Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Методические рекомендации
для учащихся
по подготовке к олимпиаде
по русскому языку
Составитель: Бессонова Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
2019 – 2020 учебный год
Коротко о Всероссийской олимпиаде по русскому языку
Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку проводятся один раз в год. Заключительный этап олимпиады может состоять из двух туров:
1. Письменный. Предполагает выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка и проявлением творческих способностей, включал в себя блок заданий по истории и современному состоянию языка, а также перевод древнерусского текста и написание эссе.
2. Устный. Проверяет «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему». Победители и призёры олимпиады определяются раздельно среди участников - учащихся 9, 10, 11 классов.
Подробнее об олимпиаде по русскому языку
При подготовке к олимпиаде по русскому языку одного учебника мало. Необходимо воспользоваться дополнительной справочной литературой, например, словарями: орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим, фразеологическим.
Орфографический словарь напомнит правописание словарных слов, которые часто встречаются на олимпиадах по русскому языку. Этимологический словарь укажет на историю и происхождение тех или иных слов, их родственные отношения. С помощью фразеологического словаря вы узнаете значение устойчивых выражений и сочетаний, научитесь подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. Пользуясь орфоэпическим словарем, вы запомните нормы ударения и произношения слов.
Повторите грамматику и синтаксис. Часто на олимпиадах по русскому языку встречаются задания, где необходимо образовать форму родительного падежа множественного числа таких существительных, как, например, килограмм, солдат, сапог, баклажан и т. п. Тренируйтесь в составлении схем сложных предложений, обратите внимание на правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных вставными конструкциями, научитесь выполнять синтаксический разбор предложений.
Повторите фонетические правила, транскрипцию. Восстановите в памяти план фонетического разбора.
Вспомните материал о функциональных стилях речи. Обратите внимание на их характеристику: назначение, сфера употребления, стилевые особенности.
Повторите требования к написанию сочинений и изложений. Научитесь грамотно оформлять текст, помните о трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Научитесь составлять и дорабатывать план сочинения. Подробный план поможет раскрыть тему в соответствии с поставленным вопросом, проблемой.
Найдите информацию о выдающихся ученых лингвистах и филологах. Какие известные открытия они совершили? Почитайте о составителях знаменитых словарей русского языка. Также поищите популярные высказывания о русском языке. Уточните автора цитаты.
В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования не случайно уделяется большое внимание олимпиадам по русскому языку ( классным, школьным, районным и т.д.). Ценность такой формы внеклассной работы, как олимпиада, заключается не только в выявлении одаренных учеников, но и в формировании устойчивого интереса школьников к изучаемому предмету, положительной мотивации учения.
Олимпиадные задания требуют от учащихся серьёзной компетенции, так как Всероссийские олимпиады отличаются высоким уровнем сложности. Задания требуют от участников олимпиады решения вопросов, связанных с пониманием конкретных фактов языка, а также с умением объяснять их происхождение, анализировать особенности их использования в текстах различных стилей и жанров, обобщать собственные задания по тому или иному вопросу.
Определенная часть работы по подготовке к олимпиадам может и должна осуществляться на уроках русского языка: практикум по лексикографии, решение эвристических задач, выполнение творческих заданий. Со словарями разных типов необходимо работать систематически, из урока в урок.
Среди учебных словарей можно выделить два типа. Во-первых, аспектные словари. В избранном аспекте основная единица словаря получает всестороннюю характеристику. Это , например, синонимические, фразеологические, орфографические, орфоэпические, морфемные, словообразовательные, этимологические и тому подобные словари. Во-вторых, комплексные словари. В них представлена многоаспектная информация о слове, словарные единицы получают максимально подробную характеристику по многим параметрам, имеющим учебную ценность.
Словари должны использоваться не только в процессе основного курса обучения, но и при проведении факультативных занятий. Начиная со среднего звена (с пятого класса) и, конечно, в старших классах, можно вести кружок любителей русской лексикографии. Именно на таких занятиях кружковцы под руководством учителя переходят к анализу материалов словаря. Необходимо заранее наметить, какие словарные статьи предложить учащимся для разбора. Целесообразно брать слова, относящиеся к разным частям речи, имеющие несколько значений (прямых и переносных).
План анализа словарной статьи может быть следующим:
1. Заголовочное слово – в какой форме оно дается, как выделено, есть ли ударения?
2. Какие грамматические формы заголовочного слова представлены?
3. Каие грамматические пометы даются?
4. Какие дополнительные сведения о слове представлены? (этимология, орфоэпические рекомендации).
5. Система значений: сколько значений у слова, прямые и переносные, есть ли оттенки значений?
6. Стилистические пометы.
7. Иллюстративный материал (речения, цитаты).
8. Даются ли в словарной статье фразеологизмы?
Например, богатейший материал «Толкового словаря живого русского языка» В.И. Даля позволяет кружковцам провести разнообразные научные исследования. В.И. Даль отрицательно относился к заимствованным, иноязычным словам. Он старался найти им соответствия среди народных слов, при этом часто прибегая к созданным им самим (по образцу народных) словам.
Учащимся можно дать следующее задание:
В.И. Даль был пуристом и, создавая свой толковый словарь, пытался заменить общеизвестные иноязычные слова их русскими аналогами. Попробуйте определить, какие заимствованные слова В.И. Даль пытался скрыть за русскими синонимами, в том числе и созданными самим лексикографом.
1. Насыл, насылка.
2. Ловкосилие.
3. Рожекорча, изличье.
4. Самотник.
5. Живуля.
6. Ухватка.
7. Междодействие.
Однако наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадам являются факультативные занятия, основная задача которых – расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности.
Центром таких занятий остается решение лингвистических, эвристических задач разных уровней сложности, выходящих за пределы школьной программы:
· Относятся ли к тавтологии сочетания типа «город Калининград», «город Севастополь»?
· Какое родственное существительное позволяет нам выделить в слове точка суффикс?
· Приведите пять слов с приставкой близости и подобия, но не тождества.
· Из скольких морфем и каких именно состоит слово мог?
Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.
Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст
упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:
- Мы с вами составляем упражнение – возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?
Это эвристический опрос, результаты которого многоплановы.
Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», создает новый уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. Происходит попутное повторение, причем, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. Получившиеся тексты предъявляются параллельному классу как упражнения (элемент деловой игры в обучении).
В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям.
Ученики выписывают слова, в которых есть сомнения или, которые по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные и письменные тексты, на втором – устные (текст услышанной речи). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки», в произносимом и записанном искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им. Ученики приносят в класс записи песен, отдельные слова в которых неясны с орфографической и этимологической точки зрения; работа над ними – индикатор и стимул заинтересованности предметом.
Так в ходе выполнения этимологических упражнений постепенно учащихся привлекали слова: порог, околоток, яства, обладать, копейка, вратарь, и др. . Эти слова учитель комментирует, используя сведения из истории и культуры, создающие основу для ассоциативного запоминания. Затем следуют самостоятельные ученические работы с этимологическим словарем. Таким образом, пробуждается живой интерес к слову, к его структуре, в которой, как в кольцах старого дерева, - история и самого слова, и культуры народа, его употребляющего.
Предлагаю примерные варианты олимпиадных заданий по различным разделам русского языка, которые можно использовать на факультативных занятиях.
Этимология.
• Что
общего
у слов
перчатка,
перстень, наперсток?
•
Этимологические
словари указывают, что ближайшим родственником
существительного обои является
глагол
обивать.
Как
можно объяснить эту
связь?
• Каково происхождение междометий спасибо и пожалуйста?
•
Какие из приведенных слов являются этимологически родственными?
Аргументируйте свой ответ.
Лукоморье
—
лукавый
—
луковица
—
излучина
—
лукошко
—
луг
—
лужа.
Лексикография.
•
Составьте словарные статьи к слову соседство для толкового,
орфографического, орфоэпического и словообразовательного словарей.
•
Перечислите фразеологические словари. Какие языковеды работали над
ними?
• С именами Я.К.Грота и А.А.Шахматова связано создание Словарной
картотеки, которая является нашим национальным богатством. В каком году
она появилась? Где картотека находится? Что она представляет собой?
• Попробуйте определить, какие заимствованные слова В.И.даль пытался
скрыть за русскими синонимами, в том числе и созданными самим
лексикографом.
1. Самость . 7. Носохватка.
2. Погодник. 8. Мироколица.
З. Отзвук. 9. Тождеслово.
4. Небозём. 1О. Спорованье.
5.Звукословие. 11. Телословие.
б.Стояло. 12.Межуток.
Фонетика.
•
Какими буквами и звуками различаются (не различаются) пары слов:
а) был —
бил;
б) вол —
вёл;
в)сел—съел;
г) подождём — под дождём
д) подержать — поддержать?
• Почему в русском переводе сказки Р.Киплинга написано, что, когда крокодил
схватил любопытного слоненка за нос, у того получилось:
-
Пустите
бедя, бде очень больдо!
Попробуйте сами произнести эту фразу, зажав нос. Что получится? Как вы это
объясните? Дайте фонетическое обоснование явлению.
• В одном мультфильме - загадке есть такие строчки:
Далеко —
далеко
на лугу
Пасутся ко...
Ко... Нет, не кони!
Ко... Нет, не козы!
Ко...
Правильно, коровы!
Найдите фонетическую ошибку.
• По каким фонетическим признакам можно догадаться, что выделенные слова в
приведенных ниже отрывках из стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания о Царском
Селе» -
етарославянизмы?
С какой целью старославянизмы используются в этом произведении?
1.Навис покров угрюмой нощи...
2.И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
З.Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет.
Графика. Орфография.
• Кто и когда ввел в употребление букву Ё?
•
Почему буква i в кириллице
носила название «и десятиричное»?
·
Как
правильно:
перспектива или перспиктива?
Решите эту орфографическую задачу, обращаясь к этимологии слова.
Лексикология. Фразеология.
• Приведенные ниже устаревшие слова распределите по двум столбикам:
1) архаизмы; 2) историзмы.
В чем отличие архаизмов от историзмов?
Лицедей, чело, опричник, дьяк, уста,
пиит, урядник, ланиты ,купец
,
помещик, зерцало.
•
Заспорили ребята. Виктор говорит: «Слово пионер новое в нашем языке|,
а названия учебных заведений лицей и гимназия —
устаревшие».
Игорь
возражает: «Наоборот, слово пионер — устаревшее,
а лицей и гимназия -
новые». Кто прав?
• Аргументируйте свою точку зрения. К данным иностранным словам
подберите синонимы. Укажите срок их появления в русском языке.
Авторитет, альтернатива, бестселлер, демагогия, кайф, ромштекс.
• При подборе антонимов к слову труженик проведи
семантико-стилистическую дифференциацию образованного тобою синонимического
ряда.
• Приведите фразелогизмы, образованные в 20 и 21 веке.
• Подберите синонимы к следующим фразеологизмам:
ломать голову, хватать на лету, без сучка без задоринки, два сапога пара.
• Допишите фразеологизмы:
дрожит ...;
надулся
...;
катается
...;
ворона
...;
путеводная
...;
ни
к селу…; морочить ...; первая ...;
мокрая
...
:
до мозга … .
• Какие фразеологизмы возникли из приведенных ниже пословиц, представленных в
полном виде? Изменился ли при этом их смысл?
Попытка не пытка ,а спрос
не беда.
Собаку съел, а хвостом подавился.
Вольному воля, прощенному рай.
Орфоэпия.
•
Выпишите слова, в которых ударение падает на третий слог.
Квартал,
некролог, иконопись, донельзя, благовест, газопровод, туфля, балуюсь.
баловаться, обеспечение.
• Расставьте ударения в данных словах, укажите возможные варианты.
Средства
Звонить
феномен алкоголь
договор жалюзи
досуг обеспечение
облегчить начался
понять ворота
верба каталог
• Расставьте ударения в
данных словах. Чем они различаются?
Броня Видение Характерный
броня видение характерный.
Словообразование.
•
Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
•
Образуйте деепричастие несовершенного вида от глаголов гнать,
тонуть,
печь,
писать.
•
Выделяются ли суффиксы в словах воробей,
соловей, муравей?
•
С точки зрения современного языка в приведенных словах корень
совпадает с основой. Какие морфемы можно выделить в этих словах с
позиции истории языка? Объясните ответ.
Говядина,
неделя, смородина, белье, кольцо.
Морфология.
•
Какой частью речи является слово один в следующих предложениях:
а) В задачнике жили один да один. (С.Маршак)
б) Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов).
• Расскажите о названии падежей в русском языке.
• Одушевленными или неодушевленными являются имена
существительные студенчество и молодёжь?
Синтаксис.
• Выделите грамматические
основы в предложениях:
1) Три смелых зверолова
Сидели под кустом,
А кто-то на березе
Помахивал хвостом.
(С.Михалков).
2) Со всех сторон собак сбежалося с полсотни. (И.А.Крылов).
3) Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. (С.Михалков).
•
Найдите подлежащее и дополнение в предложении на древнерусском языке ОТЬЦЬ
ЛЮБИТЪ СЫНЪ.
Как
будет звучать это предложение в современном русском языке?
Стилистика.
• Замени данные слова и словосочетания заимствованными терминами, которые
употребляются в научном стиле речи.
1) устаревшее слово 6) правописание
2) соответствие 7) разбор
3) преуменьшение 8) преувеличение
4) отвлечение 9) иносказание
5) противопоставление 10) устойчивое сочетание слов
• Как вы оцениваете повторение одних и тех же и однокоренных слов в данных
отрывках текстов?
1. Нам задали следующее задание.
2. 0 пашни, пашни, пашни...
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
(С.Есенин).
Творческие задания.
•
Напишите две миниатюры на заданную тему в публицистическом и
художественном стилях.
Тема -
«Судьба».
• По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.
Герои, герои, герои...
Как часто думается о том, что сила рождает одну
жестокость и не способна родить добро, как ядерная бомба, которая не способна
ни на что, кроме как однажды взорваться. А может, есть сила добрая и есть
могущество, не прибегающее к жестокости?
(В.Белов)
Такая подготовка к олимпиаде по русскому языку позволяет сформировать у учащихся навыки самостоятельного мышления и аналитической деятельности, что в свою очередь является залогом всестороннего развития личности.
Список использованной литературы
1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклассного чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.
2. Голанова Е.И. Как возникают названия: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1989.
3. Казанский Б.В. Приключения слов. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
4. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – СПб.: Азбука-классика,2007 – Серия «Русская словесность».
5. Колесов В.В. Старая пословица недаром молвится. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
6. Кондратов А. Письмена мертвые и живые. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
7. Кондратов А. Земля людей – земля языков. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность».
8. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Знак: Языки славянских культур, 2007.
9. Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
10. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.
11. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб., Азбука, 2007 – Серия «Русская словесность».
12. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – СПб., Азбука, 2005 – Серия «Русская словесность».
13. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.
14. Пасхалов А.П. Удивительная этимология – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.– (О чем умолчали учебники).
15. Пересветов Р. Тайны выцветших строк. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность» .
16. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
17. Суслова А.В. О русских фамилиях. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
18. Улуханов И.С. О языке Древней Руси – М.: 1972.
19. Успенский Л.В. Слово о словах – М.: АСТ, Зебра Е, 2009.
20. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся. М.: – Интерпракс, 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.