Методические рекомендации для педагогов по сенсорному
воспитанию
детей дошкольного возраста.
Проведение
диагностического исследования позволило дать педагогам методические
рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей
раннего возраста.
- Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми
остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности,
чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так, успешная организация
занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при
наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это
относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию,
выниманию, втеканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является
одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе
предметной деятельности.
- Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить
оценка уровня самостоятельности их выполнения. Воспитателю важно проследить
успехи детей от занятия к занятию.
- Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и
способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания
совместными действиями взрослого с ребенком. В дальнейшем позиция взрослого по
отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое
действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом
плане.
- Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем
или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям,
изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки,
кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами
вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно
деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при
манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий
с детьми раннего возраста.
- Важным условием сенсорного развития детей младшего возраста является
правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное
воспитание». Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические
пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями,
гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать
за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.
- В целях улучшения планирования работы педагогов предлагается тематический
план занятий по сенсорному развитию .
- С целью повышения эффективности работы педагогов по данному разделу
предлагается разработанная схема по анализу и самоанализу своей деятельности и
консультация .
- Для родителей воспитанников младших групп предлагается провести консультации
по вопросам сенсорного развития детей, оформить стенды в группах с информацией
о дидактических играх сенсорной направленности, о подборе сенсорных игрушек, об
уровне овладения детьми сенсорными знаниями к концу 3-го года жизни.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие
познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно
меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать
красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из
ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.