: прочитайте медленно несколько предложений и одновременно постукивайте по столу карандашом. Ребенок должен сосчитать, сколько было ударов и запомнить текст.
3. Увеличить объем внимания поможет запоминание большого числа предметов. Можно идти по улице, остановиться перед витриной. Пусть ребенок посмотрит на нее 1-2 минуты, а потом отвернется и перечислит, что он запомнил. Это так же увеличит объем памяти.
4. Игра «Муха». Нарисуйте на листке поле 4х4 клетки. В одну из них «посадите» муху – поставьте точку. Задание: муха может двигаться на одну клетку вверх, вниз, вправо и влево. Командуйте мухой, а подросток пусть следит за ее передвижениями по полу только глазами. Через некоторое время остановитесь. И пусть ребенок укажет, где «остановилась» муха. Постепенно можно увеличить время «полета» мухи – это поможет подростку научиться концентрировать внимание долгое время. Когда поле будет освоено – усложните задачу: пусть ребенок следит за мухой по воображаемому полю. Теперь ему надо в голове удерживать 2 объекта: само поле и путь мухи. А потом еще больше усложните задачу: увеличьте поле до 25 или 36 клеток, и усложните задания ходами: 2 клетки наискосок, 3 вправо и т.д. Правда, на освоение таких больших полей потребуется больше времени. Но тогда к этой игре можно подключить и всю семью, посмотреть, кто внимательнее.
А вот и еще одна закономерность – закономерность циркуляции внимания. Оказывается, через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования психологов показали, что качества внимания зависят и от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители (включенный магнитофон, разговор соседей по парте и т.д.) мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания.
Для нормального восприятия необходим определённый приток информации в виде сигналов из внешней среды. В тоже время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам.
И еще несколько слов о видах внимания.
Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Термин "произвольное " образован от слова "воля". Иначе говоря, внимание по воле человека (подростка).
Непроизвольное внимание – внимание, возникающее само собой. Оно возникает по действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов – темный и т.д. Привлечет внимание и "прыгающий", мерцающий объект: на этом свойстве непроизвольного внимания основываются, создавая сверкающие рекламные щиты. Непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами.
Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Поэтому, помните:
Выполняя домашнее задание, надо ребенку давать маленькую передышку через каждые 20-25 минут.
Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Психолог В.А. Крутецкий выделяет следующие:
• Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.
• Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.
• Привычные условия работы.
• Возникновение косвенных интересов.
• Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно воздействующих посторонних раздражителей.
Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и подросток не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Так, увлекшись, ребенок может рисовать часами, или играть на компьютере.
Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становиться очень трудно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.