МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ УЧАЩЕГОСЯ-ДОМРИСТА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ДШИ
Кузнецова Надежда Александровна
преподаватель отделения народных инструментов
2018 г.
Младшие классы
|
1 класс
|
2 класс
|
Организация работы игрового аппарата |
Посадка, постановка рук, удержание инструмента |
Укрепление пальцев левой руки |
Основные приемы игры |
Единичное движение медиатора вниз и вверх, переменное движение |
Ровность переменных ударов, короткие фразы тремоло, соединение тремоло с движением медиатора вниз, движением медиатора вверх |
Штрихи, атака звука |
Нажим и бросок (единичное движение медиатора) |
Нажим и бросок (переменное движение медиатора) |
Артикуляция |
Стакатто (с участием пальцев левой руки) |
Легато, нон легато |
Игра в первой позиции
|
Тетрахорды (мажорный, минорный, хроматический) |
6 тетрахордов в восходящем и нисходящем движении |
Смена струн |
Работа на одной струне, работа правой и левой рук при смене струн |
Смена струн в гаммаобразном движении |
Гаммы, арпеджио |
Диатонические однооктавные в 1 позиции А, D |
Диатонические однооктавные в 1 позиции a, d, G, g (три вида минора) |
Смена позиций |
Игра на одной струне по всей ее длине любым одним пальцем |
Игра в разных позициях, без их смены. Игра на одной струне по всей ее длине любым одним пальцем |
Динамика |
p, mp, mf, f, cresc., dim Ровное динамическое звучание, контрастная динамика |
|
Ритмика |
Дубль-штрих, триоли (по 3 удара на одну ноту) |
Пунктир, синкопы, квартоли (по 4 удара на одну ноту) |
Красочные приемы |
pizz. большим пальцем |
Шумовые эффекты |
Средние классы
|
3 класс |
4 класс |
Организация работы игрового аппарата |
Укрепление пальцев левой руки, координация работы рук координация игровых движений |
|
Основные приемы игры |
Снятие в тремолировании, тремоло легато |
Начальные навыки исполнения кантилены |
Штрихи, атака звука |
Мягкая, твердая и подчеркнутая атака звука; атака звука в тремоло |
|
Артикуляция |
Стакатто, легато, нон легато |
Стакатто, легато, нон легато. |
Игра в первой позиции
|
Гаммаобразные соединения тетрахордов, боковое движение пальцев левой руки |
Упражнения с открытой струной, трелеобразные на низких струнах. |
Смена позиций |
Смена позиции через открытую струну, упражнении с открытой струной, трелеобразные в разных позициях |
Игра на одной струне любым одним, двумя, тремя, четырьмя пальцами; смена позиции лесенкой; смена позиции пальца, кисти |
Смена струн |
Смена струн тремоло, легато |
Закрепление пройденного |
Гаммы, арпеджио |
Диатонические двухоктавные в 1 позиции G, A, g, a |
Диатонические однооктавные на одной струне от открытых струн 1, 2, 3 ладов. Двухоктавные со сменой позиции G, A, D, g, a, d |
Динамика |
Чередование p, и f на одном звуке и в гамме |
Закрепление пройденного |
Ритмика |
Дуоли, триоли, квартоли |
Соединение триолей и квартолей с единицей |
Красочные приемы |
Флажолеты (натуральные) |
Арпеджиато. |
Старшие классы
|
5 класс |
6 класс |
7 - 8 класс |
||
Организация работы игрового аппарата |
Игра кистью, предплечьем; одновременная активность мышц кисти, предплечья, плеча |
Дифференциации игровых усилий пальцев левой руки |
|||
Основные приемы игры |
Работа над кантиленой |
Работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук |
|||
Штрихи, атака звука |
Твердая, мягкая, подчеркнутая атака звука (бросок, нажим, толчок). |
Атака звука в гамме (по 4 ноты на каждый вид штриха |
Портаменто |
||
Артикуляция |
Тенуто, легато переменным штрихом. |
Варианты штрихов в гамме |
Более сложные варианты артикуляционных штрихов |
||
Игра в первой позиции
|
Хроматическое движение в первой позиции |
Игра одного тетрахорда по всем струнам в восходящем и нисходящем движении |
3 вида аппликатуры: диатоническая ,максимально уплотненная, аппликатура большой руки (в кантилене) |
||
Смена позиций |
1) игра на одной струне по всей ее длине любым одним, двумя, тремя, четырьмя пальцами 1-2, 2-3, 3-4, 1-2-3; 2-3-4. 2) смена позиций пальца, кисти, предплечья |
Цепочки тетрахордов; смена позиции легато, скачки на широкие интервалы с использованием разных видов смены позиции |
Основы пассажной техники. |
||
Смена струн |
Упражнения Шрадика выборочно часть 1 (I-VII) |
Штриховые вари анты перехода медиатора со струны на струну, gliss. правой рукой по двум, трем, четырем струнам |
|||
Гаммы, арпеджио |
1) Диатонические двухоктавные Аs, gis. H, h.
2) Диатонические трехоктавные G, g арпеджио
3) Хроматические однооктавные на одной струне от открытых струн, 1, 2, 3 ладов |
1) Диатонические трехоктавные А, a.
2)Диатонические однооктавные на одной струне тремоло, легато
3) Хроматические двухоктавные в 1 позиции от «соль» до «ля» |
1) Диатонические трехоктавные Аs, gis. H, h.
2) Диатонические однооктавные мажорные гаммы флажолетами в 1 позиции |
||
Двойные ноты, аккорды |
Активность мышц руки при игре двойных нот, аккордов |
Смена позиций двойными нотами |
Двойные ноты тремоло легато |
||
Динамика |
Чередование работы кисти и предплечья при игре контрастной динамикой |
pp-ff активность различных групп мышц при смене нюансов |
|||
Ритмика |
Квинтоли, секстоли |
Ритмы до 8, соединение ритмов до 6 с единицей, двойкой |
Соединение ритмов до 8 с единицей |
||
Красочные приемы |
Вибрато, pizz. средним пальцем. |
gliss. пальцами левой руки |
Дробь |
||
Мелизмы |
Форшлаг, мордент, трель |
Трель с заключением |
Группетто |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.