Методические рекомендации для проведения практического занятия по теме: Решение комбинаторных задач

  • docx
  • 07.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическое занятие по тем1.docx

Практическое занятие по теме: Решение комбинаторных задач

Цели занятия:

  1. Ознакомить обучающихся с основными понятиями комбинаторики.
  2. Научить применять комбинаторные методы для решения задач.
  3. Развить навыки самостоятельного решения комбинаторных задач.

Теоретический материал

1. Основные понятия комбинаторики:

  • Комбинации — это выбор элементов из заданного множества, где порядок не имеет значения.
  • Перестановки — это упорядоченный набор элементов, где порядок имеет значение.
  • Сочетания — это выбор элементов из множества без учета порядка.

2. Формулы:

  • Перестановки: количество перестановок n различных объектов равно n! (n факториал).

Формула:

P(n)=n!P(n)=n!

  • Комбинации: количество способов выбрать k элементов из n различных объектов (без учета порядка) вычисляется по формуле:

Формула:

C(n,k)=n!k!(n−k)!C(n,k)=k!(nk)!n!


Пример решения задач

Задача 1: Перестановки
Сколько различных способов можно расставить 5 книг на полке?

Решение:
Используем формулу перестановок:

P(5)=5!=5×4×3×2×1=120P(5)=5!=5×4×3×2×1=120

Ответ: 120 способов.


Задача 2: Комбинации
Сколько способов выбрать 3 книги из 10?

Решение:
Используем формулу сочетаний:

C(10,3)=10!3!(10−3)!=10!3!7!=10×9×83×2×1=120C(10,3)=3!(10−3)!10!=3!7!10!=3×2×110×9×8=120

Ответ: 120 способов.


Практические задачи

Задача 3: Перестановки с повторениями
Сколько различных слов можно составить из букв слова "КНИГА", если буквы могут повторяться?

Решение:
В слове "КНИГА" 6 букв, буква "И" повторяется 2 раза.
Используем формулу перестановок с повторениями:

P(n;n1,n2,...,nk)=n!n1!×n2!×...×nk!P(n;n1,n2,...,nk)=n1n2!×...×nk!n!

где n — общее количество элементов, n1, n2, ... — количество одинаковых элементов.

P(6;2)=6!2!=7202=360P(6;2)=2!6!=2720=360

Ответ: 360 способов.


Самостоятельная работа

Задача 4: Комбинации с ограничениями
В классе 20 учеников. Сколько способов выбрать 5 учеников для участия в олимпиаде, если 2 ученика (А и Б) не могут участвовать вместе?

Решение:

  1. Найдем общее количество способов выбрать 5 учеников из 20:

C(20,5)=20!5!(20−5)!=15504C(20,5)=5!(20−5)!20!=15504

  1. Найдем количество способов, когда А и Б участвуют вместе. Если А и Б выбраны, то необходимо выбрать еще 3 ученика из оставшихся 18:

C(18,3)=18!3!(18−3)!=816C(18,3)=3!(18−3)!18!=816

  1. Теперь вычтем количество способов, когда А и Б участвуют вместе, из общего количества:

C(20,5)−C(18,3)=15504−816=14688C(20,5)−C(18,3)=15504−816=14688

Ответ: 14688 способов.


Заключение

На данном занятии обучающиеся познакомились с основами комбинаторики, научились применять формулы для решения задач и самостоятельно решали практические задачи. Важно закрепить полученные знания, решая дополнительные задачи и применяя комбинаторные методы в различных ситуациях.