методические рекомендации

  • docx
  • 07.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Реферат Сагандыкова С.С..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 «Методика формирования количественных представлений в старшей группе (период вычислительной деятельности с 6-го года жизни)»

 

 

Выполнила:

Сагандыкова С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2025 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..……………3

1. Особенности развития детей 6-го года жизни…………………….…………4

2. Физиологическая основа количественных представлений у детей 6-го года жизни……………………………………………………………………..………..7

3. Методика формирования количественных представлений старших дошкольников..........................................................................................................9

Заключение……………………………………………………………….………12

Список литературы………………………………………………………..……..13

 

 


Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в жизни детей дошкольного возраста можно наблюдать проявление интереса к различным математическим категориям, таким как количество, форма, время и пространство. Эти категории играют важную роль в ориентации детей в окружающем мире, помогая им упорядочивать и связывать объекты и ситуации друг с другом, а также способствуя формированию понятий.

Особую роль в развитии математического мышления ребенка играет понятие числа. Оно имеет огромное значение в жизни людей и обусловливает раннее формирование числовых представлений у детей. Первоначальные представления детей о числе связаны с его количественной характеристикой, и дети могут отвечать на вопросы о количестве без необходимости использования операции счёта.

Цель работы: исследование особенностей количественных представлений детей 6-го года жизни.

Предмет исследования: процесс формирования количественных представлений детей 6-го года жизни.

Объект исследования: особенности количественных представлений детей 6-го года жизни

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогической практики по формированию количественных представлений детей 6-го года жизни.

 

 

 

 

 

 

1.     ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Социально-нравственное развитие детей и формирование их взаимоотношений с окружающими являются одной из основных задач взрослого воспитателя. Важно, чтобы взрослый служил примером доброго и заботливого отношения к другим людям, а также побуждал детей проявлять заботу, внимание и готовность помочь. Это позволяет обогатить нравственный опыт детей.

Переход в старшую группу детского сада означает изменение психологической позиции детей, которые начинают осознавать свою самостоятельность и старшинство среди сверстников. Взрослый, в свою очередь, должен поддерживать их ощущение "взрослости" и стимулировать стремление к решению новых и более сложных задач в области познания, общения и деятельности.

В новом возрасте взрослому уже не требуется торопиться на помощь при возникновении первых трудностей, лучше всего стимулировать ребенка к самостоятельному решению. Если же помощь необходима, она должна быть минимальной, например, в виде советов или наводящих вопросов, активизирующих прошлый опыт ребенка. Важно предоставить детям возможность самостоятельно находить решения задач, нацелить их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать инициативу и творчество детей, а также демонстрировать им рост их достижений и вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Кроме того, старший дошкольный возраст представляет благоприятную среду для развития творческой активности и интересов детей. Однако важно учитывать, что в этом возрасте формируются и другие формы деятельности, такие как конструирование и рисование. Главной целью воспитателя является согласование мотивов и желаний ребенка, чтобы у него формировалось поведение, опосредованное правилами или образцами, а не импульсивное и ситуативное.

К семи годам у детей должны сформироваться предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Нужно развивать их любознательность, чтобы в будущем у них появился интерес к учению. Познавательные способности способствуют развитию теоретического мышления, а умение общаться с взрослыми и сверстниками поможет им в учебном сотрудничестве. Важным фактором является развитие произвольности, которая помогает детям преодолевать трудности при выполнении учебных задач. Кроме того, овладение специальными языками, характерными для различных видов деятельности, является основой для успешного усвоения разных предметов в школе.

Детская психология имеет важную задачу - исследование закономерностей развития ребенка и поиск причин, обусловливающих эти изменения. Высокая сензитивность возрастного периода при поступлении ребенка в школу предоставляет большие потенциальные возможности развития. Основные достижения в этом возрасте связаны с учебной деятельностью и играют важную роль в последующих годах обучения. Ребенок должен развить интерес к учению, умение учиться и уверенность в своих способностях.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему обучению в школе. Главная цель заключается в объединении развития интереса детей к новой социальной позиции с ощущением роста их достижений и потребностью в познании и освоении нового.

Шестилетний ребенок становится активным членом общества, где он сталкивается с различными человеческими поступками и взаимоотношениями. Он научился согласовывать свои действия с действиями сверстников, помогать им в трудных ситуациях, оценивать поступки себя и других в соответствии с общественной моралью. Он способен не только выполнять сложные действия, но и воплощать свои идеи в играх, рисовании и конструировании. Он уже обладает знаниями, умениями и навыками, такими как счет, решение простых арифметических задач, знакомство с буквами. Его восприятие, память и мышление начинают приобретать произвольный и управляемый характер, что позволяет ему слушать, рассматривать, запоминать и обдумывать не только интересное и привлекательное, но и то, что необходимо для достижения определенной цели. Все эти изменения не являются случайными, они имеют свои закономерности и причины. Если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии, такие как опережение, задержка или неправильность, это также имеет определенные причины. Поэтому важно изучать закономерности развития и искать причины, определяющие его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Развитие целенаправленного поведения и познавательной деятельности является значимым в дошкольном возрасте. В этот период происходят изменения в структурно-функциональной организации мозга, которые влияют на готовность ребенка к школе и его успех в учебе.

Одно из значимых изменений, происходящих в мозге в возрасте 6-7 лет, это специализация и типизация нейронов в коре. Важным моментом развития коры в этом возрасте является усложнение системы связей между нейронами внутри одной области и между разными областями коры.

Параллельно с этим происходят изменения в межполушарных связях, такие как формирование мозолистого тела, соединяющего оба полушария. Все эти изменения в структурно-функциональной организации мозга создают предпосылки для целенаправленного поведения и познавательных процессов.

Формирование системы восприятия информации также происходит в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира.

Вначале дошкольного возраста зрительное восприятие тесно связано с двигательными действиями. Младенческий опыт манипуляций с объектами играет важную роль в зрительном опознании. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предметов становится более организованным и систематичным. Это способствует формированию более адекватных сенсорных образов и повышает успешность обнаружения изменений в объектах.

К 6-7 годам происходят существенные изменения в системном организации зрительного восприятия, связанные с созреванием корковых зон и специализацией мозга. В это время основное опознание основывается на выделении сложного признака, требующего больше времени и зависящего от количества различаемых изображений.

Дошкольный период характеризуется приматом развития абстрактного мышления, который проявляется в культурном развитии высших психических функций. В этом периоде происходит углубление процесса интериоризации мыслительных действий и их превращение в операции. Этот период завершается в возрасте 6-8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Три основных взгляда на возникновение понятия о числе у детей могут быть выделены. Первый подход, предложенный немецким педагогом В.А. Лаем, утверждает, что число воспринимается непосредственно, то есть дети могут узнавать количество предметов без необходимости считать их, если предметы расположены в определенном порядке. Сторонники этого подхода предлагают обучение арифметике на основе числовых фигур, где значки или предметы представлены в группе и упорядочены. Второй подход говорит о том, что понятие числа возникает только через счет. Третий подход связан с психологическим измерением числа, где основное внимание уделяется изучению количественной изменяемости величин и их функциональной зависимости в начале обучения. Каждый из этих подходов имеет свою долю истины. Понятие о числе может возникнуть и через непосредственное восприятие и через счет. Например, мы можем определить число предметов в группе трех без подсчета, что называется "бессознательным счетом". Однако, если число предметов превышает определенный предел и они расположены в ряд, узнавание числа становится сложным и требует использования счета. Счет следует рассматривать как один из методов обучения числам, который не отвергается сторонниками непосредственного восприятия чисел. Таким образом, эти два метода должны дополнять друг друга. Одно из объяснений этому связано с тем, что непосредственное восприятие числа основано на пространственных элементах, а счет - на временных элементах числа и действиях с числами. Подход, основанный на числовом измерении, расширяет и углубляет понятие числа, но он сложнее для понимания детей и должен следовать после предыдущих методов. Определение величины предметов также имеет свое значение в обучении. Несмотря на то, что некоторые мнения предполагают, что дети уже имеют представление о величине предметов при поступлении в школу, на практике они должны быть научены видеть и рассматривать эти предметы перед тем, как научиться их сравнивать.

Различные методы использовались Л.В. Глаголевой при обучении сравнению величин предметов. Среди них были лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядный методы и игра как метод обучения сравнению величин.

Необходимость обучения детей дошкольного возраста грамоте отрицается, однако важно, чтобы естественное усвоение грамоты происходило в дошкольном возрасте. Обучение счислению также не рекомендуется, но ребенок должен овладеть первым десятком до семи лет. Все числовые представления, доступные для ребенка в этом возрасте, должны быть извлечены им из жизни, в которой он активно участвует. Он должен участвовать в жизни лишь через работу-игру. В процессе игры, работы и жизни он самостоятельно научится считать, при условии, что взрослые будут его неотъемлемыми помощниками.

М. Морозова и Е. Тихеева предлагают в книге «Счёт в жизни маленьких детей» примерную программу для детей от 2 до 8 лет под названием «Объёмы числовых представлений нормальных детей».

Рассмотрим вопрос числовых фигур в контексте методики арифметики. Он является одним из спорных вопросов. Много внимания этому вопросу уделяется в немецкой литературе – родине числовых фигур. В соответствии с их мнением, числовые фигуры имеют четыре различных назначения. Одно из них - способствовать возникновению у детей числовых представлений. Второе назначение числовых фигур заключается в облегчении выполнения операций с однозначными числами. Третье назначение числовых фигур - использование их в качестве счёта. Четвертое назначение - числовые фигуры помогают легче переходить от числа к цифре, так как являются знаком для числа, указывая количество единиц в числе.

Период от рождения до поступления в школу, согласно экспертам по всему миру, является самым интенсивным периодом физического и психического развития ребенка, а также формирования основных физических и психических характеристик, необходимых для его будущей жизни. Этот период отличается от последующих стадий развития тем, что он обеспечивает общее развитие, являющееся основой для приобретения специальных знаний и навыков в будущем. В процессе формирования психических характеристик не только определяется общее поведение и отношение ребенка к окружающему миру, но также создаются основы для будущего развития, которые проявляются в психологических новообразованиях, достигнутых к концу данного возрастного периода.

Достижение специфических возможностей психического развития осуществляется благодаря участию дошкольников в соответствующих видов деятельности, соответствующих их возрасту. Организация и руководство разными видами деятельности являются основными задачами педагогов. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. Отношение к детству как ценному времени жизни, а не только как к периоду подготовки к будущему, позволяет детям стать полноценными учениками школы и развить качества личности, которые помогут им преодолеть границы детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В дошкольном возрасте, без специального обучения, происходит медленное математическое развитие и недостигается необходимый уровень количественных представлений, которые необходимы для дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, успешного обучения в школе, подготовки к физическому и умственному труду, а также для социализации. Опыт работы с детьми, имеющими проблемы в овладении математическими знаниями и умениями, показывает, что они могут быть подготовлены к изучению математики в школе при выполнении нескольких условий. Важными из них являются: выявление трудностей в обучении в раннем возрасте и своевременное включение детей в специально организованную работу, наличие экономически оправданной системы формирования основных математических представлений у детей и ее целенаправленное и систематическое применение, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Дети в возрасте 6 лет проявляют естественный интерес к количественным представлениям, которые помогают им лучше ориентироваться в предметах и ситуациях, упорядочивать их и устанавливать связь между ними, а также формировать понятия.

Дошкольные образовательные учреждения являются первым и наиболее ответственным звеном в системе народного образования. Создание творческого отношения педагога к математическим играм является необходимым условием для успешной работы. Варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, а также повторение игр с усложнением способствуют эффективному обучению.

Список литературы

 

1.                Аванесова В.М. Воспитание и обучение детей в подготовительной группе.- М., 1999.

2.                Анищенко О.А. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей 6-го года жизни. - М., 2000.

3.                Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2001.

4.                Васильева Н.Н., Новоротцева Н.В. Развивающие игры для старших дошкольников. - Ярославль, 2002.

5.                Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. - М., 2004.

6.                Волина В.В. Праздник числа. - М., 2003.

7.                Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.-М.,1999.

8.                Грибанова Г.И. и др. Математика дошкольникам. - Киев, 2004.

9.                Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М., 2002.

10.            Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. -М., 2004.

11.            Казакова А.Г. Задачи в стихах. -Благовещенск, 2000.

12.            Михайлова З.В. Занимательные задачи для дошкольников.- СПб., 2002.

13.            Морозова М., Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. – М., 2002.

14.            Петрова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.- М., 2005.

15.            Роговская Е.Б. Формирование представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста в процессе моделирования.- М., 2000.

16.            Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду.- М., 2004.

17.            Сербина Е.В. Математика для малышей.- М., 2002.

18.            Тарунтаева Т.В. Развитие количественных математических представлений у дошкольников.- М., 2000.


 

19.            Скачано с www.znanio.ru