Методические рекомендации для родителей детей со слепоглухотой
Оценка 4.8

Методические рекомендации для родителей детей со слепоглухотой

Оценка 4.8
docx
13.06.2020
Методические рекомендации для родителей детей со слепоглухотой
2+.docx

https://sun9-46.userapi.com/c853516/v853516702/23467f/bpDnFycYL5o.jpg

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты развития слепоглухого ребенка

1. 1 Понятие слепоглухоты ……………………………………………………………5

1.2 Классификация слепоглухих …..………………………………………………….7

1.3 Особенности развития слепоглухих детей ……………………………………...10

Глава 2. В помощь родителям, воспитывающим слабовидящих детей

2.1 Семья, в которой растет слепоглухой малыш…………………………………...12

2.2 Обучение и воспитание слепоглухого ребенка …...……………………………13

2.3 Игры и задания для развития слепоглухих детей ………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………….25

Список использованных источников………………………………………………...26


Введение

 

Слепоглухота является специфическим нарушением психофизиологического развития, которое ограничивает не только коммуникативные возможности общения, но и оказывает существенное влияние на перцепцию и интеракцию. Представления слепоглухих детей о других людях отличаются фрагментарностью и неполнотой, обусловленной отношением других людей к проблемам слепоглухих.

В данном методическом пособии нам бы хотелось раскрыть сущность развития слепоглухих детей. Показать родителям и всем заинтересовавшимся, что не существует необучаемых детей, есть дети с разными возможностями оубчения.

Даже небольшое продвижение в развитии ребенка способствует обретению большей самостоятельности, и, следовательно, уверенности в себе. Успехи детей во многом бывают обусловлены мужеством их близких, оптимизмом и уверенностью последних в своих силах.

В первой главе мы раскрыли понятие и виды слепоглухоты, а также описали те особенности развития, которые встречаются у людей с данными нарушениями. Данный материал носит теоретический анализ и основан на общепринятых и общеизвестных научных разработках различных авторов. Прочтение материала обязательно для понимания специфики и трудностях, с которыми сталкиваются наши дети.

Во второй главе мы постарались описать сложности, которые испытывает себя с особым ребенком. Раскрыли особенности обучения и воспитания слепоглухих детей, а также привели ряд рекомендаций для родителей.

Самой интересной и занимательной частью нашего пособия является предоставление игр, которые могут использовать не только родители, но и педагоги, логопеды, дефектологи и психологи.

Занимаясь с ребенком, вы наладите контакт с малышом, который так необходим для его социализации и несомненно благоприятно скажется на его дальнейшем развитии во всех сферах.

Данное методическое пособие будет полезно родителям, воспитателям, педагогам, логопедам, дефектологам, психологам и просто неравнодушным к проблемам слупоглухих людям.

 

 

 

 


 

Глава 1. Теоретические аспекты развития слепоглухого ребенка

 

1.1 Понятие слепоглухоты

Слепоглухие – это самые одинокие люди в этом мире. Если человек видит, для него доступны все цвета, если слышит, то люди могут разговаривать с ним, но если он не видит и не слышит, то он практически полностью изолирован от нашей жизни. Чтобы у него была возможность развиваться и жить, ему необходимо обеспечить доступ к информации, которой владеют зряче слышащие, помочь перестроится на чувства, которые у него имеются, и научить общаться.

Слепоглухота – это как комбинированная инвалидность по зрению и слуху, ограничивает деятельность человека и его полноценное участие в жизни общества до такой степени, что становится необходимым организация особых мер компенсации со стороны общества посредством обеспечения слепоглухого техническими средствами и/или специфическим обслуживанием и особым приспособлением для него окружающей среды.

Слепоглухота – является наиболее изученным видом сложного нарушения развития. Сложными нарушениями нужно называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Нарушение развития, входящие в состав сложного дефекта, связанны с повреждением разных систем организма.

Слепоглухота – это уникальное заболевание, при котором люди имеют наибольшее из возможных количество ограничений основных категорий жизнедеятельности (способности к самостоятельному обслуживанию, к ориентации, к обучению, к общению, к трудовой деятельности). При этом на данный момент нет точных статистических данных относительно количества слепоглухих в России, не ведется учет их потребностей, не реализуются программы поддержки на системном уровне.

Слепоглухота является одним из сложных дефектов развития. К ним относятся различные сочетания двух и более первичных нарушений психического развития, т.е. таких нарушений психического развития, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психической функции, связанной с поврежденным субстратом. Первичные дефекты могут быть вызваны и определенными крайне неблагоприятными социальными условиями раннего развития.

Моровой истории обучения слепоглухих уже более 150 лет. К концу второго тысячелетия 80 стран мира имели специальные службы и школы для слепоглухих. Начало истории обучения слепоглухих детей в нашей стране датируется 1909 г., когда было создано Общество попечения о слепоглухих в России и открыта первая школа для таких детей в Петербурге, которая существовала до 1941 г. Научные достижения этой школы отражены в работах известного ленинградского психолога А. В. Ярмоленко. С 1923 г. по 1937 г. очень интересно работала школа для слепоглухих детей в Харькове, организованная И. А. Соколянским. Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется признанием специалистов в других странах. С 1949 г. существует международное сообщество, координирующее развитие исследований и служб для слепоглухих в мире, оформленное в общественную организацию в 1969 г., в мероприятиях которой с 1962 г. участвуют и российские специалисты.

Сейчас в России проживает более четырех тысяч слепоглухих. Однако, в соответствии с международными стандартами расчета (5-8 слепоглухих на 100 000 человек населения), слепоглухих в Российской Федерации должно быть не менее 12 000 человек. Примерно половина из них – дети и молодые люди в возрасте до 18 лет.

До середины XX в. история обучения слепоглухих складывалась из отдельных случаев успешного обучения детей, потерявших слух и зрение в разном возрасте, но сохранивших возможности интеллектуального и эмоционального развития. Этот опыт успешно подхвачен педагогами в разных странах Европы и США.

https://sun4.dataix-kz-akkol.userapi.com/iK_GPlfCPSrCugNwPX3f8ObRhL91O_lGsAD5Xg/Shfs1NK3gVA.jpg

 

1.2 Классификация слепоглухих

В настоящее время в мире принято выделять следующие группы слепоглухих:

1. Врожденная и ранняя слепоглухота, наступившая в результате врожденной краснухи или других внутриутробных инфекций, глубокой недоношенности или родовой травмы, генетических нарушений. Выраженность нарушений зрения и слуха во многом зависит от качества своевременной медицинской помощи этим детям. Многие имеют нарушения зрения, при которых показано раннее хирургическое и терапевтическое лечение (врожденные катаракты, глаукома, косоглазие и пр.). Рано и качественно сделанная операция глаз может существенно улучшить остаточное зрение, а постоянное лечение может длительно поддерживать его состояние. Однако есть данные наблюдений, показывающие большое число осложнений после удаления врожденных катаракт у детей с врожденной краснухой и плохой прогноз развития остаточного зрения у этих детей. По зарубежным данным, до 25 % детей, перенесших краснуху внутриутробно и оперированных по поводу двусторонних катаракт, теряют зрение после 18 лет в результате полной двусторонней отслойки сетчатки.

По выраженности сенсорных нарушений детей с врожденными нарушениями зрения и слуха принято разделять на тотально слепоглухих, на практически слепоглухих, на слабовидящих глухих, слепых слабослышащих и слабовидящих слабослышащих детей. Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения. Это могут быть специальные школы для слепоглухих и специальные классы в школах для слепых или для глухих, а также индивидуальное обучение при специальных школах разного типа.

Первыми средствами общения у этих детей могут стать предметы быта или естественные жесты, изображающие действия с этими предметами. В дальнейшем они могут научиться общаться с помощью дактилологии, устной и письменной речи (письмо большими «зрячими» буквами или шрифтом Брайля). Известны отдельные случаи обучения детей с врожденной слепоглухотой чисто устным методом — они могли говорить устно и считывать устную речь окружающих по вибрации, рукой с горла говорящего.

2.  Врожденные нарушения слуха и приобретенная с возрастом слепота. Эти люди составляют до 50 % взрослых слепоглухих. Причинами нарушений являются синдром Ушера и другие наследственные синдромы, травма и др. Как правило, эти люди. Оканчивают учебные заведения для лиц с нарушенным слухом, зрение их значительно ухудшается в старших классах школы или позднее, Особого внимания требуют глухие дети, теряющие зрение в подростковом возрасте. Острое, шоковое состояние и психозы, возникающие в отдельных случаях у таких подростков и их родителей, можно во многом предотвратить, если вовремя выявить этих детей и оказать им своевременную психотерапевтическую и психолого-педагогическую помощь. Ведущими средствами общения для слепоглухих этой категории чаще всего являются жестовая речь и дактилология, которым в случаях резкого падения зрения может помочь осязание: они могут воспринимать жестовую речь собеседника, если будут касаться его рук или воспринимать дактильную речь «в руку».

3. Врожденная слепота и приобретенная глухота. Это люди, имеющие глубокие нарушения зрения и обучающиеся в школах для слепых. В результате разных причин они с возрастом теряют слух частично или полностью. Как правило, это дети, подростки или взрослые люди, пользующиеся в общении преимущественно устной речью, иногда недостаточно внятной. Многие из них нуждаются в логопедической и аудиологической помощи. Большинству показано ношение слуховых аппаратов и индивидуальные занятия по развитию остаточного слуха и коррекции произношения. Наблюдения показывают, что в ряде случаев эти люди. В зрелом возрасте могут потерять слух полностью, и тогда они переходят на общение только с помощью осязания (письмо на ладони, дактилология «в руку» или Лорм – специальный алфавит слепоглухих, изобретенный чешским слепоглухим Г.Лормом и достаточно популярный в Германии, Чехии и некоторых других странах).

4.  Приобретенная с возрастом слепоглухота. Это люди, родившиеся с нормальным слухом и зрением, потерявшие слух и зрение в результате заболевания или травмы в подростковом или зрелом возрасте. В этом случае самая большая проблема — справиться со стрессом от потери зрения и слуха и попытаться перестроить уже сложившуюся и автоматизированную ориентировку в пространстве на использование других видов сенсорики. Особая задача — сделать доступными другие средства общения (восприятие устной речи рукой, письмо на ладони, дактилология и письмо по Брайлю).

5.  Старческая слепоглухота. Известно, что у некоторых людей после 65 лет и у многих старше 85 резко ухудшаются слух и зрение» Часть из них становится в старости слепоглухими. В развитых странах мира этим людям оказывается специальная поддержка, направленная на налаживание взаимоотношений в их семьях, на организацию особых условий помощи в учреждениях для престарелых, на помощь в общении и в ориентировке.

Раннее выявление нарушения зрения и слуха у детей позволяет в нужный момент оказать психологическую помощь семье, своевременно начать воспитание ребенка и существенно улучшить перспективы его развития.

 

1.3 Особенности развития слепоглухих детей

Слепоглухих детей характеризуют специфические особенности их психического развития: соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления несоразмерно, письменная речь доминирует в сравнении с устной.

Для большинства учащихся характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость, непродолжительная по времени работоспособность и слабая память. У некоторых отмечается недостаточная сформированность фразовой речи, бедность словарного запаса.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста с резидуальным зрением и слухом часто путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом определяют параметры величины, не ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. Так, Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина отмечают у некоторых из них отсутствие возможности локализации звука: дети не поворачивают голову и глаза в сторону звука, не идут по направлению к звуку. У них отмечается несформированность социально-бытовых и коммуникативных навыков, несовершенство психомоторики и сенсорной системы.

Также Л. П. Григорьева отмечает, что у слепоглухого нарушения анализа зрительной информации сочетаются с дефицитом зрительного внимания. В связи с этим у них не сформированы основные сенсорные эталоны, что затрудняет различение признаков предметов. Дети имеют очень маю представлений о внешнем мире, что приводит к снижению образной памяти.

Позднее формирование словесной речи слепоглухих детей приводит к недоразвитию образности, к отсутствию умения анализировать части предмета и объединять их в целостный образ.

У слепоглухих с остаточным зрением и слухом в процессе речевого развития создаются возможности для коррекции чувственного опыта.

Исследования Г. П. Бертынь и И. В. Саломатиной выявили следующие проблемы, с которыми сталкиваются слепоглухие дети: плохое видение ночью или при слабом освещении; боязнь темноты; увлажнение глаз при ярких вспышках света. Дети также испытывают трудности в слежении за мячом и его ловлей в играх с мячом; плохо ориентируются в пространстве, спотыкаются о предметы, находящиеся на полу. Отмечается низкий уровень развития речи, словарного запаса, нарушение моторики, повышенная утомляемость, головная боль, резь в глазах, сужение полей зрения.

 

 

 

 


 

Глава 2. В помощь родителям, воспитывающим слабовидящих детей

 

2.1 Семья, в которой растет слепоглухой малыш

Родители детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, как правило, находятся в очень тяжелом стрессовом состоянии, которое не может не влиять на развитие ребенка. Тревога за жизнь ребенка, а затем осознание тяжелых нарушений усугубляются во многих случаях поведением врачей, не верящих в благополучный ход развития слепоглухого ребенка, в сохранность потенциальных возможностей для его умственного развития. Родителям предлагают отказаться от воспитания ребенка в семье и сдать его в Дом ребенка. Родители сопротивляются этим советам и тратят все силы и средства на попытки вылечить ребенка, вернуть ему слух и зрение. Именно в этот период им необходима поддержка специалистов, верящих в возможности успешного развития слепоглухого ребенка, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания слепоглухого ребенка. Еще большую поддержку им могут оказать другие родители, уже пережившие подобный стресс после рождения собственного слепоглухого ребенка и нашедшие в себе силы для его правильного воспитания.

Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов. Решающим моментом во всех известных нам случаях успешного развития слепоглухих детей являлось именно чуткое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря которому удается пройти начальный уровень воспитания ребенка в семье до поступления его в школу.

К сожалению, специальных служб помощи таким семьям у нас в стране пока не существует, и родители часто остаются подолгу в полном неведении о возможностях обучения для слепоглухого ребенка.

Между тем успешный многолетний опыт обучения слепоглухих, накопленный в мире, позволяет надеяться на благополучное развитие многих из них. Но успешное обучение каждого слепоглухого ребенка — это отдельная история его практически индивидуального обучения. В каждом случае она складывается из описания причин и характера потери зрения и слуха у ребенка, характеристики его дополнительных нарушений, из истории взаимоотношений в семье и особенностей обучения в школе.

Советы специалистов родителям, которые имеют слепоглухого ребенка:

·        Ни в коем случае не изолировать ребенка.

·        Всемерно поощрять активность в осязательном исследовании пространства.

·        Осуществлять совместно-разделенную деятельность в самообслуживании.

·        Применять импровизированные средства общения (жесты), обозначающие предметы, действия, связанные с удовлетворением естественных потребностей.

 

2.2 Обучение и воспитание слепоглухих детей

Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование. Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными способностями познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохранной активности такого ребенка и способствовать своевременному формированию у него хватания, сидения, прямохождения и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться свободной ориентировки в помещении и развития у него полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ними в соответствии с их назначением.

Кожная чувствительность и двигательная память становятся у слепоглухих особым способом познания окружающего. И. А. Соколянский описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери даже в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица движений воздушной волны и температуры, излучаемой окном.

Осязание, активное ощупывание предметов руками или языком позволяет знакомиться с предметами и в дальнейшем их узнавать. Известны случаи, когда слепоглухой научился вдевать нитку в иголку, активно помогая себе языком и губами. Специальные исследования показали, что слепоглухие люди могли различать кончиком языка толщину ниток близких номеров и находить отверстие иголки величиной около 0,3 мм. Пробование маленькими слепоглухими детьми предметов языком с целью осмотра их поверхности играет и другую, не менее важную роль – слепоглухой ребенок способен различать разные по материалу предметы на вкус. Пробуя предмет на вкус языком и определяя его твердость зубами, слепоглухие взрослые могут отличать медные гвозди от железных и серебряные деньги от медных. Наблюдения показывают, что с возрастом слепоглухие дети, обучающиеся в школе, приучаются применять для распознавания объектов, прежде всего осязающую руку, а "проба ртом" отходит на второй план.

Слепоглухим свойственно осязательное восприятие ногами свойств пола, почвы и т.д. Память на неровности почвы под ногами часто помогает им запомнить дорогу в определенном направлении.

Состояние осязания в разные периоды развития слепоглухих исследовалось А. В. Ярмоленко. Она показала, что в большинстве случаев слепоглухие дети активно использовали осязание для знакомства с окружающим миром и для общения еще до начала специального обучения. Последнее ставило осязание на новый уровень использования: с его помощью дети научались сравнивать и группировать предметы по определенному признаку, у них развивались тонкие дифференцированные движения пальцев рук, позволяющие читать и писать тексты, написанные шрифтом Брайля, и т.д.

Известно, что осязание складывается из тактильной и кинестетической чувствительности, которая включена в пространственную схему организованного движения всего тела. Будущая ориентировка в окружающем пространстве постепенно складывается из ориентировки в движениях собственного тела, осознания его частей. Слепой или слабовидящий с детства ребенок не может полноценно контролировать свои движения с помощью зрения. Нарушенный слух лишает такого ребенка возможности ориентироваться в движениях по направлению звуков. Слепоглухой должен опираться во всем на свой собственный двигательный и осязательный опыт, поэтому от своевременного появления самостоятельной разнообразной двигательной активности – переворачивания, подтягивания, хватания, сидения, вставания, ползанья и хождения – во многом зависит будущая ориентировка в пространстве и восприятие слепоглухого человека. Развитию движений слепоглухого ребенка с раннего детства нужно придавать самое большое значение.

Осязание позволяет воспринимать предметы только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. Ряд авторов отмечали необыкновенную тонкость обоняния у слепоглухих людей. Описаны случаи, когда слепоглухой человек полностью ориентировался в помещении на основе запахов или мог не только отличить в груде перчаток две, составляющие пару, но и отобрать две пары, принадлежащие двум сестрам. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы. Известны наблюдения О. И. Скороходовой, когда она из запаха букета разных цветов сразу выделяла аромат белой лилии или на фоне запаха чернил вычленяла запах ранее бывших в чернильной бутылочке духов[8].

Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимых при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по особенностям походки, узнавать о появлении нового лица в комнате, слушать рукой звуки музыки, определять направление громких звуков дома и на улице ногами и т.д. Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка. Например, в петербургской школе слепоглухих детей учили воспринимать устную речь ладонью руки с горла говорящего и контролировать подобным образом свою собственную речь.

Наряду с этими полностью сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухие должны по возможности пользоваться остаточными зрением и слухом. Раннее аудиометрическое обследование и правильный подбор слуховых аппаратов (на оба уха) позволяет существенно расширить и развить слуховые возможности у ряда слепоглухих. Специальные занятия по развитию зрительного восприятия у слепоглухих детей с остаточным зрением (с потерей его вплоть до светоощущения) могут дать им навыки правильного пользования даже самыми минимальными остатками зрения для ориентировки в окружающем мире. Успехи современной медицины и электроники сделали возможным возвращение способности слышать некоторым слепоглухим благодаря кохлеарной имплантации.

Правильное воспитание ребенка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям его активности, умении всячески поддержать эту активность и развить ее с целью стимулирования любых контактов со взрослым и с предметами окружающего мира. Постоянство расположения окружающих ребенка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его правильной ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами обусловливают предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухого ребенка создает условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей к слепоглухому ребенку он способен к определенному спонтанному развитию. Показателем такого успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

Как показал И. А. Соколянский, в первоначальном или "добукварном" периоде развития слепоглухого ведущее место занимает развитие навыков самообслуживания и формирование первых средств общения – жестов. Благодаря взрослому ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, может стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком (жестом языка глухих, дактильным или устным словом), дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).

Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование, драматизация и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых понятий, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.

И. А. Соколянский доказал, что обучение слепоглухих словесной речи возможно через освоение письма и чтения.

Когда ребенок освоит обычное письмо большими буквами или рельефно-точечное – шрифтом слепых, его учат последовательно описывать собственные действия. Из таких описаний, состоящих из простых, нераспространенных предложений, складываются первые тексты для чтения слепоглухих детей. С обогащением словаря ребенка усложняется и грамматический строй первых текстов, описывающих собственный опыт ребенка и действия знакомых ему людей, составляющихся с помощью учителя и называющихся учебными. Кроме того, тексты, отражающие личный опыт ребенка, составляются самим ребенком (спонтанные тексты). Постоянное взаимопроникновение этих двух видов текстов, которые И. А. Соколянский называл параллельными, создает условия для полноценного усвоения словесной речи слепоглухими детьми. Стремление ребенка рассказать о важных и ярких событиях собственной жизни как бы встраивается в уже существующие грамматические формы рассказа о похожих событиях.

Однако слепоглухой ребенок часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместного со взрослым действия (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка "следят" за действиями взрослого), которое постепенно превращается сначала в разделенное со взрослым (когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельное действие. Научив ребенка действовать самостоятельно, следует попытаться организовать его самостоятельное наблюдение за занятиями окружающих его людей. Для этого детей учат спокойно наблюдать руками за тем, как их близкие едят, пьют, одеваются и т.д. Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, необходимого для полноценного социального развития человека. Например, прежде чем приступить к обучению слепоглухого ребенка чтению и письму, И. А. Соколянский формировал у них "установку на чтение" – учил, не мешая действиям других людей, наблюдать их. Позже Т. А. Басилова показала: прежде чем приступать к знакомству ребенка с действиями с сюжетными игрушками-куклами, нужно научить его "видеть" реальные действия других людей.

И. А. Соколянский придавал огромное значение обучению слепоглухих детей умению наблюдать за своими собственными действиями и анализировать их. Он ввел в обучение слепоглухих обязательные ежедневные дневниковые записи Умение наблюдать и умение записывать свои наблюдения развивались параллельно. По мере дальнейшего развития грамматики и лексики письменной речи ученицы педагог возвращал ее к старым записям и предлагал редактировать и переписывать их, оставляя неизменным само содержание события. В дальнейшем именно эти дневниковые записи, которые О. И. Скороходова вела всю свою жизнь, послужили основой для содержания ее книги "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир", получившей известность во многих странах. Опыт слепоглухих людей, который они смогли отразить в своих произведениях, показывает, что все яркие чувственные впечатления их жизни сохраняются в их памяти, и они способны отразить их в своих воспоминаниях, как только получают такую возможность в ходе обучения.

 

2. 3 Игры и задания для развития слепоглухого ребенка

Огромное значение для процесса адаптации слепоглухих имеет игра. В игре появляются различные жизненные ситуации, благодаря которым дети учатся общаться со своими сверстниками, взрослыми, тем самым познавая себя с других, ранее не изученных сторон.

Слепоглухой должен найти подход не только к сверстникам, но и главным образом к взрослым. Ведь взаимодействие слепоглухого ребенка с взрослым является главным источником его психического развития.

Появление игры у слепоглухих детей обусловлено развитием предметной работы и речи. Данный процесс имеет те же закономерности, которые были раскрыты Ф. И. Фрадкиной при изучении развития игры у нормального ребенка.

Игра – не только средство ранней социализации в сфере индивидуального самообслуживания, но информативный, познавательный процесс, средство и форма самоутверждения, а также процесс социального тренажа и контроля.

Научить ребенка играть сегодня – значит создать ему серьезный задел на будущее.

Развитие любого ребенка не обходится без игры как одного из наиболее распространенных видов детской деятельности. Через игру ребенок познает окружающий мир. И ребенок с нарушениями зрения и слуха не исключение.

В науке выделяют три основных этапа предметной и предметно-игровой деятельности слепоглухих детей.

1. Первый этап.

Первый этап характерен для детей со сложными сенсорными нарушениями, находящимися в начале своего развития, которые еще не получают педагогического и психомоторного воздействия.

Основные их характерные черты – практическое отсутствие спонтанной деятельности. Они не могут совершать никаких действий с предметами, а поведение их однообразно. Почти со всеми предметами они действуют однотипно, то есть не учитывают их специфических свойств – формы, фактуры материала. Они тянут их в рот, стучат по зубам, бросают.

Такие действия могут сохраняться до дошкольного возраста. Это не деятельность с предметом как таковым, а самораздражение – потряхивание перед глазами или ушами, удары по зубам или голове.

Почти не встречается у такой категории детей деятельность с учетом физических свойств предметов, например открывание и закрывание дверей комнаты, нанизывание предметов с отверстиями на палец, надевание на голову тряпок или платков понравившейся фактуры.

Совсем редко встречаются действия, связанные с прямым назначением предмета, например, ребенок облизывает пустую ложку, пробует пить или есть из пустой чашки, открывает сумку и вытряхивает из нее содержимое.

Низкий уровень деятельности с предметами слепоглухих детей связан с тем, что у них отсутствует навык самообслуживания, а также не сформирована бытовая культура.

2. Второй этап.

На втором этапе дети с нарушением зрения и слуха овладевают основными навыками самообслуживания и определенным уровнем действий с предметами. Деятельность с предметами имеет более направленный характер, ребенок может самостоятельно есть, одеваться с незначительной помощью взрослых, причесываться.

У таких детей отмечается предметно-игровая деятельность, в частности процессуальная. С помощью взрослых они учатся определять назначение предметов, производить с ними действия, подражая взрослым. Например, девочка пытается укачивать куклу так же, как это делала мама, она старается привлечь внимание мамы к своим действиям продолжить их совместно.

Если мама понимает желание девочки, то подключается к процессу, а значит, они общаются, ребенок начинает демонстрировать свое понимание назначение предмета, учится действовать не только с самим предметом, но и приучается взаимодействовать с другими людьми.

А вот если мама проигнорирует действия девочки, то она потеряет интерес к укачиванию куклы, сама ляжет на диван или пол и начнет качаться, тут ни о каком познании, разумеется, и речи быть не может.

На этом уровне развития ребенок использует предмет как реальную составляющую мира. Начав качать куклу, девочка может лечь рядом с ней и продолжить делать те же движения и с собой.

Зачастую на данном этапе кукла используется как игрушка очень редко, только после того как взрослый занимательно показал, что с ней делают. Кукла еще не предмет игры, она исполняет лишь ту функцию, с которой ребенка познакомил взрослый. Все действия ребенка направлены на подражание взрослым.

3. Третий этап.

Третий этап характерен для учеников начальных классов школ для слепоглухих детей. На данной стадии развития действия с игрушками уже имеют игровой характер, возникают элементы коллективной игры, для которой характерны воображаемость ситуаций, определение ролей. Например, дети имитируют приготовление обеда для семьи. Один, как правило, это девочка, готовит обед, режет воображаемые овощи, готовит суп на воображаемой плите, а второй ребенок, зачастую это мальчик, с удовольствием его ест.

На данном этапе можно говорить об имитации целой цепи действий, дети начинают играть в дочки-матери. Однако даже если в игре детей наблюдается распределение ролей, они все ровно слишком примитивны и однообразны: поход в магазин, приготовление обеда и снова поход в магазин, лишь иногда дети могут предложить сделать ночь. При этом в игре полностью отсутствуют предметы, заменяющие реальность.

Таким образом, у слепоглухого ребенка при свободном поведении прочти всегда отсутствует символическая часть ролевой игры. Корректировать это можно лишь при постоянном регулярном психологическом, социальном, педагогической воздействии с участием не только специалистов в данной сфере, но и всех близких ребенку людей, прежде всего родителей.

Ролевая игра детей лежит в основе дальнейшего формирования и развития их личности независимо от того, какими сенсорными нарушениями они страдают. А значит, научить ребенка играть сегодня – создать ему серьезный задел на будущее.

Приведем в качестве примера некоторые игры.

Игра «Аптека» (играет группа детей и взрослые).

Педагог объявляет детям, что сейчас они будут играть в аптеку.

– Кто будет продавец?

Все дети радостно предлагают себя на роль продавца. Педагог выбирает одного мальчика. Он приносит на стол содержимое аптечки, расставляет товар, перед каждым лекарством кладет листок с указанием цены. Девочка становится кассиром и садится за другой стол. Дети и учительница толпятся около прилавка. Девочка подходит к продавцу и спрашивает дактильно: «Сколько стоит йод?»

– Пять копеек.

Она идет в кассу, платит деньги и получает чек. Снова встает в очередь. Педагог подсказывает, что можно не стоять два раза, а сразу самому посмотреть на ценник и заплатить в кассу. Педагог «оплачивает» стоимость бинта и встает к прилавку с чеком. Дети по очереди идут в кассу, предварительно рассмотрев ценники на лекарства. Подходит к прилавку.

– Дайте, пожалуйста, таблетки от кашля.

– Дайте, пожалуйста, вату.

– Дайте, пожалуйста, глазные капли.

Затем роль аптекаря начинает выполнять экспериментатор. Вместе с педагогом они разыгрывают ситуацию, когда человек приходит в аптеку и хочет купить новые очки. Аптекарь посылает человека к врачу за рецептом, затем все начинают по предложению педагога играть в поликлинику, где идет прием врача-окулиста.

Экспериментатор изображает совсем слепого человека, который пришел на прием к врачу. Дети помогают «слепому» найти свободное место и сесть. «Слепой» рассказывает детям, что у него болят глаза, и он пришел к врачу за лекарством. Рассказывает о своей болезни. Спрашивает у детей, что у них с глазами. Дети рассказывают.

Потом одна из девочек выполняет роль врача, ведет прием больных. Сажает детей на стул перед настенным календарем и показывает на нем цифры. Дети называют цифры дактильно. Педагог помогает «врачу» выписать рецепт для очков. С этим рецептом больного направляют снова в аптеку за очками. Аптекаря изображает педагог, он смотрит рецепт, подбирает очки, и т.д.

Из приведенного описания видно, что поначалу дети играли в аптеку как в обычный магазин. Более точное представление об аптеке возникло благодаря участию в игре взрослых, которые включили в игру ситуацию с выпиской рецепта для очков у врача и тем самым помогли детям понять имеющуюся здесь связь.

Наряду с уточнениями представлений детей о разных социальных ситуациях и формированием эмоционального отношения к ним и их участникам очень большое значение имело то обстоятельство, что в игре обогащались и совершенствовались средства общения – жестовые и словесные. В самом процессе игры дети общались между собой и фиксировали содержание игры в своей речи. В дальнейшем, в свободной деятельности они начинали беседовать друг с другом о том, что было в игре, затем о реальных жизненных впечатлениях. Развитие речи получало тем самым новый стимул, возникала новая мотивация словесного общения.

Игра «Потерялся» (играют группа детей и взрослые).

Педагог вместе с детьми проигрывает ситуацию, случившуюся на прогулке. Затем предлагает детям поиграть в новую для них игру. Распределяет роли: мальчика назначают на роль милиционера и дают ему милицейскую фуражку. Педагог изображает прохожего («тетю»), одна из девочек – педагога, который гуляет с двумя учениками. Для этих учеников педагог выдает заранее написанные таблички с указанием имен детей, адреса и телефона школы, где они учатся, и объяснительной фразой: «Я плохо вижу и слышу. Я потерялся. Пожалуйста, помогите мне».

Дети с «педагогом» гуляют по улице. Один из учеников заглядывается на машину и отстает от группы. Дети с «учительницей» уходят далеко и не видят его. Он начинает плакать, бегать по улице, убегает далеко в сторону. Когда «педагог» возвращается и «ищет» потерявшегося ученика, его уже нет на месте.

Затем разыгрывается другая ситуация: «прохожий» подходит к плачущему мальчику и начинает его расспрашивать. Он достает табличку. «Прохожий» читает табличку и ведет мальчика в милицию. Милиционер звонит в школу по телефону и сообщает, что потерявшийся мальчик в милиции. «Педагог» приходит за ним и уводит его в школу. После игры педагог вместе с детьми составляет соответствующие таблички для всех детей и дает детям прочитать составленные правила поведения в этой ситуации.

Из приведенных примеров видно, что развитие игры у детей достигает такого уровня, что может быть успешно использовано как средство коррекционно-развивающей работы со слепоглухими детьми. Использование игр для обучения позволяло не только уточнить уже имеющиеся у детей представления, но и создавать новые, изменять отношение детей к явлениям социальной жизни, вызывать сопереживание, желание помогать другим.

 


 

Заключение

 

Есть дети с разными возможностями обучения и даже с такими трудными заболеваниями как слепоглухота. И даже небольшие успехи в области обучения и социальной адаптации таких людей, указывают на то, что нужно развивать эту сферу и дальше. Когда ребенок продвигается в своем развитии хоть немного, это говорит о том, что он приобретает для себя, так нужную ему в жизни самостоятельность, уверенность в себе и завтрашнем дне.

Но успех работы с такими детьми заключается не только в правильном подходе и выборе правильного метода специалистов, но и безусловной поддержке близких людей этого человека.

Нами были разработаны следующие направления работы: теоретические аспекты развития слепоглухого ребенка (понятие слепоглухоты, классификация слепоглухих детей, особенности развития слепоглухих детей) и помощь детям с особыми потребностями (семья, в которой живет слепоглухой ребенок; обучение и воспитание слепоглухого ребенка; рекомендации для родителей; игры и задания для развития слепоглухих детей).

Зная особенности слепоглухих детей, важно правильно выбирать стратегию их дальнейшего развития – помогать и поощрять за успехи.

И помните: каждый ребенок – особенный!

 


 

Список использованных источников

 

1.     Апраушев, А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых /А. В. Апраушев //учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 1983. 208 с.

2.     Лубовский, В. И. Слепоглухота //Специальная психология /под ред. В. И. Лубовского. Москва: Академия, 2003. С. 391-405.

3.      Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир /О. И. Скороходова. Москва: Академия, 1990. 245 с.

4.     Слепоглухие дети. [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org/87615/psihologiya/slepogluhie_deti (дата обращения: 27.05.2020).

5.     Развитие игры у слепоглухонемых. [Электронный ресурс]. – URL: https://vuzlit.ru/993217/razvitie_igry_slepogluhonemyh (дата обращения: 27.05.2020).

6.     Социально-личностное развитие слепоглухих детей. [Электронный ресурс]. – URL: https://mirznanii.com/a/175935-5/sotsialno-lichnostnoe-razvitie-slepoglukhikh-detey-5/ (дата обращения: 27.05.2020).

7.     Слепоглухота – это… [Электронный ресурс]. – URL: http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/trevozhnye-perspektivy-zhizni slepoglukhikh-ljudej-64986/slepoglukhota-eto-3.html (дата обращения: 27.05.2020).


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации для родителей детей со слепоглухотой

Методические рекомендации для родителей детей со слепоглухотой

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………………

Введение Слепоглухота является специфическим нарушением психофизиологического развития, которое ограничивает не только коммуникативные возможности общения, но и оказывает существенное влияние на перцепцию и интеракцию

Введение Слепоглухота является специфическим нарушением психофизиологического развития, которое ограничивает не только коммуникативные возможности общения, но и оказывает существенное влияние на перцепцию и интеракцию

Данное методическое пособие будет полезно родителям, воспитателям, педагогам, логопедам, дефектологам, психологам и просто неравнодушным к проблемам слупоглухих людям

Данное методическое пособие будет полезно родителям, воспитателям, педагогам, логопедам, дефектологам, психологам и просто неравнодушным к проблемам слупоглухих людям

Глава 1. Теоретические аспекты развития слепоглухого ребенка 1

Глава 1. Теоретические аспекты развития слепоглухого ребенка 1

Первичные дефекты могут быть вызваны и определенными крайне неблагоприятными социальными условиями раннего развития

Первичные дефекты могут быть вызваны и определенными крайне неблагоприятными социальными условиями раннего развития

Классификация слепоглухих В настоящее время в мире принято выделять следующие группы слепоглухих: 1

Классификация слепоглухих В настоящее время в мире принято выделять следующие группы слепоглухих: 1

По выраженности сенсорных нарушений детей с врожденными нарушениями зрения и слуха принято разделять на тотально слепоглухих, на практически слепоглухих, на слабовидящих глухих, слепых слабослышащих и…

По выраженности сенсорных нарушений детей с врожденными нарушениями зрения и слуха принято разделять на тотально слепоглухих, на практически слепоглухих, на слабовидящих глухих, слепых слабослышащих и…

Врожденная слепота и приобретенная глухота

Врожденная слепота и приобретенная глухота

Особенности развития слепоглухих детей

Особенности развития слепоглухих детей

Дети также испытывают трудности в слежении за мячом и его ловлей в играх с мячом; плохо ориентируются в пространстве, спотыкаются о предметы, находящиеся на полу

Дети также испытывают трудности в слежении за мячом и его ловлей в играх с мячом; плохо ориентируются в пространстве, спотыкаются о предметы, находящиеся на полу

Глава 2. В помощь родителям, воспитывающим слабовидящих детей 2

Глава 2. В помощь родителям, воспитывающим слабовидящих детей 2

Но успешное обучение каждого слепоглухого ребенка — это отдельная история его практически индивидуального обучения

Но успешное обучение каждого слепоглухого ребенка — это отдельная история его практически индивидуального обучения

Осязание, активное ощупывание предметов руками или языком позволяет знакомиться с предметами и в дальнейшем их узнавать

Осязание, активное ощупывание предметов руками или языком позволяет знакомиться с предметами и в дальнейшем их узнавать

Слепой или слабовидящий с детства ребенок не может полноценно контролировать свои движения с помощью зрения

Слепой или слабовидящий с детства ребенок не может полноценно контролировать свои движения с помощью зрения

Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка

Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка

Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении

Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении

Кроме того, тексты, отражающие личный опыт ребенка, составляются самим ребенком (спонтанные тексты)

Кроме того, тексты, отражающие личный опыт ребенка, составляются самим ребенком (спонтанные тексты)

Он ввел в обучение слепоглухих обязательные ежедневные дневниковые записи

Он ввел в обучение слепоглухих обязательные ежедневные дневниковые записи

Развитие любого ребенка не обходится без игры как одного из наиболее распространенных видов детской деятельности

Развитие любого ребенка не обходится без игры как одного из наиболее распространенных видов детской деятельности

Деятельность с предметами имеет более направленный характер, ребенок может самостоятельно есть, одеваться с незначительной помощью взрослых, причесываться

Деятельность с предметами имеет более направленный характер, ребенок может самостоятельно есть, одеваться с незначительной помощью взрослых, причесываться

На данном этапе можно говорить об имитации целой цепи действий, дети начинают играть в дочки-матери

На данном этапе можно говорить об имитации целой цепи действий, дети начинают играть в дочки-матери

Дети по очереди идут в кассу, предварительно рассмотрев ценники на лекарства

Дети по очереди идут в кассу, предварительно рассмотрев ценники на лекарства

Развитие речи получало тем самым новый стимул, возникала новая мотивация словесного общения

Развитие речи получало тем самым новый стимул, возникала новая мотивация словесного общения

Методические рекомендации для родителей детей со слепоглухотой

Методические рекомендации для родителей детей со слепоглухотой

Заключение Есть дети с разными возможностями обучения и даже с такими трудными заболеваниями как слепоглухота

Заключение Есть дети с разными возможностями обучения и даже с такими трудными заболеваниями как слепоглухота

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020