Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
учебной дисциплины ОП.06 Основы теории информации
специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Оглавление
Пояснительная записка
Самостоятельная работа № 1. История развития «Теории информации» как науки. Вклад русских ученых в Теорию информации.
Самостоятельная работа № 2. ЭВМ как универсальное средство обработки информации. Информационные процессы в природе.
Самостоятельная работа № 3. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в технике.
Самостоятельная работа № 4. Системы счисления и архитектура компьютера.
Самостоятельная работа № 5. Примеры определения характеристик источников дискретных сообщений.
Самостоятельная работа № 6. Примеры определения информационных характеристик простейших каналов
Самостоятельная работа № 7. Информационные характеристики источника сообщения и канала связи.
Самостоятельная работа № 8. Разрешенные и запрещенные кодовые комбинации.
Самостоятельная работа № 9. Понятие о кодовом расстоянии.
Самостоятельная работа № 10. Рекурсивные функции. Нормальные алгоритмы Маркова.
Самостоятельная работа № 11. Эффективное кодирование, его недостатки.
Самостоятельная работа № 12. Характеристики программ архиваторов.
Самостоятельная работа № 13. Международные критерии информационной безопасности.
Самостоятельная работа № 14. Безопасные компьютерные системы.
Самостоятельная работа проводится с целью:
Самостоятельная работа студентов по дисциплине ОП.06. Основы теории информации направлена на:
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
По дисциплине ОП.06. Основы теории информации практикуются следующие виды и формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
Таблица 1 – Самостоятельная работа обучающегося
Виды самостоятельной работы |
Количество часов |
всего |
80 |
в том числе: |
|
- работа с учебными пособиями, справочниками |
|
- подготовка сообщения, реферата, доклада |
|
- составление схем и таблиц |
|
- составление плана, конспекта ответа |
|
- решение дополнительных задач |
|
- выполнение домашней контрольной работы |
|
- учебно-исследовательская работа |
|
- творческие работы. |
|
Студент допускается к промежуточной аттестации (указать вид промежуточной аттестации согласно рабочему учебному плану), если он справляется с самостоятельной работой.
Критерии при выставлении оценки за выполнение самостоятельной работы
Оценка 5 (отлично) выставляется, если самостоятельная работа выполнена в соответствии с требованиями к работе. Даны подробные ответы на все вопросы к данной теме. Оформление самостоятельной работы соответствует единым требованиям оформления технологической документации. В самостоятельной работе использованы различные источники, включая Интернет. Студент отвечает на все вопросы, касающиеся темы самостоятельной работы.
Оценка 4 (хорошо) выставляется, если самостоятельная работа написана в соответствии с требованиями к самостоятельной работе. Даны ответы на все вопросы к данной теме. Оформление самостоятельной работы соответствует единым требованиям оформления технологической документации с незначительными отклонениями. В самостоятельной работе использован один источник и Интернет. Студент отвечает на все вопросы, касающиеся темы самостоятельной работы с незначительными ошибками.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется, если самостоятельная работа выполнена в соответствии с требованиями к работе. Даны ответы на все вопросы к данной теме, но очень кратко. Оформление самостоятельной работы соответствует единым требованиям оформления технологической документации с незначительными отклонениями. В самостоятельной работе использован один источник, включая Интернет. Студент слабо ориентируется в содержании самостоятельной работы.
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Теория информации и информационные технологии
2. Вклад русских ученых в Теорию информации.
Вид самостоятельной работы:
Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
1. Возникновение Теории информации
2. Теория связи
3. Вклад русских ученых в Теорию информации
4. Алан Тьюринг
5. Вклад иностранных ученых в Теорию информации
Форма контроля:
· Подготовка сообщения
Источники информации:
1. IT-сайт. Глава 3. Теория количества информации - http://inftech.webservis.ru/it/information/ios/g3.htm
2. Академия. Теория информации. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7453/%D0%A2%D0%95%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF
3. Алан Тьюринг - http://www.gay.ru/people/star/foreigner/xx-xxi/turing.html
4. В.С. Прохоров. Лекции. Теория информации. - http://profbeckman.narod.ru/Informat.files/Teorinf.pdf
5. Институт автоматики и вычислительной техники. Выдающиеся мировые ученые - http://avti.mpei.ru/world_scientists
6. Краткая научная биография академика В. А. Котельникова - http://www.bourabai.kz/signals/kotelnikov.htm
7. Открытые системы. Теория информации и информационные технологии. - http://www.osp.ru/os/2001/07-08/180326/
8. Планета информации. История развития информатики. http://www.inf1.info/informaticshistory
9. Прикладная теория информации. http://www.bourabai.kz/tpoi/inform/applied06.htm
10. Техника-tehnika.clan.su. Теория связи – Форум - http://tehnika.clan.su/forum/20-433-1
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. ЭВМ как универсальное средство обработки информации.
2. Информационные процессы в природе
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
1. Основные функции ЭВМ
2. Классы вычислительных машин их основные характеристики
Задание 1. Тест по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
1. Какое устройство компьютера моделирует мышление человека?
а. Оперативная память
б. Процессор
в. Монитор
2. Минимальный комплект устройств, составляющих компьютер состоит из:
а. системного блока;
б. монитора;
в. дополнительных устройств;
г. клавиатуры;
д. мышь;
е. комплекса мультимедиа.
3. Процессор это:
а. Устройство для вывода информации на бумагу
б. Устройство обработки информации
в. Устройство для чтения информации с магнитного диска
4. Принтер - это:
а. Устройство для вывода информации на бумагу
б. Устройство для долговременного хранения информации
в. Устройство для записи информации на магнитный диск
5. Сканер - это:
а. Многосредный компьютер
б. Системная магистраль передачи данных
в. Устройство ввода изображения с листа в компьютер
6. Клавиатура - это:
а. Устройство обработки информации
б. Устройство для ввода информации
в. Устройство для хранения информации
7. Монитор - это:
а. Устройство обработки информации
б. Устройство для ввода информации
в. Устройство для вывода информации
8. Что служит для долговременного хранения информации?
а. Оперативная память
б. Внешняя память
в. Процессор
9. С помощью какого устройства можно вывести информацию?
а. Сканер
б. Процессор
в. Дисковод
10. Мышь - это:
а. Устройство обработки информации
б. Устройство для хранения информации
в. Устройство ввода информации
11. Память - это:
а. Устройство для записи информации на магнитный диск
б. Устройство для хранения информации
в. Устройство для обработки информации
12. Расширение файла, как правило, характеризует:
а. время создания файла;
б. объем файла;
в. место, занимаемое файлом на диске;
г. тип информации, содержащейся в файле;
д. место создания файла.
Форма контроля:
· Подготовка сообщения
· Составление плана-конспекта
· Самоотчеты
Источники информации:
1. Классы вычислительных машин их основные характеристики. - http://www.bourabai.kz/einf/computers.htm
2. Компьютер - это универсальное многофункциональное автоматическое устройство для накопления, обработки и передачи информации. http://gigabaza.ru/doc/104624.html
3. Лекция 2 Основные функции ЭВМ как универсального средства обработки информации. - http://studopedia.ru/3_26064_lektsiya--osnovnie-funktsii-evm-kak-universalnogo-sredstva-obrabotki-informatsii.html
4. ЭВМ как средство обработки информации. - http://sdo.bsu.edu.ru/e107_files/downloads/close/infospekt/eu_Intro/i3.htm
5. ЭВМ как универсальное средство обработки информации. http://dander.ru/gos/1stQuestion.html
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Информационные процессы в обществе.
2. Информационные процессы в технике.
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
1. Информация и информационные процессы.
2. Виды информационных процессов.
3. Информационные процессы в обществе.
4. Информационные процессы и технологии.
5. Процессы в информационной системе.
6. Развитие информационных процессов.
7. Информационная деятельность человека.
Задание 2. Тест по теме
1. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:
2. высокую информационную нагрузку несет канал:
3. Для восприятия информации человек использует:
4. Примером числовой информации может служить:
5. Носителем текстовой информации является ...
6. Информация по способу её восприятия человеком подразделяется на:
7. Информация по форме представления подразделяется на:
8. Лектор читает лекцию о вреде курения. Он излагает Вам
9. В книге содержатся ...
10. Читая книгу, мы извлекаем из нее ...
11. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:
12. Основные действия, выполняемые над информацией:
13. Для знакового представления информации используется
14. Изменение формы представления информации без изменения ее содержания может осуществляться в процессе.
15. Информационными процессами называются действия, связанные:
16. Под носителем информации понимают -
17. Процесс коммуникации предполагает:
18. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:
19. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:
20. Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков, выступает:
Задание 3. Ответьте на контрольные вопросы.
1. Что такое информационные процессы?
2. В каких сферах жизнедеятельности человека и окружающего мира происходят информационные процессы?
3. Приведите примеры информационных процессов в обществе.
4. Какими способами осуществляется коммуникация в обществе?
5. Что такое коммуникационная среда?
6. Какие устройства использует человек для коммуникаций?
7. Перечислите технические устройства для коммуникаций.
8. Приведите примеры информационных процессов в растительном мире.
9. Приведите примеры информационных процессов в животном мире.
10. Зависят ли информационные процессы в обществе и природе от внешних условий? Докажите.
11. Приведите примеры информационных процессов в технике.
12. Что такое информационная технология?
13. В чем заключается разница между информационными технологиями и технологиями материального производства?
14. Расскажите об этапах развития информационных технологий.
Форма контроля:
· Подготовка сообщения
· тестирование
· самоотчеты
Источники информации:
1. Готовимся к экзаменам по информатике. Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе. - http://infosgs.narod.ru/3.htm
2. Информационные процессы - http://informatika.edusite.ru/lezione10_03i.htm
3. Информационные процессы - http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_08/informatika_materialy_zanytii_08_03.html
4. Информационные процессы в обществе. - http://center-yf.ru/data/stat/Informacionnye-processy.php
5. Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. - http://www.postupim.ru/9/informatika/803.shtml
6. Информационные процессы в технике. http://sd-company.su/article/help_computers/processing_info_techno
7. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. http://www.naexamen.ru/otvet/11/inform/899.shtml
8. Курс лекций "Элементы теории передачи информации" - http://supervideoman.narod.ru/index.htm
9. Презентация на тему: Информация и информационные процессы в технике - http://ppt4web.ru/informatika/informacija-i-informacionnye-processy-v-tekhnike.html
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Обзор непозиционных систем счисления
2. Обзор позиционных систем счисления
3. Обзор смешанных систем счисления
4. Перевод из одной системы счисления в другую
5. Системы счисления для компьютера
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
1. Непозиционные системы
1. Единичная система счисления
2. Древнеегипетская десятичная система
3. Вавилонская шестидесятеричная система
4. Римская система
2. Позиционные системы счисления
1. Двоичная система счисления
2. Восьмеричная система счисления
3. Шестнадцатеричная система счисления
3. Смешанные системы счисления
1. Факториальная система счисления
2. Фибоначчиева система счисления
4. Перевод из одной системы счисления в другую
1. Преобразование в десятичную систему счисления
2. Преобразование из десятичной системы счисления в другие
3. Преобразование из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную системы
4. Преобразование из восьмеричной и шестнадцатеричной систем в двоичную
5. Преобразование дробной части любой системы счисления в десятичную
1. Преобразование дробной части двоичной системы в 8- и 16-ую
2. Преобразование дробной части десятичной системы в любую другую
6. Системы счисления для компьютера
Задания 2. Самостоятельная работа
1. Переведите целые числа из десятичной системы счисления в двоичную:
а)513; в)600; д)602; ж)1000;
б)2304; г)5001; е)7000; з)8192.
2. Переведите десятичные дроби в двоичную систему счисления (ответ записать с шестью двоичными знаками):
а)0,4622; в)0,5198; д)0,5803; ж)0,6124;
б)0,7351; г)0,7982; е)0,8544; з)0,9321.
3. Переведите смешанные десятичные числа в двоичную систему счисления:
а)40,5; б)31,75; в)124,25; г)125,125.
4. Переведите целые числа из десятичной в восьмеричную систему счисления:
а) 8700; б)8888; в)8900; г)9300.
5. Переведите целые числа из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления:
а)266; б)1023; в)1280; г)2041.
6. Переведите числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
а) 0,43; б) 37,41; в) 2936; г)481,625.
7. Переведите числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную:
а) 0,17; б)43,78; в)25,25; г)18,5.
8. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же число должно быть записано в системах счисления с основанием 2, 8, 10 и 16.
Основание 2 |
Основание 8 |
Основание 10 |
Основание 16 |
101010 |
|
|
|
|
127 |
|
|
|
|
321 |
|
|
|
|
2А |
9. Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления:
а)1010001001011; в)1011001101111; д)110001000100;
б)1010,00100101; г)1110,01010001; е)1000,1111001.
10. Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:
а)1010001001011; в)1011001101111; д)110001000100;
б)1010,00100101; г)1110,01010001; е)100,1111001.
11. Переведите восьмеричные и шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:
а)2668; в)12708; д)10,238;
б)26616; г)2а1916; е)10,2316.
12. Осуществите перевод чисел по схеме А10» А16 » А2 » А8:
а) 16547; б)21589; |
в) 8512; г) 7756; |
д) 5043; е) 2323. |
13. Перевести числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную:
а) 12754; |
б) 1515; |
в) 7403. |
14. Перевести числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную:
а) 1АЕ2; |
б) 1С1С; |
в) 34Е. |
15. Сколько разрядов будет в числе, если записать его в восьмеричной системе счисления:
а) 101110102; б)110011110001112; |
в) А18С16; г) 1375ВЕ16. |
16. Сколько разрядов будет в числе, если записать его в шестнадцатеричной системе счисления:
а) 101110102; б)110011110001112; |
в) 777318; г) 1011548. |
17. Сравните числа:
а) 12516 и 1111000101012; б) 7578 и 11100101012; в) А2316 и 12328; |
г) 12,2516 и 111,1000101012; д) 63,57518 и 11100,101012; е) В,А16 и 11,38. |
Задание 3. Выполнить задания.
Вариант 1.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0011010111010110 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово ИНФОРМАТИЗАЦИЯ .
4. Дешифровать данный текст: 8A AE AC AF EC EE E2 A5 E0
Вариант 2.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0010101011101011 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать МИКРОПРОЦЕССОР .
4. Дешифровать данный текст: 50 72 6F 67 72 61 6D
Вариант 3.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 1010101010101011 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово СПЕКТРОФОТОМЕТР .
4. Дешифровать данный текст: AC AE A4 A5 AB A8 E0 AE A2 A0 A2 A0 AD A8 A5
Вариант 4.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0110101011101001 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово СOMPUTER .
4. Дешифровать данный текст: 88 AD E4 AE E0 AC A0 E2 A8 AA A0
Вариант 5.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0100101011001010 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово АРХИТЕКТУРА
4. Дешифровать данный текст: 50 72 6F 67 72 61 6D
Вариант 6.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести число 3СС из 16-й системы счисления в 10-ю, 8-ю, 2-ю системы счисления.
3. Закодировать слово АРХИВАТОРЫ
4. Дешифровать текст:43 6F 6D 70 75 74 65 72 20 49 42 4D 20 50 43
Вариант 7.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0011101010001010 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово ИНФОРМАЦИЯ .
4. Дешифровать данный текст: 50 52 49 4E 54
Вариант 8.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0010111011101100 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово ПРИНТЕР .
4. Дешифровать данный текст: 4C 61 73 65 72
Вариант 9.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0100101001101001 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово СКАНЕР .
4. Дешифровать данный текст: 88 AD E4 AE E0 AC A0 E2 A8 AA A0
Вариант 10.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 1010101011000011 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово ПРЕЗЕНТАЦИЯ
4. Дешифровать данный текст: 42 69 6E 61 72 79
Вариант 11.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 0110100011101001 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово ПАМЯТЬ
4. Дешифровать данный текст: 49 6E 66 6F 72 6D 61 74 69 6F 6E
Вариант 12.
1. Перевести десятичное число, полученное из текущего года плюс день и месяц рождения, в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления. Сделать проверку путем обратных преобразований.
2. Перевести двоичное число 1000111011101001 в 10-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления.
3. Закодировать слово УНИВЕРСИТЕТ
4. Дешифровать данный текст: 91 A8 E1 E2 A5 AC A0 20 E1 E7 A8 E1 AB A5 AD A8 EF
Задание для всех вариантов (творческое):
1. В корзине лежит 100 фруктов. Из них 14 яблок и 42 груши. В какой системе счисления посчитаны фрукты?
2. Даны два десятичных числа X и Y. Их перевели в двоичную систему счисления и определили, что в числе X из 4 разрядов три единицы, а в числе Y из 5 разрядов две единицы. Логическое (побитовое) произведение этих чисел равно 100, а логическая (побитовая) сумма – 10111. Чему равны числа X и Y в десятичной системе счисления?
3. В детском саду было всего 100 малышей, из них 43 девочки и 35 мальчиков. В какой системе счисления посчитаны дети?
Задание 3. Ответьте на контрольные вопросы.
а) какие символы образуют алфавит десятичной системы счисления?
б) что является основанием десятичной системы счисления?
в) как изменяется вес символа в записи числа в зависимости от занимаемой позиции?
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• проверка индивидуальных заданий;
• тестирование
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Информационные характеристики источников дискретных сообщений
2. Модели источника дискретных сообщений
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Задание 2. Решите задачи
а) Можно ли при таком соединении файл размером 2,6 килобайт передать за 1 секунду? Обоснуйте свой ответ.
б) Всегда ли при таком соединении файл размером 2,3 килобайт будет передаваться за 1 секунду? Обоснуйте свой ответ.
в) Можно ли при таком соединении оценить время передачи файла размером 4 Мб? Если можно, то каким образом?
Задание 3. Ответьте на контрольные вопросы.
1. Назовите основные информационные характеристики источника сообщений.
2. В чем сущность понятия эргодического источника сообщений?
3. Как вычислить энтропию дискретного источника сообщений с памятью?
4. Сформулируйте теорему об асимптотической равновероятности длинных последовательностей знаков.
5. Что понимают под избыточностью алфавита источника сообщений?
6. Каковы причины наличия избыточности в сообщении?
7. Определите производительность источника дискретных сообщений и укажите пути ее повышения.
8. Назовите основные характеристики дискретного канала.
9. Какие исходные данные необходимы для создания информационной модели канала с помехами?
10. Охарактеризуйте двоичный симметричный канал без памяти.
11. В чем различие между технической и информационной скоростями передачи?
12. Поясните сущность понятия пропускной способности канала.
13. Запишите выражения для пропускной способности дискретного канала с помехами и без помех.
14. Что понимают под ε-производительностью источника непрерывных сообщений?
15. Какие допущения приняты в модели, известной как гауссовый канал?
16. Как определяют скорость передачи информации и пропускную способность непрерывного канала?
17. Напишите и поясните выражение для пропускной способности гауссова канала.
18. Что подразумевается под объемом: а) сигнала? б) канала?
19. Определите условия неискаженной передачи сигнала по каналу.
20. Сформулируйте теорему Шеннона о кодировании для непрерывного канала с помехами.
21. Назовите основные цели кодирования.
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• проверка индивидуальных заданий;
• тестирование
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Информационные характеристики простейших каналов
2. Модели непрерывных каналов связи.
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы.
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• проверка индивидуальных заданий;
• тестирование
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Информационные характеристики источников сообщений
2. Информационные характеристики каналов связи
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
1. Информационные характеристики источников сообщений
2. Информационные характеристики каналов связи
Задание 2. Практическая работа
1. Цель работы
Исследование информационных характеристик источника дискретных сообщений и канала связи без шума.
2. Общие сведения
2.1. Содержание лабораторной работы
Практическая работа содержит пять задач. Исходными данными является закон распределения двумерной дискретной случайной величины (X,Y), который необходимо сформировать на основе таблицы 1 в соответствии с Вашим индивидуальным номером (см. п.2.2).
В практической работе необходимо вычислить:
1. Энтропию источника дискретных сообщений.
2. Избыточность источника дискретных сообщений.
3. Среднее количество взаимной информации .
4. Скорость создания информации источником дискретных сообщений.
5. Скорость передачи информации и пропускную способность бинарного канала без шума.
2.2. Исходные данные
Формирование исходных данных. В таблице 1 вычеркните
строки с номерами ,
и столбцы с
номерами
,
. Здесь j −
последняя, а i − предпоследняя цифры
Вашего индивидуального номера. Оставшиеся после вычеркивания строки обозначьте
в порядке возрастания символами
, а
оставшиеся столбцы − символами
.
Далее, просуммируйте все оставшиеся в таблице 1 числа (цифры первого
столбца и первой строки не суммировать) и разделите каждое из
"участвовавших" в суммировании чисел на результат суммирования.
Полученные данные сведите в таблицу 2.
Таблица 1. Таблица для формирования исходных данных.
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
16 |
10 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
8 |
45 |
22 |
17 |
23 |
|
|
|
|
|
2 |
6 |
19 |
54 |
26 |
35 |
29 |
13 |
|
|
|
3 |
|
11 |
39 |
76 |
70 |
51 |
31 |
|
|
|
4 |
|
8 |
14 |
31 |
95 |
82 |
57 |
|
|
|
5 |
|
|
12 |
29 |
69 |
97 |
74 |
11 |
|
|
6 |
|
|
|
17 |
47 |
73 |
83 |
30 |
6 |
|
7 |
|
|
|
|
31 |
43 |
36 |
62 |
13 |
5 |
8 |
|
|
|
|
|
|
15 |
25 |
37 |
7 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
9 |
21 |
Таблица 2. Закон распределения случайной величины (X,Y).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,016 |
0,010 |
|
|
|
|
|
|
|
0,008 |
0,045 |
0,017 |
0,023 |
|
|
|
|
|
0,006 |
0,019 |
0,026 |
0,035 |
0,029 |
0,013 |
|
|
|
|
0,008 |
0,031 |
0,094 |
0,082 |
0,057 |
|
|
|
|
|
0,029 |
0,069 |
0,096 |
0,074 |
|
|
|
|
|
|
0,031 |
0,043 |
0,036 |
0,013 |
0,005 |
|
|
|
|
|
|
0,015 |
0,037 |
0,007 |
|
|
|
|
|
|
|
0,009 |
0,021 |
В таблице 2 (в качестве примера) приведены исходные данные контрольного задания, соответствующие варианту с двумя последними цифрами 73 (в таблице 1 вычеркнуты строки 3 и 6 и столбцы 7 и 2).
После формирования таблицы 2 выполните проверку следующего условия:
, (1)
где − вероятность
совместного появления событий
и
(число в полученной таблице
исходных данных, стоящее на пересечении i-го
столбца и j-ой строки).
Если условие (1) не выполняется, то найдите и исправьте ошибку.
Примечание. Отличие от нуля в третьей цифре после запятой в (1) следует рассматривать как погрешность вычислений.
При решении задач понадобятся законы распределения случайных
величин X, Y и условных
случайных величин () (j=1, 2, ..., 8). Вероятности и условные вероятности
событий этих случайных величин вычисляются соответственно по следующим
формулам:
, (2)
, (3)
. (4)
Расчеты по формулам (2) − (4) выполняются при решении приведенных ниже задач.
2.3. Задачи практической работы
1. Вычислить энтропию дискретной случайной величины X.
Указания. Энтропия дискретной случайной величины определяется по формуле
,
где − вероятность
события
, определяемая в этой
задаче по формуле (2).
2. В предположении, что случайная величина Х из примера 1 является математической моделью источника дискретных сообщений, вычислить информационную избыточность этого источника.
Указания. Информационная избыточность источника дискретных сообщений определяется по формуле
,
где − максимальная
энтропия источника сообщений.
3, В предположении, что сообщения источника из задачи 2
наблюдаются посредством устройства, математическая модель которого задана
случайной величиной Y и что задано совместное распределение случайных
величин X и Y, вычислить среднее количество взаимной информации (количество информации,
поставляемое в среднем на один опыт данным устройством относительно сообщений,
вырабатываемых источником).
Указания. Среднее количество взаимной информации определяется по формуле
,
где
Здесь −
условная энтропия случайной величины X. Вероятности
и условные вероятности
в этой задаче определяются по
формулам (3) и (4). Вычисление
можно
выполнять и по другим формулам.
4. Вычислите скорость создания информации источником
дискретных сообщений из задачи 2 при условии, что длительность передачи каждого
символа (буквы) источника одинакова и составляет
Указания. Скорость создания информации источником дискретных сообщений определяется по формуле
,
где −
длительность передачи буквы источника.
5. Определите скорость передачи информации и пропускную
способность бинарного канала без шума, если для передачи сообщения источника из
задачи 2 используется равномерный двоичный код, а длительность передачи
элементарной кодовой посылки
Указания.
Пропускная способность бинарного канала без шума С и скорость
передачи информации при
использовании равномерного двоичного кода определяется по формулам
;
,
где - энтропия
источника,
− количество
элементарных кодовых посылок, необходимых для передачи одной буквы источника.
Для определения
закодируйте
буквы источника равномерным двоичным кодом.
3. Порядок выполнения работы
3.1. Ознакомьтесь с материалом, изложенным в пункте 2, этой работы.
3.2. Сформируйте исходные данные в соответствии с Вашим индивидуальным номером.
3.3. Выполните согласно п. 2.3 необходимые вычисления. Расчеты рекомендуется выполнять с использованием Microsoft Excel или Matlab.
3.4. Проанализируйте полученные результаты.
3.5. Оформите отчет и защитите лабораторную работу.
3.6. Выключите компьютер и приведите в порядок рабочее место.
4. Содержание отчета
4.1. Цель работы.
4.2. Сформированные в соответствии с Вашим индивидуальным номером исходные данные.
4.3. Результаты решения задач с необходимыми пояснениями.
4.4. Анализ полученных результатов.
4.5. Выводы по работе.
5. Контрольные вопросы
1. Какие значения может принимать избыточность источника дискретных сообщений?
2. В каком случае будет
иметь место ?
3. Что
характеризует в выражении условная энтропия
?
4. Влияют ли на скорость передачи информации статистические характеристики источника информации?
5. Зависит ли пропускная способность канала связи от свойств источника информации?
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• проверка индивидуальных заданий;
• тестирование
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Защита от ошибок в системах связи
2. Помехоустойчивое кодирование
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы.
Задание 3. Решите задачи.
Задача 1. Определить обнаруживающую способность кода, каждая комбинация которого содержит всего один избыточный символ (n=k+1).
Задача 2. Необходимо построить производящую матрицу кода Хэмминга способного исправлять 1 ошибку и имеющего n=7. Закодировать с помощью полученной матрицы комбинацию Ai=1101.
Задача 3. Постройте корректирующий код для передачи двух сообщений:
1) обнаруживающий одну ошибку;
2) обнаруживающий и исправляющий одну ошибку;
3) обнаруживающий две и исправляющий одну ошибку.
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• проверка индивидуальных заданий;
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы.
1. Основные параметры кодов.
2. Свойства кодового расстояния.
3. По какой схеме выполнен распределитель в лабораторной работе?
4. Что называется кодовым расстоянием ?
5. С помощью каких сигнальных признаков может быть сформирован троичный код?
6. Сравнительный анализ кодов, исследуемых в лабораторной работе.
7. Как происходит преобразование последовательного кода параллельный?
8. Как происходит преобразование параллельного кода в последовательный?
9. Поясните работу указанного Вам функционального узла схемы.
10. Какие существуют зависимости между кодовым расстоянием и корректирующей способностью кода?
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Рекурсивные функции.
2. Нормальные алгоритмы Маркова.
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Задание 2. Докажите, что следующие функции являются примитивно рекурсивны:
Задание 3. Какая функция получается из функции g(x) и h(x, y, z) с помощью операции
примитивной рекурсии:
Задание 4. Определите нормальный алгоритм, который уменьшает число на единицу.
Задание 5. Определите нормальный алгоритм сложения двух двоичных чисел методом уменьшения одного числа на 1 и увеличением другого числа на 1 до тех пор, пока уменьшаемое число не станет равным 0.
Задание 6. Определите нормальный алгоритм логического сложения двух двоичных кодов.
Задание 7. Определите нормальный алгоритм логического умножения двух двоичных кодов.
Задание 8. Определите нормальный алгоритм сложения по модулю 2 двух двоичных кодов.
Задание 9. Определите нормальный алгоритм поразрядного сложения двух двоичных чисел.
Задание 10. Определите нормальный алгоритм вычитания двоичных чисел.
Задание 11. Определите нормальный алгоритм умножения двух двоичных чисел столбиком.
Задание 12. Определите нормальный алгоритм деления двух двоичных чисел с определением частного и остатка.
Задание 13. Определите нормальный алгоритм вычисления наибольшего общего делителя двух двоичных чисел.
Задание 14. Определите нормальный алгоритм вычисления наименьшего общего кратного двух двоичных чисел.
Задание 15. Определите функциональную таблицу МТ, которая копирует любой двоичный код, т. е. любое входное слово P из нулей и единиц перерабатывает в слово P ∗ P. Указание: сначала в конце входного слова поставить символ *, а затем перед копированием каждого символа исходного слова слева направо временно заменять символ 0 на A, а символ 1 – на B и переходить к различным последовательностям состояний для копирования такого символа в конце слова; после завершения копирования всех символов, когда левее символа * нет символов 0 или 1, произвести обратную замену символов A на 0 и B на 1.
Задание 16. Определите функциональную таблицу МТ Mrd, которая в начальном состоянии при чтении символа слева от символа * сдвигает влево на 1 ячейку правую часть слова от этого символа * (вместе с ним), стирая указанный символ слева.
Задание 17. Определите функциональную таблицу МТ, которая заменяет любой двоичный код на реверсивный, т. е. идущий в обратном направлении. Указание: подобно алгоритму копирования осуществлять копирование символов, но справа (от символа *) налево и со стиранием копируемого символа; затем стереть символ *.
Задание 18. Определите функциональную таблицу МТ, которая инвертирует любой двоичный код (0 заменяет на 1, а 1 – на 0).
Задание 19. Определите функциональную таблицу МТ, которая уменьшает десятичное число на 1.
Задание 20. Определите функциональную таблицу МТ, которая осуществляет сложение двух двоичных чисел, разделенных символом *. Указание: поочередно одно из чисел уменьшать на 1, а другое увеличивать до тех пор, пока первое число не исчезнет;з атем стереть символ *.
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• проверка индивидуальных заданий;
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
1. Эффективное (статическое) кодирование.
2. Достоинства и недостатки эффективных кодов.
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
1. Эффективное (статическое) кодирование
2. Достоинства и недостатки эффективных кодов.
3. Требование префиксности эффективных кодов
4. Коды Шеннона-Фано и Хаффмена.
5. Достоинства и недостатки эффективного кодирования.
Задание 2. Решите задачи.
сообщение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
вероятность |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
сообщение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
вероятность |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
Задание 3. Ответьте на контрольные вопросы.
1. Какие факторы влияют на степень избыточности данных?
2. Что понимают под энтропией в теории информации?
3. Какие параметры надо определить, прежде чем сравнивать два алгоритма компрессии?
4. Как оценить качество кодирования статистическими алгоритмами?
5. Какая существует зависимость между коэффициентом сжатия и эффективностью метода сжатия?
6. Что гласит основная теорема кодирования?
7. Что такое сжатие алфавита?
8. В чем состоит основная идея алгоритма Шеннона Фано?
9. В чем состоит основная идея алгоритма Хаффмана?
10. В чем заключается идея адаптивного кодирования Хаффмана?
11. В чем отличие статистических и словарных методов кодирования?
12. Какие вы знаете программы архиваторы? Коротко охарактеризуйте их.
13. Какими свойствами сообщений с текстовой, графической информацией мы можем пользоваться, создавая алгоритм компрессии? Приведите примеры.
14. Где возможно применение эффективных кодов?
Форма контроля:
• Подготовка сообщения;
• опросы, собеседование;
• отчет о решении задачи;
• самоотчеты
Источники информации:
1. Достоинства и недостатки эффективных кодов. - http://studopedia.net/8_32610_dostoinstva-i-nedostatki-effektivnih-kodov.html
2. Защита от ошибок в системах связи - http://siblec.ru/index.php?dn=html&way=bW9kL2h0bWwvY29udGVudC82c2VtL2NvdXJzZTk1L2xlYzUuaHRt
3. Коды Шеннона-Фано и Хаффмена. Достоинства и недостатки эффективного кодирования. - http://studopedia.org/8-95254.html
4. Лекции по Теории информации - http://www.vevivi.ru/best/Teoriya-informatsii-ref193000.html
5. Связь корректирующей способности кода с кодовым расстоянием - http://peredacha-informacii.ru/svjaz-korrektirujuwej-sposobnosti-koda-kodovym-rasstojaniem.html
6. Систематические коды - http://studopedia.net/7_12776_sistematicheskie-kodi.html
7. Теория информации - http://estohard.narod.ru/InfoTeory/1/14/142.htm
8. Требование префиксности эффективных кодов - http://sdb.su/diskretka/page,5,366-diskretnaya-matematika-posobie-chast-3-iz-5-kodirovanie-signalov.html
9. Эффективное (статическое) кодирование - http://siblec.ru/index.php?dn=html&way=bW9kL2h0bWwvY29udGVudC82c2VtL2NvdXJzZTk1L2xlYzQuaHRt
Вопросы для самостоятельного освоения:
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы.
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• самоотчеты
Источники информации:
Вопросы для самостоятельного освоения:
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• самоотчеты
Источники информации:
1. "Оранжевая книга" (ТCSEC) - http://dehack.ru/mezhdunarodnye_standarty_po_otsenke_bezopasnosti_informatsio/oranzhevaja_kniga_tcsec
2. ISO 15408 - Общие критерии оценки безопасности информационных технологий - http://cribs.me/zashchita-informatsii-zi/iso-15408-obshchie-kriterii-otsenki-bezopasnosti-informatsionnykh-tekhnologii
3. Критерии безопасности компьютерных систем Министерства обороны США - http://3ys.ru/vvedenie-v-informatsionnuyu-bezopasnost-kompyuternykh-setej/kriterii-bezopasnosti-kompyuternykh-sistem-ministerstva-oborony-ssha-oranzhevaya-kniga.html
4. Общие критерии оценки безопасности информационных технологий. История вопроса - http://www.cprspb.ru/bibl/computer/33.html
5. Стандарты в информационной безопасности - http://www.vevivi.ru/best/Standarty-v-informatsionnoi-bezopasnosti-ref193079.html
6. Стандарты информационной безопасности - http://studopedia.net/7_19413_standarti-informatsionnoy-bezopasnosti.html
7. Стандарты информационной безопасности. - http://bre.ru/security/10808.html
Вопросы для самостоятельного освоения:
Вид самостоятельной работы:
Задание 1. Изучить представленные источники информации и подготовить краткие сообщения по темам:
Форма контроля:
• Подготовка сообщения
• опросы, собеседование;
• самоотчеты
Источники информации:
1. "Оранжевая книга" (ТCSEC) - http://dehack.ru/mezhdunarodnye_standarty_po_otsenke_bezopasnosti_informatsio/oranzhevaja_kniga_tcsec
2. ISO 15408 - Общие критерии оценки безопасности информационных технологий - http://cribs.me/zashchita-informatsii-zi/iso-15408-obshchie-kriterii-otsenki-bezopasnosti-informatsionnykh-tekhnologii
3. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем. - http://citforum.ru/security/articles/kazarin/
4. Критерии безопасности компьютерных систем Министерства обороны США - http://3ys.ru/vvedenie-v-informatsionnuyu-bezopasnost-kompyuternykh-setej/kriterii-bezopasnosti-kompyuternykh-sistem-ministerstva-oborony-ssha-oranzhevaya-kniga.html
5. Обеспечение безопасности информационных систем в России с помощью технологий корпорации Microsoft - http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPAEng/1a0b9d171f815cd0c3256d5700404cea
6. Общие критерии оценки безопасности информационных технологий. История вопроса - http://www.cprspb.ru/bibl/computer/33.html
7. Определение безопасной системы - http://iptcp.net/opredelenie-bezopasnoi-sistemy.html
8. Особенности разработки и применения защищенных компьютерных систем. - http://stavkombez.ru/method/TOKB/index.files/teor/teor1_2.html
9. Правила компьютерной безопасности - http://www.netpolice.ru/safetips/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.